КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.М. Бахтин. Абсолютизация одного и пренебрежение остальными методами - уже перевернутая страница в истории социально-исторического познания
Абсолютизация одного и пренебрежение остальными методами - уже перевернутая страница в истории социально-исторического познания. Всецело ориентированность последнего на какую-то одну схему (прежде всего на экономическую) была характерной особенно для советского периода ее развития, о плачевных последствиях которой мы уже знаем. Тем не менее осознание необходимости перехода к теоретико-методологическому плюрализму не стало еще в правовой науке повсеместным явлением, что позволяет говорить только о видимости такого плюрализма313. Поэтому хотелось бы заострить внимание на этом важном вопросе. Несостоятельность методологического монизма и монополизма в научном познании убедительно показана американским философом и методологом науки П. Фейерабендом. Отдавая дань роли метода и методологии в познавательной деятельности («успехи науки обусловлены правильным методом, а не просто счастливой случайностью»314), философ указывает, что нет методов «вездесущих» и «всемогущих», а каждый из них имеет сферу своего действия, не существует также «особого метода, который гарантирует успех или делает его вероятным»315. «Всякая методология, - пишет он, - даже наиболее очевидная - имеет свои пределы»316. По мнению ученого, о «единственно верном» и универсальном методе можно говорить только в одном случае и в одном смысле: «Для объективного познания необходимо разнообразие мнений, И методу поощряющий такое разнообразие, является единственным, совместимым с гуманистической позицией» 317. П. Фейерабенд подчеркивал также недопустимость всех проявлений методологического принуждения. Другим важным моментом для разработки методологических правил познания является положение о том, что при этом определяющая роль принадлежит предмету познания, что метод должен соответствовать предмету, что изменение предмета (как в объектном, так и в субъектном смысле) должно вести к изменению и пересмотру метода. Такое, казалось бы, тривиальное положение еще не является общепризнанным. Подчеркивая указанную взаимосвязь предмета и метода, немецкий философ Т. Адорно подвергает критике тех представителей социальных наук, которые «послушны примату метода, а не предмета». По его мнению, расхождение между предметом и методами вызвано неверным пониманием и того и другого, их соотношения - «потому ли, что стремятся развивать методы из себя самих, потому ли что отбирают предметы извне так, чтобы они соответствовали уже имеющимся в распоряжении методам»318. Таким образом, нельзя не согласиться с философом в его выводе о том, что продуктивность самих методов зависит от адекватности его объекту. Между тем последнее положение не означает, что познающий субъект в процессе познания пассивен и его роль равна при этом нулю. Наоборот, объект социально-
_____________________________ 311 Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка. - С. 18. 312 Кстати, еще Э. Трёльч предлагал говорить не столько о кризисе исторической науки, сколько о кризисе исторического мышления людей вообще (Трёлч Э. Указ. соч. - С. 10). 313 В этой связи ИЛ. Честнов справедливо замечает, что «несмотря на видимый плюрализм, для большинства теоретиков права оставался незыблемым постулат существования двух точек зрения по вопросу, что есть право: одна - соответствующего ученого, а вторая - неправильная. Практически до сегодняшнего дня непоколебимой остается уверенность в возможности существования единственно верного правопонимания» (Честное И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - С 7-8).
314 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. -С 461. 315 Там же. - С. 458. 316 Там же.-С 164. 317 Там же.-С 178. 318 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С 79. исторического познания всегда включает в себя изучающего ее субъекта. Именно поэтому его познание непременно предполагает оценочное отношение субъекта. На фоне всего сказанного становится бесспорным, что необходимые предпосылки плюрализма социально-исторического познания заложены, во-первых, в самом объекте его, т.е. в социально-исторической реальности, фундаментальными свойствами которого являются многообразие, многогранность и неисчерпаемость, во-вторых, в субъекте социально-исторического познания, точнее в активности его позиции в процессе познания, в его интенции более или менее адекватно познать изучаемый объект. При этом первое условие является некоторой фундаментальной предпосылкой плюрализма, которая проявляет себя через позицию субъекта познания319. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующий вывод: суть методологического плюрализма в познании заключается в том, что способов изучения любого явления много, каждый из них в отдельности ценен и необходим, в то же время ни один из них не универсален и не может заменить всех остальных. Методологический плюрализм является естественным требованием познания, без чего нет развития любого научного знания. Значение методологического плюрализма в познании состоит в том, что строгое следование ему позволяет снять ограниченность отдельных подходов, ибо каждый из них способен высветить как луч прожектора лишь определенный срез реальности. Причем, подчеркну это особо, в моем понимании эпистемологического плюрализма нет места крайностям, доведенным до исключительности. Плюрализм особенно важен при изучении социальной реальности в целом, правовой реальности в частности, ввиду чрезвычайной сложности самого объекта познания и обусловлен, как уже отмечалось, задачей получения более целостной картины изучаемых явлений. Если исходить из многомерности истории и альтернативности ее познания, то, безусловно, методы и подходы ее исследования не должны быть одномерными, безальтернативными.
