Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-экономическая основа местного самоуправления




Система местного самоуправления в Российской Федерации. Формы местного самоуправления

 

Формы местного самоуправления образуют обусловленные природой местного самоуправления формы прямого и опосредованного через представителей участия населения, жителей данной территории в решении вопросов местного значения. Граждане РФ осуществляют право на местное самоуправление в районах, городах, сельских поселениях и на других территориях как через создаваемые ими представительные и исполнительные органы, так и непосредственно.

Формами прямого волеизъявления граждан в сфере местного самоуправления являются: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, участие граждан в публичных слушаниях и заседаниях органа местного самоуправления.

Местный референдум. Представляет собой голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. На местный референдум могут выноситься такие вопросы, как принятие устава муниципального образования, структура органов местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий представительного органа, главы местного самоуправления, выявление мнения местного населения об изменении границ муниципального образования и др.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом по требованию главы местного самоуправления, части депутатов (как правило, 1/3) представительного органа, граждан, имеющих право на участие в референдуме. В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане, проживающие на территории данного муниципального образования; порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении и подлежит опубликованию в местной печати. По юридической силе местные референдумы могут быть императивными и консультативными. Императивный местный референдум - референдум, по результатам которого принимаются решения, обязательные как для населения, так и для всех органов власти данной территории. Консультативным является референдум, проводимый для выявления общественного мнения по какому-либо вопросу местного значения.

Муниципальные выборы - выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Муниципальные выборы проводятся для избрания депутатов всех представительных органов местного само- управления и главы местного самоуправления. В муниципальных выборах принимают участие граждане, обладающие избирательными правами.

Собрание (сход) граждан - орган территориальной общины, созываемый для решения вопросов местного значения, а также форма непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения. Органы власти района, города, области (края, республики) вправе вынести на рассмотрение собрания (конференции) любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию. Собрания (конференции) созываются жителями подъезда дома, одного дома или группы домов, квартала, улицы, микрорайона, обособленных населенных пунктов на территории соответствующего муниципального образования. В собрании имеют право участвовать совершеннолетние граждане РФ*1.
_____
*1. Охрана общественного порядка - одна из актуальных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция), учрежденная в соответствии с Законом «О милиции» (1991 г.) и Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ».

Решения собраний (конференций) доводятся до сведения жителей соответствующей общины, а также до соответствующих органов власти и должностных лиц, которые обязаны в месячный срок рассмотреть его и направить председателю собрания мотивированный ответ в письменной форме по существу решения. На основании решения собрания орган власти вправе принять нормативно-правовой или распорядительный акт. Решения, противоречащие законодательству, актам органов местного самоуправления, могут быть приостановлены, а в судебном порядке и отменены.

Народная правотворческая инициатива - еще одна форма прямой демократии в системе местного самоуправления, которая означает право населения местных сообществ выступать с инициативой принятия правовых актов. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления. В заседании вправе участвовать лица, выдвинувшие инициативу. Результаты обсуждения народной правотворческой инициативы подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Обращение граждан в органы местного самоуправления - право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Указанные органы и должностные лица обязаны в течение месяца дать ответ по существу обращений граждан.

Территориальное общественное самоуправление. Это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы. Органы территориального общественного самоуправления населения (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и т.п.) создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой основой. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется положением (уставом) об этих органах. Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления.

В ряде субъектов РФ (к примеру, в Москве) типовой устав территориального общественного самоуправления является законодательным актом, принимается с учетом предложений граждан и органов территориального общественного самоуправления.


 

Такую основу образуют местные финансы и муниципальная собственность, а также имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления. Финансовая основа муниципального образования формируется в соответствии с Федеральным законом от 10 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Местные финансы - это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Это финансовые ресурсы муниципального образования, которые включают в себя средства местного бюджета, внебюджетных фондов, иные финансовые активы, которыми располагает муниципальное образование. К местным бюджетам относятся также дотации и субвенции из федерального и регионального бюджетов, а также заемные и иные средства, полученные из законных источников.

Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходную часть местных бюджетов образуют: 1) собственные доходы; 2) поступления от регулирующих доходов; 3) финансовая помощь в различных формах - дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований; 4) средства по взаимным расчетам.

Собственные доходы представляют налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе действующим законодательством, а также вводимые представительными органами местного самоуправления. К собственным доходам местных бюджетов относятся: а) местные налоги и сборы; б) другие собственные доходы местных бюджетов; в) доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; установленная законодательством РФ государственная пошлина не менее 50% налогов на имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленных за муниципальными образованиями на постоянной основе. К числу таковых относятся: часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть налога на добавленную стоимость на товары отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и камней) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ. Все эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Источниками доходной части местных бюджетов являются также: 1) дотации - средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения; 2) субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок; 3) средства фонда финансовой поддержки - денежные средства, образуемые в бюджете субъекта РФ для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой; 4) средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или переводимые из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ в связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов.

Муниципальную собственность составляет имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК), соответственно, к муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество муниципальных предприятий, банки, учреждения, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. В собственности муниципальных образований могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав муниципальной собственности входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления. Последние вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, выступая заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и др.; осуществлять внешне-экономическую деятельность.


Глава 33 Органы местного самоуправления
152. § 1. Понятие, система, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления
153. § 2. Компетенция органов местного самоуправления. Акты органов местного самоуправления
154. § 3. Гарантии местного самоуправления

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.