КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Блок
Л.Н. Гумилев
Настоящий... историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, ждет его добыча.
Во всех отсеках социально-гуманитарного знания последних десятилетий XX в. отчетливо обозначился процесс антропологизации знаний (берущий свое начало со второй половины XIX в.)> антропоцентрический поворот, и использование антропологического подхода стало насущной необходимостью. Он выражается, как уже отмечалось, в стремлении осмыслить изучаемые явления через феномен человека и обратиться к проблеме человека во всей ее многоликости. Определенная философская концепция человека лежит в основаниях любой научной дисциплины - социологической, экономической, исторической, лингвистической и др.259 Кроме того, в центре внимание антропологии находятся практически все сферы действительности - но в проекции человеческих представлений о них260. Здесь правовая наука, безусловно, не может быть исключением. В этом плане примечательно следующее высказывание французского ученого Ж.М. Брекмана: «Человек как единственное юридическое существо - вот несокрушимое основание всякой мысли о праве...»261. Процесс антропологизации имеет большое значение для развития нашего знания о праве. При этом он прежде всего выступает как особый метод мышления. Развитие данного подхода в правовом мышлении привело также к появлению особой области правового знания - правовой (или юридической) антропологии. (Но этим, как мы увидим ниже, он не исчерпывает свои возможности в право-познании). История правовой науки показывает, что ее развитие происходит как путем глубинного постижения правового бытия в существующих отраслях правоведения, так и через формирование новых направлений, расширяющих поле исследования, раскрывающих новые пласты многогранного явления права. Правовая антропология как самостоятельная научная и учебная дисциплина своим появлением обязана также этим тенденциям. Иными словами, она явилась результатом, с одной стороны, процесса внутренней дифференциации общей (социальной) антропологии, с другой - междисциплинарного взаимодействия социальной антропологии и правоведения, в частности таких его отраслей, как теория права, история права и сравнительное правоведение.
Для любой отрасли знания в период ее становления первоочередными являются задачи, связанные с определением собственной проблематики, иными словами, круга проблем, изучению которых данная наука себя посвящает. Для решения этих задач немаловажное значение имеет проведение разграничительных линий между ней и сопредельными науками. Это становится очевидным при первой же рефлексии над собственной проблематикой правовой антропологии. ________________________ 258 См.: Хобсбоум Э.Дж. Указ, соч.- С. 294. 259 См.: Гуревич Я. С. Философская антропология. - М., 1997. - С. 5,41. 260 См.: История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 11. 261 ЪгоеЬпап ]ап М. Ргок е* ап1пгоро1о§1е. - Р., 1993. - Р. 94. Правовая антропология как новая дисциплина для юридической науки и образования, хотя и вышла из недр социальной антропологии, тем не менее имеет отличительные черты. «Как и социальная антропология, она имеет своей целью понять правила поведения в различных обществах, но отдает предпочтение юридическому аспекту»262. Правовая антропология рассматривает человека как юридическое существо - Ьото ]ипсЦсш («юридический человек»). При этом речь идет прежде всего о субъекте правового творчества, его возможностях и границах, специфике его воздействия на правовую сферу общества. Согласно Ж. Карбонье, эта область научного знания представляет собой науку о человеке как юридическом явлении, как единственном из всех живых существ, способном «создавать нормы и соблюдать их, в то время как у других живых существ возможны лишь привычки»263.
Предметную область правовой антропологии более описательно определяет В.С. Нерсесянц. По его мнению, сюда входят в целом весь комплекс правовых явлений, все правовое многообразие и богатство человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) в его становлении и развитии, в его реальном социально-историческом бытии. «Юридическая антропология - наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней»264. Не вступая в дискуссию по поводу определения предмета правовой антропологии (это не входит в задачу настоящего исследования), считаю целесообразным заметить, что почти во всех существующих в литературе определениях предмета правовой антропологии отсутствует одна важная категория, а именно: «правовой менталитет». При этом забывается, что «менталитет» является в предмете антропологии вообще, правовой антропологии в частности, если не главным, то по меньшей мере одним из таковых. Несомненна связь правовой антропологии с другими науками о праве. Все прочие правовые науки, конечно, не претендуя на роль целостного антропологического знания, вследствие ориентированности к человеческому измерению права должны содержать в себе антропологические сюжеты, что позволит, преодолевая доминирование социоцентрических, государствоцентриче-ских установок, «глубже проникнуть в сущность права через постижение природы человека»265. Но и при этом они будут ограничены своим подходом. Ни одна из них не занимается и не может заниматься правовой рефлексией о человеке в целом. Только правовая антропология ставит перед собой такую задачу. В таком качестве она объединяет всю сумму антропо-правовых знаний в относительно целостную систему. «Относительно» говорю потому, что имеются егй,е высшие уровни антропологического знания, такие как социальная антропология и философская антропология. Таким образом, правовая антропология как относительно целостная система антропологического правового знания суть антропологический раздел правоведения266.
