Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности использования сельскохозяйственных угодий




Охрана сельскохо­зяйственных угодий

Особенностям использования сельскохозяй­ственных угодий посвящена ст. 79 Земельно­го кодекса РФ. В ней нашла закрепление норма о том, что сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в ис­пользовании и подлежат особой охране. При этом нормы упомянутой статьи посвящены в основном гарантиям недопущения необоснован­ного изъятия и перевода этих ценных земель в иные категории. Охра­на же сельскохозяйственных угодий с точки зрения сохранения и по­вышения плодородия почв регламентирована другими статьями Ко­декса, а также специальными нормативными актами. Так, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. «О государственном регули­ровании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения» установлены правовые основы государственного регулиро­вания обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяй­ственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности. Закон устанавливает, что юри­дические лица и граждане, использующие земли сельскохозяйственно­го назначения, обязаны, в частности:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции спо­собами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сель­скохозяйственного назначения, а также исключающими или ограни­чивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на ок­ружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фито-санитарных и противоэрозионных мероприятий;

предоставлять в установленном порядке в соответствующие орга­ны исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитоса-нитарного и эколого-токсикологического обследований земель сель­скохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загряз-264


нения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

При этом собственники, владельцы и пользователи земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения и получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изме­нения.

Земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйст­венные угодья в принципе должны использоваться только по целево­му назначению и предоставление их для любых иных нужд нежела­тельно.

Те исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохо­зяйственных угодий или земельных участков в составе таких угодий из земель рельскохозяйственного назначения в другую категорию, ус­тановлены ст. 7 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из состава земель одной категории в другую». Это случаи, связанные:

с консервацией земель;

созданием особо охраняемых территорий;

установлением или изменением черты поселений;

строительством на землях, непригодных для осуществления сель­скохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;

включением непригодных для осуществления сельскохозяйствен­ного производства земель в состав земель лесного фонда, земель вод­ного фонда или земель запаса;

строительством дорог; линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубо­проводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственный угодий на 30% и более меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и ли­нейные объекты размещены вдоль дорог и границ севооборотов;

выполнением международных обязательств России, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных иско­паемых (за исключением общераспространенных полезных ископае­мых), содержанием объектов культурного наследия (памятников исто­рии и культуры), строительством объектов культурно-бытового, соци­ального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.

При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или зе­мельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйст­венного назначения, кадастровая стоимость которых на 30% и более превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую катего­рию не допускается.

Отнесение угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйст­венным угодьям производится субъектами РФ с учетом наличия и со­стояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, крае.


Как правило, это сельскохозяйственные угодья опытно-производст­венных подразделений научно-исследовательских организаций и учеб­но-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также сельскохозяйственные уго­дья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средне­районный уровень.

Например, в Московской области в соответствии с Законом от 12 июня 2004г. (в редакции от 27 апреля 2006г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской облас­ти» к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям от­носятся:

сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых пре­вышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10%;

сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразде­лений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных под­разделений образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, государственных сортоиспытательных стан­ций и государственных сортоиспытательных участков;

искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушае­мые земли со стационарными оросительными и закрытыми осуши­тельными системами.

Установлено, что использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается, за исключе­нием случаев, установленных Федеральным законом «О переводе зе­мель или земельных участков из одной категории в другую».

Земельные В ходе проведения аграрной и земельной ре-

доли форм в России сельскохозяйственные угодья,

занимаемые аграрными предприятиями,

были приватизированы, в результате чего возникли так называемые земельные доли.

Приватизация земли производилась путем передачи ее в собствен­ность граждан, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, с определением индивидуальных земельных долей.

Земельная доля рассчитывалась в гектарах или балло-гектарах по количеству земельной площади, приходящейся на одного члена (уча­стника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

При определении земельных долей учитывались все сельскохозяй­ственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков, переданных в ведение органов ме­стного самоуправления, включенных в фонд перераспределения зе­мель, используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и переданных данному хозяйству в аренду.

Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют в документальном выражении до тех пор, пока в установленных зако­ном случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре зе­мельного участка, равного по размеру установленной земельной доле. 266


Земельные доли передавались в собственность работников сель­скохозяйственных организаций, а также пенсионеров хозяйства, про­живающих на его территории, лиц, занятых в социальной сфере на селе, и наследников названных категорий граждан, умерших к момен­ту получения свидетельства на право собственности. Размер индиви­дуальной земельной доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении.

Собственники земельных долей получили право распорядиться ею без согласия на то других участников долевой собственности: обме­нять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; подарить, передать на наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации; передать на условиях договора ренты и по­жизненного содержания; внести в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации; продать; получить в счет доли земельный участок для ведения крестьянского или лично­го подсобного хозяйства. Однако большинство земельных долей в на­стоящее время остается в собственности граждан.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что земельная доля, полученная при при­ватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому на та­кие доли распространяется установленный гражданским законодатель­ством режим пользования и распоряжения долями в праве общей собственности с особенностями, закрепленными в указанном Законе.

Согласно ст. 14 названного Закона решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собст­венности, принимается общим собранием участников долевой собст­венности. В частности, решением общего собрания определяются ус­ловия передачи земельного участка, находящегося в долевой собствен­ности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление; местоположение части находящегося в долевой собствен­ности земельного участка, в границах которой в первоочередном по­рядке выделяются земельные участки в счет земельных долей. Участ­ники должны быть уведомлены о проведении общего собрания не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения в письменной форме и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федера­ции. Собрание правомочно при присутствии на нем участников, со­ставляющих не менее 20% их общего числа или владеющих более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за нею проголосовали участники, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности бо­лее чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою


земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельско­хозяйственной организации, использующей земельный участок, нахо­дящийся в долевой собственности, или передать свою земельную до­лю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной орга­низации или гражданину -- члену крестьянского (фермерского) хо­зяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Распорядиться земельной долей иным образом он вправе только после выделения земельного участка в счет этой доли.

В случае, если участник долевой собственности продает свою зе­мельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену кресть­янского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других сособствен-ников о намерении продать свою земельную долю не требуется.

В аренду земельная доля передаваться не может, поскольку по гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы только земельные участки и другие обособленные природные объекты. Одна­ко до принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохо­зяйственного назначения» заключение договоров аренды земельных долей допускалось, поэтому указанным Законом предписано привести такие договоры в соответствие с действующим законодательством; к тем договорам, которые к концу января 2007 г. окажутся не соответ­ствующими установленным нормам, будут применяться правила о до­говоре доверительного управления имуществом (см. ст. 1012—1026 ГК РФ).

Участник долевой собственности вправе выделить земельный уча­сток в счет своей земельной доли для создания либо расширения лич­ного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйст­ва, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряже­ния им иным образом, согласия на выдел других собственников не требуется. Однако с ними необходимо согласовать местоположение выделяемого земельного участка.

В том случае, если общим собранием участников долевой собст­венности не утверждены границы части находящегося в долевой соб­ственности участка, предназначенной для выделения в первоочеред­ном порядке земельных участков в счет долей, участник долевой соб­ственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъек­том Российской Федерации, с указанием предполагаемого местополо­жения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Если в течение тридцати дней со дня уведомления не поступят возра­жения от участников долевой собственности относительно местополо­жения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, пред­ложение о местоположении такого земельного участка считается со­гласованным. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использо­ванием согласительных процедур, порядок проведения которых уста­навливается субъектом Российской Федерации. В случае недостиже-268


ими согласованного решения споры о местоположении выделяемого ц мшьного участка рассматриваются в суде.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удосто-нгриющих право на земельную долю. При этом участник долевой соб-|| ценности на земельный участок из земель сельскохозяйственного м.1 шачения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный \ ^иток, площадь которого больше или меньше площади, указанной и документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увели-•и ппе или уменьшение площади образуемого земельного участка осу­ществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для 11 м.скохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный к-мельный участок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.