КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Зелдин 4 страница
Если историко-правовое познание, как уже отмечалось, не ограничиваясь простым описанием, также должно обобщать, понять и объяснять, выявлять закономерности генезиса (возникновения и развития) права, то каким образом, оставаясь «чисто» описательно-эмпирическим научным образованием, оно должно это осуществлять? Этот вопрос вплотную подводит нас к выяснению соотношения эмпирического и теоретического в его связи с соотношениями исторического и логического, конкретного и абстрактного. «Обнаружить закон - значит увидеть в единичном - общее, в наблюдаемом - сущностное»197. Эмпирическое исследование не может выполнять эту задачу в силу своей природы, ибо оно осуществляет функции выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью таких средств, как фиксация, описание и т.д. Но если историк, не ограничиваясь описанием отдельных фактов, переходит к их обобщению и объяснению, то он неизбежно вступает на путь теоретической деятельности. Отсюда и необходимость в теоретическом уровне познания как уровне более высокого порядка, которое по своей природе способно вскрывать сущность явлений, их внутреннюю необходимость и закономерность, всесторонне и объективно воспроизводить объект в единстве многообразного. Как эти два уровня соотносятся? В теории познания общепринято, что поскольку эмпирическое и теоретическое являются уровнями единой познавательной деятельности, постольку разделение эмпирического и теоретического во многом условно, относительно, подвижно. Эмпирическое и теоретическое в структуре социально-исторического познания находятся в диалектическом единстве. Теория направляет эмпирическое исследование, интерпретирует, объясняет и обосновывает его результаты, и наоборот, новые факты, эмпирические зависимости выступают средством обоснования, уточнения и развития теории. Только непрерывное и постоянное взаимодействие теории и эмпирии обеспечивает эффективность и плодотворность социального познания198.
Объективной основой диалектической связи эмпирического и теоретического является соотношение конкретного и абстрактного, согласно которому нет «чистой» абстракции вообще, существующая сама по себе, вне конкретного, она есть по сути логический результат исследования конкретного. «Современный гипотетико-дедуктивный метод рассматривает любую абстракцию лишь как гипотезу, которая нуждается в проверке на эмпирическом материале. То есть не существует и не может существовать чисто „теоретических" наук, которые занимались бы исследованием „чистых" абстракций. Любая „теоретическая'' наука имеет свой эмпирический уровень исследования, свою конкретику. С другой стороны, и история не может оставаться на уровне конкретного... Таким образом, как не существует чисто „теоретических" наук, так и не существует чисто „эмпирических" наук»199. Поэтому неверно сопоставление эмпирического с исторической наукой. И эмпирическое, и теоретическое присутствуют всегда. Недопустимо возведение одного из них в абсолют. Можно говорить лишь о доминировании того или другого в научном познании. В исследовательской практике зачастую в зависимости от конкретных исследовательских задач эмпирический и теоретический компоненты используются в разных сочетаниях, в самых различных
______________________________ 195 См.: Селиванов В. Указ. соч. - С. 22. 196 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. - С. 302-303. 197 Сошнев АН. Структура социальных законов // Вести. СПбГУ, - Сер. 6. - Вып. 3. - № 22. - С. 62. 198 См.: Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. - С. 55.