Представляется, что взаимосвязь между правовой антропологией и историко-правовой наукой намного теснее. Как отмечает аргентинский профессор философской антропологии Л. Фарре, в каждом исследовании проблемы человека наряду с другими должен присутствовать исторический аспект. «Люди живут и разви ваются в истории. Они находятся в настоящем, встав над прошедшим, хотя и связаны с ним... Прошлое человека не было напрасным. Если объять его в целом и выделить из него те нити, из которых складывается человеческая реальность, понять их психологические и духовные взаимопроникновения и взаимосвязи, проследить постепенное развитие человека до существующего в данный момент „Я", изучить тщательно свое собственное сознание, то проблема человека во многом станет более ясной. Связь с прошлым помогает понять настоящее»267. Исторический аспект присущ и правовой антропологии как частной науке о человеке. Она занимается изучением не только современных, также «давно ушедших обществ или уходящих в глубь истории». По характеристике Н. Рулана, правовой раздел антропологического знания является важной ступенью в области познания юридического опыта, накопленного человечеством268.
_____________________________ 262 См.: Рулан Я. Юридическая антропология / Пер. с фр. - М., 1999. - С. 9. 263 КарбоньеЖ. Юридическая социология. - М., 1986. - С. 61. 264 Нерсесянц В.С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина (Предисловие) // Рулан Н. Юридическая антропология. - С. 1. 265 Бачинин В,А. Философия права и преступления. - Харьков, 1999. - С. 247. 266 О предмете и статусе правовой антропологии также см.: Пучков О.А. 1) Антропологическое постижение права. - Екатеринбург, 1999; 2) Предмет юридической антропологии // Российский юридический журнал. - 1999. -№ 4; 3) Теоретико-правовые основания юридической антропологии // Ав-тореф. дис.... докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000; Харитонов Я.А. Юридическая антропология и феноменология права // Место юриспруденции в системе общественных наук (Первые спиридоновские чтения): Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП. - Вып. 3. -СПб., 2000. - С. 25-27.
267 Фарре Л. Философская антропология // Это человек: Антропология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. - М., 1995. - С. 171. 268 См.: Рулан Н. Указ. соч. - С 12, 297. Именно указанные моменты роднят правовую антропологию с историко-правовой наукой. В большинстве случаев провести четкую границу между ними весьма трудно. В этом плане неслучайно первую называют «дочерью истории права»269. Неслучаен и тот факт, что у истоков правовой антропологии стоят, прежде всего, юристы - историки и компаративисты. Такими «отцами-основателями» являются английский профессор исторической и сравнительной юриспруденции Г.Дж. Самнер-Мэн, профессор римского права в Базеле И.Я. Баховен и американский адвокат, исследователь Л.Г. Морган. На научное родство правовой антропологии и истории права указывает также и то, что первая при исследовании истории древнего права, в частности права как феномена первобытных культур (первобытного права), использует методы исторической науки, что чаще всего наблюдалось в исследованиях, проводившихся в конце XIX - начале XX вв. Таким образом, правовая антропология неразрывно связана с историко-правовой наукой. Она также черпает многие сведения из различных правовых дисциплин исторического профиля, и, прежде всего, из правовой археологии и правовой этнографии. В свою очередь, изыскания антропологов для историков вообще, историков права в частности, имеют немаловажное значение, восполняя и дополняя при этом историческое знание по некоторым моментам. В числе последних историки указывают: 1) влияние антропологии на историю ментальности; 2) обогащение источниковой базы; 3) культурологическая интерпретация повседневного поведения270. Следует особо подчеркнуть роль правовой антропологии в обогащении источниковой базы историко-правовой науки. Результаты антропологических исследований дают определенное представление о разнообразии менталитета людей. Особую ценность они представляют в тех случаях, когда условия жизни общин, изучаемых антропологией, являются характерными для отдельных периодов исторического развития объекта исторической науки. Как отмечает Д. Тош, отдельные, давно утраченные черты европейского общества (например, кровная месть или обвинения в колдовстве) до сих пор сохраняются в некоторых социумах и, со всеми оговорками об условности подобных сопоставлений, материалы непосредственных наблюдений за их современным вариантом могут подкрепить представление историков об этих похожих чертах собственного прошлого, сведения о которых скудны или отрывочны271. Кроме того, правовая антропология открывает новые горизонты для цивилизационных подходов к истории права272. Несмотря на указанную взаимосвязь и некоторые сходства историко-правовой науки и правовой антропологии, они имеют принципиальные отличия (об этом речь пойдет во второй главе третьего раздела) и, следовательно, являются самостоятельными областями правопознания. Также нет сомнений в том, что для взаимообогащения обеих указанных наук настоятельно требуется их взаимодействие. Речь может идти лишь о формах такого взаимодействия. Между тем уже раздаются голоса о сближении этих областей научного знания (истории и антропологии). Высказано предположение о том, что «историческая наука грядущего столетия будет прежде всего психологически и культурологически ориентированным знанием... История превратится в науку о Человеке»273. Дело в том, что последнюю историки нередко называют еще и исторической антропологией. Вольно или невольно возникает вопрос: можно ли говорить о специальной историко-правовой дисциплине, условно говоря, антропологического профиля? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательный. Речь может идти лишь об одном из измерений исторического познания права. В этом смысле невозможно не согласиться с предположением А.Бюргьера о том, что историческая антропология в гораздо большей степени отражает состояние исторической науки в целом, чем представляет отдельный ее сектор274. Поскольку сюжеты, рассматриваемые исторической антропологией, могут составлять предмет изучения и других отраслей исторической науки275, постольку резонно говорить о соответствующих сюжетах историко-правовой науки. Схожую позицию уверенно отстаивает известный медиевист А. Гуревич. Отмечая антропологическую ориентированность истории, он утверждает, что «историческая антропологии не претендует на то, чтобы заменить собой другие направления исторического исследования, но она создает новый и более емкий контекст, в котором надлежит рассматривать прошлое»276. Историческая антропология – это новый облик исторической науки, исследовательский пафос которой состоит в _______________________________ 269 См.: Рулан Н. Указ. соч. – С. 24. 270 См.: Савельева ИМ, Полетаева А.В. Указ. соч. - С. 126-127. 271 См.: Тош Д. Указ. соч. - С. 251. 272 См.: Крашенынникова Н.А. Рецензия на книгу Н. Рулана «Юридическая антропология» // Вести. Моск. ун-та. - Сер. 11, Право. - 1999. - № 6. -С 113. 273 Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 70. 274 См.: Бюргъер А. Историческая антропология // История ментально-стей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 33. 275 См.: Там же. - С. 32. 276 Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка. - С. 22. раскрытии человеческого содержания истории. «Речь идет не о пристройке к прежнему зданию исторической науки еще одного флигеля, но о глубокой реконструкции всего этого здания, во всех его отсеках»277. К сожалению, именно такой реконструкции историко-правового знания историкам права и не достает. Некоторые аспекты значения антропологического знания для исторической науки уже были отмечены выше при выяснении взаимосвязи истории и антропологии. В целом его возможности указанным не исчерпываются. В такой плоскости в юридической науке уже имеются определенные разработки. Так, например, по мнению О.А. Пучкова, к функциям антропологического знания, реализуемым в научной сфере («дискурсивные» функции) относятся: диагностическая, прогностическая, социоконтрольная, трансляционная и аксиологическая278. Этот перечень, на мой взгляд, не будет полным, если особо не выделить эвристическую функцию и функцию гуманизации правового знания, причем всех его этажей, историко-правового в частности. Эти возможности антропологизации знания могут осуществляться как путем взаимосвязей, междисциплинарных исследований, так и посредством применения особого метода исследования. Историко-антропологический подход к познанию права, в том числе его прошлого, вводит новые исследовательские параметры и, следовательно, открывает новые перспективы развития нашего знания о праве. «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники - помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников». Я повторяю это вслед за Л.Н. Гумилевым. Обращенность к человеку в его отношении к миру права и к самому себе как «юридическому существу», а еще точнее к конкретному историческому человеку с его опытом и образом поведения, обусловленными культурой времени - вот одна из первостепенных задач историко-правовой науки, решать которую придется в ближайшем будущем. Выполнением именно этой задачи она сможет обрести статус подлинной гуманитарной науки. Важно отметить, что плодотворность историко-антропологи-ческого подхода в его приложении к историческому познанию прошло проверку временем, ибо конкретные исторические исследования подтвердили необходимость включения формируемых ими новых черт образа истории в рабочий инструментарий историка. Примеры подобных опытов исследования имеются в частности и в