Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: основные виды толкования права В зависимости от субъектов различают два вида толкования права: официальное и неофициальное толкование




Официальное толкование

Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные юридические последствия. Те существуют два признака официального толкования: принадлежность его компетентным органам и юридические следствия. Эти признаки производны от субъектов толкования. И. Сабо рассматривает виды толкования с учетом трех обстоятельств: кто компетентен осуществлять толкование, толкование каких органов является обязательным, и для кого оно обязательно.1

 

Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам.

 

Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.

 

Нормативное толкование характеризуется:

 

§ Государственной обязательностью;

§ Распространяется на широкий круг общественных отношений;

§ Обладает возможностью неоднократного использования юридической практики.

 

Нормативное толкование выражено в актах Президиумом Верховного Совета РФ, Верховного Суда РФ. Разновидностью нормативного толкования является аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органам ранее ее установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акты аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчества. Но при этом следует учесть, что толкование носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом.

 

Казуальное толкование – такое толкование, которое применительно к конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц в отношении которых оно дается. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта (судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи.
Неофициальное толкование

Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномо­ченными на это органами и лицами. Неофициальное толко­вание не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адво­катами, учёными, отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид- толкования оказывает боль­шое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъек­тов (комментарии к кодексам учёных-юристов).

 

Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области пра­ва, имеет научный характер (статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности, основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкова­ние. Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых норм.

Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

 

30 вопрос: понятие,значение и условия применения аналогии закона и аналогии права.
В процессе толкования права в ряде случаев обнаруживается необходимость прибегнуть к аналогии закона и права.

Аналогия закона и права - допускаемые законодательством способы восполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права.

Для осуществления аналогии закона и права правоприменительным органом должно быть установлено наличие пробела в нормативных актах, т. е. ситуации, когда рассматриваемое дело носит правовой характер, затрагивает существенные интересы сторон общественного отношения, но их права и обязанности прямо не определены юридическими нормами.

При наличии пробела в нормативных актах, правоприменительный орган решает дело по аналогии закона, применяя к нему юридические нормы институтов и отраслей права, регулирующих сходные по предмету общественные отношения.

 

При отсутствии и таких норм, т. е. невозможности применить аналогию закона, применяется аналогия права и дело рассматривается на основе общего смысла и принципов той отрасли права, в предмет правового регулирования которой включаются данные отношения.

Институт аналогии закона и права дает возможность правоприменительным органам мобильно разрешать правовые дела даже при отсутствии прямого нормативного регулирования. Поэтому сама по себе неурегулированность законодательством тех или иных общественных отношений не может служить основанием для отказа в рассмотрении дела. Это оказывается особенно важным в условиях интенсивного развития правовой системы страны.

В то же время аналогия закона и права по общему правилу не используется при разрешении уголовных дел и дел об административной ответственности.

 

31 вопрос: понятие и признаки актов применения права
Реализация норм права – это воплощение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

В соответствии с особенностями способов правового регулирования (дозволение (управомочие), обязывание и запрет) различаются формы реализации соответствующих норм права: соблюдение, исполнение и использование.

Практическое воплощение содержания правовых предписаний в жизни путем соблюдения, исполнения и использования норм права находит свое выражение в актах реализации права – действиях субъектов права, участников правовой жизни в процессе реального осуществления выраженных в правах и обязанностях мер возможного или должного поведения.

Посредством правовых актов осуществляется реализация индивидуальных прав и обязанностей (на основании договоров, добровольного волеизъявления, сделанного в предусмотренной законом форме), правовых актов, которые реализуют на основе закона права и обязанности субъектов права оформленных в соответствие с требованиями, предъявляемыми текущим законодательством.

Применение норм права осуществляется в тех случаях, когда все иные формы реализации права оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс соответствующих органов, наделенных определенной компетенцией.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Необходимость в правоприменительной деятельности возникает тогда,

когда:

субъекты общественных отношений не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (например, прием на работу);

между субъектами общественных отношений имеется спор по поводу определенного юридического факта и сами субъекты без помощи властного органа не могут прийти к компромиссному решению либо существуют препятствия на пути осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;

для возникновения определенных правоотношений требуется официальное установление наличия или отсутствия конкретных фактов, проверка их истинности и законности;

необходима защита какого-либо нарушенного субъективного права либо возникает необходимость в реализации мер государственного принуждения.

Характерными признаками применения норм права являются:

деятельность уполномоченных на то компетентных субъектов;

государственно-властный характер деятельности, который проявляется в категоричности выносимых предписаний, презумпции компетентности правоприменительного органа, в обеспеченности вынесенного решения силой государственного принуждения;

наличие ряда последовательно проходящих этапов (стадий);

осуществление в специально установленной (процессуальной) форме;

в определенной степени творческая деятельность, т. к. предусматривает значительную самостоятельность в принятии решений;

организующая деятельность, проходящая в условиях правоприменительного риска, т.е. в условиях неопределенности, возможности альтернативного выбора в процессе принятия правоприменительного решения, создающего опасность причинения вреда правоохраняемым интересам, результаты реализации которого не могут быть однозначными, поскольку имеется вероятность наступления как желаемого результата, так и общественно опасных последствий. В этой связи различают наличный и мнимый, обоснованный и необоснованный правоприменительные риски;

вынесение особого правоприменительного акта2.

Правоприменение является достаточно сложным процессом и проходит ряд стадий – последовательных, взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентным государственным органом конкретного дела по установлению содержания и порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения (установление фактических обстоятельств дела; выяснения юридической основы дела; решение дела по существу с вынесением правоприменительного акта) (Приложение 1).

В силу своей важности и наличия у субъектов правоприменения властных полномочий правоприменительная деятельность протекает в соответствии с рядом требований.

Принципы правоприменения в данном случае выступают как основополагающие идеи, выступающие обязательными ориентирами в сфере реализации права:

законность (по отношению к юридической основе правоприменения);

обоснованность (по отношению к фактической основе дела);

целесообразность (в достижении целей наиболее эффективного воздействия на общественные отношения);

социальная справедливость (направленность на стабилизацию общественных отношений, на обеспечение их гармонии) и др.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. В настоящее время существует большое количество определений понятия «правоприменительный акт».

«Правоприменительный акт – это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц»3.

Наиболее полным представляется определение В. В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
Основные признаки, которыми характеризуются акты применения норм права, следующие:

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

Во-вторых, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-третьих, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.

Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение.

Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1. вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2. описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3. мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

4. резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акты, принимаются органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом.

 

32 вопрос: Основные виды актов применения права.содержание правоприменительного акта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.