199 Прутцев С.Б. О законах истории: некоторые аспекты предмета исторической науки в марксистской историографии 50-х - 80-х годов XX в. // Записки 1сторичного факультету. - Вип, 4. - Одеса, 1997. - С. 131. вариациях. Как писал Вл. Соловьев, «логический и эмпирический элементы одинаково необходимы для истинного познания, и следовательно, исключительное обособление того или другого из этих элементов есть в обоих случаях одностороннее отвлечение...»200. Правильно понимать категории «историческое» и «логическое» как конкретизацию принципа историзма, требующего их диалектической связи, где историчность имманентно присуща логическому, а логичность - историческому. Следовательно, использование логического метода - непременное условие исторического познания права201. Правомерно говорить в этом смысле о едином логико-историческом подходе202. В результате тесного взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга исторического и логического возникает возможность формирования «стыковых» областей научного знания. В этом плане для дальнейших построений необходимо, вслед за Д.А. Керимовым, принять такие принципиальные допущения, как теоретизация истории права и философизация исторического познания права203. В рамках обсуждаемого вопроса привлекает внимание и такое достаточно распространенное мнение в исторической эпистемологии, что историческая наука, и в частности историко-правовая, занимается изучением в своем объекте лишь динамического. Можно полностью согласиться с констатацией положения дел в этом вопросе, данной А. Гуревичем, который пишет: «Определяя, что такое история, обычно подчеркивают, - история - это движение, процесс непрерывного развития. Казалось бы, правильно, но для того, чтобы это утверждение было вполне верным и обоснованным, т.е. опирающимся на конкретные знания, нужно иметь в виду, что не менее существенным фактором истории была статика. Пока историки концентрировали свое внимание на истории Европы... естественно, что история мыслилась как динамический процесс. Но когда бок о бок с историей стран Запада сложились такие направления, как этнология и социокультурная антропология, изучающие жизнь традиционных обществ, видение истории не могло не измениться. В холодных обществах нет ощущения постоянной изменчивости и динамизма... Эти общества, как правило, воспроизводят себя на прежней основе, они малоподвижны, и их функционирование скорее можно описать в терминах гомеостаза, консервации „изначальных" структур, нежели динамики. Тип развития Европы оказался не правилом, а исключением. Но в таком случае и в самой истории Европы, вероятно, следовало бы обращать внимание не только на эволюцию, но и на состояние равновесия и неизменности... Под поверхностью быстрых политических изменений подчас скрываются менее заметные стабильные структуры»204. Применительно к историко-правовому познанию сказанное означает, что оно должно охватывать как динамическое в историко-правовом процессе, т.е. изучение цепи изменений, так и статическое (структурное), т.е. описание состояний, воспроизведение одновременно существующих элементов его структуры. Причем эти два способа видения должны дополнять друг друга, а не противостоять один другому. Стало быть, историко-правовое познание должно изучать как динамические закономерности возникновения и развития объекта, так и статические. Другое дело, что в историко-правовом познании, ориентированном прежде всего на процессы, главный акцент должен делаться на динамику, а не статику.
Подводя итог вышеизложенным соображениям, с учетом выводов предыдущего параграфа, обобщенную характеристику предмета историко-правового познания в форме основных положений можно представить следующим образом. 1. В рамках предмета историко-правового познания могут быть выделены следующие основные закономерности возникновения и развития права: 1) общие (общесоциологические) закономерности, определяющие социально-культурные предпосылки и результаты возникновения и развития правовых явлений, исторического предназначения феномена права и необходимости выполняемых им функций в социальном пространстве, его роли в достижении общей цели - обеспечении целостности социальной системы, его места в системе социальных норм и в структуре духовно-культурных ценностей общества; 2) когерентные закономерности: (а) влияние экономических, политических, культурных и других социальных факторов на возникновение и развитие права, и (б) обратное влияние права на указанные социальные явления, т.е. в совокупности механизм взаимодействия правовых и других социальных
____________________________ 200 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. - Т. 2. - М., 1988. - С. 107. 201 Подробнее см.: Керимов Ц.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., 2000. - С. 109-126; Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - С. 91-101; Историческое и логическое в познании государства и права / А.И. Королев, Д.И. Луковская, Л.С Явич и др.; Под. ред. А.И. Королева. - Л., 1988. - С. 13-25. 202 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - С. 117. 202 См.: Там же. - С. 122,124. 204 Гуревич А.Я. Апории современной исторической науки - мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. 1997. - М., 1998. - С 246. факторов в рамках его среды - социально-исторической реальности; 3) собственные закономерности возникновение и развития права как относительно самостоятельного компонента социального бытия. 2. Предмет историко-правового познания включает в себя как конкретное, индивидуальное, уникальное, так и общее, повторяющееся и неповторяющееся, как динамическое, так и статическое. 3. Предмет историко-правового познания не ограничивается только прошлым объекта, но и охватывает все элементы единого исторического процесса по схеме «прошлое - настоящее - будущее», как длительность (по А. Бергсону), некий континуум, в котором прошлое соприкасается с настоящим и через него - с будущим. 4. Предмету историко-правового познания присуща многоступенчатость, многоуровневность, обусловленная многоступенчатостью и многоуровневностью самого объекта познания и диалектикой его познания. Так как решение в полном объеме указанных предметных задач не по силам традиционным историко-правовым наукам, возникает потребность о выходе на иной уровень (теоретический и метатеоретический - специально-философский - философско-исторический) историко-правового познания. Мы здесь рассмотрели характеристику предмета на уровне интегрированного единства всей системы историко-правового познания. Детальное же рассмотрение предметов каждой его дифференцированной подсистемы, а также отграничение их от других правовых наук по схеме «история - теория» - это задача III раздела работы.
2.3. ЭПИСГЕМОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ
История – это спор без конца.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |