Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель транспорта




Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим дан­ных земель прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспор­та, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопровод­ный, водный.

Понятие и состав Функционирование транспортных систем земель транспорта в Российской Федерации регулируется зако­нодательством о транспорте, которое форми­руется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности использования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован в сравнении с иными землями данной категории достаточно подробно.

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются зем­ли, которые используются или предназначены для обеспечения деятель­ности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, мор­ского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Следует заметить, что, как и все остальные земли данной категории, зем­ли транспорта в границах поселений приобретают правовой режим земель по­селений и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объек­тов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резер-

11 Земельное право 321


вирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

При применении нормативных актов, регулирующих использова­ние земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основа­ния предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК РФ многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или му­ниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организа­ций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэро­дромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздуш­ного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, огра­ничены в обороте.

Правовой режим В целях обеспечения деятельности организаций

земель и эксплуатации объектов железнодорожного

предоставленных транспорта предоставляются земельные участки:

для нужд Л™ размещения железнодорожных путей;

железнодорожного размещения, эксплуатации, расширения

транспорта и реконструкции строений, зданий, сооруже-

ний, в том числе железнодорожных вокза­лов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконст­рукции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транс­порта;

установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Правовой режим охранных зон железных дорог, а именно порядок их установления и использования полос отвода, определяется Прави­тельством Российской Федерации.

Земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут использоваться для целей, не связанных с функционированием железнодорожного транспорта, однако в порядке и в пределах, установленных Земельным кодексом РФ. Такие земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погру-зочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправоч­ных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных феде­ральными законами.

Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «О федеральном же­лезнодорожном транспорте»' установлены правила использования зе­мель в целях обеспечения функционирования железных дорог. При

1 СЗ РФ, 1995. № 35. Ст. 3505.


этом землями железнодорожного транспорта являются земли феде­рального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждени­ям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, зда­ния, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреж­дениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполни­тельной власти в области железнодорожного транспорта с учетом тре­бований земельного законодательства Российской Федерации'.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определя­ются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нор­мами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами раз­вития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществ­ляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать гра­достроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, санитарным и иным нормам.

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной экс­
плуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорож­
ного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов
и других видов транспорта), расположенных на землях федерального
значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, се­
лям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные
зоны. Порядок установления охранных зон, их размеры, режим ис­
пользования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Кроме того, ст. 135 Лесного
кодекса РФ установлено, что древесно-кустарниковая растительность,
расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначе­
на для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных
природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды,
снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.
Правовой режим В целях обеспечения деятельности организа-
земель дий и эксплуатации объектов автомобиль-

автомобильного ного транспорта и объектов дорожного хо-

транспорта зяйства могут предоставляться земельные

участки:

1 Положение о порядке использования земель федерального железнодо­рожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог утверждено приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц.


для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элемен­тов и дорожных сооружений;

размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомо­бильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремон­та, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пре­делах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установ­ленном ЗК РФ порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Для обеспечения нормальной деятельности автомобильного транс­порта в настоящее время установлена целая система запретов, кото­рые распространяются на всех лиц, использующих земельные участки вдоль полосы отвода автомобильного транспорта. Так, на полосах от­вода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законо­дательством случаев, запрещаются: строительство жилых, обществен­ных зданий и складов; проведение строительных, геолого-разведоч­ных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, по­кос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информацион­ных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности до­рожного движения.

Земельным кодексом РФ для создания нормальных условий экс­плуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, а также для иных целей, установленных ЗК РФ, определено создание придорожных полос в виде прилегающих с обеих сторон к полосам от­вода федеральных автомобильных дорог земельных участков с уста­новлением особого режима их использования, в том числе строитель­ства зданий, строений и сооружений и ограничений хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, — установки рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Порядок установления и использования таких придорожных полос от­вода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Собственники земельных участков, земле­пользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на­ходящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уве­домлены соответствующими органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.

Правовой режим зе­мель, предостав­ленных для нужд морского, внутрен­него водного транс­порта, а также воз­душного транспорта

Как определено Земельным кодексом РФ, в целях обеспечения деятельности организа­ций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут пре­доставляться земельные участки:

для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

 

размещения морских и речных портов,


причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконст­рукции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего вод­ного транспорта;

выделения внутренней береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транс­порта Российской Федерации от 7 марта 2001'. Так, согласно ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внут­ренних водных путей, расположенных за пределами территорий го­родских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходст­вом, береговую полосу, т. е. полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свобод­ных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 граду­сов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транс­порта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участ­ки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусствен­но созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспече­нию судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигаци­онного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Уста­новка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пре­делами береговой полосы в порядке, установленном лесным законода­тельством Российской Федерации и водным законодательством Россий­ской Федерации;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящие­ся в пределах береговой полосы;

СЗ РФ. 2001. № П. Ст. 1001.


разрешать устройство временных сооружений для причаливания,, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, вы<-грузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пасса^ жиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обу-строить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно опреде­лено, что не допускается использовать береговую полосу для осущест­вления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлет­но-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, уст­ройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 43 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г.1 отвод
участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы
организации воздушного движения проводится в соответствии с зе­
мельным законодательством Российской Федерации.
Правовой режим Данный вид земель установлен земельным
земель, законодательством в целях обеспечения дея-

предоставленных тельности организаций и эксплуатации объ-
для нужд ектов трубопроводного транспорта. Земель-

трубопроводного ные участки предоставляются в этом случае:

транспорта Для размещения нефтепроводов, газопро-

водов, иных трубопроводов;

размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержа­ния, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объ­ектов трубопроводного транспорта;

установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

В последнем случае границы охранных зон, на которых размеще­ны объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубо­проводов, других утвержденных в установленном порядке норматив­ных документов. На указанных земельных участках при их хозяйст-


венном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных мини­мальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разре­шается препятствовать организации — собственнику системы газо­снабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Рос­сийской Федерации»' устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабже­ния передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством Российской Федерации.

Организация — собственник системы газоснабжения или уполно­моченная им эксплуатирующая организация после завершения наме­ченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, обязана:

рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газо­снабжения, расположенные в лесах, обязаны:

содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в по­жаробезопасном состоянии;

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Рос­сийской Федерации.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация — собственник такой системы или уполномо­ченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятст­венной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катаст­рофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществ­лялась доставка необходимых сил и средств.

Как уже говорилось, на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объ­ектов системы газоснабжения определяются на основании строитель­ных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных докумен­тов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строе­ния, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организаци­ей — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия


 


СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1382.


1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.


 




организации — собственнику системы газоснабжения или уполномо­ченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.