КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.В.Ф. Гегель 1 страницаОБ ОСНОВАХ И ПРЕДЕЛАХ ПРЕДМЕТА ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ
Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мнения о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах. Я.Г. Чернышевский
В предыдущем разделе работы в рамках прослеживания эволюции историко-правового познания была предпринята попытка историческим путем рассмотреть вопрос о том, что изучает историко-правовая наука, т.е. каков ее предмет. Но есть и другой путь подготовки предпосылок по определению предмета историко-правовой науки – сугубо теоретический. Именно этот путь выбран для последующего анализа.
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ
Лишь с высоты возможно хорошо обозревать предметы и замечать все, но этого нельзя сделать, если смотреть снизу вверх через небольшую щель.
2.1.1. Объект и предмет научного познания (науки): общенаучный аспект
В любой отрасли познания для правильного определения ее предмета немаловажное значение имеет сопоставление его с объектом познания. Задачу надлежащего определения предмета историко-правового познания затрудняет то, что в юридической литературе понятия «объект науки» и «предмет науки» зачастую отождествляются1. Более того, очень редко встречается понимание необходимости такого различения. К редким исключениям относятся работы С.З. Зиманова, Д.А. Керимова, В.А. Козлова, П.Е. Недбайло, П.М. Рабиновича, В.М. Сырых и В.А. Шабалина, в которых отмечалась необходимость выделения объекта и предмета правового познания, а некоторыми из этих авторов предпринималась соответствующая попытка2. Однако содержательно эта проблема в юридической литературе разработана недостаточно. Характерными для подобных исследований являются: недостаточная четкость и неясность в определении соотношения объекта и предмета науки, а иногда отождествление предмета науки с самой наукой и понимание содержания науки как ее предмета; невыделение, а иногда замена или смешение объекта и предмета науки соответственно с объектом и предметом исследования3. Для настоящего исследования этот последний момент особенно важен и необходим, ибо, как уже было отмечено во вводной части работы, особую специфичность историко-правовому познанию, как и всякому историческому познанию, придает его опосредованность историческими источниками как непосредственными объектами исследования. Обращение к состоянию разработки указанной проблемы в специально-философской литературе обнаруживает, что и здесь дела обстоят не лучше. Не имея возможности подробно остановиться здесь на анализе позиций всех авторов, специально рас сматривавших данную проблему4, ограничусь констатацией _________________________ 1 В юридической литературе обычны утверждения типа: «Предмет науки - это объект его изучения» (Пивщиц Р.З. Теория права. - М., 2001. - С. 1). 2 См.: Недбайло П.Е. Введение в общую теорию государства и права. -Киев, 1971. - С. 27; Шабалин В.А. Методологические проблемы правоведения. — М., 1972. - С. 42-63; Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. - Львов, 1975. - С. 9-36; КеримовД.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. - М., 1977. - С. 30, 42; Зиманов С.З. Правовая наука: сфера и предмет // Советское государство и право. - 1982. - № 10. - С. 42-49; Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. - Л., 1989. - С. 10-39; Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. - Т. 1: Элементный состав. - М., 2000. - С. 40. 3 Методологически порочной считаю попытку решения проблемы некоторыми исследователями применительно к общей теории права, а не к правоведению в целом, затем к отдельным правовым наукам, в том числе к общей теории права. То же самое относится к попыткам определить сначала предмет науки, затем ее объект, а не наоборот. 4 См., например: Дученко Н.В. Проблема об'екта в марксистсько-ленш-ськш теори шзнання. - К., 1970; Грязное Б.С, Дынин Б.С, Никитин ЕЛ. Теория и ее объект. - М., 1973; Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974. - С. 74; Косарева Л.М. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. - М., 1977; Лекторский В.А. 1) Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. - М., 1965; 2) Субъект, объект, познание. - М., 1980; 3) Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001; Арефьева Г. С. Социальная активность. - М., 1974; Любутин К.И. Проблема субъекта и объекта в немецкой и марксистско-ленинской философии. - Свердловск, 1973; Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. - М., 1973; Сычев И.И. Объективное и субъективное в научном познании. - Ростов-на-Дону, 1974; Тин-дев П. Философия и социальное познание. - М., 1977; Смирнов Г.А. К определению целостного идеального объекта // того, что каждая из них правильно отражает лишь тот или иной аспект, отдельную ее часть (и естественно, в последующих изложениях буду исходить из них), но ни одна из них не решает проблемы в комплексе; ведь трудности возникают именно тогда, когда мы пытаемся определить соотношение указанных понятий. Это обстоятельство требует сначала рассмотрения проблемы на общенаучном уровне, т.е. безотносительно к конкретным наукам, а затем применения полученных результатов к правоведению в целом, историко-правовому познанию, в частности. Представляется, что трудности в различении объекта и предмета науки обусловлены прежде всего тем, что они неразрывно связаны друг с другом и имеют немало общего. Эти понятия и по своим лексическим значениям синонимичны (объект от лат. оЪ)есШт - предмет). Прав Ю.В. Петров, когда отмечает, что «если брать понятие „объект" в его действительном значении, то названные термины („объект" и „предмет". - М.Д.) становятся равнозначными по смыслу, и надобность в использовании понятия „предмет" как философской категории отпадает сама со бой»5. В философии это происходит тогда, когда термин «объект» употребляется вне контекста его отношения к субъекту6. В специальной литературе в самом широком понимании объектом познания считается объективная реальность7. Наиболее общепринятым, а также уточненным является следующее определение: «Объект - это часть объективной реальности, которая реально вступила в практическое и познавательное взаимодействие с субъектом, которую субъект может выделить из действительности в силу того, что обладает на данной ступени развития познания такими формами предметной и познавательной деятельности, которые отражают основные характеристики данного объекта». Автор приведенной цитаты в своей недавней работе пересмотрел свою позицию и сформулировал ее, на мой взгляд, более четко и нетрадиционно: «Объект (позднелатинское оЩес-Шт - предмет, от латинского оЪ)гсго - бросаю вперед, противопоставляю) - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта... Существуют разные типы объектов и, соответственно, разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени", объективно реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектом могут быть состояние сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы»9. Здесь, как мне кажется, самая важная корректировка - это то, что объектом может быть не только объективная реальность, но и субъективная реальность. Ибо «мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность» 10. Сказанное резонно дополнить следующими соображениями. Нет сомнений, что мысль, сознания субъективны, так как принадлежат конкретному субъекту, но они субъективны рег§е, а во вторичном субъектно-объектном отношении, т.е. когда они сами выступают объектом познания для других познающих субъектов, тогда становятся для последних объективной реальностью (как бытия познанного бытия), поскольку не зависят от них11. Конечно, при условии признания, что объективность не тождественна вещественности. «Объективность означает только одно: данный феномен существует вне меня, отражаясь (или не отражаясь) моим сознанием»12. Таким образом, мысль, сознание являются не только субъективной реальностью, но и одновременно в определенной степени объективной реальностью. Соответственно, объективной реальностью являются как отношения материальные, так и духовные. Отсюда - в широком понимании термин «объективная реальность» будет включать в себя собственно объективную (в узком смысле) и субъективную реальность (в дальнейшем термин «объективная реальность» употребляется именно в широком его понимании, если специально не оговорено иное).