Из сказанного следует, что необходимость применения самых разнообразных подходов в познании права, в том числе в историческом его познании, обусловлена прежде всего природой самого права. Стоит преувеличить один из множества подходов, как неизбежными будут перекосы и деформации в историко-правовом знании в ущерб целостному познанию. Не следует упускать из виду, что на разных этапах истории немаловажную роль играли не только социально-экономические, но также и другие, например культурные, религиозные факторы. Не вдаваясь здесь в подробности, для иллюстрации сказанного можно привести такой пример, как роль ислама в истории мусульманского Востока. Появление данного феномена, принадлежащего к сфере религии (также и морали), сопровождалось модификациями во всех сферах жизни восточного общества, причем не только культурной, правовой, также и экономической. Стало быть, собственно экономическая детерминация не только не является единственным фактором, но и не всегда может иметь определяющий, решающий характер в процессе исторического развития общества, уступая ведущую роль другим факторам. В данном случае игнорирование религиозно-нравственного фактора и объяснение правовой системы средневековья Востока одними лишь социально-экономическими факторами (т.е. используя экономическо-детерминистический подход) не позволил бы воссоздать достаточно всесторонней, более или менее адекватной картины прошлого, исчерпать все богатство прошлой реальности (хотя решение в полном объеме этой задачи невозможно в силу сложности, многогранности и многообразия, неисчерпаемости реального исторического процесса). В этом и я, собственно говоря, вижу перспективность парадигмы мультидетермини-рованной истории (апологетами которой являлись и основатели школы «Анналов»), суть которой состоит в арпоп неопределенности одного или нескольких факторов в качестве детерминантов исторического процесса, возможности все время заново открывать, какие факторы каждой анализируемой ситуации (периода или по отношению к данному феномену) являются определяющими, без заранее установленной их иерархии320.
Несомненно, в условиях методологического плюрализма каждый автор имеет право выработать свое личное видение или хотя бы выразить свое отношение к дискуссионным проблемам изучаемой им науки. Поскольку в рамках настоящего исследования логично ставить вопрос о методологическом подходе к определению предметного поля науки, постольку в заключение к настоящей главе предлагаю осуществить некоторую перестановку акцентов в методологии понимания природы объекта историко-правового познания, иными словами, историко-правовой реальности в онтологическом плане321. Это тем более важно, если учесть уже отмеченное положение о соответствии метода объекту и предмету познания.
_________________________ 319 См.: Смоленский Н.И. Проблемы теоретического плюрализма. - С. 41. 320 См.: АгирреРохасК.А. Указ. соч. - С 106. 321 При этом «не следует смешивать вопрос о том, что представляет собой данное явление, с вопросом о том, какими путями, методами возможно его познание» (Рабинович Л.М. Упрочение законности - закономерность социализма. - С. 34).
С позиции системного подхода право (в онтологическом плане) как сложный феномен представляет собой систему. Оно как многомерное явление несводимо к одномерному измерению322. Стало быть, при этом необходимо исходить из наиболее фундаментальных измерений, ипостаси, свойства правовой реальности (значит и историко-правовой реальности) как системного объекта познания. Представляется, что таковыми являются три: (1) право как социальное явление, т.е. социальность права - социологическое измерением (2) право как культурное явление - культурологическое измерение; (3) право как область, центром которой является человек (как юридическое существо - Ьото ]ипс11сш) - антропологическое измерение. Если благодаря социологическому измерению право предстает как разновидность, подсистема социума, как социальная реалия, связанная различными взаимосвязями и зависимостями с окружающим его социальным контекстом в целом и с другими социальными явлениями (экономическими, политическими, социальными и т.д.), то в антропологическом измерении оно получает, говоря языком Р.Арона, «живой центр» (человек). Это позволяет говорить об антропологическом аспекте функционирования права как системы. Человек как юридическое существо выступает основным компонентом этой системы. Ведь только будучи включенным в определенную социальную систему, человек обретает свою социальную сущность и он не может развиваться вне этой системы323. Что касается культурологического измерения, то следует вслед за известным социологом П.Сорокиным утверждать, что право наряду с философией, наукой, искусством, религией и этикой, выражая по-своему главную ценность, служит фундаментом всякой культуры. Тем самым право как система ценностей признается важным сегментом культуры общества в целом. В иерархии ценностей культуры праву, безусловно, принадлежит особая роль. Ведь состояние правовой культуры общества является одним из основных проявлений культуры общества. Правовая культура не часть правовой реальности, а ее качественная характеристика, присущая всем сферам правовой жизни общества. Правовая культура в таком виде предстает как особое качественное правовое состояние324, как средоточение богатейшего культурно-исторического содержания325. Право есть результат духовной культуры, один из критериев и элементов цивилизации326, и вообще - это уникальное, неповторимое творение человеческого разума, шедевр человеческой мудрости. Как явление культурной жизни оно есть средство познания также самого человека. Через право практически выражаются национальные и общечеловеческие интересы и ценности. В таком качестве право - носитель ценности как общечеловеческого, так и национального327, которые, по сути, являются историческими. Уяснение подлинного смысла этих ценностей требует рассмотрения диахронического анализа функционирования ценностей в истории права. Таким образом, право - явление культурно-историческое, а его история - история сменяющих друг друга правовых культур. Поскольку самым непосредственным олицетворением личностной ценности права есть права человека, постольку история права, занимающаяся его изучением, предстает как история прав человека328. В этом качестве она есть история прогрессирующего расширения правосознания человека, его основных прав и свобод. В этом ключе история права изучает такие исторические акты, как английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), НаЬеаз Согрш Ас! (1679 г.), Конституция США (1787 г.) французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и т.п. Каждое из указанных трех измерений права исследуется с помощью соответствующего подхода - социологического, культурологического, антропологического. Дело в том, что в действительности все эти измерения, как измерения одного и того же явления, между собой настолько тесно связаны, что порой трудно их обособить. Именно данный фактор лежит в основе применения этих подходов в разных сочетаниях: социокультурный, социальноантропологический, антропокультурный, культурно-антропологический,
____________________________________ 322 См.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1998. - С. 71. 323 См.: Введение в теорию государственно-правовой организации социальных систем / Под общ. ред. Е.Б. Кубко. - Киев, 1997. - С. 63. 324 Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права / Под оед. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997. - С. 575. Совершенно прав В.А. Бачинин, когда он отмечает, что акцент на этот компонент «заставляет учитывать исследователя целого ряда детерминант особого характера, воздействующих на право из мира культуры, духовности, религии, нравственности и даже архитектуры, музыки, литературы и театра» (Бачинин В.А. История философии и социологии права. -СПб.,2001.-С 35). Подробнее о ценностных свойствах права как элемента цивилизаци-онной культуры, а также в их исторической эволюции см.: Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. - М., 1996. - С. 78 и след. 327 См.: Каган М.С. Философская теория ценности. - С. 98-102; Выжлецое Г. Д. Аксиология культуры. - СПб., 1996. - С. 108 и след.; Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. - М., 1996. 328 «История права, - пишет В.С. Нерсесянц, - это история возникновения, утверждения и развития всеобщих форм (и норм) свободы и равенства, история распространения принципа формального (правового) равенства на все более широкий круг людей и отношений, история расширения сферы свободы в правовых формах человеческих взаимоотношений» (Нерсесянц В.С. Предисловие // История права: Англия и Россия / Рук. авт. кол. В. Нерсесянц, У. Батлер. - М., 1990. - С. 5-6).
антропосоциологический329. И это правильно. Ибо между этими измерениями много точек соприкосновения. Действительно, нет права вне общества, понимаемое как единство культуры и социальности330, создаваемых и развивающихся усилиями человека. Культура выступает в качестве одного из основных условий и средств социального воспроизводства, одновременно является и его результатом. В продуктах культурной деятельности фиксируется все многообразие социальных значений, которые путем распредмечивания, «раскодирования» культуры становятся достоянием человека, личности331. Человек прежде чем стать существом юридическим, должен иметь бытие в социуме, т.е. быть социальным существом. Большинство авторов в правовую культуру включают человека и его прогрессивную деятельность. И это верно, ибо правовая культура присуща прежде всего отдельному индивиду, а потом социальной группе, общности и всему обществу, опять-таки через индивида. Несомненно, каждое из указанных измерений само по себе важно и ценно. Однако картина изучаемого объекта (в данном случае историко-правовой реальности) будет неполной, если исследовать его лишь сквозь призму одного какого-либо измерения. Следовательно, для относительно адекватного познания историко-правовой реальности необходим интегрирующий подход. Причем, говоря словами Г. Бермана - одного из сторонников интегративной («интегрированной» по Берману) юриспруденции, подобное совмещение нескольких измерений в одном фокусе не только возможно, но и важно332. Тем более что, как мы видим, они не только не исключают, а наоборот, дополняют друг друга, иными словами, для сотрудничества указанных трех измерений имеются необходимые основания. Стало быть, многомерное видение объекта познания требует учета как минимум всех указанных его фундаментальных измерений; поэтому в данном случае резонно говорить о праве как об антропосоциокулътурном феномене. Наиболее адекватен подобному пониманию объекта правопознания вообще, историко-правового познания в частности, антропосоциокулыпурный подход. Специфика и ценность данного подхода как специфического познавательного конструкта состоит, во-первых, в том, что он интегрирует три фундаментальные измерения, свойства правовой реальности. Такой подход представляется очень важным для реализации интегративного, синтезирующего подхода к изучению историко-правовой реальности. Во-вторых, ценность предлагаемого подхода заключается в том, что он не только не противостоит иным подходам, но и толерантен в отношении других подходов и методов познания права вообще, его истории в частности. Здесь возможно применение самых разных подходов (семиотический, психологический, аксиологический и т.д.) и процедур (в частности, герменевтические). В его рамках совместим даже такой подход, как разрабатываемый в рамках нового направления правовой мысли - школы биоэтики права333, конечно, благодаря именно присутствию здесь антропологического измерения, ведь человек не только социальное существо, но и биологическое. Таким образом, выводы, полученные на основе проведенного анализа, выступают основой для конструирования по-новому объекта историко-правового познания. Опираясь на антропосоциокультурный подход, можно представить объект историко-правового познания, т.е. историко-правовую реальность как особую подсистему и разновидность социально-исторической реальности, наполненную культурно-историческим содержанием и возникающую и развивающуюся в результате деятельности хомо ….
____________________________ 329 См. напр.: Бачинин В.А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 27-39; Гуре-вич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 34; Резник ЮМ. Социальная антропология как учебная дисциплина // Вести. Моск. ун-та. - Сер. 18, Социология и политология. -1998. - № 1. - С. 174; Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С. 129. 330 Как верно подчеркивает А.Я. Гуревич, «если историк более глубоко вдумается в содержание понятия „культура" и будет пользоваться им в том смысле, в каком оно интерпретируется культурной антропологией - как способа восприятия и осмысления социального и духовного мира, символические системы, налагаемые сознанием на этот мир и всякий раз по-своему организующие его, определяемые ими формы поведения экономического, религиозного, художественного, то подход его неизбежно изменится и он увидит внутренние связи между культурными и социальными аспектами человеческой практики. Культура и общество - две стороны одной медали, это мысль историка противопоставляет их друг другу, в реальности же они по своей сути образуют нерасторжимую тотальность» (Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка. - С. 21). 331 См.: Ворохов П.Н. Культура как закодированная социальность // Ав-тореф. дис.... канд. филос. наук. - Саранск, 2001. 332 Берман Г.Дж. Интегрированная юриспруденция // Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. - М., 1999. - С. 342. 333 Одна из интересующих проблем биоэтиков - проблема соотношения биологической сущности и правовой личности человека. Представители этой школы считают необходимым выяснить, какие именно аспекты правовой личности являются нашими биологическими свойствами. В связи с этим ими проводится исторический анализ того, как развитие медицины и естествознания влияло на статус субъектов права (см.: Бо Ж.-Я. Безумный ученый // Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 207). 2.5. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТА ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ НАУК
Понимает лишь тот, кто сам не участвует в игре. Таково требование науки. Г. Гадамер Великое дело для понимания - это вненаходимость понимающего - во времени, в пространстве, в культуре - по отношению к тому, что он хочет творчески понять.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |