Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. Иеринг 2 страница




________________________________

56 См.: Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 16.

57 См.: Там же. - С. 30.

58 См.: Вормс А.З. Предисловие // Колер И. Право как элемент культуры. – С.У.

59 Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 35

60 Там же. - С. 29.

61 Там же. - С. 40.

62 Там же. - С. 29

63 О критическом отношении Колера к некоторым философско-истори-ческим идеям Гегеля см.: Там же. - С. 21-22, 28.

64 Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 1.

65 Там же. - С. 16.

66 Там же. - С. 29.

67 Там же.

Кстати, аналогичной позиции при определении соотношения филосо­фии права и всеобщей истории права придерживался русский историк пра­ва XIX в. А.Н. Стоянов (см.: Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей ис­тории законодательства. - С. 619).

 

стать универсальная исто­рия права. Философия права постижима только на основе все­общей истории права в его понимании.

Небезынтересен и подход Колера к вопросам, касающимся ме­тодологии и методики историко-правового исследования в це­лом, в области всеобщей истории в частности.

Безусловно, такому исследованию должно предшествовать на­копление правового материала, необходимого для всякого иссле­дования в области истории права. Однако, как считает Колер, одного внешнего знакомства с правом, т.е. эмпирического иссле­дования, еще недостаточно. Для создания картины всеобщей ис­тории права необходима теоретическая обработка этих правовых материалов; собственно говоря, с этого и начинается изучение развития права во всемирно-историческом масштабе. Колер выделяет следующие стадии «юридической обработки» правового материала.

Первая стадия - это аналитическая обработка материала, предполагающая прежде всего расчленение правового материала на составные части. Конструируя таким образом каждый право­вой институт, исследователь получает возможность изучить ос­новные элементы в их постепенном происхождении и развитии и «показать, как последние могут путем восприятия и отбрасы­вания лишних элементов принимать новый вид и снова созда­ваться». Результатом этой стадии станет приобретение знания о праве как описательного, так и «проникающего в самую его сущность»68.

Вторая стадия состоит в различении главного от второсте­пенного, существенного от несущественного. Колер особо подчер­кивает значение этой стадии для тех «правовых положений, ко­торые конкретно возникают в народе, живут и развиваются в народных обычаях». Ввиду того, что в этом последнем случае право выступает в интегрированном виде с массой художествен­ных, религиозных и других духовных явлений, познание его ста­новится возможным после его выделения из этого соединения. Это положение ученый иллюстрирует на примере изучения сва­дебных обрядов народа: «Они только тогда станут доступными нашему юридическому пониманию, когда мы исключим те эле­менты, которые присоединяли к ним народная вера, народная фантазия, мифы и верование в духов и оставим только то, что относится к покупке, похищению женщины или другим юриди­ческим формам совершения брака»69.

Тем не менее, как полагает Колер, указанная «чисто юридиче­ская обработка» права недостаточна, и в особенности для всеоб­щей истории права в обозначенном ее понимании. Вдобавок к описанной обработке здесь требуется рассмотрение права во взаимосвязи с другими элементами культуры. По мнению Коле­ра, «история права плодотворна лишь как часть истории культу­ры, и правовед, который не изучает культурных условий времени, может уловить только внешние очертания, так же как исто­рик искусства, который не прослеживает идей, господствовав­ших в тот или другой период развития искусства»70.

Проведенные таким образом исследования дают необходи­мый материал для создания истории права отдельных народов, на основе и с помощью которых конструируется всеобщая исто­рия права. В этом плане работы Колера в данной области при­влекательны по той причине, что они основываются на данных по истории права самых различных народов, непосредственно добытых самим автором.

Указанную исследовательскую схему Колер настойчиво и по­следовательно проводит в своих работах, в особенности в рабо­тах «Право как элемент культуры» и «Философия права и уни­версальная история права». Конечно, результаты его исследова­ний, которые не могли не носить на себе печать состояния науки своего времени, не могут удовлетворить современного ученого (что и естественно) по той простой причине, что за прошедший век накоплено много нового фактического материала, что историко-правовая наука обогащена за этот период новыми исследо­ваниями. Поэтому я здесь не собираюсь излагать полную исчер­пывающую характеристику содержания универсально-историчес­кой конструкции истории права Колера, хочу только указать в общем виде «предметную схему» его универсальной истории права.

В центре данной схемы находятся отдельные явления и ин­ституты права, такие как брак и семья, собственность, обязатель­ственное и наследственное право, вина и наказание, уголовный процесс и т.д. Прослеживая в своих историко-правовых изыска­ниях происхождение и развитие этих институтов во всемирно-историческом масштабе, с широким применением сравнитель­ного метода, автор больший акцент делает на внутреннюю дина­мику изменений историко-правовых образований, на главное и существенное в них и их взаимную связь со всеми другими сто­ронами культурной жизни народа. Колер полагает, что во всех областях права можно прослеживать полное совпадение между развитием права и прогрессом культуры.

Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать сле­дующее заключение.

Образ всеобщей истории права в исследованиях И. Колера представляется своеобразным: она не только не принадлежит эмпирическому исследованию, а является основанием для обоб­щений более высокого – философско-правового - уровня, как бы выступая посредником между эмпирической

_______________________________

68 Там же. - С. 39.

69 Там же.

70 Колер И. Право как элемент культуры. - С. 7.

историографией права и философией права. В структуре такого знания преобла­дающим является теоретическое, нежели эмпирическое. Пожа­луй, опыт Колера примечателен и ценен тем, что показывает нам, «что понимать под всеобщей историей, что она, собственно го­воря, обобщает». И в этом плане его опыт, несмотря на некото­рые пороки и недостатки (например, имеются определенные изъяны мировоззренческого и методологического плана, не рас­крывается соотношение понятий «всемирная история права» и «всеобщая история права» и т.д.) может быть верным подспорь­ем для дальнейшей разработки вопроса о природе всеобщей ис­тории права, вопроса о том, какой она должна быть.

 

3.2.2.4. Разграничение понятий «всемирная история» и «всеобщая история» (Н.Т. Грановский)

 

Как показывает проведенный выше анализ, ни философско-историческая традиция, ни опыт профессионалов историков-правоведов не дают примеров сколько-нибудь отчетливого оп­ределения соотношения понятий «всемирная история» и «все­общая история», конечно, если при этом не принять во внима­ние единственного исключения, с которым встречаемся у Гегеля. Как было отмечено, он в своей классификации исторических дисциплин отводил место только всеобщей истории, «отказы­вая» в этом всемирной истории. Однако всемирная история (ис­тория «всего мира») входила у него в предмет всеобщей истории, так же как история какого-нибудь народа, или какой-нибудь страны.

И в наши дни профессиональные историки в целом молчат об этом. В большинстве случаев имеет место равнозначное восприя­тие указанных словосочетаний. Более того, разные ученые пони­мают всемирную историю (при этом используются разные кальки: мировая история, глобальная история, сравнительная исто­рия, кросскультурная история) по-разному, и в особенности в последние десятилетия XX в. она приняла много разнообразных форм71.

Наиболее четкое разграничение понятий «всемирная исто­рия» и «всеобщая история» находим у русского историка середи­ны XIX в., правоведа по образованию Т.Н. Грановского (1813-1855). Как сторонник идеи всеобщей истории он был историком широко мыслящим. Н.И. Кареев основную его научную заслугу видел именно в том, что он первый создал в русской историче­ской литературе «понятие о всеобщей истории не как о простой сумме частных историй, а как о едином всемирно-историческом целом, создал всемирно-историческую точку зрения»72. Приме­чательно, что хотя как специалист Грановский занимался исто­рией европейского средневековья, свой предмет он рассматривал в широком контексте всеобщей истории.

Опираясь на предшествующий опыт, Грановский отмечает, что в отличие от всемирной истории, ориентированной на изу­чение истории всех стран и народов мира, всеобщая история имеет своим предметом не весь род человеческий, а только об­щее, существенное в истории отдельных народов: «всеобщая ис­тория должна иметь предметом развитие духа рода человеческо­го»73; следовательно, сюда не включаются истории тех народов, которые не имеют никакой важности в развитии духа человече­ского. «Всеобщая история», по Грановскому, не претендует в от­личие от «всемирной истории» на эмпирическое описание про­шлого всех народов мира, но дает общее осмысление закономер­ного процесса развития человечества в целом. Если всемирная история «требует количества фактов, чем больше фактов, чем больше народов входят в ее состав, тем цель ее лучше достигну­та», тогда как всеобщая история «обращает главное внимание на качество фактов, и потому она не без разбора их принимает»74; в последнем случае имеют значение те факты, которые имеют влияние на развитие рода человеческого, судьбу народов.

По Грановскому, «всеобщая история должна восходить от от­дельных явлений к общему, к неизменному, к закону», иными словами, к исторической закономерности. Она должна «ограни­читься наблюдением однообразно повторяющихся случаев и вы­водом закона или общего правила»75. При этом философия ис­тории выступает «необходимым пособием для истории». Ибо «она дала ей направление к всеобщему, усилила ее средства, обо­гатила ее идеями, которые из самой Истории не могли скоро раз­виться»76. Констатируя методологическую роль философии ис­тории для всеобщей истории и подчеркивая их взаимосвязь, уче­ный в то же время проводит четкую разграничительную линию между ними77.

Таким образом, несмотря на идеалистическую основу взгля­дов Грановского, следует отдать должное разграничению им по­нятий «всемирная история» и «всеобщая история» в плане даль­нейшей разработки проблемы.

__________________________

71 Подробно об этом см.: Бентли Дж. Образы всемирной истории в на­учных исследованиях XX века // Время мира. - Вып. 1. - 2000. - С. 27-66.

72 Кареев Н.И. Историческое мировоззрение Грановского // Собр. соч. -СПб., 1912.-Т. 2.-С. 60.

73 Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М., 1987. - С. 313.

74 Там же. - С. 308.

75 Лекции Т.Н. Грановского по истории средневековья (Авторский кон­спект и записи слушателей). - М., 1961. - С. 42.

76 Там же. Об этом см.:

77 Там же.


3.2.2.5. Универсальная (всеобщая) история права - модель теоретической истории права

 

Опираясь на проведенный анализ, попытаюсь сформулиро­вать несколько основных положений, отражающих авторское видение образа всеобщей истории права.

1. Прежде всего следует констатировать автономность всеоб­щей истории права как отдельной области историко-правовых знаний, отличающейся своеобразным отношением к своему предмету. Она отличается от истории права как таковой, прежде всего, по пространственному масштабу (глобальность/локаль­ность в объекте познания) и уровню обобщенности (абстрактно­сти).

2. Пересмотр содержания понятий «всемирная история пра­ва» и «всеобщая (или универсальная) история права» позволяет внести необходимую корректировку и четкость в их трактовку и, следовательно, в их соотношение.

В этой связи из приведенных выше значений «всемирной ис­тории» выделю здесь два: это (1) всемирная история как внут­ренне организованная, объективно существующая историческая целостность в отличие от разрозненных исторических образова­ний и событий (онтологический аспект), (2) всемирная история как совокупность историй отдельных стран мира или как тоталь­ная хронология исторических событий (познавательный аспект, т.е. всемирная история как наука).

Начну с последней. Равнозначное употребление в этом случае словосочетаний «всеобщая история» и «всемирная история» яви­лось, на мой взгляд, следствием узкого, а именно только про­странственного понимания слова «всеобщее». Различимая в сис­теме традиционной эмпирической науки от национальной исто­рии права только по пространственному, вернее, географиче­скому признаку, всемирная история права как простая сумма историй права отдельных стран не дает нового знания, значит и не может иметь права на существование, соответственно нецеле­сообразно использование ее как синонима всеобщей истории права в моем понимании. Поэтому во избежание равнозначного употребления указанных понятий я предпочел бы слово «универ­сальная» слову «всеобщая» в названии данной отрасли науки, хотя и не исключается параллельное их употребление.

А вот в онтологическом смысле понятие «всемирная история» имеет прямое отношение к науке всеобщей истории, а именно: первое является объектом изучения последнего.

3. Стало быть, объектом универсальной истории права как научной дисциплины является всемирный историко-правовой процесс, как в ее целостности (как единое историческое про­странство) и относительно крупных пространственно-времен­ных масштабах, так и в ее более или менее автономных структу­рах (отрасли и институты права), а предметом ее - закономерно­сти крупных качественно-количественных изменений историко-правового развития в глобальном и относительно крупных про­странственно-временных масштабах, в более или менее авто­номных структурах. Все возможные локальные истории права, а также национальная история права в ее объект входят не в отдельности и не непосредственно, а через то общее, которое при­суще всем составляющим единого исторического пространства, проще говоря, своим вкладом в онтологически целостный все­мирно-исторический правовой процесс. Отсюда ясно, что созда­ние локальных, национальных историй права - это всего лишь первый шаг на пути к всемирной истории права.

Интегрируя пеструю во времени и в пространстве картину ис­тории права в единое целое, универсальная история права имеет задачу выявить то общее, универсальное, всеобщее, которое по­зволяет создать картину эволюции права во всемирно-истори­ческом масштабе, раскрыть специфическое для каждого ее этапа содержание и проследить его тенденции при переходе на сле­дующий этап, обнаружить объективно необходимые, существен­ные, причинно-следственные исторические связи между наибо­лее важными событиями.

4. Несомненно, указанные задачи могут быть реализованы только в рамках особой обобщающей науки. Таковой является универсальная история права, обобщающая, синтезирующая раз­розненные данные «частных историй» права в единую научную картину всемирной истории права, причем не в смысле механи­ческого объединения данных «частных историй» права, а в смыс­ле творческого синтеза78, не путем простого суммирования, сло­жения, а через гомологию. Необходимость в ней вытекает имен­но из этой ее природы.

Данная природа универсальной истории права обусловливает также ее важную рол в предсказании. При этом, рассматривая истории права как целостное историческое образование, она имеет больше возможностей, чем какая-либо другая историко-правовая дисциплина.

____________________________

78 Кстати, в этой части А.А. Ушаков в своих рассуждениях о всемирной Истории государства и права был совсем близок к моей позиции, хотя и он, оставаясь верным традиционному подходу, научную и учебную дисциплину особо не выделял и не был также последовательным в обобщенно-теорети­ческим подходе к изучению всемирной истории государства и права (см.: Ушаков АЛ. К вопросу о предмете, задачах и структуре курса истории госу­дарства и права. - С. 215-217, 220).

 

Тут считаю нужным сказать несколько слов о структуре зна­ния, обрабатываемого в рамках универсальной истории права. Как уже было отмечено, данная наука - не чисто эмпирическая.

Вместе с тем вышеизложенная ее характеристика позволяет ут­верждать о преобладании в ее структуре теоретического знания, значит и признать ее как теоретическую науку исторического профиля. Однако нелишне здесь еще раз подчеркнуть, что нет ни чисто эмпирической, ни чисто теоретической науки; и эмпириче­ское, и теоретическое присутствуют всегда и можно говорить лишь о преобладании того или другого в научном познании.

В указанном плане отличие универсальной истории права как теоретической науки от общей теории права, а также от отвле­ченных, умозрительных, рефлективных историософских штудий в рамках философии права, в задачу которых входит осмысление всемирной правовой истории, заключается в том, что здесь связь с традиционной эмпирической историей наиболее зрима; уни­версальная история права твердо должна стоять на эмпириче­ской почве.

5. При определении места универсальной (всеобщей) истории права в системе теоретика- и историко-правовых наук я исхожу из такой посылки, что она принадлежит одновременно и исто­рическому, и теоретическому познанию. В моем понимании это - промежуточное звено между историческим и теоретическим правоведением, выполняющее роль посредника между ними. Отношение универсальной истории права к эмпирической исто­рии права (условность очевидна!), или как иногда называют ее, конкретной истории права, а еще точнее локальной, националь­ной истории права обусловлено наличием в ее структуре эмпи­рического компонента; она опирается на результаты эмпириче­ской истории в качестве исходного материала, и в то же время она сама добывает фактический материал. Думается, прав был К. Ясперс, когда говорил, что истинной универсальности нет без глубины созерцания единичного. Более того, структура универ­сальной истории права по сути не отличается от общепринятой в истории права хронологической последовательности. Однако первая, в отличие от последней, исследуя конкретное многообра­зие историко-правового процесса, в результатах исследования отвлекается от этого конкретного многообразия, реконструирует объект в его наиболее существенных моментах, выявляя, как уже отмечалось, то общее, универсальное, всеобщее, которое позво­ляет создать картину эволюции права во всемирно-историческом масштабе и/или относительно крупных пространственно-вре­менных масштабах.

Другое отличие универсальной истории права от истории пра­ва как таковой заключается в предельно широком применении сравнительного подхода как по пространственному масштабу, так и по темпоральным параметрам, как на макро- (на уровне правовых систем) и микроуровнях (на уровне правовых отрас­лей, институтов), так и глобальном, универсальном (мировом) уровне. Данный подход, имея огромный эвристический потен­циал в раскрытии закономерностей развития изучаемых явле­ний, в универсальной истории права выступает действенным ин­струментом познания. В этой связи предлагаемая программа универсальной истории права соответствует общему движению в современном правоведении, где сравнительно-правовые иссле­дования получают значительное развитие. С этой точки зрения, представляется, что именно такая история права может быть благодатной почвой для глубокого изучения сравнительного пра­воведения как самостоятельной научной дисциплины, занимаю­щейся исследованием основных правовых систем современнос­ти. Неразрывная связь этих научный дисциплин обусловлена еще и тем, что одним из направлений правовой компаративистики признается как раз историко-сравнительное изучение права79.

О связи всеобщей истории права и философии права, о том, что всеобщая история права - необходимое основание для фило­софии права (А. Стоянов, И. Колер), уже упоминалось. Говоря о соотношении ее с общей теорией права, следует отметить, что универсальная история права как теоретическая наука не есть общая теория права, но она в определенной мере может претен­довать на такую теорию истории права. Если учесть, что «в обще­ственных науках не существует «теории вообще», не привязан­ной ко времени и пространству»80, что в структуре общей теории права имеется своего рода ветвь, занимающаяся теоретическим изучением истории права (ее называют также общая концепция права определенного исторического типа81), то тогда между ними возникает проблема размежевания.

Важно заметить, что в общей теории права, во-первых, в от­личие от универсальной истории права, в «фокусе» внимания преимущественно синхрония правовой действительности, во-вторых, удельный вес теоретического знания существенно боль­ше, чем в универсальной истории права. В этом отношении не может быть сомнения, что последняя должна заимствовать соот­ветствующие теоретические модели и концепции именно из тео­ретического правоведения, в том числе из общей теории права. В-третьих, если общая теория права занимается изучением лишь сущности, природы, характерных черт, социального назначения, ценности,

 

__________________________________________________

79 См.: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). - М., 2000. - С. 29.

80 Савельева Я.М., Полетаева А.В. Указ. соч. - С. 21.

81 См.: Историческое и логическое в познании государства и права / Королев А.И., Луковская Д.И., Явич Л.С. и др.; Под ред. А.И. Королева. - Л., 1988.-С. 20.

функции и роли права, выявлением наиболее общих закономерностей развития права в целом на всем протяжении его исторического существования, то для универсальной истории права важны весь историко-правовой процесс и временные рам­ки существования изучаемых явлений, она выявляет общие за­кономерности самого исторического развития права. В-четвер­тых, если общую теорию права интересует лишь результат исто­рического развития права, т.е. исторически сложившийся объ­ект, и она использует лишь выводы, достижения и материал историко-правовых наук как базовые, то универсальная история права на основе систематизации многочисленных индивидуаль­ных разрозненных фактов и ситуаций выявляет повторяющиеся, устойчивые закономерные связи становления и развития право­вых явлений.

Что касается ветви общей теории права, занимающейся тео­ретическим изучением истории права, то она, по сути, выступает как некая теория истории права, построенная с целью анализа историко-правового процесса и/или историко-правовых явле­ний. К ней в данном случае лучше применимо понятие «истори­ческая теория», чем «теоретическая история». Однако в отличие от нее универсальная история права как теоретическое знание об истории права, как теоретическая история все-таки остается ис­торией, а не теорией истории, теорией в строгом смысле этого слова, и в качестве таковой входит в систему историко-правовых наук.

Несомненно, представленное видение образа универсальной истории права достаточно абстрактно. Данная программа уни­версальной истории права есть еще нереализованный проект. Поэтому очерченный образ всеобщей истории права – это, скорее всего, призыв к построению такой науки. А для реализации этой программы требуются как соответствующие специальные иссле­дования, так и методологические изыскания.

 

 

3.3. ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ

В ПРАВОВЕДЕНИИ

 

Обнаруживая в законе времени внеш­ний предел гуманитарных наук, История показывает, что все то, что уже было не­когда осмыслено, еще будет подвергаться дальнейшему осмыслению в мысли, кото­рой пока еще нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.