______________________________ Системные исследования. Ежегодник-1977, М., 1977. - С. 61-85; Петров Ю.В. Практика и историческая наука. - Томск, 1981; Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. -М., 1982; Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. - М., 1982; Демичев В.А. Объект и предмет науки // Филос науки. - 1983. - № 5; Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. - Новосибирск, 1986; Диалектика субъекта и объекта в научном познании. - Ташкент, 1987; Игнатьев В.И. Всемирная история как целостность (проблемы методологий). - Новосибирск, 1993; Каменский З.А. Философия как наука. Классическая традиция и современные споры. - М., 1995; Пунченко О. Д., Плесский Б.В. Эпистемология: Теория научного познания. - Одесса, 1997. 5 Петров Ю.В. Указ. соч. - С. 233. 6 См.: Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - С. 157. 7 См., напр.: Дученко Н.В. Указ. соч. - С 43. 8 Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. - С. 25. Подобное понимание объекта обнаруживаем также в уже упомянутых работах К.И. Любутина, Ю.В. Петрова, И.И. Сычева и др. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - С. 157. 10 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С. 67. 11 Этот момент наиболее отчетливо проявляется в сфере исторического познания, когда объектом познания становятся мысли людей прошлого (мы еще специально остановимся на этом важном для настоящего исследования вопросе). 12 Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1998. - С. 66. Следует особо подчеркнуть, что термины «объективная реальность» и «объект науки» отнюдь не равнозначны. Объективная реальность - это реально существующая действительность, бытующая сама по себе до, вне и независимо от познавательной деятельности человека. Объектом научного познания объективная реальность становится лишь в связи с познавательной деятельностью человека, когда она попадает в отношение к познающему субъекту. Ибо само познание объективной реальности есть специфическая форма субъектно-объектных отношений, и оно осуществляется в ходе активного познавательного воздействия на объективную реальность со стороны субъекта, который придает ей (объективной реальности) статус объекта научного познания. Поэтому под объектом научного познания правильно понимать ту сферу объективной реальности, с которой познающий субъект вступает во взаимодействие, иными словами – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Такова общепризнанная трактовка объекта науки. Так как в данном случае настоящее исследование интересуют не объекты познания вообще, а объекты научного познания (науки), и в силу специализации научных знаний буду исходить из определения объекта каждой науки как сферы (фрагмента) действительности, противостоящая субъекту данной отрасли научного познания13. Как известно, в основе современных научных представлений о строении мира лежит идея его сложной системной организации: любой объект материального и духовного мира может быть рассмотрен в качестве системы, т.е. особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Изображение объектов как сложной системы взаимосвязанных элементов является отличительным признаком современного уровня научного знания, и системность мира рассматривается как основание методологии его системного познания14. В этой связи правильно мнение о том, что «субъект овладевает избранным им объектом реальности в соответствии с его организацией»15. Цель научного познания - получение системного знания об объективной реальности. (В отличие от обыденных, которые, скорее всего, представляют конгломерат сведений, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта, научному знанию свойственна систематизированность). В силу этого «научное познание не может осуществляться хаотически, беспорядочно...»16. Этот тезис более конкретно выражается следующим образом: «Всякое научное исследование в некотором смысле системно, поскольку истина всегда существует в форме определенной научной системы, в силу чего несистемное знание не может претендовать на статус научности»17. Мне следует только добавить, что системное знание можно получить только о системном объекте. В этой связи вполне допустима интерпретация любой науки (во всяком случае, крупных наук) как системы знаний о более и менее адекватной системе объективной
__________________________ 13 См.: Демичев В. А. Указ. соч. – С.11-28. 14 «1. Объект мышления предстает в мышлении, как он есть в действительности, т.е. как система. 2. В процессе познания происходит не мысленное расчленение познаваемого объекта на произвольные части, как это было свойственно эмпиризму, а выделение реальных, действительных элементов системы, выступающих в мышлении в форме определенных понятий. Выделяя, отграничивая элементы познаваемой системы, мышление одновременно обнаруживает и связи между ними... 3. Синтез понятий производится на основе изучения существенных связей между элементами познаваемой системы. Иначе говоря, в диалектическом материализме речь идет об отражении в системе понятий объективной системы. Не разум привносит связь и порядок в природу..., а обнаруженные в природе действительные связи отражаются в процессе мышления в форме связей понятий, в форме теории как системы знаний. 4. Мышления воспроизводит не застывшую схему реальной познаваемой системы, а саму систему как диалектически развивающуюся. Здесь, очевидно, следует выделить два момента: а) система понятий развивается в процессе познания развивающейся объективной системы, т.е. в системе понятий мысленно воспроизводится история развития объективной системы; б) система понятий развивается в процессе все более углубленного познания объективной системы в зависимости от изучения новых связей и отношений, более глубокого исследования элементов системы и т.