Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократическое государство. Гарантии демократии




Кастусь Калиноуски:

"не народ для урада,

а урад для народа".

 

Согласно статье 1 конституции, РБ - демократическое государство. Слово демократия греческого происхождения, означающее народовластие. Сущность демократического госдуарства раскрыта в статье 3 конституции и заключается данная сущность в принадлежности государственной власти народу. Другими словами, демократизм - народный суверенитет. Именно народ признается не просто носителем, но и источником государственной власти. В госдуарственно-правовой истории, в том числе недавний, источником государственной власти признавались и дургие субъекты: монарх. В средневековье(а так же в ряде современных гоударств) считалось, что именно монарху принадлежит законодательная власть, причем он сам - ее исток, отсюда выводился юридический признак "монарх не может быть неправ", означающей невозможным привлечение монарха к юридической ответсвенности; определенные группы общества(например классы). Так в СССР, источником государтвенной власти считался не весь народ, а только определенные классы общества - рабочие и крестьяне(священно служители и частные собственники не считались).

Народ Беларуси - все граждане нашей страны, независимо от их национальности и страны проживания.

Из статьи 3 конституции вытекает, что демократия имеет две формы: прямая (непосредственная демократия) - принятие властных решений непосредственно народом на выборах, референдумах при отзыве ранее призванных лиц. Другие способы прямого народного волеизъявления(например право законодательной инициативы граждан. Представленная (опосредованная демократия) - деятельность государственных органов, избранных народом. В Беларуси народом избираются три вида органов: Президент, Парламент, местные советы депутатов. Названные государственные органы именуются представительственными органами, то есть органы, которые должны традать(представлять) интересы народа.

Рассматривая демократия в качестве народовластия, надо иметь в виду, что народ никогда не представлял собой монолитного субъекта. Фактически народ состоит из официальных групп, интересы которых могут не совпадать и редко бывают противоположными. Поэтому в реальной плоскости решение народа - решение большинства, а не решение всех граждан.

Реализовать принцип демократического государства очень сложно. В практическом плане демократия есть в той стране, где созданы надежные гарантии демократии. Под гарантия демократии будем понимать все средства и условия принципа демократизма. Надо иметь в виду, что такие юридические гарантии демократии, как права человека, хотя и имеют определенное значение, но вовсе не являются основными гарантиями демократии. Гарантии демократии - это реальные силы, способные заставить органы государства служить не собственным интересам, а благу народа. Формирование таких сил, их цивилизованное взаимодействие с государственными органами - сложнейшая задача гсоударственно-правовой практики.

 

 

Кп - 22.03.2013

 

Важнейший вопрос мы рассматриваем гарантии демократии.

Гарантии демократии можно разделить на две группы:

1)гарантии, связанные со статусом гражданского общества(статусом общественных объединений, предприятий и других организаций, индивидов). Данные гарантии следует классифицировать на: экономические и политические.

К экономическим гарантиям относится наличие частной собственности, обеспечение юридического равенст частной и госудрственной собственност, наличие и деятельность крупных субъектов хозяйства.узурпировать влсть гораздо проще в огусударствленной экономике. В такой экономике госдуартсвйу принадлежат не только средства бюджета, но и имущество государственных предприятий и госдуртсво может распоряжаться этими материальными благами по своему усмотрению, используя данные материальные блага для усиления своей политической власти, с возможностью экономического подавления частных субъектов. Тем самым, к политической власти госдуарства добавляется его экономическая власть. Кроме того, в огусударствленной экономике трудовые коллективы госдуарственных предприятий могут использоваться для выдвижения угодных госудрарственных органах кандидацтов, организации сбора подписей за этих кандидатов, о возможности выполнения. Выступает средством сдерживания не желательной для органов власти политической деятельности. К политическим гарантиям следует пречислить наличие и деятельность политических партий, других общественных объединений, способных оказывать влияние на госдуратсвенную власть; реальная возможность проведения митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, массовый характер которых выступает сильным сдерживающим фактором для возможных злоупотреблений со стороны органов власти; проведение референдумов, других народных голосований в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление граждан; функционирование частных средств массовой информации, позволяющих освещать общественно-политические события с разных точек зрения и тем самым не позволяющим установить монополию на право.

Примеры дейсвя гарантий:

Экономич гарантия:На последних выборах в США, оба кандидата собрали на избирательную компанию кучу денег(каждый по 1 млрд долларов). У каждого из кандидатов есть сила поддержки(частные корпорации). В сша на столько развита частная поддержка, что оппозиция не смогла собрать больше денег, чем действующий президент.

