Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический вопрос




Контрольная работа

 

3 Вариант

 

Выполнила: студентка 2 курса очно-заочной формы обучения

группы ЮЮБ-220с

Пикало Т.А.

 

Проверил:

 

Омск 2014


 

Охарактеризуйте способы защиты работниками своих трудовых прав и свобод; проанализируйте их перечень в сравнении с нормами гражданского законодательства и сделайте соответствующие выводы.

 

Ответ:

Ст. 352 ТК РФ устанавливает четыре основных способа защиты трудовых прав и свобод:

1. самозащита работниками трудовых прав;

2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. судебная защита.

Судебная защита

 

Если первые три способа относятся к формам защиты прав и интересов работников, то последний – юрисдикционный – способ предназначен для обеих сторон трудового отношения.

В ст. 352 ТК РФ приводятся лишь основные способы защиты трудовых прав. В ст. 8 ТК РФ устанавливается своеобразный защитный механизм в отношении работников: нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами в сфере труда, коллективными договорами, соглашениями, не подлежат применению.

В отличие от других способов защиты трудовых прав и свобод судебная защита может осуществляться как на национальном, так и на международном уровне. Российская Федерация, ратифицировавшая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Постановление Европейского Суда является основанием для пересмотра судебных решений по делам, которые стали поводом для рассмотрения в Европейском Суде.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является перманентным способом защиты трудовых прав работников. Он осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих реализацию положений ч.1. ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принципа установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением (ст.2 ТК РФ).

Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет сложную структуру. В её составе можно выделить несколько видов контрольных органов. В их числе так называемые общенадзорные органы, осуществляющие общий государственный надзор и контроль за соблюдением норм любых отраслей законодательства, устанавливающих права и свободы человека и гражданина в той или иной сфере общественных отношений. Это прежде всего органы прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, осуществляющие в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, включая надзор за соблюдением прав и свобод человека в сфере труда, а также в соответствии со ст. 353 ТК РФ надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем в современных условиях организации производственной и трудовой деятельности с её сложной организационной, технологической и социально-экономической структурой приоритетное значение приобретают надзор и контроль, осуществляемые специализированными государственными органами надзора и контроля. Эти специализированные органы, формируются из числа специалистов, хорошо знающих специфику производственной и иной трудовой деятельности в организациях соответствующего профиля.

Для специализированных органов государственного надзора и контроля свойственной определенное распределение труда, проявляющееся в целевой направленности выполняемых ими надзорно-контрольных функций. На основании этого критерия в ст. 353 ТК РФ выделяются следующие виды государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере.

Ведущее место в системе государственного надзора и контроля занимает Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (Федеральная служба по труду и занятости), и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушения, действий (бездействия) или злоупотребления, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

Для осуществления надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда наделены соответствующими правами и несут определенные должностные обязанности, установленные ст. 357 и 358 ТК РФ.

Состав основных прав и обязанностей государственных инспекторов труда отвечает международным стандартам, установленным Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда» (1947 г.), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют следующие основные права:

1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физический лиц;

2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5. предъявлять работодателя и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проводить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

8. запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности;

10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Трудовой кодекс предусматривает следующие виды специализированных надзоров:

1. государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366);

2. государственный энергетический надзор (ст. 367);

3. государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368);

4. государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369).

 

 

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

В системе способов защиты трудовых прав и законных интересов работников особое место отводиться деятельности профессиональных союзов.

Статус профсоюзов закреплен многочисленными актами международных организаций (ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ и др.) и национальным законодательством большинства государств, входящих в названные международные организации.

Основные направления деятельности профсоюза, в рамках которых реализуется их защитная функция, обозначены в ст.1 ТК РФ: участие в установлении условий труда и применении трудового законодательства, а также профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В целях создания необходимых организационно-правовых условий для беспрепятственного выполнения защитной функции Трудовой кодекс устанавливает в ст. 370 право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Кроме того, в ст. 370 ТК РФ впервые определены основы правового статуса профсоюзных инспекторов труда, что создает необходимые предпосылки для предупреждения ранее достаточно распространенных споров по поводу правомочности тех или иных действий профсоюзных инспекторов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физический лиц, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Кроме того, профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов обладают правом:

1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5. защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

В ст. 372 ТК РФ регламентирован порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нем в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Государственная инспекция труда обязана в течение месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательно для исполнения.

Для выполнения защитной функции в случаях нарушения трудовых прав отдельных работников ст. 373 ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

 

Самозащита работниками трудовых прав

 

Институт самозащиты был взят из гражданского права (ст. 12,14 ГК РФ), однако в рамках трудовых отношений получил достаточно ограниченную сферу действия. Согласно ст. 379 ТК РФ самозащита трудовых прав допускается только в форме отказа работника от выполнения работы.

Самозащита характеризуется следующими чертами.

Во-первых, она представляет собой неюрисдикционную форму защиты трудовых прав – без привлечения уполномоченных государственных органов.

Во-вторых, самозащита имеет место в случаях неправомерного поведения работодателя: как в случаях его бездействия, так и действия.

В-третьих, самозащита предполагает инициативное поведения работника, направленное против воли работодателя. То есть возникает конфликт, который, возможно, ещё не стал трудовым спором. Работник может одновременно использовать несколько способов защиты нарушенных прав – юрисдикционный (обратиться с иском в суд) и неюрисдикционные (самозащита, обращение в Федеральную инспекцию труда).

Трудовой кодекс (ст. 379, 142) называет только три основания для применения работником самозащиты, оставляя этот перечень открытым:

1. в случае поручения ему работы, не предусмотренным трудовым договором;

2. когда работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника;

3. при задержке выплаты заработной платы свыше 15 дней.

От самозащиты необходимо отличать самореализацию трудовых прав работником. При самозащите работник пассивно отказывается от выполнения работы (приостанавливает работу) с целью побудить работодателя исполнить его обязанности. При самореализации работник активными действиями осуществляет свое право, несмотря на отказ работодателя удовлетворить законные требования работника (либо игнорирование требований работника путем неисполнения нормативных предписаний).


Задача 1: Бухгалтер Ананьева с 15 декабря ушла в очередной ежегодный отпуск. В связи с необходимостью составления годового отчета она по просьбе директора вышла на работу 25 декабря. Закончив отчет, Ананьева с 5 января продолжила свой отдых. 15 января ее снова уговорили выйти на работу. Отработав 5 дней, она взяла путевку в дом отдыха и уехала из города. Придя на работу 1 февраля, она узнала, что ее хотят уволить. Посчитав, что это незаконно, Ананьева попросила дать ей отпуск без сохранения заработной платы на 1 день, чтобы сходить к адвокату и подготовить письменное объяснение по данному факту. Директор ей отказал и вечером того же дня издал приказ об увольнении Ананьевой за прогулы.

Правильно ли поступил директор? Решите дело.

 

Ответ:

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. На основании этой статьи она должна была выйти на работу через 28 дней, то есть где-то 20 января.

На основании ст. 125 ТК РФ отзыв работника из отпуска допускается только его согласия. Неиспользованная в связи с эти часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работнику в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Бухгалтер Ананьева с 15 декабря ушла в отпуск. 25 декабря её попросили выйти на работу, и она согласилась. Она отработала 10 дней, затем продолжила свой отдых. 15 января её снова уговорили выйти на работу, и она вышла. Отработала 5 дней и снова продолжила свой отпуск. В результате двух выходов на работу она отработала 15 дней своего ежегодного отпуска. По ст. 125 ТК РФ эти 15 дней (неиспользованная часть отпуска) ей должны были предоставить в удобное для неё время в течение текущего рабочего года, что она и сделала взяв путевку в дом отдыха и вернувшись на работу 1 февраля, через 15 дней после окончания своего ежегодного оплачиваемого отпуска. То есть по трудовому законодательству она ничего не нарушила.

В соответствии со ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Ананьева должна была не просить предоставить её отпуск без сохранения заработной платы на 1 день, а написать заявление с просьбой предоставить ей отпуск без сохранения заработной платы на 1 день. В статье 128 ТК РФ указано, что работодатель может и не предоставить отпуск без сохранения заработной платы, то есть предоставлять данный отпуск или нет решает работодатель, по своему усмотрению.

С другой стороны на основании ст. 124 ТК РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий год. То есть работодатель мог просто не предоставлять отпуск бухгалтеру Ананьевой с 15 декабря, так как конец года и нужно делать бухгалтерские отчеты, а предоставить его, допустим в январе.

На основании вышесказанного делаем вывод, что бухгалтер Ананьева правомерно уехала в дом отдыха во время своего ежегодного отпуска, это не прогулы. Директор не правомерно посчитал, что у Ананьевой есть прогулы и не правомерно её уволил.

 


Задача 2: Емельянов проработал оператором ЭВМ в бюджетной организации 3 года, а затем нашел новую интересную работу в частной фирме с более высоким заработком. Он написал заявление об увольнении по собственному желанию и в положенный день пришел в отдел кадров за приказом об увольнении и трудовой книжкой. Ознакомившись с приказом и расписавшись в нем, Емельянов направился в кассу с третьего этажа на второй получить расчет, но споткнулся на только что вымытой лестнице, упал и сломал руку.

Директор Куропаткин тут же напомнил Емельянову, что тот уволен, и предложил отвезти его на такси за счет самого Емельянова. Пострадавший согласился, но потребовал провести расследование несчастного случая, так как уже не в первый раз люди получают травмы на этой скользкой лестнице. Директор распорядился не проводить расследование из-за уже произведенного увольнения Емельянова.

Посчитав действия директора незаконными, Емельянов написал жалобу в государственную инспекцию по труду. Кто прав и как следует решить спор? Что следует считать несчастным случаем на производстве и каковы территориальные пределы ответственности работодателя?

 

Ответ:

В соответствии со ст. 84 прим. 1. ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).

На основании этой статьи можно сделать вывод, что если Емельянову выдали приказ и расчет в последний день работы, то этот день считается днем прекращения трудового договора, а значит все отношения с работодателем прекращены и то что Емельянов сломал руку, когда шел получать расчет, это уже не ответственность работодателя.

В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Так как по ст. 84 прим. 1. ТК РФ Емельянов уже прекратил трудовой договор с работодателем, то несчастный случай произошедший с Емельяновым не относится к ответственности работодателя. Емельянов не может требовать проводить расследование по причине своего несчастного случая, но может написать заявление в государственную инспекцию труда по поводу других несчастных случаев.

На основании вышеизложенного делаем вывод, что Емельянов правомерно посчитал действия директора Куропаткина и написал жалобу в государственную инспекцию труда, но не в отношении расследования своего несчастного случая, а в отношении других несчастных случаев, которые происходили с другими работниками.

Директор Куропаткин прав в том что не стал проводить расследование в отношении работника, который уже прекратил трудовые отношения с работодателем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.