КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Понятие и характерные черты основ конституционного строяЛекция 7.10. Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы основ конституционного строя. Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Конституционный принцип законности. Государственные языки Республики Беларусь. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя общества. Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией. Под Конституционным строем понимается определенная форма или способ организаций государства, основанный на его Конституции. Структурные элементы Конституционного строя: Политические отношения Экономические отношения Социальные отношения Духовно-культурные отношения Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д. Конституционные характеристики белорусского государства. Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика. Основные признаки правового государства: Верховенство права Незыблемость прав и свобод личности, наличие эффективного контроля за их соблюдением Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие разделения властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона. Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию. Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц. Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством. Политический режим может быть: Демократическим Недемократическим В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан». Принципы демократического государства: Равноправие всех перед законом Политический плюрализм Свобода СМИ Уважительное отношение к мнению большинства Свобода веровоззрения (в пределах закона) Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью. Гражданское общество как атрибут конституционного государства Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель. Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества. Признаки гражданского общества: 1. общество социально-рыночного хозяйства 2. общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь 3. общество подлинной свободы и демократии 4. общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования Важнейшие элементы гражданского общества: 1. добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей 2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений 3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции 4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти
Конституционные основы политических отношений. Политические отношения— отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть. Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей. Политическая или государственная власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы. Политическая система включает: 1. политические партии 2. трудовые коллективы 3. общественные организации 4. органы управления и самоуправления Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»). Политическая система— организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства. Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.: Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое. Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ. Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость). Политический процесс— деятельность элементов политической системы. Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии. Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие: 1. избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов 2. бюджетный 3. законодательный
Конституционные основы экономических отношений. Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности: 1. государственная 2. частная Права собственника: распоряжаться пользоваться владеть В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам. В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса). Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ: § государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом § государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности § государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества § наличие наряду с государственной частной собственности Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений. Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе: потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг; производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха; работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;
Конституционные основы социальных отношений Социальная система— система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе. Основные направления социальной политики государства: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной заработной платы; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей; установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты; развитие системы социальных служб.
Конституционные основы духовно-культурных отношений. Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ. Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д. Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека). В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49). Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15). В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры. Закон «О языках РБ» Закон «Об охране историко-культурного наследия» Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия. Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов. Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.
Конституционно-правовой статус внешней политики РБ. В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств». В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает: никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории; не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем. Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе». Принципы конституционного строя РБ: 1. народовластие—основа государства 2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений 3. разделение властей 4. верховенство закона 5. приоритет общепризнанных принципов международного права 6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |