Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы)




Фонды.

Под фондом для целей Гражданского кодекса понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.

Фонды относятся к числу нетипичных субъектов гражданского права, поскольку в отличие от большинства иных субъектов гражданского права их создание и деятельность в наибольшей мере подвержена воздействию публично-правовых начал, цели их деятельности более всего отображают общественные интересы, а не интересы частных лиц.

Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда.

Имущество, передаваемое фонду его учредителями, должно принадлежать им на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда.

Источниками формирования имущества фонда являются имущество, передаваемое фонду его учредителями, поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий, доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности, и иные не запрещенные законодательством поступления.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Правила, действующие в отношении создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов, установленные ГК не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, если в актах законодательства о создании таких фондов не установлено иное.

Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом.

Не являясь коммерческими организациями фонды, тем не менее, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого они могут создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.

Фонды осуществляют деятельность через свои органы: правление (совет), дирекцию (директора) и попечительский совет. Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления его деятельности.

Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями. Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.

К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:

изменение и (или) дополнение устава фонда;

образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;

создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;

утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;

реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда.

Попечительский совет фонда – орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, – правлением (советом) фонда.

К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:

контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;

контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;

контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;

предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.

Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями фонда.

Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 ГК, должен содержать:

сведения об учредителях фонда;

задачи и методы деятельности фонда;

состав и порядок формирования органов фонда;

порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;

порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;

 

источники и порядок формирования имущества фонда;

срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;

сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);

сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;

иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие ГК.

Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные статьей 118 и статьей 119 ГК, определяются законодательными актами.

Устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда.

Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок в случае:

изменения целей фонда;

изменения наименования фонда;

изменения вида фонда;

 

изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);

создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;

изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;

изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.

Реорганизация фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, может быть осуществлена в форме:

слияния с другим фондом;

присоединения к другому фонду;

присоединения к нему другого фонда;

выделения из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы;

разделения на два и более фонда.

Вместе с тем, фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.

Стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда.

Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда:

- в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче учредителями в собственность

- фонда имущества в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или в части в виде неденежных взносов;

- в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;

- если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до минимального размера, необходимого для его создания и деятельности;

- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;

- в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;

- в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда.

В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.

Фонды действуют на основании законодательства о фондах (Фонд информатизации, Фонд «Взаимопонимания и примирения» и др.) и устава.

Учреждения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждения могут создаваться государством и его административно-территориальными единицами, а также гражданами и юридическими лицами. Чаще всего учреждения создаются государством или его административно-территориальными единицами, а сами решения происходят из сферы государственного управления. Деятельность же самих учреждений осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере образования, культуры, здравоохранения и др.

Учреждение имеет закрепленное за ним собственником имущество. Учреждение имеет ограниченный режим владения, пользования и распоряжения имуществом (право оперативного управления). Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, равно как и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если учредительные документы предоставляют учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если только иное не предусмотрено законодательством. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Учреждение действует на основании устава или положения, утверждаемого собственником имущества.

Учреждение, как правило, имеет единоличный орган упр вления – руководителя, назначаемого собственником имущества.

Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, а общественные и иные некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации или союзы. Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели создают объединения в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Общественные и иные некоммерческие организации, объединяясь преследуют те общие цели, которые их могут объединить в силу отчужденности от предпринимательской деятельности и которые охватывают сферу общесоциальных интересов. Тем не менее, и те и другие объединения являются некоммерческими организациями.

В отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей п.1 ст.121 ГК предусматривает возможность создания объединений в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов участников объединения. По смыслу комментируемой нормы такие объединения создаются для осуществления в интересах их членов исключительно управленческих, а не предпринимательских функций. При этом ассоциации и союзы не являются органами, вышестоящими по отношению к образующим их субъектам, но функция координации предпринимательской деятельности этих субъектов предполагает управленческое воздействие на них со стороны органа, которому они добровольно делегировали соответствующие полномочия. Поскольку любое управление невозможно без соблюдения принципа обязательности управленческих решений, данный принцип целесообразно устанавливать в учредительных документах объединений.[8]

Гражданский кодекс не указывает на различия между ассоциацией и союзом. Все возможные различия могут быть связаны с особенностями их создания и деятельности определяемыми законодательством и учредительными документами.

По смыслу правил, содержащихся в п. 1 и п. 2 ст.121 ГК можно сделать вывод о том, что для создания объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей требуется соглашение между ними, а для общественных и иных некоммерческих организаций их решение, принятое на съезде или ином объединительном форуме.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) коммерческих организаций возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создавать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциации и союзы являются юридическими лицами, а их члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Учредительными документами ассоциаций и союзов являются учредительный договор, подписанный их членами, а также утвержденный ими устав. Учредительные документы помимо сведений, указанных в п.2 ст.48 ГК должны содержать порядок формирования имущества ассоциации (союза), внесения изменений в учредительные документы, условия о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации или союза.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза). Вместе с тем, воспользоваться этим правом он может лишь по окончании финансового года, т.е. после 31 декабря текущего года (см. ст.14 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»). Член ассоциации (союза) в случае выхода из объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если только эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из объединения по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении имущественного взноса и ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

Порядок реорганизации и ликвидации ассоциаций (союзов) определяется общими положениями о ликвидации юридических лиц с учетом особенностей содержащихся в законодательстве об объединениях юридических лиц.

 

Государственные объединения.

Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.

Государственное объединение создается, как правило, по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства, общего управления деятельностью, координации деятельности и представления интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения.

Государственное объединение находится в подчинении Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления.

Государственные объединения являются некоммерческими организациями, за исключением случаев принятия в соответствии с законодательством решений о признании их коммерческими организациями.

Собственник имущества государственного объединения не отвечает по обязательствам государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Правовое положение государственных объединений, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в их состав, определяются Гражданским кодексом и иными актами законодательства о таких объединениях, а также их уставами.

В состав государственного объединения могут входить государственные унитарные предприятия и (или) государственные учреждения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа, а также иные организации, индивидуальные предприниматели добровольно на условиях и в порядке, определенных уставом государственного объединения. Юридические лица могут входить в состав государственного объединения в соответствии с законодательством.

Решение о возможности вхождения в состав государственного объединения индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом.

Участники государственных объединений сохраняют права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством.

 

Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, входящие в состав государственного объединения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа, могут быть исключены из его состава по решению этого органа (должностного лица).

Иные участники государственного объединения, входящие в его состав добровольно, вправе выйти из состава государственного объединения или могут быть исключены из этого состава в порядке, установленном уставом соответствующего государственного объединения.

Решения государственных объединений по вопросам, предусмотренным уставами государственных объединений и актами законодательства о таких объединениях, являются обязательными для их участников.

Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники государственного объединения не отвечают по обязательствам этого государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Имущество государственного объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом, а также уставом государственного объединения должно быть определено, на каком праве принадлежит имущество государственному объединению.

Имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения.

Устав государственного объединения утверждается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом и является учредительным документом этого объединения.

В уставе государственного объединения должны быть определены порядок и источники формирования имущества государственного объединения.

В уставе государственного объединения, являющегося коммерческой организацией, помимо иных сведений, предусмотренных статьями ГК должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного объединения.

 

Раздел №2. Гражданское правоотношение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.