Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Беларуси




Российские государственные реформы второй половины XIX в.

К середине XIX века элементы капитализма в экономике Российской империи, а в том числе и в белорусских губерниях, занимали уже твердые позиции, хотя господствующими продолжали оставаться феодально-крепостнические отношения. Значительно возросло количество промышленных предприятий. Так, в 1859 году в Беларуси насчитывалось 784 предприятия, на которых было занято 10721 рабочих. Заметны были попытки белорусских помещиков повысить производительность своих имений путем совершенствования агротехнических методов и механизации. Однако помехой этому являлось крепостничество, не создававшее армии свободных рабочих рук, способных управлять машинами.

Подготовка крестьянской реформы началась в обстановке строгой секретности с образованием 3 января 1857 г. Правительство желало отменить крепостное право с согласия помещиков, ожидая с их стороны инициативы. Такая инициатива была организована помещиками Беларуси и Литвы. Виленский генерал-губернатор Назимов, проведя по поручению из Петербурга, негласные переговоры с помещиками Виленской, Гродненской и Ковенской губернии, в сентябре 1857 г. отправил в столицу адреса помещиков, изъявивших желание освободить крестьян без земли. 20 ноября 1857 г. правительство объявило рескрипт Назимову, в котором была изложена правительственная программа освобождения крестьян. Рескрипт обязывал помещиков оставить крестьянам их усадьбы, которые они должны были выкупить в собственность, а также выделить в пользование крестьян определенное количество полевой земли, за которую они должны были платить оброк или отрабатывать барщину. Рескрипт предписывал учредить в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях комитеты для выработки проектов отмены крепостного права на основе правительственных установок с учетом местных условий. В феврале 1858 г. были учреждены Виленский и Гродненский, в июле - августе Витебский, Могилевский и Минский губернские комитеты, которые свои предложения передали в Петербург, где и были подготовлены проекты законов, одобренные Государственным советом. 19 февраля 1861 г. проекты «Положений» были подписаны Александром II и получили силу закона. 5 марта 1861 г. они были опубликованы в печати в сопровождении царского Манифеста. В Манифесте кратко и в торжественной форме излагалось основное содержание реформы 1861 г. Отмена крепостного права изображалась как добровольное волеизъявление дворянства. В Манифесте говорилось, что добровольное "пожертвование" не может быть взято крестьянами "без приличного вознаграждения, что было бы противно всякой справедливости". Крестьянам же предписывалось исполнение повинностей помещикам и повиновение властям.

В Беларуси реформа 1861 г. проводилась на основания "Общего. положения", двух "Местных положений" и дополнительных правил об устройстве крестьян мелкопоместных имений. "Общее положение" декларировало, что крепостное право для помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь и наказывать их. Крестьяне наделялись гражданскими правами. Помещик объявлялся собственником всей принадлежавшей ему до реформы земли, часть которой он обязан был отвести в надел крестьянам в их постоянное пользование. Крестьянин не имел права отказаться от надела, который отводился ему не только «для обеспечения быта», но и для «выполнения им обязанностей перед правительством и помещиком». До заключения выкупной сделки крестьянин должен был находиться в положении временно-обязанного и выполнять для помещика определенные повинности. Поземельные отношения между помещиком и временно-обязанным крестьянином регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались размеры полевого надела и повинностей. Составление уставных грамот возлагалось на самого помещика. В 8-ми уездах Витебской и Могилевской губерниях землеустройство крестьян проводилось по «Местному положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний». В уездах Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и 4-х уездах Витебской губерний, землеустройство крестьян проводилось по отдельному местному положению, которое не устанавливало определенных норм наделов, т.к. в пользовании крестьян сохранялись те земли и угодья, которыми крестьяне пользовались ранее.

Грабительские условия отмены крепостного права послужили толчком в развитии широкого крестьянского движения в Беларуси. В 1861-1862 гг. белорусское крестьянство оказало серьезное сопротивление деятельности мировых посредников, образованию новых органов крестьянского "самоуправления" и введению уставных грамот. Кульминационной точкой крестьянского движения стало восстание 1863 г. под руководством К.Калиновского. Восстание было подавлено, однако оно оказало серьезное влияние на всю последующую историю Беларуси, а также на политику царизма в отношении белорусских губерний. Царизм вынужден был пойти на уступки. 1 марта 1863 г. последовало издание указа об отмене временно-обязанных отношений в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях и 4-х уездах Витебской губернии. Спустя 8 месяцев этот указ был распространен на Могилевскую губернию и белорусские уезды Витебской губернии. Указ вводил обязательный выкуп крестьянских наделов. Обязательные отношения между крестьянами и помещиками прекращались с 1 мая 1863 года. Выкупные платежи за недельную землю понижались на 20%. Крестьяне переходили в разряд собственников и должны были вносить выкупные платежи в уездное казначейство. Указом от 9 апреля 1863 г. создавались проверочные комиссии, которые проверяли правильность составления уставных грамот. В результате их работы были несколько увеличены крестьянские наделы, снижен оброк и выкупные платежи, хотя эти меры не разрешали аграрный вопрос в Беларуси.

Отмена крепостного права влекла за собой необходимость реформ местных органов управления. В этом первостепенное значение возлагалось на мировых посредников, которые были призваны проводить крестьянскую работу на местах. Институт мировых посредников возник как связующее звено между волостным и сельским самоуправлением и государственным аппаратом. Он должен был разбирать иски, споры и жалобы, возникающие из поземельных отношений после обнародования Положений 19 февраля между помещиками и временно-обязанными крестьянами; жалобы помещика на действия должностных лиц крестьянского управления в случае нарушения прав помещика или неисполнения его требований; жалобы временно-обязанных крестьян; удостоверять правильность составления добровольных условий, заключаемых между помещиками и крестьянами по вопросам изменения крестьянского надела, разверстки угодий, переноса крестьянских усадеб на новые места, обмена угодий, выкупа земель, размера повинностей; взыскания с крестьян недоимок в пользу помещика; приема и увольнения из общества крестьян; утверждение должностных лиц волостного правления. Помимо этого, посредник наделялся судебно-полицейской властью вершить суд по искам, не превышающим 30 руб., наказывать денежными взысканиями до 5 руб., присуждать лиц податного состояния к общественным работам до 6 дней или аресту до 7 дней, или к наказанию розгами до 20 ударов,

Освобожденные крестьяне объединялись в сельские общества, для которых создавались соответствующие органы местного управления и самоуправления. Такими органами являлись сельский сход и сельский староста. Ведению сельского схода подлежали: выборы должностных лиц и выборных на волостной сход; временное удаление крестьян от участия в сходах; прием в общество крестьян; назначение опекунов; разрешение семейных разделов; дела, относящиеся к общинному пользованию мирской землей; назначение сборов на мирские расходы; раскладка податей и повинностей, рекрутской повинности; взыскание недоимок и др. Сельский староста в своей деятельности был подчинен мировому посреднику, земской полиции и прочим властям. Волостные органы состояли из волостного схода, волостного старшины с волостным правлением и волостного суда. Ведению волостного схода подлежали: выборы должностных лиц волости и судей волостного суда; решения по хозяйственным делам волости; меры общественного призрения, учреждение волостных училищ, распоряжения по волостным запасным магазинам; принесение жалоб и просьб через особых выборных; назначение и раскладка мирских сборов и повинностей; проверка действий и учет должностных лиц волости; проверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности и др. Выходить за рамки означенной компетенции волостному сходу запрещалось под угрозой предания суду виновных.

Исполнительным органом волостного схода являлось волостное правление, состоящее из старшины и сельских старост, сборщиков податей, 1-2 особых заседателей, которые могли заменять в правлении сельских старост, волостных судей, писаря и других должностных лиц. Ведущую роль в волостном правлении играл волостной старшина. Материальное содержание волостного правления осуществлялось за счет самих крестьян. Волостной суд был чисто сословным судом по крестьянским делам. Он избирался волостным сходом в составе от 4 до 12 человек. Судьи могли избираться как постоянные на год, так и для отправления этой должности по очереди. Решение дел возможно было в присутствии не менее трех судей. В ведение волостного суда были отнесены все споры и тяжбы между крестьянами с ценой иска до 100 рублей, а так же дела, по которым полагалось наказание в виде штрафа до 3 рублей, исправительных работ до 6 дней, ареста до 7 дней и до 20 ударов розгами. Дела в суде вершились устно, в произвольном порядке на основе местных обычаев. В целом все эти органы самоуправления были под контролем царской администрации.

Прямым продолжением реформы 19 февраля 1861 года явилась перестройка в 60-70-х годах XIX в. земского и городского управления, системы народного просвещения, контроля над деятельностью печати и т.д. Система новых учреждений создавалась для руководства земским и городским коммунальным хозяйством, народным образованием, медицинским и ветеринарным обслуживанием, общественным призрением и т.д., ранее осуществлявшихся многочисленными правительственными учреждениями или возлагавшимися на «попечение» помещиков.

Земская реформа по Положениям 1 января 1864 года вначале была введена только в 34 губерниях центральной России. На окраинах, в числе которых были и западные губернии, земства длительное время не вводились. Особенностью 9-ти западных губерний (Витебской, Минской, Могилевской, Волынской, Киевской, Подольской, Виленской, Ковенской и Гродненской) было то, что помещичье землевладение в них преимущественно было в руках местных помещиков, особенно многочисленной и неблагонадежной прослойки мелкопоместных землевладельцев (шляхты). Русские помещики в Северо-западном крае, несмотря на усиленную русификаторскую политику царского правительства, были немногочисленны. Не чувствуя поддержки со стороны основной массы землевладельцев и простого народа и опасаясь, что население этих губерний использует земства в качестве центра оппозиционного движения, царское правительство не решалось их ввести в названных губерниях. Потребности же экономической и культурной жизни, в связи с развитием капитализма, настоятельно требовали преобразования местной администрации и в этих губерниях. Поэтому Положением от 2 апреля 1903 г. в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевекой, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства. Уродливый характер созданных учреждений не позволил им серьезно улучшить местное хозяйство и культуру. Поэтому 14 марта 1911 года последовал указ царя о применении в этих губерниях положения о земских учреждениях. Вводя земские органы самоуправления в западных губерниях, царское правительство преследовало цели: 1) упрочить позиции и влияние русских помещиков и православного духовенства среди крестьян, создав тем самым благоприятные условия для политики их русификации и борьбы с национально-освободительными устремлениями, 2) покончить с монополией католического представительства в Государственном совете от западных губерний. Позже законом от 14 марта 1911 г. был внесен ряд поправок и дополнений в Положение об губерниях и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. Так, выборы по сословиям отменялись и земства становилось бессословными. Не допускалось преобладания в земствах крестьянских депутатов, т.к. в уездные земские собрания сельские общества могли посылать не больше 1/3 всех гласных. В губернском же земстве полагался только один крестьянский гласный от каждого уезда. Представительство православного духовенства в земских собраниях сохранялось в том же виде, в каком оно было представлено и в центральных губерниях России, но священнослужителям и церковнослужителям христианских исповеданий предоставлялось право участвовать на выборах на одинаковых с другими избирателями условиях. Специальные статьи предусматривали, что за лицами русского происхождения обеспечивались большинством мест в земской управе. Евреи в земство вообще не допускались.

Городская реформа 1870 г. проводилась в Беларуси на одинаковых началах, однако с опозданием в пять лет по политическим мотивам. В результате ее образовывались органы городского самоуправления: избирательное собрание, городская дума – распорядительный орган и городская управа – исполнительный орган.

Началом проведения судебной реформы явилось издание 20 ноября 1864 г. следующих четырех судебных уставов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского судопроизводства». Этими законами отделялась судебная власть от администрации, провозглашались судейская несменяемость и независимость, гласность, устность и состязательность судебного разбирательства, участие присяжных заседателей в судебной деятельности, принцип формального равенства всех перед законом и судом, презумпция невиноватости и др. Вводился ряд других демократических институтов, в том числе институт адвокатуры.

Главной идеей судебной реформы 1864 года являлось введение двух систем судов - местных и общих, учреждение институтов судебных следователей и адвокатуры, реорганизация прокуратуры и судопроизводства. К местной юстиции относились мировые суды, уездные съезды мировых судей, а также волостные суды. Мировые судьи, которые делились на участковых и почетных, единолично рассматривали подсудные им мелкие уголовные в гражданские дела: о проступках против общественного порядка, об оскорблениях и побоях, о небольших кражах и мошенничестве, имущественные споры ценою иска до 500 рублей. Выборность участковых мировых судей была ограниченной, ибо они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Для мировых судей были установлены имущественный, образовательный, служебный, возрастной и другие цензы. Уездные съезды мировых судей являлись апелляционными инстанциями по решениям и приговорам участковых и почетных мировых судей.