д.... 5. Мышление как система представляет собой противоречивое единство взаимосвязанных элементов как в филогенезе, так и в онтогенезе. Эта противоречивость есть не только отражение противоречивости объективной реальности, но и внутреннее свойство самого мышления» (Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М., 1985. - С. 99-100). 15 Игнатьев В.И. Указ. соч. - С. 65. 16 Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. - М., 1977. - С 79. 17 Хасанов М.Х., Егоров Х.Л. Объект как система и систематическое описание объекта // Диалектика субъекта и объекта в научном познании. -Ташкент, 1987.-С 15-16. реальности18. Поэтому выделение объекта познания (натки) предполагает выделение конкретно существующей системы или, по крайней мере, рассмотрение отдельного образования объективной "реальности как системы”19. Следовательно, каждой науке, по меньшей мере, классу наук, самостоятельным комплексам наук (или по терминологию Н. Стефанова - кругам наук20) соответствует определенный системный объект. Поскольку объект науки - это определенный «срез» объективной реальности, он являет собой объективный феномен. В то же время объект познания субъективен, причем «не потому, что мир есть наши представления, а потому, что действительность дана человеческому познанию не сама по себе, а в форме практической человеческой деятельности»21. Тем не менее нельзя абсолютизировать роль субъекта в познавательном процессе. Как справедливо отмечает В.И. Игнатьев, «субъект относительно свободен в выборе объекта с целью его изменения и изучения, но только в такой степени и в тех границах, какие задает сама эта действительность, В этом смысле субъект детерминирован в выборе фрагмента действительности (курсив мой. - М.Д.)»22. Таким образом, объект науки не есть чисто объективный феномен, как, впрочем, не является он и чисто субъективным образованием, что делает его сходным с понятием «предмет науки», отличая в то же время от понятия «объективная реальность». Что касается понятия «предмет науки», то традиционно его определяют как выделенные аспекты и стЪроны в объекте науки, их существенные, закономерные связи и отношения. И это правильно, «поскольку целью научного познания является познание сущности, постольку существенное и закономерное в объекте науки выделяется в качестве ее предмета»23. Тем самым различие объекта и предмета науки относительно и поэтому не следует между ними возводить «китайскую стену». Поскольку научное знание развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего, предмет науки, как и объект науки, существует «объективно, независимо от ученых»24 (признание объективности предмета науки с науковедческой точки зрения очень важный момент, и к нему я еще вернусь). Вместе с тем он одновременно субъективен, поскольку наука сама является субъективным отражением объективного мира. В указанном плане проведенное П.В. Алексеевым разграничение предмета научной философии (отмечу, что в авторской концепции статус философии определяется именно как наука) в объектном и субъектном смысле вполне применимо к характеристике «предмета науки» вообще. Предмет науки в объектном смысле, как считает П.В. Алексеев, стабилен (относительно), тогда как предмет науки в субъектном смысле изменяем, вариабелен25. В первом (объектном) значении понятие «предмет науки» наиболее ближе к понятию «объект науки». «Субъект познает предмет, так или иначе его интерпретирует, он может кажимость, внешние проявления его принять за сущность, вследствие того дать ошибочную трактовку, сам предмет от этого не изменится: он существует независимо от человека»26. Объективность при этом предполагает изменение предмета науки «лишь в той мере, в какой изменяется сама данная область действительности»27. Тем не менее «хотя предмет науки - действительность - изменяется по содержанию, но формально как определение границы данной области знания, отличающее последнюю от
____________________________ 18 В этой связи Т.И. Ойзерман отмечает: «...если предмет познания - качественно определенная система, то целью исследования становится познание этой системы. В таком случае развитие системы знаний выступает как прогрессирующее познание определенной системы явлений. Такая система знаний является синонимом науки в современном смысле слова» (Ойзерман Т.И. К вопросу о марксистском, позитивном понимании философской системы // Вопросы философии. - 1975. - № 7. - С. 69). 19 Игнатьев В.И. Указ. соч. - С. 67. 20 См.: Стефанов Н. Теория и метод в общественных науках. - М., 1967. - С. 85. 21 Канак Ф.М. Измерения и проблема реальности в физике // Методологические проблемы теории измерений. - К., 1966. - С. 146. 22 Игнатьев В.И. Указ. соч. - С. 64-65. 23 Там же. - С. 66. 24 Кедров Б.М., Огурцов А.П. Марксистская концепция истории естествознания. - М., 1987. - С. 101. 25 Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд. - М., 1983. - С. 26. Близкой позиции придерживается М.Г. Чепиков. Он говорит о динамичности и статичности объекта и предмета науки. «Диалектическая взаимосвязь динамики и статики предметов наук, - пишет автор, - дает возможность проникать в их сущность, познавать закономерности, присущие природе, обществу и мышлению, и использовать полученные знания в общественной практике. Если отрицать у предметов познания свойство статичности (включая и повторяемость тех или иных процессов), то надо признать наши знания о них эфемерными и не имеющими практического значения» (ЧепиковМ.Г. Интеграция науки (Философский очерк). - 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1981.-С. 115). 2ё Алексеев П.В. Указ. соч. - С 284 (примеч. 1). 27 Каменский З.А. Указ. соч. - С. 34.