Полит гарантия:

Выборы в британии. Гордан браун(премьер-министр) и дэвид кинг(оппозиция).

Что касается Беларуси. Следует отметить что 70% имущества нашейстраны находится в государственной собственности, и только 30% в частной собственности. При этом не существует крупных частных предприятий, способных тягаться с госудратсвенными гигантами. В части политических гарантий, констатируем существование большого числа общественных объединений, в том числе и общественных партий. Однако ни одна из этих организаций фактически не может оказать госдуарсвенного влияния на гос органы, а оппозиционные пари сталкиваются с препятствием гос органами при регистрации своего создания и в ходе их деятельности. За период суверинитета в Беларуси проводились республиканские референдумы, что является позитивным фактором в осуществлении принципа демократического госдуарства. Однако ни один из этих методов не был инициирован гражданами, а законодательство, в соответсвие с которым проводятся референдумы, имеет существенные недостатки и нуждается в улучшении. Кроме того, последний референдум состоялся аж 9 лет назад(в 2004). Хотя за истекший период, госдуарственными органами принимались решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни(решение о строительстве атомной электростанции(референдума на этот счет не проводилось)).

2)гарантии, выражающиеся в статусе самих госдуарственных органов(аппарата власти) - если в рамках первой группы гарантий госдуарственные органы понуждаются служить народу усилиями граждан, их организаций(гражданского общетва), то применительно к рассматриваемой второй группе гарантий, речь идет о том, что один госдшуратсвеннй орган должен сдерживать злоупотребление со стороны другого госдуартсвенного органа, заставляя, тем самым, его служить народу. Анализируея граппа гарантий представлена следующими гарантиями: реальным осущетсвления принципа разделения властей - когда орган одной ветви власти сдерживает органы других ветвей. Ответсвенность исполнительной власти перед представительными органами(ответсвенность правительства перед парламентом); функционирование независимого судебного окнтроля - когда суды на делемогут признать нежействительными по причине несоответсвия конституции, акты любых органов власти.

Что касается Беларуси, в нашей стране принцип разделения властей реализуется слабо - парламент ни разу не ставил под сомнения решения правительства. Конституционный суд за последние 5 лет не вынес ни одного решения о проверке НПА на соотвестивие конституции.

Мы видим, что принцип..госдуарства нуждается в более целенаправленном и..осуществлении в нашей стране. Движение в сторону демократии и предполагает создание надежных, сильных гарантий народовластия, которые нами рассмотрены. Наибольший вклад в разработку демократии внес Жан Жак Руссо.

 

Разделение властей. Единство власти

В период средневековья, вся верховная власть принадлежала одному лицу - монарху. Монарх принимал наиболее важные нормативные акты(законодательная власть), осущетсвлял текущее выполнение законов(исполнит), был верховным судьей(судебная влсть). Однако, с развитиекапиатлистических отношений стали развиваться идеи об огрничении власти монарха для укорочение злоупотребления с его стороны. Ни один монарх добровольно не соглашался на ограничение своих полномочий. Поэтому распространение и реализация идей о сдерживании монархической власти имели своим основанием революционную, то есть насильственную борьбу, организованную классом предпринимателей. В этот период и возникает концепция разделения властей. Ее автором стал АНГЛИЧАНИН джон Локк(он был первцее Монтескье). Этот мыслитель выделил три ветви власти: законодательную, тсполнительную и союзную(федеративную). Под федеративной властью, Локк понимал полномочия госдуартсвенных полномочий в госдуарственной политике: полномочия по ведения междунарожных договоров, заключение международных договоров, назначение послов и тд. Идея Локка, выдвинутые в 17 веке были развиты в 18 веке шарлем Монтескье. Именно Монтескье предложил современное разделение властей, получившее большую известность. Он предложил: законодательную, исполнительную, судебную власти(написал в книге "о духе законов" в главе "о конституции Англии"). При этом, статус монарха предлагалось охтывать исполнительной ветвью влсти. Тем самым, монарх из могущественного должностного лица превращался лишь в руководителя лишь одной из трех ранвоправных властей.

Идеи Локка и монтескте о разделении властей получили довольно широкое распространение в европе. Принцип разделения властей стал записываться уже в первых правовых актах.

Так "декларация прав человека т гражданина" в главе..: "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей не имеет конституции".

Первая конституция США является классическим примером последовательного закрепления принципа разделения влстей. Америнские мыслители, особенно Мэддисон и Гамешьтон обеспечили дальнейшую разработку в идеи разделении влсстей, в частности в такое ее части к механизм исздержек и противцоввесов.

Тем не менее, отношение к принципу разделения властей никогда не было одинаковым. Уже в период появления теории разделения властей у нее имелись и оппоненты, наиболее сильным из которых стал Жан Жак Руссо, который считал, что теория разделения властей не согласуется с принципами демдократизма, пому что нужно уравнять избранный народом орган с другими государственными госдуратсвенными органами, не избираемыми народом.

В советский период разделение влсстей отвергалось и конституция закрепляли противоположный принцип: ежинство власти. Это едиснтво выражалось в статусе верховного совета, избираемого народом. Считалось что исполнительные и судебные органы, поскольку не избираются населением не могут быть равны в своем статусе верховному совету. В противном случае, устройство государтсва будет расходиться с демократизмом.

Действующая конституция Беларуи, в статье шестой, закрепляет разделение властей на законодательную исполнительную и судебную. Таким образом она представлена вариантом монтескье. Сущность разделения властей сводится к следующим важнейшим положениям:

1)верховная власть должна быть распределена между несколькими госдуарственными органами которые равны в совоем статусе;

2)каждый из названных органов получает специфический по содержанию властные полномочия, образующие ветвь власти. Один государственный орган не может наделяться полномочиями, относящимися к нескольким ветвям власти. Выделяются три ветви власти: законодательная исполниьельная и судебная. Законодательная власть - установление наиболее важных авил поведения(норм права) путем принятия законов, исполнительная представляет собой организацию исполнения законов, судебная -...

3)одни и те же лица не могут занимать должности в государтсвенных органах различных ветвей власти;

4)орган каждой из ветвей власти наделяется небольшой частью полномочий органов других ветвей власти. Данные аспект называется механизмом сдержек и противоввесов. Формально, упомянутый механизм противоречит принципу разделения властей, но фактически служит его осуществлению. Дело в том, что обладая как собственными пономочиями, так и небольшой частью полномочий другой ветви власти, госдуарственный орган оказывается способным быть противоввесом, сдерживать органы других ветвей власти о злоупотреблении. Например, парламент является органом законодательной ветви власти, но может конктролировать и работу правительства(сполнительного органа)(полстаивть вопрос об отставке правительства). Правительство в свою очередь, на ряду с исполнительными полномочиями наделяется правом законодательной инициативы, то есть полномочиями законодательной ветви(законодательная инициатива - право внести законопроект). Суды могут признать недействительными акты как законодательного так и исполнительны хорганов.

Ознакомление с конституцией Беларуси убеждает в существовании и такх органов госдураства, которые невозможно отнести ни к олной из трех названных ветсвей влатси: центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, науиональный банк, прокуратура, комитет гос контроля, админитсрация президента, местные советы депутаттов. Думается что наличие таких органов не противоречит статье 6 конституции и соответсвенно принципу разделения влстей. Дело в том, что законодательный, тсполнительные и судебные органы должны быть основными органами власти, но не исключается деятельность и других государственных органов. Монтескье в 18 веке не мог предвидеть всех возможных ветвей влссти, котор ые будут формироваться на более поздних этапах государственного развития. Например, некоторые современные ученые выдвигают идеи о наличии четвертой, надзорно-контрольной ветви власти(прокуратура и комитет гос контроля). Более сложным является вопрсо о статусе президента в разделении влстей. Президент ябедаруси наделен конституцией подномочия ми в каждой из ветвей власти, то есть законодательной, исполнительной и полномочиями в судебной сфере. Его полномочия не всеобъемлющие, однако весьма значительные. Что противоречит принципу разделения влстей, а именно первому и второму из рассматирваемых выше аспектов рассматривамого рпинципа. В связи с этимм, применительно гс власти ябеларуси, необходимо говоить не столько о разделении властей, сколько о разделении влсти. Единство власти и выражается в статусе президента республики Беларусь. Обладая полномочиями в овсех ветвях влссти, президент таким образом, унликом не входит ни в одну из этих ветвей.

С 94- по 97: законодат - ВС; исполнительная -..; судебная -..

Этот принцип положил конец всевластию монарха.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.