В системе общих судов первым звеном являлись окружные суды, действовавшие в качестве первой инстанции по делам, превышавшим подсудность мировых судов. Они состояли из председателя и членов, которые распределялись на департаменты по уголовным и гражданским делам. Гражданские и уголовные дела меньшей тяжести рассматривались в составе трех постоянных членов суда. Дела о наиболее серьезных преступлениях, влекущих лишение свободы с поражением в правах, окружной суд рассматривал в составе трех членов суда (один из них председательствующий) и двенадцати присяжных заседателей. Присяжные заседатели образовывали самостоятельную от постоянных судей коллегию, решавшую вопросы факта - виновности привлеченных к суду лиц. Законом устанавливались такие требования к присяжным заседателям, и процедура их отбора. Списки присяжных заседателей составлялись органами административной власти: уездной или городской комиссий под председательством предводителя дворянства. Судебные палаты являлись второй апелляционной инстанцией для окружных судов по гражданским и по уголовным делам, рассмотренным без участия присяжных заседателей. Кроме того, они действовали в качестве суда первой инстанции по политическим, должностным, религиозным и другим важным делам.

Высшим судебным органом судебной системы, в том числе высшей надзорной и кассационной инстанцией, являлся Сенат, имевший в своей структуре гражданский и уголовный департаменты. Он объединял и направлял всю деятельность судебных учреждений, давал разъяснения по применению закона, являлся также судом первой инстанции по делам о должностных преступлениях высших должностных лиц, а также по делам о государственных преступлениях, переданных ему специальными повелениями царя.

Судебные уставы регламентировали все вопросы, связанные с замещением судебных должностей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат назначались царем по представлению министра юстиции, сенаторы - непосредственным усмотрением царя.

В Беларуси реализация судебных уставов началась только в 1871 г. с многочисленными отступлениями от первоначальных прогрессивных принципов и не была закончена к 1917 г., что было обусловлено национальной и классовой политикой царского самодержавия, его боязнью растущего революционного и освободительного движения. Так, мировые судьи назначались министром юстиции сроков на три года. Обеспечивался строгий контроль за комплектованием местной юстиции и др.В Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и некоторых других губерниях списки присяжных заседателей представлялись для просмотра губернаторам. Последние имели право исключать из списков без указания причин лиц, которых они не признавали возможным допустить к исполнению обязанностей.

Кроме судебных уставов, в последующие годы был принят ряд нормативных актов по различным отраслям права. Так, в 1886 и 1896 гг. царское правительство было вынужденное идти на некоторые уступки рабочим, внесло изменения в фабрично-заводское законодательство о штрафах, правилах внутреннего распорядка, о продолжительности рабочего дня и т.д. В целом же гражданские правоотношения регулировались нормами старого Свода законов Российской империи, которые корректировались кассационной практикой и разъяснениями Правительствующего Сената. В 1885 году было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», значительно усилившее ответственность рабочих за стачки, выступления против притеснений фабрикантов. Воинским уставом о наказаниях 1875 года и Военно-морским уставом о наказаниях 1886 года повышалась уголовная ответственность военнослужащих. Предусмотренные этими уставами суровые меры наказания (смертная казнь, лишение всех прав и состояний и др.) применялись военными и военно-полевыми судами и к гражданским лицам, преданным суду за участие в революционном движении.

В 1903 г. было принято Уголовное уложение, которое на территории Западной Беларуси действовало с некоторыми изменениями до 1932 г.

 

ГЛАВА 8. БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. ВОЗРОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§1. Первый Всебелорусский съезд (конгресс). Провозглашение Белорусской Народной Республики

Революционная борьба и национально-освободительное движение в Беларуси значительно активизировались в самом начале ХХ ст. Во многих белорусских городах и местечках возникли рабочие кружки, социал-демократические и другие организации. В 1902 г. на базе культурно-просветительских организаций Вильно, Гродно, Минска была создана Белорусская Революционная Громада. В декабре 1903 г. в Вильно прошел первый съезд этой организации, которая стала называться Белорусской Социалистической Громадой (БСГ). Создателями Громады были братья Иван и Антон Луцкевичи, К.Костровицкий, В.Ивановский, В.Ластовский, А.Пашкевич (Тетка) и др.

Значительным событием начала ХХ века стала революция 1905-1907 гг., которая всколыхнула всю Российскую империю. Под натиском революционных событий царь издает Манифест от 6 августа 1905 г., в котором говорилось о создании Государственной думы. Издаются законы - «Учреждение Государственной думы», «Положение о выборах в Государственную думу», а также другие нормативные акты, по которым, в частности, устанавливается количество депутатов при выборах в Думу. Три белорусские губернии – Виленская, Гродненская и Могилевская выбирали по семь депутатов в Думу, Минская - девять, Витебская - шесть. Закон обеспечивал примущественное представительство помещиков в Думе. Булыгинская дума, как ее называли, являлась совещательным органом при царском правительстве.

Дальнейшие российские события показали, что царское правительство вовсе не желало делиться властью с народом. Однако позже Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» были провозглашены «основы гражданской свободы» и расширены избирательные права, а царским указом от 11 декабря 1905 г. получили избирательные права и некоторые рабочие. Манифестом и указами от 20 февраля 1906 г. был изменен состав, порядок деятельности и компетенция Государственого Совета и Государственной Думы. Все это свидетельствовало о том, что революция 1905-1907 гг. принудило царское правительство внести изменения в существующий государственный строй.

Огромным испытанием для белорусского народа стала первая мировая война. Территория Беларуси стала ареной военных действий. Более миллиона белорусских жителей стали беженцами. В местах их наиболее компактного проживания образовывались центры белорусского национально-освободительного движения (в Москве, Петрограде, Саратове, Калуге и др. городах). Национально-освободительное движение белорусского народа этого периода не было единым и имело несколько центров.

После февральской революции 1917 г., которая привела к созданию двоевластия в России, своеобразием политической обстановки на территории Беларуси стало наличие троевластия: 1) Комитета общественного порядка и безопаснос­ти, созданного в Минске 3-4 марта 1917 г. на совещании представителей городской думы, губернских и уездных земских органов и других влиятельных лиц органов ме­стного управления; 2) Совета рабочих депутатов, созданного в Минске в то же время (позднее стали создаваться подобные сове­ты в других городах, уездах, воинских частях и т.д.); 3) военного командования Западного фронта.

25-27 марта 1917 г.в Минске состоялся I Съезд бе­лорусских национальных организаций, который избрал в качестве национального органа Белорусский национальный комитет (БНК) в составе 10 человек. БНК в апреле 1917 г. созвал Краевой крестьянский съезд, который поддержал идею автономии Беларуси в составе России. 8-10 июля 1917 г.состоялся II съезд белорусских национальных организаций, которые преобразовал БНК в Центральную раду. Позже,в октябре 1917 г. она была преобразована в Великую белорусскую раду. Осенью 1917 г. прошли войсковые съезды Западного, Северного, Юго-Западного, Румынского фронтов и матросов Балтийского флота, в результате чего в Минске создается общий исполнительный орган этих съездов – Центральная войсковая белорусская рада (ЦВБР), которая выступала за автономию Беларуси. Представители ее вошли в состав Великой белорусской рады.

Созданный 27 октября 1917 г. в Минске советский орган власти - Военно-революционный комитет враждебно относился к самой идее о суверени­тете Беларуси. В ноябре 1917 г. он был преобразован в Военно-революцион­ный комитет Западной области и фронта (Военревкомзап). По его инициативе, с целью объединения всех Советов и создания еди­ного центра для координации их деятельности во второй половине ноября 1917 г. в Минске почти од­новременно были созваны съезды Советов: 19 нояб­ря начал свою работу областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 18-20 ноября прохо­дил съезд Советов крестьянских депутатов, 20-25 но­ября - II съезд Советов армий Западного фронта, на котором при­сутствовали представители ряда Советов, профсоюзов и ра­бочих организаций Беларуси. 26 ноября произошло объединение исполнительных комитетов, избранных на этих съездах Советов в единый исполнительный комитет - Областной исполнительный коми­тет Западной области и фронта (Облискомзап). В состав его вошло 187 членов, из которых большинство (100 человек) являлись представителями советов солдатских депутатов Западного фронта. Был образован Президиум (председателем которого с 17 (30) января 1918 г. стал А.Ф.Мясников) и Совет Народных Комиссаров (СНК) Облискомзапа, главными руководителями в которых стали А.Ф.Мясников, К.И.Ландер, В.Г.Кнорин, Р.В.Пикель, И.И.Рейнгольд и др.

Декретами II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласившего установление Советской власти на территории бывшей Российской империи, были определены основные принципы национальной политики государства диктатуры пролетариата: равенство, суверенность и братство народов, пролетарский интернационализм. 2 ноября 1917 г. российское советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», позволявшую практически претворить в жизнь большевистскую программу по национальному вопросу: В ней провозглашались равенство и суверенность всех народов России и их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Беларусь, которая после революции, кроме прежнего названия Северо-Западный край, стала именоваться также Западной областью, а позже и Западной коммуной, также имела на это право. Однако руководители Северо-Западного обкома РСДРП(б) и Облискомзапа активно выступали против создания белорусской государственности.

Национально-освободительное движение в Беларуси и после октябрьских событий 1917 г. было неоднородным. В этот период в нем достаточно четко проявились два основых направления: радикальный (социалистический) и национально-демократический. Первый был представлен Белорусским областным комитетом (БОК), Белорусским национальным комиссариатом, созданным при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, и Белорусской социал-демократической рабочей партией, которая выделилась с левого крыла Белорусской социалистической громады. Лидери этого направления Д.Ф.Жилунович, А.Г.Червяков, Е.С.Канчер, И.В.Лагун, Д.М.Соболевский, Ф.Турук, А.Х.Устинович, Ф.Шантырь и др., несмотря на разный подход к практическому осуществлению права на самоопределения, стремились к самоопределению Беларуси в составе РСФСР на советской основе. Особенно активную роль в этом движении играли белорусские беженцы.

Второе направление белорусского национально-осовободительного движения было представлено Великой Белорусской радой, а также партиями и организациями, которые входили в ее состав. Они все отчетливей выступали за отделение Беларуси от России и образование самостоятельного государства по примеру буржуазно-демократических государств. Почти сразу после Октябрьской революции Великая Белорусская Рада и Центральная белорусская войсковая рада выступили инициаторами созыва съезда представителей всего белорусского народа с целью реализации првозглашенного большевиками права наций на самоопределение. Правительству РСФСР пришлось поддержать идею созыва съезда, хотя А.Ф.Мясников срочно выехал в Петроград, чтобы добиться от Наркомнаца РСФСР запрета проведения съезда. Решено было подключить к процессу созыва съезда Белорусский областной комитет (БОК), созданный в ноябре 1917 г. при Всероссийском Совете крестьянских депутатов - левоэсеровской по своей сущности организацией, во главе которой стояли Е.С.Канчер, М.Б.Гольман, Ф.М.Короткевич, А.Я.Кусе-Цюз, В.С.Селиванов и др. В результате переговоров представителей БОК и Наркомнаца были выработаны определенные условия совместной деятельности, основным среди которых было - самоопределение Беларуси в форме советской государственности на основе широкой автономии в составе РСФСР.

Всебелорусский съезд (позднее названный Всебелорусским конгрессом) проходил с 5 по 17 декабря 1917 г. в Минске (по свидетельству Ф.Турука, съезд был открыт 14 декабря). 5 декабря приехало только 300 делегатов, 7 декабря их уже насчитывалось 383. На протяжении 5-15 декабря работала мандатная комиссия, проходили различные совещания, был избран Совет старейшин и др. Группа, стоявшая на советской платформе, насчитывала 118 человек (левые эсеры, большевики, члены белорусской социал-демократической рабочей партии и др.). Из 1872 делегатов 1167 имели решающий голос, 705 – совещательный. В числе делегатов с правом решающего голоса были представители от губернских, поветовых и волостных земств, губернских и уездных самоуправлений, губернских и уездных земельных комитетов, губернских организаций почтово-телеграфных служащих, дорожных комитетов, губернских и поветовых учительских организаций, союза земских служащих, Белорусских беженских организаций, Белорусских национальных организаций (по одному на губернию), воинов армии, флота и тыла (по одному на 500 человек из числа белорусов), Советов рабочих и солдатских депутатов (по одному на повет), а также члены исполнительных органов БОК, ВБР, ЦБВР и исполнительного бюро съезда белорусов в Москве. С совещательным голосом участвовали представители различных политических партий, в том числе и национальных - еврейских, польских, литовских. Таким образом, съезд был весьма представительным.

Основной вопрос, который обсуждался на съезде, - это форма самоопределения Беларуси. Делегаты, представлявшие белорусское национально-освободительное движение, выступали за самоопределение Беларуси по образцу европейских буржуазно-демократических государств. Большевики и примыкавшие к ним делегаты - за автономию Беларуси в рамках РСФСР. Окончательное решение вопроса о конституциировании белорусской национальной государственности решено было вынести на предстоящий белорусский учредительный съезд. Боязнь дальнейшего развития событий послужили причиной проведения СНК Облискомзапа в ночь с 17 на 18 декабря акции, которая получила в последующем оценку как «разгон» съезда.Съезд успел принять единогласно только первый пункт резолюции об образовании временного органа краевой власти – Всебелорусского Совета (Рады) крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Делегаты съезда успели избрать Президиум, который 18 декабря 1917 г. был преобразован в Раду съезда, а ее Президиум - в Исполнительный комитет Рады Всебелорусского съезда. Члены конгресса отказывались признавать созданный 26 ноября 1917 г. Облискомзап – так называемый советский орган краевой власти, считая его военным, чрезвычайным органом.

После начала наступления германских войск Облискомзап в ночь на 19 февраля 1918 г. эвакуируется в Смоленск. До вступления немцев в Минск исполком Рады Всебелорусского съезда берет власть в свои руки. 21 февраля 1918 г. он принимает первую Уставную грамоту, в которой объявляет себя временным органом власти до созыва Всебелорусского Учредительного Сойма. Исполком Рады создает правительство - Народный секретариат, председателем которого становится лидер правого крыла БСГ И.Я. Воронко. В состав Народного секретариата вошло 15 человек (представители БСГ, эсеров, социалистов-сионистов и др.)

3 марта 1918 г. РСФСР подписывает Брест-Литовский мирный договор с Германией, в соответствии с которым большая часть территории Беларуси остается за Германией. В связи со сложившейся ситуацией 9 марта 1918 г. исполком Рады Всебелорусского съезда издает вторую Уставную грамоту, в которой провозглашается создание Белорусской Народной Республики (БНР) «у рубяжох разсялення і лiчбеннай перавагі беларускага народу». 18 марта 1918 г. Рада Всебелорусского съезда преобразовывается в Раду БНР, президиум которой возглавил представитель БСГ И.Н. Середа. До созыва Учредительного собрания Рада объявляется законодательным органом. Назначаемый Радой и ответственный перед ней Народный секретариат являлся исполнительным органом. Во второй Уставной грамоте провозглашались демократические свободы граждан Беларуси – слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности, жилища и др.

25 марта 1918 г. на сессии Рады БНР, на которой присутствовала и делегация виленской Белорусской Рады, после долгих споров большинством голосов была принята третья Уставная грамота (против голосовали представители Бунда, часть эсеров воздержалась от голосования, часть эсеров, т.н.земская группа, покинула заседание). В ней БНР объявлялась независимым и свободным государством в пределах той территории, где проживает большинство белорусского населения. После провозглашения независимости принимаются государственные символы БНР - герб, флаг, гимн, разрабатывается временная конституция. Рада БНР активно работает на ниве возрождения белорусской культуры и национального самосознания.

Провозглашение БНР не отвечало интересам соседних государств и государств Антанты. Несмотря на активную деятельность Рады БНР, белорусский вопрос не был вынесен ни на Версальскую международную конференцию, ни позже - на Генуэзскую конференцию. Вместе с тем, постепенно ряд государств признает БНР (Украина, Литва, Эстония, Чехословакия, Болгария, Финляндия, Турция и др.).

После восстановления Советской власти на территории Беларуси Рада БНР продолжает работу в эмиграции. Позитивные процессы, происходящие в Белорусской ССР (проводимая политика национально-государственного строительства, возвращение восточных белорусских территорий и др.) приводят к принятию в 1925 г. на второй Всебелорусской конференции в Берлине резолюции о признании БССР. Однако Президиум Рады БНР не признал правомочным решение конференции и продолжил свою работу. В последующие десятилетия состав Рады БНР периодически обновлялся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.