Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женское движение как субъект коллективного действия




Начиная с 30-х годов ХIХ века женское движение начинает набирать второе дыхание. На этот раз импульс к его развитию дает промышленная революция, которая буквально взрывает традиционный уклад жизни в Западной Европе. Модернизация этого уклада сопровождается развитием крупной промышленности, ростом городов, разорением мелких сельских хозяйств. А вместе с этим - разрушением прежнего уклада семейной жизни, кризисом отношений между мужчиной и женщиной. Два обстоятельства оказали сокрушительное воздействие на традиционные семейные отношения - массовое вовлечение женщин в общественное производство и постепенное установление контроля над рождаемостью.

Новое крупное промышленное производство все шире использует дешевую женскую рабочую силу. Под воздействием промышленной революции массовый женский труд в общественном производстве превращается в факт социальной жизни. И факт далеко не однозначный. С одной стороны, он создавал возможность изменить традиционную иерархию мужской и женской ролей, выстроить разделение труда между мужчинами и женщинами не на принципе взаимодополняемости, а на принципе взаимозаменяемости. А с другой - оборачивался сверхперегрузками, сверхэксплуатаций женщин. Ведь с них никто не снимал обычных домашних обязанностей, материнских забот и хлопот. При этом по действовавшим законам поначалу женщина не могла даже распоряжаться своим заработком - он принадлежал ее мужу. Женщин не принимали в профсоюзы и иные общественные организации, защищавшие права наемных работников и т. Так возникали новые основания для совместных коллективных выступлений женщин, для создания женских организаций, призванных отстаивать интересы и права женщин.

С их помощью женщины могли предъявить свой счет обществу, которое вынудило их выйти за рамки семейного очага и начать работать. Со временем в рамках женского движения сложились первые требования к государству - снять с женщин часть их традиционных обязанностей и взять на себя заботу о детях, о больных и престарелых. Отсюда сформировалось представление о необходимости расширения функций государства, о его превращении в социальное государство, призванное заботиться об общем благе, о слабых и неимущих, об инвалидах и пенсионерах.

Коллективными усилиями женщины добивались равной оплаты за равный с мужчинами труд, требовали доступа к тем профессиям, к которым их стремились не подпустить и т.д. Работавшие женщины начинали осознавать, что у них есть свои особые социальные, гражданские, политические интересы и что их необходимо отстаивать. Освоение сфер гражданской и партийно-политической жизни, защита прав женщин на труд, его достойную оплату, на образование, на социальные гарантии по защите материнства и детства, больных, инвалидов, лиц пожилого возраста - все это осознавалось как задачи женского движения.

Его становление и укрепление идет с середине ХIХ века. К началу ХХ века женское движение превращается в массовое, многосоставное. В его русле активно действуют суфражистки, добивающиеся распространения на женщин норм всеобщего избирательного права; социалистки, озабоченные признанием права женщин на труд, на его справедливую оплату, на участие наравне с мужчинами в профсоюзных организациях; радикальные феминистки, пропагандирующие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью. А наряду с ними - женские благотворительные общества всех видов и типов, включая христианские женские организации.

С

7. Марксисты и "женский вопрос"

Для того чтобы встать на ноги и окрепнуть, женское движение испытывало острую нужду в идейном подспорье, в некоем теоретическом обосновании, которое помогло бы ему противостоять гнету традиционной морали и добиваться перемен в буржуазном законодательстве. Задача была сложной, т.к. основная масса идеологов - философов, историков, социологов была совершенно убеждена в гражданской неполноценности и несостоятельности женщин. И консерваторы, и либералы хором твердили о природном или "естественном" назначении каждого из полов. Лишь крайние чудаки решались оспорить эти догмы. Один из них, социальный философ Шарль Фурье в своем труде "Теория четырех движений", который появился как результат размышления автора над событиями Великой французской революции, писал: "Расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса"17. Другой великий утопист Анри де Сен-Симон, умирая, оставил в наследство своим ученикам загадочную мысль: "Мужчина и женщина - вот полноценный социальный индивид"18. Оба они разрабатывали идеальные проекты гармоничной, счастливо и справедливо устроенной социальной жизни, основой которой, по их замыслу, должно было стать гендерное равноправие.

Особую роль в обосновании общественной значимости движения за женское равноправие сыграли в ту пору марксисты. Они определили весь комплекс требований, сформулированных этим движением, как "женский вопрос" и предложили на него свой ответ.

Основные подходы к женскому вопросу изложены в знаменитой работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"19. Карл Маркс разделял концепцию книги, она была совместно продуманной и как бы продолжала традиции Ш.Фурье и А. Де Сен-Симона. Но в отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс писали не столько об индивиде, будь то женщина или мужчина, который должен быть наделен всеми гражданскими правами и свободами, сколько о массах - массах тружеников. К ним они и обращались, объясняя, что идея "естественного назначения" пола по существу маскирует особого рода "производственные отношения" - отношения воспроизводства человеческого рода. Вся загадка этих отношений связана не с "таинством" пола, а с тем, что они являются одновременно и природными, биологическими, и социальными. А еще - это отношения социального неравенства, вытекающего из неравного и несправедливого разделения труда, при котором жена и дети фактически являются рабами мужа и отца. Поэтому любая форма традиционной семьи автоматически воспроизводит отношения господства/подчинения.

Основатели марксизма доказывали, что промышленная революция нанесла непоправимый удар по такой семье. Наемный женский труд, каким бы тяжелым он не был, создает экономические предпосылки для независимости и самостоятельности работающих женщин. А это разрушает основы старой семьи и традиционных семейных отношений, обрекавших женщин на подневольное существование. В этом - позитивный смысл наемного женского труда.

Кроме того, подчеркивали классики марксизма, положение женщин -наемных тружениц есть положение классовое. Они принадлежат к классу пролетариев. Поэтому задача их освобождения от социального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата. Уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения - общая цель пролетариев и женщин. Только в обществе, свободном от эксплуатации и угнетения возможны равноправные отношения между мужчинами и женщинами.

Таков в самых общих чертах марксистский подход к проблемам женского равноправия. Он соответствовал своему времени и его очевидностям. Проблема была в одном. Этот подход марксисты считали единственно верным, а потому решительно размежевывались со всеми остальными поборниками женского равноправия. Особенно досталось от них суффражисткам, добивавшимся признания политических прав женщин. Марксисты считали, что требования суффражисток по-своему легитимизируют буржуазную политическую систему. А потому приклеили и к этим требованиям, и к самому "классическому", либеральному феминизму ярлык "буржуазный". И повели с суффражистками, как с представительницами буржуазной системы, ожесточенную борьбу. Вплоть до 60-х годов ХХ века эта борьба раскалывала женское движение, ослабляя его и нанося ему непоправимый урон.

17Fourier Ch. Theorie de quatres mouvements. P. 1808. C.18.
18Изложение учения Сен-Симона. М. 1960. С. 256.
19Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 23.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.