Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1 ( 2 час). 1 страница




 

1.Понятие и сущность Конституции, ее социальная ценность. Понятие, сущность Конституции РФ.

2.Конституционная реформа начала 90-х годов.

3. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

4. Форма и структура Конституции РФ.

5. Юридические свойства Конституции РФ.

6. Функции Конституции РФ.

7. Содержание Конституции РФ.

Задание для самостоятельной работы:

Задание №1. Как соотносятся между собой материальная и формальная конституции, фактическая и юридическая? Обоснуйте ответ письменно.

Задание №2. Охарактеризуйте Конституцию РФ с позиций структуры, оформления, способа принятия и изменения, по иным основаниям. (интерактивное)

Задание №3.Составьте таблицу сравнения Конституции Удмуртской Республики и действующей Конституции РФ по различным основаниям (с точки зрения формы, способа принятия и изменения, структуры).

Задание №4.Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа его членов приняло решение вынести на референдум РФ проект новой Конституции Российской Федерации. В течение какого времени и какие федеральные органы государственной власти России должны назначить проведение референдума Российской Федерации?

 

Занятие 2 (2 час)

 

1. Толкование Конституции РФ.

2. Соотношение Конституции РФ, конституций республик, входящих в состав РФ. Конституция Удмуртской Республики. Общее и особенное в них.

3.Правовая охрана Конституции РФ. Содержание и формы конституционного контроля.

 

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание №1. В студенческой аудитории на семинарском занятии по конституционному праву разгорелась дискуссия по поводу предписания части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего приоритет международных договоров Российской Федерации над законами страны. Часть студентов полагала, что в Конституции (ч. 4 ст. 15) под законом понимается любой действующий в России закон, в том числе и сама Конституция, однако другая часть аудитории возражала против такого понимания конституционного текста. А как вы понимаете положение части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации?

Задание№2.Составьте таблицу сравнения института конституционного контроля в Российской Федерации и Удмуртской Республики, используя тексты соответствующих конституций.

Задание №3. Назовите объекты конституционного контроля в РФ, в Удмуртской Республике.

 

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации 1993госсийской РоссРРрР (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7ФКЗ).

2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994).

3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

4. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 (ред. от 14.02.2011) "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 07.07.2011) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 2:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.

3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию по этому вопросу следует исходить из того, что Конституция - это основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Студентам необходимо показать, в чем причины принятия Конституции РФ 1993,сущность конституции и ее социальная ценность.

Особое внимание стоит уделить процессу разработки проекта действу­ющей Конституции Российской Федерации на Конституционном сове­щании (июнь-октябрь 1993 года), его экспертизы в Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и принятию на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Характеристику Конституции Российской Федерации следует на­чинать с ее внешней формы как единого систематизированного акта. По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Участники дискуссии объясняют особенности структуры действующей Конституции РФ, т.е. виды и последовательность ее разделов и глав, надо описать внутреннюю структуру Конституции России (пре­амбула и два раздела; первый раздел не имеет названия и состоит из 9 глав, объединяющих 137 статей; второй раздел «Заключительные и переходные положения» включает в себя 9 пунктов). Концептуально важно уяснение внутренней логики расположения составных частей Конституции, их взаимной согласованности.

Студентам необходимо дать определение свойств Конституции. Место конституции в системе источников конституционного пра­ва обусловлено ее социально-политическими (легитимность, реаль­ность, стабильность) и юридическими верховенство на всей террито­рии страны, высшая юридическая сила, прямое действие) свойствами. Далее раскрываются юридические свойства Конституции РФ

Студентам необходимо исходить из того, что функции отражают роль ее в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства и показывают специфику воплощения таких функций, как: учредительная, организаторская, идеологическая, воспитательная, внешнеполитическая.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как политико - юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия Конституции на общественные отношения, роль Конституции в реальных процессах страны. Далее необходимо рассмотреть особенности Конституции РФ 1993 г., отличающие ее от предыдущих Конституций. Необходимо указать, что Конституции республик, входящих в РФ,- это конституции государств (ч. 1 ст. 5). Следует рассмотреть на занятии, что объединяет конституции: по порядку принятия, внесению изменений, содержанию, структуре. Каковы особенности, различия между конституциями республик.

Выступающие излагают понимание толкования Конституции. При этом они должны пояснить, почему толкование Конституции РФ поручено Конституционному суду РФ? Толкование Конституции зачастую приводит к созданию новых правил, и это надо проиллюстрировать примерами. Постановлений Конституционного Суда о толковании Конституции РФ много, студенты могут распределить между собой отдельные постановления и сделать по ним сообщения на семинаре.

По вопросу семинарского занятия надо сначала ответить на вопрос, что есть охрана Конституции, кто в ней участвует. Особенно следует показать роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ (ст. 80 Конституции), а также Конституционного Суда РФ.

 

ТЕМА 3.Основы конституционного строя Российской Федерации (6 час.)

Занятие 1 (2 час)

1.Понятие конституционного строя и его основ. Соотношение категорий конституционный строй и основы конституционного строя.

2. Принципы основ конституционного строя.

3. Юридическая сила норм института основ конституционного строя, особенности их защиты.

4..Конституционные основы государственности Российской Федерации:

-Российская Федерация-демократическое государство;

-Россия – федеративное государство;

- Российская Федерация- правовое государство;

-Принцип разделения властей- конституционная основа осуществления государственной власти

Российской федерации;

-Российское государство- социальное государство;

-Российское государство- светское государство;

- Конституционное закрепление Российской Федерации как государство с республиканской формой правления;

- Суверенитет Российской Федерации.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание № 1.Часть 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации предусматривает, что для преодоления акта отклонения закона Президентом палаты Федерального Собрания должны повторно одобрить данный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Означает ли приведенное правило то, что в общее число здесь включаются одновременно депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации? Верховный Суд РФ обратился с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности данного положения, полагая, что оно дает основание Правительству РФ самостоятельно сокращать объем финансирования расходов федерального бюджета на судебную систему в зависимости от состояния доходной части бюджета.Какое решение по данному запросу принял Конституционный Суд? Исходил ли Конституционный Суд при этом из принципа разделения власти (ст. 10 Конституции РФ)?

Задание №2. Подготовьте сообщение на тему: «Гарантии целостности государства в Российской Федерации».

Задание №3. Составьте таблицу основных черт смешанной республики на примере Российской Федерации, отмечая черты парламентской и президентской форм правления. (интерактивное)

Задание №4. Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации и Удмуртской Республике.

 

Занятие 2 (2час)

1.Понятие народовластия. Конституционно- правовое значение понятия многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти.

2.Народовластие в РФ и формы его осуществления:

а) народный суверенитет;

б) конституционные формы осуществления народовластия в РФ;

в) референдум в РФ: понятие, основные черты, виды. Соотношение референдумов и других институтов непосредственной демократии. Теория и практика России.

Задание для самостоятельной работы:

Задание №1. Какая модель организации публичной власти на местах представляется вам более предпочтительной и почему?

Задание №2. Студенты одного из вузов Ижевска решили создать инициативную группу по вынесению на референдум РФ об исключении из состава субъектов РФ, одного из субъектов, по вине которого постоянно возникает напряженность в общественной и государственной жизни. Можно ли вынести на референдум такой вопрос?

 

Занятие 3 (2 час).

1.Конституционные основы общественно- политической деятельности: понятие, основные институты.

2.Конституционные основы социально- экономической деятельности: понятие, основные институты.

3. Конституционные основы духовно- культурной деятельности: понятие, основные институты.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание №1. Назовите основные институты экономической сиcтемы, социальной и политической.

Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: «Конституционный статус общественных объединений (на примере политических партий, профессиональных союзов и др.)

Задание 3. Подготовьте сообщение на тему: «Конституционные основы деятельности средств массовой информации».

Задание 4. Подготовьте сообщение на тему: «Конституционное закрепление места церкви и религиозных объединений».

Задание № 5. Как конституционно закрепляется статус государства как основного института политической системы в Конституции РФ? Ответ обоснуйте.

Нормативно- правовые акты:

 

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996).

2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995).

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009).

5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 08.11.2008) "О Государственном флаге Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004).

8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (в ред. От 28.12.2010) "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

10. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) "О Государственном гимне Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.01.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001).

13. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 04.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004).

14. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

15. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011 с изм. от 20.10.2011) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001).

16. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).

17. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995).

18. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" (принят ГД ФС РФ 24.04.2009).

19. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (принят ГД ФС РФ 15.12.1994).

20. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации".

21. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. От 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (принят ГД ФС РФ 04.06.2004).

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 3:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.

3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

Методические рекомендации. Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: госу­дарственный строй, общественный строй, конституционный строй. Не­обходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отра­жает базовые характеристики государства и общества, которые и фик­сируются в конституции страны в качестве его основ.

Важно понимать значение, которое имеют основы конституцион­ного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федера­ции с аналогичным названием, для системы российского права в це­лом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыбле­мыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Рос­сийской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоре­чить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон.

Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя.

Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ (ст. ст. 1-3.5,7,8,10,14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик.

Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, эко­номической, социальной, духовной. Однако предварительно необходи­мо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, явля­ющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, и установление обязанности государства по признанию, соблю­дению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ.

Последовательность освещения политических основ конституцион­ного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Рос­сийской Федерации, именующей Россию демократическим федера­тивным правовым государством с республиканской формой правле­ния.

Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характе­ризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демокра­тия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государ­ственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освеща­ются с учетом федеративного устройства России, и отделения местно­го самоуправления от государственной власти.

Далее надо раскрыть особенности федеративной формы террито­риального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от фор­мы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимо­отношений между федерацией и ее субъектами.

Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Консти­туции Российской Федерации принцип правового государства. Он свя­зывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Фе­дерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной час­тью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России).

При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено.

В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федера­ции и политического многообразия.

Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­мической деятельности; равное закрепление и защита частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности. Немало­важно здесь определиться, какой объем конституционного регулиро­вания вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максималь­но самоустраниться от этой сферы.

Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафикси­рованное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государ­ства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституци­онного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отно­шение по поводу проблем поиска государственной идеологии, опреде­ления взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

ТЕМА 4. Основы правого статуса человека и гражданина (4 час).

 

 

Занятие 1 (4 час )

 

1.Понятие и структура основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции Российской Федерации.

2.Принципы правового статуса личности: понятие, виды.

3. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание 1. Приведите примеры позитивного и негативного способов закрепления прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ.

Задание 2.Поведите анализ прессы за определенное время по проблеме освещения и обсуждения прав человека. Сделайте свои обобщения и выводы.

Задани3. Приведите пословицы, поговорки, которые можно использовать при обсуждении различных вопросов темы о правах человека.

Задание 4. Сравните перечень прав и свобод, зафиксированных в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и Конституции РФ. Сделайте выводы. (интерактивное)

Задание 5. Чем отличаются естественные и позитивные права. Найдите закрепление их в Конституции РФ.

Задание 6.Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина» Почему, на ваш взгляд, в этом названии разведены понятия «права» и «свободы», «человек» и «гражданин»?

Задание № 7. Почему в гл 2 Конституции РФ отсутствует право на власть?

Нормативно- правовые акты:

 

1.Конституция Российской Федерации 1993госсийской ФедерацииРррр (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2.Всеобщая декларация прав человека // Права человека и судопроизводство: Собрание международныдокументов. // Новое время.-1998.-С.20-21.

3.Декларация прав и свобод человека и гражданина// Ведомости… 1991. № 52 от 28 ноября 1991.

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001).

6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

7. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 25.07.2009) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (принят ГД ФС РФ 05.03.1999).

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 4:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.