других областей, предмет науки инвариантен относительно этапов истории самой данной науки, инвариантен для всех ученых, изучающих данную предметную область и изменение ее содержания»28. Иначе говоря, предмет науки в объектном смысле, несмотря на изменение воспроизводимой действительности, остается инвариантным по форме, т.е. не изменяется граница предметной области, ограниченность данной науки от другой. В отмеченном значении предмета науки заслуживает внимание опосредованность его через объект (т.е. его объективная обусловленность). Такое понимание предмета науки в его связи с объектом науки позволяет последовательно придерживаться имеющего важное науковедческое значение положения, что для определения дисциплинарного статуса основным критерием является объект познания29. Благодаря именно такому подходу классификация наук может быть более устойчивой. Известно, что в настоящее время при классификации общественных наук объективному признаку не отводится должная роль, т.е. связи данных наук не выводятся из связей самих объектов. Видимо, и по этой причине размываются грани общественных наук, что стало часто наблюдаться в последнее время. Представляется, что не наши соображения, не результаты свободного выбора, а предметная характеристика конкретной науки - основание для определения ее научного статуса, а тем самым отнесения ее к числу той или иной области наук, к определенным системам наук30. Инйче обстоит дело с предметом науки в субъектном значении. Здесь речь идет не об изменении самого предмета науки, а как раз об изменении представлений субъекта о нем. Взгляды на предмет науки изменяются не только от поколения к поколению ученых, но и от ученого к ученому одного и того же поколения. В пределах отдельных научных направлений, школ, концепций, парадигм, исследовательских программ разрабатывается собственное видение предмета науки. Возьмем такой яркий пример. Известно, что истматовская парадигма в философии истории исключала ряд вопросов из философско-исторического анализа. Но это вовсе не означало, что проблематика философии истории в истматовской версии исчерпывала себя, что исключенные вопросы не входили в предмет философии истории; они существовали и исследовались в рамках других парадигм философско-исторической мысли. Стало быть, при определении предмета науки в субъектном значении как бы происходит «перемещение центра» в рамках предмета науки в ее объектном смысле. Каждый определяемый таким образом предмет науки (в ее субъектном смысле), являясь вариантом перемещения центра, стоит на основе соответствующей модели научных знаний, концепций. Отмечу, что некоторые исследователи в понятие «предмет науки», а иногда и в понятие «объект науки», включают систему знаний или систему понятий31. В частности, В.П. Фофанов считает, что «категория „предмет науки" связана с фиксацией двуединства: системы объективно существующих закономерных связей и системы понятий, эти связи отображающих»32. Правилен ли такой подход? Полагаю, что и да, и нет, т.е. не всегда. Как известно, научное познание – это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней; характерной для него является направленность не только на окружающий мир человека, но также и на себя, т.е. внутринаучная рефлексия. При этом последнем случае наука сама как система знаний становится объектом познания. Иными словами, лишь для теоретико-познавательной деятельности как особой рефлексии над самим знанием объект неотчленим от знания о нем и только в этом
_______________________________ 28 Там же. С. 34-35. 29 Это утверждение оправданно, во всяком случае, в отношении классов наук, а дифференциация внутри этих классов может быть произведена и по другим критериям. В частности, Д.А. Керимов пишет: «Отграничение предмета одной науки от предмета других должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам и уровням исследования в случаях совпадения их объектов» (Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. - С. 42). 0 «Наука не творит своего предмета, а сознает то, что действительно есть, и в том именно виде, как оно есть», - писал К. Неволин еще белее полутора столетия тому назад (Неволин К. Энциклопедия законоведения. - Т. 1. - С. 97). 31 См.: Козлов В.А. Указ. соч. - С. 29, 34; Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. - СПб., 2001. - С. 7; Юридическая социология / Отв. ред. В.А. Глазырин. - М., 2000. - С. 8. 32 Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. - С. 67. Ему вторит В.А. Козлов: «В категории „предмет науки" фиксируется система объективных закономерностей и система понятий, более или менее адекватно их отображающих в соответствии с идеализирующими допущениями, сделанными при их изучении» (Козлов В.А. Указ. соч. - С. 35). В другом месте он пишет: «Специфика объекта правовой науки состоит и в том, что важнейший элемент правовой реальности - право как система юридических норм, установленных государством, одновременно выступает в качестве фрагмента изучаемого объекта и в качестве определенной системы знания объекта правового регулирования» (Там же. - С. 17). В отличие от указанных авторов В.И. Игнатьев в предмет познания включает только знания, определяя его «как фрагмент действительности, зафиксированный в категориальной форме (в понятиях науки), т.е. как знание о фрагменте действительности» (Игнатьев В.И. Указ. соч. - С. 66). случае предмет научного познания включает в себя знание о самом себе33. А в других случаях включение самих знаний в предмет науки означает по сути не что иное, как отождествление предмета науки с самой наукой, что и не может не вызывать возражение34. Ибо если предмет науки - это закономерности, существенные связи объекта, то наука как отрасль духовного производства есть система знаний об этих закономерностях, существенных связях изучаемых явлений, зафиксированных в категориальной форме. Неверной представляется также трактовка предмета науки в понятийном выражении35. И здесь налицо смешение предмета науки и самой науки. Ведь понятие - это результат научного познания, причем не единственный; кроме него, основной продукцией науки являются также теории, законы и другие абстракции. Вызывает определенное возражение и характеристика предмета науки, как «то, что мы знаем после научного познания»36. Скорее всего она не всегда сможет себя оправдывать. Так, при подобном подходе установлением самого времени «после научного познания» оно (научное познание) исчерпывало бы себя в конкретном познавательном цикле. Думается, относительно научного познания в целом невозможно установить это время. Ведь научное познание, наука - это постоянный, бесконечный, вариативно незавершенный процесс порождения нового знания и его содержание не ограничено достигнутым уровнем знания в силу неисчерпаемости и бесконечности объективной реальности (значит и объекта науки, и предмета науки), которая не познается сразу с исчерпывающей полнотой37. В этой связи совершенно права Л.М. Косарева, когда она пишет, что предмет науки «не есть ни уже целиком познанное, ни абсолютно неизвестное, но есть все то, что познано и в принципе может быть познанным средствами» науки38. Домысливая это положение, можно сказать, что предмет науки не есть полностью освоенная наукой сфера (в этом плане оправданно, на мой взгляд, употреблять понятия «предметное поле» и «предметная область» как синонимы «предмета науки»). Здесь (в предмете науки) - и изученные, и малоизученные, и неизученные аспекты. Кроме того, каждое готовое знание, полученное в результате изучения предмета науки или ее отдельного аспекта, не является «застывшим», «закостеневшим»; представители данной науки одного или разных поколений вновь и вновь могут обращаться к одному и тому же аспекту предмета. Однако известно, что каждая наука в определенном смысле знает, что она изучает, т.е. свой предмет39.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |