КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СтатусПравовой статус помощника депутата Государственной Думы Законодательная основа деятельности помощника депутата Государственной Думы Институт помощника депутата федерального парламента в посткоммунистической России известен свыше десяти лет. Так, в соответствии с Законом РСФСР `О статусе народного депутата РСФСР` народный депутат, избранный от территориального избирательного округа, был вправе иметь до трех помощников, а депутат, избранный от национально-территориального избирательного округа, - до пяти помощников. В мае 1992 года Верховным Советом Российской Федерации было утверждено Положение о помощниках народного депутата РСФСР. Правовой статус помощника того времени заметно отличался от нынешнего статуса помощника депутата Государственной Думы: объем выполняемых поручений был не столь обширен, а сама работа осуществлялась, как правило, в избирательных округах. Народный депутат не мог иметь помощников по работе в Верховном Совете. Помощники либо совмещали свою деятельность с основной работой, либо просто состояли в штате своего предприятия, учреждения, организации, если работа помощника была основным видом их трудовой деятельности. С образованием нового российского парламента - Федерального Собрания и изменением статуса самого депутата, теперь осуществляющего свою деятельность в Государственной Думе на профессиональной и постоянной основе, роль помощников депутата существенно возросла. В частности, изменился также и их статус, увеличилась численность, возросли требования к лицам, принимаемым на работу в качестве помощника парламента.
Несмотря на единую направленность деятельности помощников, их правовое положение не одинаково и зависит от условий осуществления ими своих полномочий. Согласно Федеральному закону помощники депутата могут работать на основании трудового договора (контракта) либо на общественных началах. При этом те из них, кто работает по трудовому договору, вправе исполнять свои обязанности как на постоянной основе, так и по совместительству. Депутат Государственной Думы может иметь не более пяти помощников, работающих по трудовому договору. В их число входят и помощники по работе в Государственной Думе, которых не должно быть более двух. Что касается помощников депутата на общественных началах, то их численный состав также ограничен (что ранее не было предусмотрено) и не может превышать тридцати человек. Таким образом, депутат Государственной Думы вправе иметь в общей сложности до 35 помощников, двое из которых, как уже отмечалось, могут работать в Государственной Думе, а остальные оказывают содействие депутату на местах - в избирательном округе (если депутат избран по одномандатному округу) либо в установленном соответствующей депутатской фракцией субъекте Федерации (если депутат избран по общефедеральному округу). Информация о помощниках депутата (данные о количественном и персональном составе, включая сведения об образовании, трудовой и профессиональной деятельности) подлежит опубликованию в официальном издании Федерального Собрания. Помощнику депутата выдается удостоверение - основной документ, подтверждающий его полномочия. В удостоверении, помимо фамилии, имени и отчества помощника, указываются фамилия, имя и отчество депутата Государственной Думы, помощником которого он является, а также место его (помощника) работы - Государственная Дума, избирательный округ или субъект Федерации. Запись о том, работает ли помощник по трудовому договору (контракту) либо на общественных началах, в удостоверении не допускается1. Образцы удостоверений помощников депутатов утверждаются Председателем Государственной Думы, а сами удостоверения оформляются по представлению депутата и подписываются Руководителем Аппарата Государственной Думы. В зависимости от места работы помощника удостоверение ему выдается либо Государственной Думой, либо исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В случае досрочного прекращения помощником своих полномочий он обязан возвратить удостоверение тому депутату, чьим помощником являлся, для передачи его в соответствующий государственный орган.
Рассматриваемый нами Федеральный закон предусматривает три основания увольнения с работы помощника до истечения срока действия трудового договора: по представлению депутата Государственной Думы; На работу в качестве помощника депутата по трудовому договору могут быть приняты также военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В данном случае указанные лица не подлежат увольнению с военной службы или из соответствующих органов, а прикомандировываются к соответствующему исполнительному органу государственной власти на основании представления депутата. В то же время предусматривается, что на период работы в качестве помощника депутата военная служба, а также служба в названных органах для этих лиц приостанавливается. Надо отметить, что данное положение Федерального закона является внутренне противоречивым и не согласуется с нормами других федеральных законов, регулирующих вопросы прикомандирования и приостановления службы перечисленных категорий лиц. Исходя из смысла основополагающих нормативных правовых актов, определяющих порядок прохождения военной службы и службы в специальных органах, понятия `прикомандирование` и `приостановление службы` по своему содержанию являются взаимоисключающими. Так, прикомандированные военнослужащие и сотрудники указанных органов продолжают получать денежное довольствие, им присваиваются очередные воинские или специальные звания, а также классные чины. В случае же приостановления службы эти права утрачиваются. Соответствующие положения закреплены, например, в Федеральном законе `О воинской обязанности и военной службе` (ст.ст. 44 и 45), а также в принятом в соответствии с ним Положении о порядке прохождения военной службы (ст.ст. 18 и 19), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No 1237. Аналогичный подход использован и в рассматриваемом нами Федеральном законе `О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы`. Согласно ст. 6 этого Закона член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, являвшиеся к началу срока своих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок своих полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях. В течение всего срока приостановления службы выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и работников указанных органов, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производятся. В этот период член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Кроме того, необходимо обратить внимание на еще одну несогласованность в законодательном регулировании данного вопроса. Федеральный закон `О воинской обязанности и военной службе` содержит исчерпывающий перечень лиц, военная служба которых может быть приостановлена. Помощники депутата Государственной Думы, равно как и помощники члена Совета Федерации, в нем не упомянуты, поэтому распространение на них порядка приостановления военной службы представляется неправомерным. Определяя условия работы помощников, Федеральный закон `О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы` устанавливает, что помощнику депутата по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, выделенном депутату в здании Государственной Думы. Учитывая, что помещение для депутата должно быть обеспечено мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), а также средствами связи, следует предположить, что помощник депутата вправе беспрепятственно пользоваться перечисленным оборудованием. Что касается помощника депутата по работе в избирательном округе или в субъекте Российской Федерации, то его постоянным рабочим местом является надлежаще оборудованное помещение, которое предоставляется соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Это помещение может находиться в здании законодательного или исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо в здании органа местного самоуправления. Последнее, однако, не безусловно и требует согласия депутата Государственной Думы. Следует отметить, что законодатель не устанавливает, каким конкретным оборудованием должно быть обеспечено рабочее место такого помощника, соотнося это с возможностями того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Вместе с тем указано, что помощник депутата может пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа или субъекта Российской Федерации.
74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |