Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И охрана окружающей среды Каспийского моря 3 страница




--------------------------------

<1> Международно-правовые основы недропользования: Учебное пособие / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007. С. 178 - 198.

 

Многие положения Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря требуют дальнейшего развития в упоминавшихся дополнительных протоколах. Этот международно-правовой акт имеет большое значение для понимания современного международно-правового режима недропользования на Каспии. Стороны признают важность защиты целостной экосистемы Каспийского моря и поддерживают необходимость разрешения экологических проблем. Но решение этой проблемы зависит от базового документа. Стороны подтверждают, что ныне без определения статуса Каспия не стоит рассчитывать не только на успешное освоение богатств морского дна, но и на сохранение безопасности и стабильности в регионе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мамедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра: Монография. Баку, 2006. С. 11.

 

В 2010 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. В рамках указанного Соглашения стороны сотрудничают в следующих областях: борьба с терроризмом, борьба с организованной преступностью; борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров борьба с отмыванием доходов, в том числе денежных средств, полученных преступным путем; борьба с контрабандой; обеспечение безопасности морского судоходства и борьба с пиратством; борьба с торговлей людьми и незаконной миграцией; борьба с незаконной добычей биологических ресурсов (браконьерством); обеспечение безопасности мореплавания.

 

Глава VIII. ОХРАНА ПРЕСНОВОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗЕМЛИ

В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

§ 1. Международная программа "Вода для жизни"

и механизм ее реализации

 

Вода занимает 70% земной поверхности и лишь 2,5% этой площади приходится на пресные водоемы. Из этих 2,5% пресной воды на Земле две трети сосредоточено во льдах, а почти вся оставшаяся часть рассеяна в почве или залегает в глубоких водоносных слоях. Потребление воды год от года растет (население мира ежегодно увеличивается примерно на 90 млн. человек). По прогнозам к середине века лишь три - четыре страны в мире не будут испытывать острой нехватки пресной воды <1>.

--------------------------------

<1> Доклад Генерального директора ЮНЕСКО о состоянии водных ресурсов в мире, представленный на III Всемирном форуме водных ресурсов (март 2003 г., Киото). См.: Unisdr.org.A/57785, приложение.

 

Между тем не только количественное, но и качественное состояние мировых ресурсов пресной воды из года в год ухудшается и в основном в результате неконтролируемой хозяйственной деятельности человека. За период с 1990 по 1995 гг. потребление пресной воды в мире возросло в шесть раз, что более чем вдвое превышает прирост населения. Нехватка воды во многих странах является основным фактором, сдерживающим промышленный и социально-экономический рост. В Африке 14 стран уже испытывают трудности с водоснабжением или страдают от нехватки воды, а в ближайшие 25 лет к ним прибавятся еще 11 стран. Если существующие модели потребления не изменятся, то к 2025 г. двое из трех жителей Земли будут испытывать нехватку воды. По данным экспертов ЮНЕП, около 20% населения земного шара не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а около 50% лишены санитарии надлежащего уровня. В мировом масштабе загрязненная вода оказывает воздействие на здоровье примерно 1,2 млрд. человек и ежегодно является причиной смерти 15 млн. детей в возрасте до пяти лет. Загрязнение сточными водами является самой крупной и наиболее распространенной проблемой. Столь же серьезной проблемой является загрязнение водных ресурсов нитратами в результате чрезмерного использования удобрений. Промышленные отходы загрязняют водные источники тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком) и стойкими органическими соединениями <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Глобальная экологическая перспектива / ЮНЕП. М., 2000. С. 42 - 43.

 

Осуществляемый в больших масштабах водозабор, превышающий потенциал природного пополнения водоносных горизонтов, приводит к изменению качества подземных вод, засолению морскими водами прибрежных сельскохозяйственных земель.

Растущий бытовой спрос на воду в связи с развитием электроэнергетики и орошением садов также влияет на существенное уменьшение пресноводных источников.

Из года в год растет потребность в орошении сельскохозяйственных угодий пресной водой. Растущее население мира объективно потребует увеличения продовольственных продуктов и прежде всего за счет расширения сельского хозяйства, что, в свою очередь, вызовет большой спрос на воду. В настоящее время на долю сельского хозяйства в мировом масштабе приходится более 70% потребления пресной воды.

Данной проблеме особое внимание уделялось в исследованиях Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), которые проводились с 1988 г. каждые четыре-пять лет. По прогнозам экспертов, происходящие изменения климата Земли серьезно отразятся на наличии воды. В условиях роста температуры, изменения режима водного стока и повышенного испарения влаги климатические изменения окажут заметное влияние на распределение мировых вод. Значительные территории развивающегося мира будут охвачены "водным стрессом". "Водное голодание" может охватить значительное по масштабам население мира. В этой ситуации обеспечение водной безопасности для многих государств станет одним из основных направлений их деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доклад о развитии человека. 2007 - 2008 / ПРООН. М., 2007. С. 94 - 95.

 

По мнению экспертов ПРООН, современный мир подвержен значительным изменениям климата и даже самые жесткие меры по смягчению их не приведут к заметным изменениям в температурном режиме вплоть до середины 2030-х годов, поэтому средние глобальные температуры будут иметь тенденцию к повышению вплоть до 2050 г. даже по самым благоприятным сценариям.

В этой ситуации рациональное управление водными ресурсами как во внутригосударственном масштабе, так и на международном уровне становится достаточно очевидным и необходимым.

Прежде всего проблемами водных ресурсов на регулярной основе стала заниматься Организация Объединенных Наций. Она стала проводить международные конференции по водным ресурсам (1977 г. - в Мар-дель-Плата, 2003 г. - в Киото и др.). После учреждения ЮНЕП такая работа стала проводиться в рамках Программы по экологически обоснованному использованию внутренних водных ресурсов. С участием ЮНЕП на региональных уровнях проводились конференции, совещания, консультации, обследования, учебные курсы и семинары по вопросам комплексного использования водных ресурсов отдельных рек, озер, водно-болотных угодий.

Существенный вклад в развитие всемирного движения на планете за охрану окружающей среды в целом и за сохранение качества ресурсов пресной воды в частности был внесен на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В принятом документе "Повестка дня на XXI век" Конференция достаточно подробно изложила программу по сохранению количества и качества пресной воды, освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользования (гл. 18 разд. II).

В данную программу вошли конкретные положения, рекомендованные для реализации государствами, такие как:

- комплексное освоение и рациональное использование водных ресурсов;

- оценка водных ресурсов, включая выявление потенциальных источников снабжения пресной водой;

- охрана водных ресурсов, качества воды и водных экосистем;

- снабжение питьевой водой и санитария;

- вода и устойчивое городское развитие;

- вода для устойчивого производства продовольствия и развития сельского хозяйства;

- последствия изменения климата для водных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: http://www.un.org/ru/documents/deelconv/confentions/agenda21.shtnl.

 

Всем государствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе по мере необходимости с ООН и другими организациями, было предложено к 2000 г. разработать национальные программы действий и приступить к их осуществлению, разработать эффективные программы водопользования, а к 2025 г. выполнить задачи по подсекторам всех программных областей, связанных с ресурсами пресной воды.

Вопросы защиты водных ресурсов неоднократно включались в повестку дня Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Так, в частности, доклад "Вода как сфера ответственности всего общества" обсуждался ЮНИДО в 2005 г.

Как отметил еще в 80-е годы прошлого столетия профессор О.С. Колбасов, при рациональном использовании материковых вод (реки, озера, каналы, водохранилища, подземные воды, ледники) они непрерывно возобновляются в процессе круговорота, однако наступает водный голод в результате их загрязнения, которое вызывает всеобщую озабоченность в мире <1>.

--------------------------------

<1> См.: Колбасов О.С. Международная правовая охрана окружающей среды. М., 1982. С. 142 - 143.

 

В Декларации тысячелетия главы государств и правительств заявили о решимости сократить вдвое к 2015 г. долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств, а также остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности на региональном, национальном и местном уровне, способствующие справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению (п. п. 19 и 23).

Особое внимание проблеме водных ресурсов было уделено на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. В Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) обращалось внимание правительств на необходимость сохранения качества и количества запасов пресной воды для будущих поколений.

Обсуждению вопросов сохранения водных ресурсов и санитарии были посвящены отдельные сессии Комиссии по устойчивому развитию ЭКОСОС ООН, на которых были даны рекомендации правительствам для принятия практических мер: доступ к базовым услугам в области водоснабжения, комплексное рациональное использование водных ресурсов, санитарно-гигиеническое просвещение, сбор сточных вод и их очистка и др.

Комиссия по устойчивому развитию в апреле - мае 2004 г. рассмотрела ход осуществления Повестки дня на XXI век и Плана выполнения решений Йоханнесбургской встречи на высшем уровне относительно освоения ресурсов пресной воды и управления ими. В ходе обсуждения проблемы управления водными ресурсами участники заседания Комиссии подтвердили свою приверженность комплексному управлению водными ресурсами (КУВР), которое рассматривается в качестве руководящего принципа осуществления реформ в водном секторе. Среди делегатов не было достигнуто соглашения относительно того, какой подход лучше - бассейновый или экосистемный <1>. В гл. 18 Повестки дня на XXI век было предложено осуществление комплексного управления водными ресурсами на уровне отдельных водосборных бассейнов. Многие страны проводят реформы в области водопользования на основе данного подхода. По мнению авторов анализа водной стратегии РФ, безосновательны утверждения сторонников той позиции, что бассейновый подход "уже не годится", а нужно руководствоваться подходом к водным ресурсам в региональном и глобальном масштабах, создавая наднациональные управленческие структуры. Как отмечают авторы, эти предложения опираются на установки так называемого Вашингтонского консенсуса, в соответствии с которыми вода из категории "общественного блага" переводится в категорию товара, подчиняющегося общим принципам рыночных отношений и глобализации <2>.

--------------------------------

<1> См.: Док. ООН Е/2004/29-Е/CN17/2004/21. 25 мая 2004 г.

<2> См.: Лемешев М., Максимов А., Маслов Б. Тупики торговли водоемкой продукцией // Обозреватель - Observer. 2011. N 2. С. 49.

 

Комиссия по устойчивому развитию среди множества проблем по выполнению Повестки дня на XXI век отметила также необходимость совершенствования регулятивной базы и создания эффективных правоприменительных механизмов.

По инициативе ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего ЮНЕСКО, проводились всемирные форумы по водным ресурсам (2003 г. - в Киото, 2006 г. - в Мехико), на которых освещались современное состояние и анализ водных ресурсов мира <1>.

--------------------------------

<1> http://www.unesco.org/water/wwap/index/shtml

 

Генеральная Ассамблея ООН 23 декабря 2003 г. в Резолюции 58/217 провозгласила период 2005 - 2015 гг., начиная со Всемирного дня водных ресурсов 22 марта 2005 г., Всемирным десятилетием действий "Вода для жизни".

Основными целями этого Десятилетия были определены:

- повышение внимания к проблемам, связанным с водными ресурсами, на всех уровнях;

- осуществление программ и проектов, касающихся водных ресурсов, с упором на обеспечение участия и вовлечение женщин в связанные с водными ресурсами аспекты деятельности в области развития;

- развитие международного сотрудничества на всех уровнях для содействия достижению согласованных на международном уровне целей в отношении водных ресурсов, сформулированных в Повестке дня на XXI век, Декларации тысячелетия ООН и решениях Йоханнесбургской всемирной встречи на высшем уровне.

Это второе Всемирное десятилетие, посвященное водным проблемам, организуемое ООН. В ходе первого Десятилетия водных ресурсов ООН (1981 - 1990) более миллиарда человек впервые в своей жизни получили доступ к безопасной питьевой воде <1>.

--------------------------------

<1> http://www.un.org/russian/un60/60ways/envir.html

 

В 2004 г. в системе ООН был создан механизм "ООН - водные ресурсы" для обеспечения последовательности и координации действий учреждений и программ организаций, занимающихся водными ресурсами. Данный орган также является координатором Десятилетия "Вода для жизни".

В ходе второго Всемирного десятилетия действий "Вода для жизни" основное внимание государств, межправительственных и неправительственных организаций будет обращено на реализацию практических мероприятий по вопросам водоснабжения в интересах женщин, на использование водных ресурсов для целей санитарии и здравоохранения, для производства продуктов питания, ведения сельского хозяйства, сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды, для энергетики. Ключевой проблемой программы является обеспечение прав человека на чистую воду, на устойчивое развитие, на жизнь, поскольку, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно 2 млн. человек, из которых большинство составляют дети, умирают от болезней в результате употребления некачественной воды.

Определенное значение для реализации целей Десятилетия действий "Вода для жизни" имеет Международная гидрологическая программа - межправительственная программа научного сотрудничества ЮНЕСКО по водным ресурсам, цель которой состоит в укреплении научно-технической базы в интересах обеспечения рационального использования водных ресурсов, включая охрану окружающей среды. В качестве главного механизма ЮНЕСКО по содействию решению приоритетного вопроса водных ресурсов и связанных с ними экосистем Международная гидрологическая программа добивается сведения к минимуму рисков для систем водных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Док. ООН A/60/158. 25 июля 2005 г.

 

В программе Десятилетия особое место занимает гендерная проблематика. И это неслучайно, в повседневной жизни женщина больше всех сталкивается с вопросами обеспечения, распределения и сбережения воды, и в особенности в семье. И вполне естественно, что ее права на качественную, в достаточном количестве и безопасную воду должны быть защищены путем принятия прежде всего внутригосударственных мер, а также соблюдения международных стандартов в сфере водоснабжения и водопользования.

Программа Десятилетия действий "Вода для жизни" предусматривает равноправие всех групп населения, мужчин и женщин, в водопользовании.

Кроме того, в числе рекомендуемых межучрежденческим механизмом "ООН - водные ресурсы" такие меры, как:

- обеспечение равноправного участия женщин и мужчин в принятии решений по вопросам водоснабжения и санитарии;

- обеспечение условий уединения и безопасности для женщин при определении местоположения и конструкции санузлов;

- улучшение доступа к воде для всех;

- предоставление женщинам равноправного доступа к земельным и другим ресурсам без какой-либо дискриминации;

- охват на равной основе женщин и мужчин программами просвещения и профессиональной подготовки в области водоснабжения и санитарии <1>.

--------------------------------

<1> http://www.un.org/russian/waterforliede.code

 

Второе Всемирное десятилетие "Вода для жизни" в перечне основных мероприятий предусматривает обеспечение населения чистой водой в целях сохранения и улучшения здоровья и защиты его от болезней, искоренения антисанитарии, повышения общего благополучия.

По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), численность населения мира к 2015 г. увеличится до 7,2 млрд. человек (в 2002 г. составляла 6,2 млрд.). Это вызовет значительный рост потребления воды, а между тем всего 1% всех водных ресурсов Земли пригоден для потребления человеком. По прогнозам, к 2025 г. две трети населения мира будут жить в районах, испытывающих нехватку воды. Наиболее остро проблема нехватки воды стоит в различных районах Северной Африки, Западной и Южной Азии. В 2002 г. 2,6 млрд. человек (приблизительно 42% мирового населения) не имели доступа к улучшенным средствам санитарии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Механизм "ООН - водные ресурсы" (http://www.un.org).

 

В целях недопущения антисанитарии рекомендуются следующие меры по улучшению обеспечения населения чистой водой:

- эффективные и последовательные усилия по просвещению в области водоснабжения, санитарии и гигиены на всех уровнях;

- реализация в каждой школе программ просвещения по вопросам водопользования, санитарии и гигиены;

- инвестиции в создание инфраструктуры санитарии;

- полноценное вовлечение женщин в процессы планирования и проектирования объектов водоснабжения и санитарии и учет гендерных аспектов при решении этих вопросов;

- вовлечение общины (местной администрации) в процесс поиска устойчивых решений;

- разработка минимальных стандартов санитарии и водоснабжения в местах, пострадавших от бедствий, и их реализация при оказании помощи населению <1>.

--------------------------------

<1> http://www.un.org/russion/waterforlifede.code

 

Как известно, значительное количество водных ресурсов расходуется для целей производства продуктов питания, ведения сельского хозяйства, орошаемого земледелия, рыбного хозяйства и т.д. Неконтролируемый расход воды в сельском хозяйстве может отрицательно повлиять на устойчивость сельскохозяйственных систем, ненадлежащее использование удобрений и пестицидов, привести к загрязнению запасов питьевой воды, рек и озер.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на орошаемые земли, которые составляют 20% общемировой площади сельскохозяйственных угодий, приходится около 40% мирового производства продовольствия и 60% производства зерновых. С другой стороны, орошение в сельском хозяйстве требует значительного количества пресной воды, что обостряет дефицит воды.

В целях достижения более устойчивого водопользования в сельском хозяйстве и в производстве продуктов питания механизмом "ООН - водные ресурсы" рекомендовано:

- проведение обоснованной политики, обеспечивающей надлежащие стимулы сельхозпроизводителям (фермерам), побуждающие их вносить вклад в экономическую жизнь региона на основе применения экологически устойчивых методов ведения сельского хозяйства, предусматривающих рациональное водопользование;

- формирование эффективного сельского хозяйства за счет вложения частных и государственных инвестиций;

- совершенствование управления и радикальное изменение моделей водопользования в сельском хозяйстве;

- обеспечение женщинам равноправного доступа к ресурсам - земле, технологиям, воде и научным исследованиям;

- продолжение научных исследований и подготовки кадров по вопросам устойчивого ведения сельского хозяйства, использования современных технологий и рационального водопользования и устойчивого сельскохозяйственного производства.

В последние десятилетия значительно участились стихийные бедствия, которые связаны с водными источниками. Только за период с 1991 по 2000 гг. 665 тыс. человек погибли в результате 2557 стихийных бедствий, из которых 90% связаны с водой <1>. Наиболее уязвимыми в результате наводнений, ураганов, цунами и тайфунов оказываются развивающиеся государства, малые островные страны с низким уровнем жизни населения. Частота стихийных бедствий, связанных с водой, может вызвать негативные экономические последствия, вплоть до разрушения экономики страны.

--------------------------------

<1> http://www.un.org/russion/waterforlifede.code

 

На Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в январе 2005 г. в Кобе (префектура Хиого, Япония), были приняты Декларация и Хиогская рамочная программа действий на 2005 - 2015 гг. <1> в качестве руководящего базового документа в деятельности по уменьшению опасности бедствий в следующем десятилетии.

--------------------------------

<1> http://www.un.org/russion/conperen/wcdr

 

В этом обширном по содержанию документе среди множества рекомендаций, обращенных к населению, властным структурам общин и другим структурам государства, международным организациям, особое внимание уделено вопросам уменьшения основополагающих факторов риска применительно также к окружающей среде и к природным ресурсам.

В программе Десятилетия действий "Вода для жизни" в целях раннего предупреждения наступления негативных последствий для населения в области водоснабжения и водопользования в случае стихийных бедствий рекомендовано принятие следующих мер:

- улучшение системы мониторинга, включая измерения, оценку и прогнозирование воздействия бедствий, в целях определения возможностей смягчения последствий и предупреждения бедствий;

- внедрение программ страхования в развивающихся странах на национальном и местном уровне и на уровне домашних хозяйств;

- формирование эффективной стратегии уменьшения опасности бедствий, привлечение женщин к обеспечению безопасности их семей;

- привлечение всех заинтересованных сторон - местных общин, ученых, гражданского общества к процессу регулирования рисков бедствий, мониторинга и распространения информации;

- достижение и обеспечение выполнения международных договоренностей, нацеленных на уменьшение уязвимости от стихийных бедствий, связанных с водой.

На Всемирной климатической конференции-3 (ВКК-3), проходившей в августе - сентябре 2009 г., по вопросу улучшения обеспечения климатической информацией для будущего было отмечено, что за последние 50 лет девять из десяти стихийных бедствий по всему миру явились результатом экстремальных погодных и климатических явлений. Шторма, наводнения, засухи, тепловые волны, пыльные бури, лесные пожары и многие другие опасные природные явления угрожают жизни и источникам жизнеобеспечения миллионов людей во всем мире. В связи с изменением климата такая угроза возрастает. Как отметили участники Конференции, за период с 1956 по 2005 гг. количество бедствий, связанных с погодой, водой и климатом, возросло почти в 10 раз, в то время как сопровождающий их экономический ущерб увеличился почти в 50 раз. Расширение информации о климате как мера по уменьшению опасности бедствий является одним из важнейших инструментов, который может помочь местным властям реагировать на такие растущие угрозы.

Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания, разработанная на ВКК-3, будет вносить вклад в улучшение международных и национальных механизмов предоставления климатического обслуживания населения, прогнозирования и предсказания климата на сроки от сезона до нескольких десятилетий <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: World Climate Conference-3. Better Climate Information for a Better Future. Geneva, 2009.

 

Значительное внимание во втором Десятилетии действий "Вода для жизни" уделено сохранению биоразнообразия. Несмотря на имплементацию государствами Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., из года в год растет количество исчезновений видов во всех средах, в том числе в пресноводных озерах, реках, болотах и прибрежных зонах. Загрязнение и ухудшение качества водных ресурсов - прямое следствие исчезновения пресноводных биологических видов.

Общее число видов на Земле огромно: описано примерно 1,7 млн., но полагают, что их гораздо больше, - оценки колеблются от 5 млн. до 100 млн. В качестве разумной рабочей оценки принято считать 12,5 млн. видов (насекомые - 8 млн., грибы - 1 млн., паукообразные - 750 тыс., нематоды - 500 тыс., вирусы - 500 тыс., бактерии - 400 тыс., растения - 300 тыс., простейшие - 200 тыс., водоросли - 200 тыс., моллюски - 200 тыс., ракообразные - 150 тыс., позвоночные - 50 тыс.).

Все виды имеют конечную продолжительность жизни, но снижение разнообразия на генном, видовом и экосистемном уровнях представляет существенную угрозу материальному благополучию человечества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Глобальная экологическая перспектива. 2000 / ЮНЕП. М., 1999. С. 39.

 

Как отметила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), существует весьма реальная возможность того, что восстановительные способности многих экосистем окажутся подорванными в результате климатических изменений. При повышении температуры более чем на 2 град. C в результате увеличения в атмосфере концентрации CO2 (парниковых газов) скорость вымирания видов начнет возрастать. Потерям природных ресурсов, влияющих на исчезновение видов, довольно часто содействует сам человек. Пример тому - болота, которые являются средой обитания ряда биологических видов, дают сельскохозяйственные, лесные и лечебные продукты, способствуют поддержанию рыбных запасов. В течение XX в. мир лишился половины болотистых районов из-за осушения, превращения их в сельскохозяйственные угодья и загрязнения засоряющими сбросами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире / ПРООН. М., 2007. С. 101 - 102.

 

На конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии, которая проходила в октябре 2010 г. в японском городе Нагоя, исполнительный директор ЮНЕП отметил, что человечество приближается к точке невозврата, к разрушению жизни на Земле, когда уже невозможно будет восстановить потери в сфере биоразнообразия. Конференция приняла Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011 - 2020 гг. <1>.

--------------------------------

<1> http://www.newsru.com/world/ooneco-print.html

 

Как уже было отмечено, в программе Десятилетия действий "Вода для жизни" для целей сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды основное внимание уделено сохранению биологических видов в местах пресноводного обитания в связи с загрязнением озер, рек, осушением водно-болотных угодий <1>.

--------------------------------

<1> О сохранении морского биоразнообразия см.: Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды. М., 2010. С. 143 - 162.

 

Механизмом "ООН - водные ресурсы" в целях сохранения биоразнообразия в пресноводных источниках предусмотрено:

- расширение информированности и участия общин в процессе принятия решений;

- признание подлинной ценности природных ресурсов, важности сохранения биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения;

- комплексное планирование и управление земле- и водопользованием в более широком экономическом контексте;

- применение оценок экологического воздействия для сопоставления преимуществ, достигаемых благодаря природоохранным мерам, с издержками альтернативных сценариев;

- использование финансовых и других стимулов или сдерживающих мер регулирования, например принципа "загрязнитель платит";

- трансграничное сотрудничество;

- эффективное осуществление и обеспечение выполнения международно-правовых актов по охране окружающей среды, в том числе Конвенции о биоразнообразии 1992 г., Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях 1971 г. <1>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.