области исторического изучения права. В этой связи заслуживает особого внимания книга исследовательницы (не правоведа по специальности) из Израиля Эстер Коэн «Перекрестки правосудия. Закон и культура в позднесредневековой Франции» (1993 г.), получившая широкое признание. Центральной задачей для своей книги она выбрала рассмотрение на материале позднесредневековой Франции (ХIII-ХVI вв.) бытования правовых норм и представлений, правовой практики в социокультурном контексте эпохи, как составные части культуры эпохи, ибо закон и культура, утверждает автор, в любом социуме находятся во взаимодействии и поэтому непостигаемы вне этого взаимоотношения. Другой задачей явилось выявление «перекрестков» элитарной и народной правовой культуры, существующей идеологии и судебной практики. Здесь охвачено движение всей сферы правовой ментальное, охватывающей как нормотворчество ученых правоведов, так и самые темные суеверия. Для этой цели привлечены самые разнообразные источники: от строго правовых (постановления парижского парламента, правовые трактаты, кутюмы, записи судебных решений и т.д.) до фольклорных (хроники, агиографическая литература, жесты, фарсы, поговорки, фаблио и т.д.), однако главным источником при этом явились записи обычного права изучаемого периода. Изучая избранный объект исследования в его связи с социокультурной исторической почвой, Э. Коэн блестяще демонстрирует их реальную диалектическую связь с привлечением к анализу указанных источников. Автор исследует такие интересные вопросы средневекового права, как способ выражения закона, ритуальный характер средневековых судебных процессов, роль речевой формулы в судебной процедуре и т.д. Она на конкретном фактическом материале показывает, насколько нагружена и определяется уровнем правосознания судебная практика, а правовая мысль - религиозной символикой. «Перекрестками» элитарной и народной культуры, существующей идеологии и судебной практики в работе обозначаются правовые доктрины, восприятие закона разными слоями и группами средневекового общества, с одной стороны, и воплощение того и другого в ритуалах судебной практики и публичных наказаний - с другой279. Опыт Э. Коэн еще раз показывает возможности и плодотворности историко-антропологического подхода в раскрытии неведомых страниц истории правовой жизни человека, человека «во плоти и крови». Данный подход, привнося в историко-правовое познание новое измерение, невиданно расширит рамки историко-правовых исследовании; поможет обнаружить потаенные пласты глубинной социально- ______________________________ 277 Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология. - С. 56, 67. 278 См.: Пучков О.А. Теоретико-правовые основания юридической антропологии. - С. 12. 279 … Ргапсе. - ЬеИеп, Ые\у Уог1с, Кб1п. - 1993. См., также: История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - С 164-173. правовой структуры, которая в конечном счете детерминирует изменения, происходящие на поверхности правовой жизни, обычно достаточно ясно понимаемой людьми; изменит облик историко-правовой науки, позволит ей дать ответы на самые насущные потребности правовой жизни, диктуемые требованиями времени. Выполнение очерченной задачи требует от нас изучения истории права не только «извне», но и «изнутри». Мы уже не можем довольствоваться исследованием только отдельных исторических фактов. Историко-правовая наука должна ориентироваться на исследование правовой истории «с позиций действующих в ней лиц»280, а это подразумевает изучение человека в процессе правового общения, т.е. как субъекта правовой коммуникации. Эта, пожалуй, задача достаточно сложная, ибо данный процесс в силу изменчивости, преходящего характера, неадекватно отражаясь в источниках, с трудом интерпретируется. Поэтому историко-правовая наука вынуждена заново осмыслить свой объект, и расширяя возможности, заново оценить источники, посредством которых получает знание. Также предстоит реконструировать модели отношения историка права как субъекта познания со своим объектом. В такой концепции историко-правовая наука будет не просто собирателем фактов, хотя и историко-правовых, а станет действенным средством исторического познания правовой жизни общества. Ее ценность как научного предприятия умножится особенно в плане расширения возможностей общения личности с мировой правовой культурой других эпох посредством исторических источников права, выступающих не просто как хранилище сведений о праве, но и как феномен правовой культуры, как продукт деятельности человека, который создает его в процессе исторической самореализации, т.е. как творение ЧЕЛОВЕКА и для ЧЕЛОВЕКА.
2.3.4. Постмодернистский историографический дискурс: проблемы и перспективы
Постмодернизм – это эмоциональное течение, проникающее во все поры современной интеллектуальной жизни.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |