КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р. Иеринг 2 страница
________________________________ 56 См.: Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 16. 57 См.: Там же. - С. 30. 58 См.: Вормс А.З. Предисловие // Колер И. Право как элемент культуры. – С.У. 59 Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 35 60 Там же. - С. 29. 61 Там же. - С. 40. 62 Там же. - С. 29 63 О критическом отношении Колера к некоторым философско-истори-ческим идеям Гегеля см.: Там же. - С. 21-22, 28. 64 Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 1. 65 Там же. - С. 16. 66 Там же. - С. 29. 67 Там же. Кстати, аналогичной позиции при определении соотношения философии права и всеобщей истории права придерживался русский историк права XIX в. А.Н. Стоянов (см.: Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательства. - С. 619).
стать универсальная история права. Философия права постижима только на основе всеобщей истории права в его понимании. Небезынтересен и подход Колера к вопросам, касающимся методологии и методики историко-правового исследования в целом, в области всеобщей истории в частности. Безусловно, такому исследованию должно предшествовать накопление правового материала, необходимого для всякого исследования в области истории права. Однако, как считает Колер, одного внешнего знакомства с правом, т.е. эмпирического исследования, еще недостаточно. Для создания картины всеобщей истории права необходима теоретическая обработка этих правовых материалов; собственно говоря, с этого и начинается изучение развития права во всемирно-историческом масштабе. Колер выделяет следующие стадии «юридической обработки» правового материала. Первая стадия - это аналитическая обработка материала, предполагающая прежде всего расчленение правового материала на составные части. Конструируя таким образом каждый правовой институт, исследователь получает возможность изучить основные элементы в их постепенном происхождении и развитии и «показать, как последние могут путем восприятия и отбрасывания лишних элементов принимать новый вид и снова создаваться». Результатом этой стадии станет приобретение знания о праве как описательного, так и «проникающего в самую его сущность»68.
Вторая стадия состоит в различении главного от второстепенного, существенного от несущественного. Колер особо подчеркивает значение этой стадии для тех «правовых положений, которые конкретно возникают в народе, живут и развиваются в народных обычаях». Ввиду того, что в этом последнем случае право выступает в интегрированном виде с массой художественных, религиозных и других духовных явлений, познание его становится возможным после его выделения из этого соединения. Это положение ученый иллюстрирует на примере изучения свадебных обрядов народа: «Они только тогда станут доступными нашему юридическому пониманию, когда мы исключим те элементы, которые присоединяли к ним народная вера, народная фантазия, мифы и верование в духов и оставим только то, что относится к покупке, похищению женщины или другим юридическим формам совершения брака»69. Тем не менее, как полагает Колер, указанная «чисто юридическая обработка» права недостаточна, и в особенности для всеобщей истории права в обозначенном ее понимании. Вдобавок к описанной обработке здесь требуется рассмотрение права во взаимосвязи с другими элементами культуры. По мнению Колера, «история права плодотворна лишь как часть истории культуры, и правовед, который не изучает культурных условий времени, может уловить только внешние очертания, так же как историк искусства, который не прослеживает идей, господствовавших в тот или другой период развития искусства»70.
Проведенные таким образом исследования дают необходимый материал для создания истории права отдельных народов, на основе и с помощью которых конструируется всеобщая история права. В этом плане работы Колера в данной области привлекательны по той причине, что они основываются на данных по истории права самых различных народов, непосредственно добытых самим автором. Указанную исследовательскую схему Колер настойчиво и последовательно проводит в своих работах, в особенности в работах «Право как элемент культуры» и «Философия права и универсальная история права». Конечно, результаты его исследований, которые не могли не носить на себе печать состояния науки своего времени, не могут удовлетворить современного ученого (что и естественно) по той простой причине, что за прошедший век накоплено много нового фактического материала, что историко-правовая наука обогащена за этот период новыми исследованиями. Поэтому я здесь не собираюсь излагать полную исчерпывающую характеристику содержания универсально-исторической конструкции истории права Колера, хочу только указать в общем виде «предметную схему» его универсальной истории права. В центре данной схемы находятся отдельные явления и институты права, такие как брак и семья, собственность, обязательственное и наследственное право, вина и наказание, уголовный процесс и т.д. Прослеживая в своих историко-правовых изысканиях происхождение и развитие этих институтов во всемирно-историческом масштабе, с широким применением сравнительного метода, автор больший акцент делает на внутреннюю динамику изменений историко-правовых образований, на главное и существенное в них и их взаимную связь со всеми другими сторонами культурной жизни народа. Колер полагает, что во всех областях права можно прослеживать полное совпадение между развитием права и прогрессом культуры. Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать следующее заключение. Образ всеобщей истории права в исследованиях И. Колера представляется своеобразным: она не только не принадлежит эмпирическому исследованию, а является основанием для обобщений более высокого – философско-правового - уровня, как бы выступая посредником между эмпирической
_______________________________ 68 Там же. - С. 39. 69 Там же. 70 Колер И. Право как элемент культуры. - С. 7. историографией права и философией права. В структуре такого знания преобладающим является теоретическое, нежели эмпирическое. Пожалуй, опыт Колера примечателен и ценен тем, что показывает нам, «что понимать под всеобщей историей, что она, собственно говоря, обобщает». И в этом плане его опыт, несмотря на некоторые пороки и недостатки (например, имеются определенные изъяны мировоззренческого и методологического плана, не раскрывается соотношение понятий «всемирная история права» и «всеобщая история права» и т.д.) может быть верным подспорьем для дальнейшей разработки вопроса о природе всеобщей истории права, вопроса о том, какой она должна быть.
3.2.2.4. Разграничение понятий «всемирная история» и «всеобщая история» (Н.Т. Грановский)
Как показывает проведенный выше анализ, ни философско-историческая традиция, ни опыт профессионалов историков-правоведов не дают примеров сколько-нибудь отчетливого определения соотношения понятий «всемирная история» и «всеобщая история», конечно, если при этом не принять во внимание единственного исключения, с которым встречаемся у Гегеля. Как было отмечено, он в своей классификации исторических дисциплин отводил место только всеобщей истории, «отказывая» в этом всемирной истории. Однако всемирная история (история «всего мира») входила у него в предмет всеобщей истории, так же как история какого-нибудь народа, или какой-нибудь страны. И в наши дни профессиональные историки в целом молчат об этом. В большинстве случаев имеет место равнозначное восприятие указанных словосочетаний. Более того, разные ученые понимают всемирную историю (при этом используются разные кальки: мировая история, глобальная история, сравнительная история, кросскультурная история) по-разному, и в особенности в последние десятилетия XX в. она приняла много разнообразных форм71.
Наиболее четкое разграничение понятий «всемирная история» и «всеобщая история» находим у русского историка середины XIX в., правоведа по образованию Т.Н. Грановского (1813-1855). Как сторонник идеи всеобщей истории он был историком широко мыслящим. Н.И. Кареев основную его научную заслугу видел именно в том, что он первый создал в русской исторической литературе «понятие о всеобщей истории не как о простой сумме частных историй, а как о едином всемирно-историческом целом, создал всемирно-историческую точку зрения»72. Примечательно, что хотя как специалист Грановский занимался историей европейского средневековья, свой предмет он рассматривал в широком контексте всеобщей истории. Опираясь на предшествующий опыт, Грановский отмечает, что в отличие от всемирной истории, ориентированной на изучение истории всех стран и народов мира, всеобщая история имеет своим предметом не весь род человеческий, а только общее, существенное в истории отдельных народов: «всеобщая история должна иметь предметом развитие духа рода человеческого»73; следовательно, сюда не включаются истории тех народов, которые не имеют никакой важности в развитии духа человеческого. «Всеобщая история», по Грановскому, не претендует в отличие от «всемирной истории» на эмпирическое описание прошлого всех народов мира, но дает общее осмысление закономерного процесса развития человечества в целом. Если всемирная история «требует количества фактов, чем больше фактов, чем больше народов входят в ее состав, тем цель ее лучше достигнута», тогда как всеобщая история «обращает главное внимание на качество фактов, и потому она не без разбора их принимает»74; в последнем случае имеют значение те факты, которые имеют влияние на развитие рода человеческого, судьбу народов. По Грановскому, «всеобщая история должна восходить от отдельных явлений к общему, к неизменному, к закону», иными словами, к исторической закономерности. Она должна «ограничиться наблюдением однообразно повторяющихся случаев и выводом закона или общего правила»75. При этом философия истории выступает «необходимым пособием для истории». Ибо «она дала ей направление к всеобщему, усилила ее средства, обогатила ее идеями, которые из самой Истории не могли скоро развиться»76. Констатируя методологическую роль философии истории для всеобщей истории и подчеркивая их взаимосвязь, ученый в то же время проводит четкую разграничительную линию между ними77. Таким образом, несмотря на идеалистическую основу взглядов Грановского, следует отдать должное разграничению им понятий «всемирная история» и «всеобщая история» в плане дальнейшей разработки проблемы. __________________________ 71 Подробно об этом см.: Бентли Дж. Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века // Время мира. - Вып. 1. - 2000. - С. 27-66. 72 Кареев Н.И. Историческое мировоззрение Грановского // Собр. соч. -СПб., 1912.-Т. 2.-С. 60. 73 Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М., 1987. - С. 313. 74 Там же. - С. 308. 75 Лекции Т.Н. Грановского по истории средневековья (Авторский конспект и записи слушателей). - М., 1961. - С. 42. 76 Там же. Об этом см.: 77 Там же. 3.2.2.5. Универсальная (всеобщая) история права - модель теоретической истории права
Опираясь на проведенный анализ, попытаюсь сформулировать несколько основных положений, отражающих авторское видение образа всеобщей истории права. 1. Прежде всего следует констатировать автономность всеобщей истории права как отдельной области историко-правовых знаний, отличающейся своеобразным отношением к своему предмету. Она отличается от истории права как таковой, прежде всего, по пространственному масштабу (глобальность/локальность в объекте познания) и уровню обобщенности (абстрактности). 2. Пересмотр содержания понятий «всемирная история права» и «всеобщая (или универсальная) история права» позволяет внести необходимую корректировку и четкость в их трактовку и, следовательно, в их соотношение. В этой связи из приведенных выше значений «всемирной истории» выделю здесь два: это (1) всемирная история как внутренне организованная, объективно существующая историческая целостность в отличие от разрозненных исторических образований и событий (онтологический аспект), (2) всемирная история как совокупность историй отдельных стран мира или как тотальная хронология исторических событий (познавательный аспект, т.е. всемирная история как наука). Начну с последней. Равнозначное употребление в этом случае словосочетаний «всеобщая история» и «всемирная история» явилось, на мой взгляд, следствием узкого, а именно только пространственного понимания слова «всеобщее». Различимая в системе традиционной эмпирической науки от национальной истории права только по пространственному, вернее, географическому признаку, всемирная история права как простая сумма историй права отдельных стран не дает нового знания, значит и не может иметь права на существование, соответственно нецелесообразно использование ее как синонима всеобщей истории права в моем понимании. Поэтому во избежание равнозначного употребления указанных понятий я предпочел бы слово «универсальная» слову «всеобщая» в названии данной отрасли науки, хотя и не исключается параллельное их употребление. А вот в онтологическом смысле понятие «всемирная история» имеет прямое отношение к науке всеобщей истории, а именно: первое является объектом изучения последнего. 3. Стало быть, объектом универсальной истории права как научной дисциплины является всемирный историко-правовой процесс, как в ее целостности (как единое историческое пространство) и относительно крупных пространственно-временных масштабах, так и в ее более или менее автономных структурах (отрасли и институты права), а предметом ее - закономерности крупных качественно-количественных изменений историко-правового развития в глобальном и относительно крупных пространственно-временных масштабах, в более или менее автономных структурах. Все возможные локальные истории права, а также национальная история права в ее объект входят не в отдельности и не непосредственно, а через то общее, которое присуще всем составляющим единого исторического пространства, проще говоря, своим вкладом в онтологически целостный всемирно-исторический правовой процесс. Отсюда ясно, что создание локальных, национальных историй права - это всего лишь первый шаг на пути к всемирной истории права. Интегрируя пеструю во времени и в пространстве картину истории права в единое целое, универсальная история права имеет задачу выявить то общее, универсальное, всеобщее, которое позволяет создать картину эволюции права во всемирно-историческом масштабе, раскрыть специфическое для каждого ее этапа содержание и проследить его тенденции при переходе на следующий этап, обнаружить объективно необходимые, существенные, причинно-следственные исторические связи между наиболее важными событиями. 4. Несомненно, указанные задачи могут быть реализованы только в рамках особой обобщающей науки. Таковой является универсальная история права, обобщающая, синтезирующая разрозненные данные «частных историй» права в единую научную картину всемирной истории права, причем не в смысле механического объединения данных «частных историй» права, а в смысле творческого синтеза78, не путем простого суммирования, сложения, а через гомологию. Необходимость в ней вытекает именно из этой ее природы. Данная природа универсальной истории права обусловливает также ее важную рол в предсказании. При этом, рассматривая истории права как целостное историческое образование, она имеет больше возможностей, чем какая-либо другая историко-правовая дисциплина. ____________________________ 78 Кстати, в этой части А.А. Ушаков в своих рассуждениях о всемирной Истории государства и права был совсем близок к моей позиции, хотя и он, оставаясь верным традиционному подходу, научную и учебную дисциплину особо не выделял и не был также последовательным в обобщенно-теоретическим подходе к изучению всемирной истории государства и права (см.: Ушаков АЛ. К вопросу о предмете, задачах и структуре курса истории государства и права. - С. 215-217, 220).
Тут считаю нужным сказать несколько слов о структуре знания, обрабатываемого в рамках универсальной истории права. Как уже было отмечено, данная наука - не чисто эмпирическая. Вместе с тем вышеизложенная ее характеристика позволяет утверждать о преобладании в ее структуре теоретического знания, значит и признать ее как теоретическую науку исторического профиля. Однако нелишне здесь еще раз подчеркнуть, что нет ни чисто эмпирической, ни чисто теоретической науки; и эмпирическое, и теоретическое присутствуют всегда и можно говорить лишь о преобладании того или другого в научном познании. В указанном плане отличие универсальной истории права как теоретической науки от общей теории права, а также от отвлеченных, умозрительных, рефлективных историософских штудий в рамках философии права, в задачу которых входит осмысление всемирной правовой истории, заключается в том, что здесь связь с традиционной эмпирической историей наиболее зрима; универсальная история права твердо должна стоять на эмпирической почве. 5. При определении места универсальной (всеобщей) истории права в системе теоретика- и историко-правовых наук я исхожу из такой посылки, что она принадлежит одновременно и историческому, и теоретическому познанию. В моем понимании это - промежуточное звено между историческим и теоретическим правоведением, выполняющее роль посредника между ними. Отношение универсальной истории права к эмпирической истории права (условность очевидна!), или как иногда называют ее, конкретной истории права, а еще точнее локальной, национальной истории права обусловлено наличием в ее структуре эмпирического компонента; она опирается на результаты эмпирической истории в качестве исходного материала, и в то же время она сама добывает фактический материал. Думается, прав был К. Ясперс, когда говорил, что истинной универсальности нет без глубины созерцания единичного. Более того, структура универсальной истории права по сути не отличается от общепринятой в истории права хронологической последовательности. Однако первая, в отличие от последней, исследуя конкретное многообразие историко-правового процесса, в результатах исследования отвлекается от этого конкретного многообразия, реконструирует объект в его наиболее существенных моментах, выявляя, как уже отмечалось, то общее, универсальное, всеобщее, которое позволяет создать картину эволюции права во всемирно-историческом масштабе и/или относительно крупных пространственно-временных масштабах. Другое отличие универсальной истории права от истории права как таковой заключается в предельно широком применении сравнительного подхода как по пространственному масштабу, так и по темпоральным параметрам, как на макро- (на уровне правовых систем) и микроуровнях (на уровне правовых отраслей, институтов), так и глобальном, универсальном (мировом) уровне. Данный подход, имея огромный эвристический потенциал в раскрытии закономерностей развития изучаемых явлений, в универсальной истории права выступает действенным инструментом познания. В этой связи предлагаемая программа универсальной истории права соответствует общему движению в современном правоведении, где сравнительно-правовые исследования получают значительное развитие. С этой точки зрения, представляется, что именно такая история права может быть благодатной почвой для глубокого изучения сравнительного правоведения как самостоятельной научной дисциплины, занимающейся исследованием основных правовых систем современности. Неразрывная связь этих научный дисциплин обусловлена еще и тем, что одним из направлений правовой компаративистики признается как раз историко-сравнительное изучение права79. О связи всеобщей истории права и философии права, о том, что всеобщая история права - необходимое основание для философии права (А. Стоянов, И. Колер), уже упоминалось. Говоря о соотношении ее с общей теорией права, следует отметить, что универсальная история права как теоретическая наука не есть общая теория права, но она в определенной мере может претендовать на такую теорию истории права. Если учесть, что «в общественных науках не существует «теории вообще», не привязанной ко времени и пространству»80, что в структуре общей теории права имеется своего рода ветвь, занимающаяся теоретическим изучением истории права (ее называют также общая концепция права определенного исторического типа81), то тогда между ними возникает проблема размежевания. Важно заметить, что в общей теории права, во-первых, в отличие от универсальной истории права, в «фокусе» внимания преимущественно синхрония правовой действительности, во-вторых, удельный вес теоретического знания существенно больше, чем в универсальной истории права. В этом отношении не может быть сомнения, что последняя должна заимствовать соответствующие теоретические модели и концепции именно из теоретического правоведения, в том числе из общей теории права. В-третьих, если общая теория права занимается изучением лишь сущности, природы, характерных черт, социального назначения, ценности,
__________________________________________________ 79 См.: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). - М., 2000. - С. 29. 80 Савельева Я.М., Полетаева А.В. Указ. соч. - С. 21. 81 См.: Историческое и логическое в познании государства и права / Королев А.И., Луковская Д.И., Явич Л.С. и др.; Под ред. А.И. Королева. - Л., 1988.-С. 20. функции и роли права, выявлением наиболее общих закономерностей развития права в целом на всем протяжении его исторического существования, то для универсальной истории права важны весь историко-правовой процесс и временные рамки существования изучаемых явлений, она выявляет общие закономерности самого исторического развития права. В-четвертых, если общую теорию права интересует лишь результат исторического развития права, т.е. исторически сложившийся объект, и она использует лишь выводы, достижения и материал историко-правовых наук как базовые, то универсальная история права на основе систематизации многочисленных индивидуальных разрозненных фактов и ситуаций выявляет повторяющиеся, устойчивые закономерные связи становления и развития правовых явлений. Что касается ветви общей теории права, занимающейся теоретическим изучением истории права, то она, по сути, выступает как некая теория истории права, построенная с целью анализа историко-правового процесса и/или историко-правовых явлений. К ней в данном случае лучше применимо понятие «историческая теория», чем «теоретическая история». Однако в отличие от нее универсальная история права как теоретическое знание об истории права, как теоретическая история все-таки остается историей, а не теорией истории, теорией в строгом смысле этого слова, и в качестве таковой входит в систему историко-правовых наук. Несомненно, представленное видение образа универсальной истории права достаточно абстрактно. Данная программа универсальной истории права есть еще нереализованный проект. Поэтому очерченный образ всеобщей истории права – это, скорее всего, призыв к построению такой науки. А для реализации этой программы требуются как соответствующие специальные исследования, так и методологические изыскания.
3.3. ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ В ПРАВОВЕДЕНИИ
Обнаруживая в законе времени внешний предел гуманитарных наук, История показывает, что все то, что уже было некогда осмыслено, еще будет подвергаться дальнейшему осмыслению в мысли, которой пока еще нет.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |