Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц




Одни административно-правовые нормы действуют на территории всей сраны (это нормы, принятые на федеральном уровне), а другие – на определенной территории (это нормы, принятые на уровне субъектов РФ). Административно – правовые нормы могут также действовать и в межтерриториальном масштабе, когда регламентируют деятельность международных российских организации и граждан, находящихся на территории зарубежных стран.

Одни нормы распространяют свою юридическую силу на всех граждан России (это, например, нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и др. актами), иные – лишь на определенный круг лиц (например, положение о каком – либо федеральном органе исполнительной власти распространяют свою юридическую силу только на этот орган).

Во времени административно – правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия, то есть действуют либо до их официального изменения, либо до их отмены. Законную силу административно – правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных правовых актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного правового акта.

Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течении 10 дней после их подписания.

Иногда в законах оговаривается срок вступления его в силу. Например, в ст. 1 КоАП РФ предусматривалось введение его в действие с 1 июля 2002г.

Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Действие административно – правовых актов может быть также рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств. Такие акты называются соответственно срочными или чрезвычайными.

 

 

Вопрос №8 Понятие и элементы административно-правовых отношений

Административно-правовые нормы – это регулируем норами административного права общественные отношения, складывающие в сфере управления.

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты, и юридические факты.

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений является:

- граждане России;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы, их структурные подразделения предприятия, учреждения и иные государственные организации;

- общественные (негосударственные) объединения;

- служащие государственных органов и организацией, служащие общественных (негосударственных) объединений;

- представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

Административная правосубъективность у граждан России возникает с момента рождения, а государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований и юридических лиц – с момента образования их в установленном порядке. Административная правосубъективность у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления на должность.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, является общественные отношения, а непосредственным объектом – поведение субъектов. В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) осуществляют те представленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект – это то, по поводу чего возникает правоотношение.

Для того чтобы между субъектами административного права возникло конкретное правоотношение, необходимо наличие определенных установленных административно – правовой нормой условий.

Ими могут быть действия и события. Эти действия и события называются юридическими фактами.

Действие бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия всегда соответствуют требованием административно – правовых норм. Например, в связи с наступления 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом.

Наиболее распространенным юридическим фактом, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, является правовой акт исполнительного органа (например, приказ должностного лица о приеме на государственную службу, постановление государственного органа наложении административного наказания и др.)

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их и, как правило, влекут собой юрисдикционные правоотношения. К неправомерным действиям относится также действие.

Нарушение тех или иных правил, например правил дорожного движения, является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем упалномоченным государственным органом.

Вопрос №9 Виды административно-правовых отношений.

Административные правоотношения могут быть классифицированы по разным основаниям.

а) Основные и неосновные

К основным административным правоотношениям относятся отношения, непосредственно выражающие формулу «субъект – объект», в которой проявляется властная природа государственно - управленческой деятельности. Они возникают между вышестоящими и нижестоящим исполнительными органами, между руководителями и подчиненными и т.д.

Неосновными являются правоотношения, складывающиеся в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим названием управляющие воздействие субъект направления на объект. Неосновные отношения строятся по формуле «субъект – субъект». Например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, которые затрагивают их деятельность (интересы).

б) по характеру связей между участниками управленческих правоотношений.

Вертикальные правоотношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и наиболее типичны для управленческой деятельности (например, это относится между Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти)

Горизонтальными правоотношениями признаются такие отношения между субъектами управленческих отношений, в которой стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют властные веления одной стороны, обязательные для другой. Это, например, отношения по выработке совместных мер по исполнению нормативных правовых актов (формирования межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий).

в) По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

К материальным административно – правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно – процессуальные правоотношения – это отношения, которые складываются в сфере управления связи с разрешением индивидуально – конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при расстоянии разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

г) По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтными.

 

 

Вопрос № 10 Понятия административно – правового статуса гражданина. Основные права и обязанности человека и гражданина.

Граждане как участники административно-правовых отношений являются субъектами административного права. Административно-правовой статус гражданина — составная часть общего правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами.

Под административно-правовым статусом гражданина принято понимать комплекс прав и обязанностей гражданина, реализуемых в сфере управления в рамках административно-правовых отношений при взаимодействии, в первую очередь, с органами исполнительной власти, а также органами законодательной и судебной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, общественными объединениями и должностными лицами всех этих органов.

Поскольку административно-правовые отношения возникают не только в связи с реализацией гражданами своих прав и обязанностей, но и в связи с необходимостью их защиты, то в административно - правовой статус гражданина включаются также гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты органами государственной власти.

Основные права и обязанности человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ и имеют прямое действие. Многие из этих прав и обязанностей составляют содержание административно - правового статуса граждан. К ним относятся права на:

— свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

— неприкосновенность жилища (ст. 25);

— свободу передвижения (ст. 27);

— объединение, включая право создавать профессиональные

союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

— возмещение государством вреда, причиненного незаконными

действиями (или бездействием) органов государственной власти

или их должностных лиц (ст. 53), а также право:

— проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и

пикетирование;

— участвовать в управлении делами государства, в том числе

избираться и быть избранными в органы государственной власти,

иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32);

— обжаловать действия должностных лиц в административном

и судебном порядке (ст. 33 и 46);

— частной собственности (ст. 35).

Среди обязанностей выделяются следующие:

• платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

• сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться

к природным богатствам (ст. 58);

• защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59).

Конституционные нормы, закрепляя основные права и обязанности граждан, в то же время не указывают, каким образом они могут быть реализованы и выполнены. Эта задача обеспечивается нормами различных отраслей российского права, в том числе и административного права, что находит свое непосредственное выражение в текущем законодательстве Российской Федерации.

В последние годы регулирование многих вопросов правового статуса гражданина осуществляется на уровне законов (ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан определялась исключительно ведомственными актами). В связи с этим в формировании административно-правового статуса большая роль отводится органам законодательной власти.

Указанными органами приняты такие важные законы, как: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-11; законы РФ: от 2 июля 1992 г. № 3185-1 ≪ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании≫2, от 10 июля 1992 г. № 3266-1 ≪Об образовании≫3, от 25 июля 1993 г. № 5242-1 ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫4, федеральные законы: от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ ≪О порядке выезда из Б> российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию≫5, от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ≪О гражданстве Российской Федерации≫6, от 25 июля 2002 г. № ПЗ-ФЗ ≪Об альтернативной гражданской службе≫7, от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ ≪О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях≫8 и др.

Многие вопросы административно-правового статуса граждан регулируются также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ как важнейшими субъектами административного права. К таким актам относятся, например, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232; Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 9013; постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г, № 592 « Овзаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власт»4 и др.

Акты, влияющие на правовой статус граждан, издаются органами местного самоуправления и другими органами.

Таким образом, систему административного права, регламентирующего правовой статус граждан, составляют нормы, содержащиеся в законах и других правовых актах. Этими нормами определяются правила поведения граждан в различных сферах общественных отношений, в частности, в сфере установленного порядка управления, охраны общественного порядка, охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, дорожного движения, коммунального хозяйства, регламентируются способы их защиты, в том числе путем установления административной ответственности за нарушения этих правил.

В этой связи следует подчеркнуть, что не все права и обязанности производим от конституционных прав. Многие права и обязанностиграждан в сфере административного права возникают на основенорм, устанавливаемых федеральными законами, указамиПрезидента РФ, постановлениями Правительства РФ. К ним, например,можно отнести право на приобретение оружия, право надонорство, право на перемену фамилии, имени, отчества и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.