КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические занятия (лекции) - 6 часов
Модуль 1. Основы Конституционного права РФ Лекция 1. Конституционное право – ведущая отрасль российского права Тип занятия: Информационная лекция. 1. Общая характеристика конституционного права как отрасли права: понятие, предмет, метод. 2. Понятие, предмет и методы науки конституционного права. 3. Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права. 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты и виды. 5. Источники конституционного права. Краткое изложение материала Конституционное право охватывает своим регулированием особо значимые, особо важные общественные отношения, что обусловливает его ведущее положение среди других отраслей права. Это центр всей юридической системы, ее главное юридическое начало. Иначе говоря, конституционное право закономерно считается фундаментальной отраслью. Его нормы юридически первичны, содержат исходный правовой материал, используемый при формировании юридической базы других отраслей права. Более полное представление о конституционном праве дает предмет его регулирования, позволяющий увидеть значимость самого права и регламентируемых им общественных отношений. Подпредметом регулирования конституционного права понимается совокупность общественных отношений, опосредствуемых его нормами. В науке к числу таких критериев относят устройство государства, принадлежность всей власти народу (народовластие), организацию государственной власти и др. Наиболее широкое признание получило мнение, что нормы конституционного права регулируют отношения, связанные с закреплением коренных, главных основ устройства общества и государства, осуществлением народом принадлежащей ему власти. Однако приведенная форма достаточно широка, поэтому представим ее более конкретно. Представляется, что в рассматриваемую совокупность входят отношения: а) составляющие экономическую и политическую основы общества; сферы социальной и духовной жизни; б) образующие основу правового положения (конституционный статус) личности; в) вытекающие из национально-территориальной организации России, ее федеративного устройства; г) связанные с осуществлением государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, конституционное право России – это фундаментальная отрасль права, регулирующая основы организации общества и государства, основы взаимоотношений личности и государства и механизм осуществления принадлежащей российскому народу власти. Или: это совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои российского общества и государства. Наряду с предметом регулирования конституционное право РФ имеет свой юридический режим, под которым понимается совокупность определенных для данной отрасли юридических особенностей. К числу последних можно отнести: а) метод регулирования; б) принципы; в) характер главного источника. Метод конституционного регулирования означает способ регулирования, воздействия норм конституционного права на общественные отношения. К сожалению, проблема метода в науке конституционного права разработана пока недостаточно, крупных научных исследований по ней практически не проводилось. Отсюда, как следствие, – существенные смысловые и терминологические разночтения в имеющейся литературе. Метод правового, в том числе конституционного, регулирования не умозрительная конструкция, которая нужна для теоретического построения логически выдержанной системы права, а закономерное проявление внутренних свойств, характеризующих содержание правовой отрасли. Поэтому выявление метода конституционного права как самостоятельной отрасли в значительной мере способствует совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной деятельности. Под конституционно-правовой нормой понимается установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимоотношений личности и государства, территориальной и национально-территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов. Все конституционно-правовые институты органически связаны между собой, в комплексе обеспечивая правовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли. Их совокупность и составляет систему конституционного права. Место каждого института в системе определяется значением, важностью общественных отношений, регулируемых его нормами. Они располагаются последовательно – от норм, регламентирующих наиболее общие взаимосвязи, к нормам, регулирующим более конкретные отношения. Система институтов конституционного права выглядит следующим образом: · основы конституционного строя; · права и свободы человека и гражданина; · федеративное устройство; · президентская власть; · законодательная власть (Федеральное Собрание); · исполнительная власть; · судебная власть, Прокуратура; · местное самоуправление. Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношения, между которыми в соответствии с конституционно- правовой нормой возникают юридические права и обязанности. Круг данных субъектов исключительно широк, причем одной из сторон отношения всегда является государство в целом, орган государства или его представитель, либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа. К субъектам конституционно-правовых отношений относятся: народ в целом; нации, народности, а в отдельных случаях национальные группы; Российская Федерация; субъекты федерации; административно-территориальные единицы; органы государства; общественные организации и политические партии, органы местного самоуправления; трудовые коллективы; депутаты; граждане, собрания граждан, лица без гражданства, иностранные граждане. Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в правовую связь. Можно сказать, что это определенное благо, на использование или охрану которого направлены юридические права и обязанности субъектов. К объектам конституционно-правовых отношений относятся: государственная территория, материальные ценности, поведение людей, действия органов государства или должностных лиц, личные имущественные права, честь, достоинство. Конституционно-правовые отношения также классифицируются по различным основаниям. Например, по целевому назначению они подразделяются на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов правоотношений - на абсолютные, относительные и общерегулятивные, по характеру обязанности - на активные и пассивные, по времени действия - на срочные и бессрочные и т.д. Таким образом, конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Или: это возникающая на основе конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут обязанности. Источники права – это нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования. Чтобы определить, является ли данный нормативный акт источником конституционного права, необходимо выяснить, относится ли он к числу актов, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. При этом нужно иметь в виду, что одни нормативные акты содержат нормы только конституционного права, другие – нормы различных правовых отраслей. К первой группе относятся Конституция РФ и конституции входящих в нее республик, уставы иных субъектов федерации, а также некоторые законы, например, Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы ФС РФ». Вторую группу составляют законы, содержащие лишь некоторые конституционные нормы, в частности закон РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». В зависимости от формы все источники конституционного права подразделяются на различные виды: 1. Конституции (Конституция России и конституции, входящих в нее республик). Все их нормы относятся к нормам конституционного права. Они являются главным источником конституционного права, на основе и в соответствии, с которым принимаются все остальные правовые нормы. 2. Федеральные конституционные законы. 3. Федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории РФ; 4. Декларации, например Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. 5. Регламенты палат Федерального собрания, регламенты представительных (законодательных) органов – субъектов России, регламентирующие организацию работы этих органов. 6. Указы Президента. Нормы Конституционного права встречаются в них особенно часто в различных положениях о статусе тех или иных органов, утверждаемых Президентом. 7. Постановления Правительства РФ и правительств республик в ее составе, содержащие государственно-правовые нормы. (Постановления об утверждении Положений об органах государственного управления и сами Положения). 8. Судебные решения – постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов РФ. 9. Некоторые нормативные акты бывшего СССР и РСФСР. Порядок и пределы их действия установлены законом РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». 10. Международно-правовые акты. Это договоры, заключенные с другими странами, а также международные конвенции, пакты, признанные Российской Федерацией. 11. Законодательные акты субъектов РФ, содержащие государственно-правовые нормы (Законы о выборах, о постоянных комиссиях и др.) и акты органов местного самоуправления. Названные источники конституционного права относятся к сфере позитивного (писанного) права. Существует и другая сфера – естественное право, как общечеловеческие представления о свободе и справедливости, относящиеся к вечным ценностям, естественному состоянию человека (от природы). Этот принцип лежит в основе демократического конституционного права, как его источник.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |