Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус




Правовой статус помощника депутата Государственной Думы

Законодательная основа деятельности помощника депутата Государственной Думы
Порядок приема на работу и увольнения помощника депутата, условия его работы
Особенности правового положения помощников депутата по работе в Государственной Думе
Права и обязанности помощников депутата
Оплата труда и социальные гарантии, предусмотренные для помощника депутата
Пенсионное обеспечение помощника депутата
Некоторые выводы

Институт помощника депутата федерального парламента в посткоммунистической России известен свыше десяти лет. Так, в соответствии с Законом РСФСР `О статусе народного депутата РСФСР` народный депутат, избранный от территориального избирательного округа, был вправе иметь до трех помощников, а депутат, избранный от национально-территориального избирательного округа, - до пяти помощников. В мае 1992 года Верховным Советом Российской Федерации было утверждено Положение о помощниках народного депутата РСФСР. Правовой статус помощника того времени заметно отличался от нынешнего статуса помощника депутата Государственной Думы: объем выполняемых поручений был не столь обширен, а сама работа осуществлялась, как правило, в избирательных округах. Народный депутат не мог иметь помощников по работе в Верховном Совете. Помощники либо совмещали свою деятельность с основной работой, либо просто состояли в штате своего предприятия, учреждения, организации, если работа помощника была основным видом их трудовой деятельности.

С образованием нового российского парламента - Федерального Собрания и изменением статуса самого депутата, теперь осуществляющего свою деятельность в Государственной Думе на профессиональной и постоянной основе, роль помощников депутата существенно возросла. В частности, изменился также и их статус, увеличилась численность, возросли требования к лицам, принимаемым на работу в качестве помощника парламента.


Законодательная основа деятельности помощника депутата Государственной Думы
Помощник депутата - это лицо, оказывающее содействие депутату в его депутатской деятельности. Правовое положение помощника депутата любого уровня определяется обычно законом (федеральным либо законом субъекта Федерации), на основании которого принимаются иные нормативные акты, конкретизирующие порядок осуществления помощником депутата своих полномочий. Для помощника депутата Государственной Думы таким законом является Федеральный закон от 5 июля 1999 г. No 133-ФЗ, содержащий новую редакцию Федерального закона `О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`, который действовал с мая 1994 г. Надо сказать, что внесенные в закон изменения коснулись не только его содержания, но и названия, поскольку, согласно российской Конституции понятие `депутат Совета Федерации` распространяется лишь на состав верхней палаты первого созыва (1994-1995 гг.). В настоящее время этот Федеральный закон называется `О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`.
Данный Закон наряду с определением основных прав и обязанностей помощника депутата, довольно подробно регламентирует условия его деятельности, порядок приема на работу и увольнения, а также условия и порядок оплаты труда помощника, работающего по трудовому договору. Прежде всего Закон устанавливает, что помощником депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации. Такое требование обусловлено целым рядом обстоятельств, главное из которых - специфика деятельности помощника депутата. Он призван оказывать содействие избранному представителю народа, уполномоченному осуществлять в федеральном органе государственной власти законодательные и иные полномочия.

Несмотря на единую направленность деятельности помощников, их правовое положение не одинаково и зависит от условий осуществления ими своих полномочий. Согласно Федеральному закону помощники депутата могут работать на основании трудового договора (контракта) либо на общественных началах. При этом те из них, кто работает по трудовому договору, вправе исполнять свои обязанности как на постоянной основе, так и по совместительству. Депутат Государственной Думы может иметь не более пяти помощников, работающих по трудовому договору. В их число входят и помощники по работе в Государственной Думе, которых не должно быть более двух. Что касается помощников депутата на общественных началах, то их численный состав также ограничен (что ранее не было предусмотрено) и не может превышать тридцати человек. Таким образом, депутат Государственной Думы вправе иметь в общей сложности до 35 помощников, двое из которых, как уже отмечалось, могут работать в Государственной Думе, а остальные оказывают содействие депутату на местах - в избирательном округе (если депутат избран по одномандатному округу) либо в установленном соответствующей депутатской фракцией субъекте Федерации (если депутат избран по общефедеральному округу). Информация о помощниках депутата (данные о количественном и персональном составе, включая сведения об образовании, трудовой и профессиональной деятельности) подлежит опубликованию в официальном издании Федерального Собрания.

Помощнику депутата выдается удостоверение - основной документ, подтверждающий его полномочия. В удостоверении, помимо фамилии, имени и отчества помощника, указываются фамилия, имя и отчество депутата Государственной Думы, помощником которого он является, а также место его (помощника) работы - Государственная Дума, избирательный округ или субъект Федерации. Запись о том, работает ли помощник по трудовому договору (контракту) либо на общественных началах, в удостоверении не допускается1. Образцы удостоверений помощников депутатов утверждаются Председателем Государственной Думы, а сами удостоверения оформляются по представлению депутата и подписываются Руководителем Аппарата Государственной Думы. В зависимости от места работы помощника удостоверение ему выдается либо Государственной Думой, либо исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В случае досрочного прекращения помощником своих полномочий он обязан возвратить удостоверение тому депутату, чьим помощником являлся, для передачи его в соответствующий государственный орган.


Порядок приема на работу и увольнения помощника депутата, условия его работы
Статус помощника депутата Государственной Думы предполагает особый по сравнению с действующим трудовым законодательством порядок его приема и увольнения с работы, а также порядок увольнения работника, изъявившего желание перейти на работу помощником депутата. Так, при переходе работника на работу в качестве помощника депутата администрация предприятия, организации или учреждения обязана уволить его в порядке перевода и в срок, указанный в заявлении работника и в представлении депутата. Прием помощника на работу производится на основании трудового договора (контракта), для заключения которого необходимы его личное заявление и соответствующее представление депутата Государственной Думы. В зависимости от места работы помощника указанные документы предоставляются либо в Аппарат Государственной Думы, либо в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Прием на работу в палату Федерального Собрания оформляется распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Если же предполагается, что помощник будет оказывать содействие депутату в избирательном округе или в определенном депутатской фракцией субъекте Российской Федерации, его прием на работу оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Надо сказать, что помощник депутата может приступить к исполнению своих обязанностей и до издания соответствующего распоряжения. В таком случае он может быть оформлен на работу со дня фактического исполнения обязанностей, если указание об этом содержится в депутатском представлении.
Срок работы помощника определяется депутатом и указывается в его представлении, а также в трудовом договоре. Этот срок не должен превышать срока полномочий самого депутата. Поэтому до дня избрания депутата лицо не может быть принято на работу в качестве его помощника, а с прекращением депутатских полномочий (в том числе в случае их досрочного прекращения) помощник депутата подлежит увольнению независимо от того, истек ли установленный трудовым договором срок.

Рассматриваемый нами Федеральный закон предусматривает три основания увольнения с работы помощника до истечения срока действия трудового договора:

по представлению депутата Государственной Думы;
в случае досрочного прекращения депутатских полномочий;
по собственному желанию помощника.
Таким образом, только последнее из перечисленных оснований увольнения является общим для всех категорий работников и предусмотрено общим трудовым законодательством, в то время как первые два характерны лишь для категории работников, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением полномочий депутатов Государственной Думы.

На работу в качестве помощника депутата по трудовому договору могут быть приняты также военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В данном случае указанные лица не подлежат увольнению с военной службы или из соответствующих органов, а прикомандировываются к соответствующему исполнительному органу государственной власти на основании представления депутата. В то же время предусматривается, что на период работы в качестве помощника депутата военная служба, а также служба в названных органах для этих лиц приостанавливается.

Надо отметить, что данное положение Федерального закона является внутренне противоречивым и не согласуется с нормами других федеральных законов, регулирующих вопросы прикомандирования и приостановления службы перечисленных категорий лиц. Исходя из смысла основополагающих нормативных правовых актов, определяющих порядок прохождения военной службы и службы в специальных органах, понятия `прикомандирование` и `приостановление службы` по своему содержанию являются взаимоисключающими. Так, прикомандированные военнослужащие и сотрудники указанных органов продолжают получать денежное довольствие, им присваиваются очередные воинские или специальные звания, а также классные чины. В случае же приостановления службы эти права утрачиваются. Соответствующие положения закреплены, например, в Федеральном законе `О воинской обязанности и военной службе` (ст.ст. 44 и 45), а также в принятом в соответствии с ним Положении о порядке прохождения военной службы (ст.ст. 18 и 19), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No 1237. Аналогичный подход использован и в рассматриваемом нами Федеральном законе `О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы`. Согласно ст. 6 этого Закона член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, являвшиеся к началу срока своих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок своих полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях. В течение всего срока приостановления службы выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и работников указанных органов, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производятся. В этот период член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Кроме того, необходимо обратить внимание на еще одну несогласованность в законодательном регулировании данного вопроса. Федеральный закон `О воинской обязанности и военной службе` содержит исчерпывающий перечень лиц, военная служба которых может быть приостановлена. Помощники депутата Государственной Думы, равно как и помощники члена Совета Федерации, в нем не упомянуты, поэтому распространение на них порядка приостановления военной службы представляется неправомерным.

Определяя условия работы помощников, Федеральный закон `О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы` устанавливает, что помощнику депутата по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, выделенном депутату в здании Государственной Думы. Учитывая, что помещение для депутата должно быть обеспечено мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), а также средствами связи, следует предположить, что помощник депутата вправе беспрепятственно пользоваться перечисленным оборудованием.

Что касается помощника депутата по работе в избирательном округе или в субъекте Российской Федерации, то его постоянным рабочим местом является надлежаще оборудованное помещение, которое предоставляется соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Это помещение может находиться в здании законодательного или исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо в здании органа местного самоуправления. Последнее, однако, не безусловно и требует согласия депутата Государственной Думы. Следует отметить, что законодатель не устанавливает, каким конкретным оборудованием должно быть обеспечено рабочее место такого помощника, соотнося это с возможностями того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Вместе с тем указано, что помощник депутата может пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа или субъекта Российской Федерации.


Особенности правового положения помощников депутата по работе в Государственной Думе
Рассматривая вопрос о статусе помощника депутата по работе в Государственной Думе, следует отметить, что в связи с принятием новой редакции Федерального закона его правовое положение существенно изменилось. В настоящее время помощники депутатов Государственной Думы, работающие в палате Федерального Собрания по трудовому договору на постоянной основе, являются федеральными государственными служащими категории `Б`2. Согласно ранее действовавшей норме такие помощники пользовались правами и льготами работников Аппарата данной палаты Федерального Собрания, не являясь при этом государственными служащими. Теперь законодательство о федеральной государственной службе распространяется на таких помощников в полном объеме, если иное не предусмотрено Федеральным законом `О статусе членов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`. Следовательно, этим помощникам должны присваиваться квалификационные разряды по результатам аттестации или сдачи квалификационного экзамена, они могут пользоваться правами государственного служащего и одновременно должны соблюдать ограничения, связанные с государственной службой. При приеме на государственную службу, а впоследствии ежегодно, им необходимо представлять сведения о своих доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. В связи с успешным и добросовестным исполнением обязанностей к помощникам депутата по работе в Государственной Думе могут применяться различные виды поощрений. На них также распространяются гарантии, предусмотренные для государственных служащих.
Следует заметить, что отнесение помощников депутатов Государственной Думы к числу федеральных государственных служащих влечет за собой принятие целого ряда нормативных актов, закрепляющих их новый правовой статус. Прежде всего речь идет о внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. No 981 `Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы`, в соответствии с которыми должность помощника депутата, работающего в Государственной Думе по трудовому договору (контракту) на постоянной основе, включена в перечень должностей федеральной государственной службы. При этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. No 1863 названная должность включена в группу ведущих должностей по аналогии с должностью помощника федерального министра, к статусу которого по социальным гарантиям приравнен депутат Государственной Думы.

74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.