Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие конституционного права РФ, её предмет, метод и система. Наука конституционного права




План практических занятий

Проведение семинарских занятий преследует цели закрепления и углубления знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве; усвоения теории муниципального права на опыте России и других стран; изучение актов, составляющих источники муниципального права, исследование судебной практики в области защиты прав местного самоуправления; создание практических навыков по работе с документами муниципальных образований; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки.

Подготовка к семинарским занятиям включает:

- изучение нормативных актов, учебной и дополнительной литературы, лекционного материала, судебных решений;

- подготовка докладов, обзоров, проектов решений, заключений по проектам нормативных актов в области местного самоуправления;

- разбор и оценка конкретных ситуаций, решение практических задач с применением нормативного материала.

Практикум, дополняющий своим содержанием данную учебную программу, позволяет использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:

1. Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся с помощью практикума должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Большинство заданий в практикуме базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Задания-кейсы предназначены для разбора в аудитории и могут использоваться в качестве иллюстрации к теории, изученной на занятии.

2. Мозговой штурм. Цель данной формы – из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос.

3. Работа в малой группе – решение предложенных заданий на семинаре можно организовать по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.

План занятия:

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

2. Метод конституционного права.

3. Система и структура конституционного права. Его подотрасли и институты.

4. Понятие и предмет науки конституционного права. Основные объекты ее изучения.

5. Место и роль конституционного права в правовой системе и правоведении.

 

 

Контрольные вопросы

1. Вспомните из курса теории права определения права, отрасли права, структуры права, предмета, метода правового регулирования, правовых обобщений.

2. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?

3. Конституционное право - отрасль материального или процессуального права?

4. Конституционное право - отрасль охранительная или регулятивная?

5. Каково соотношение конституционного права и иных отраслей российского права? Каковы функции конституционного права в российском праве?

6. Кратко опишите отношения, составляющие предмет конституционного права как отрасли права. Какие точки зрения на предмет конституционного права высказаны в науке? Какая из них с вашей точки зрения предпочтительнее?

7. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, детально, а какие – в общем виде, через иные отрасли права?

8. Найдите в Конституции РФ: декларативные, целевые нормы, нормы-принципы; регулятивные, охранительные, управомочивающие нормы; обязывающие, запрещающие нормы; дефинитивные, коллизионные, гарантийные, отсылочные (бланкетные), оперативные нормы; императивные и диспозитивные нормы. Какие из них следует относить к правовым обобщениям?

9. Какова структура конституционного права как отрасли права? Можно ли в структуре конституционного права выделять государственное право?

 

Литература:

1. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. М., 2002. С. 5-44; 298-328.

2. Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 2.

3. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное или конституционное право // Правоведение. 1997. № 4.

4. Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 1997. № 4.

5. Богданова Н.А. Понятие науки конституционного права: опыт аналитического и синтетического подходов к построению их системы // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право».1999. № 5.

6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.

7. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. № 7.

8. Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации – от исторических истоков к современности. М., 1998.

9. Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2.

10. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1.

11. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Вводная часть: Курс лекций. М., 2003. Лекции 1-7.

12. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. Гл.1.

13. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

14. Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. М., 1990.

15. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 1997. № 4.

16. Чиркин В. Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. № 4.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.