Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. Система административного права и его принципы. Рассматривая вопрос о системе административного пра­ва, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие




Рассматривая вопрос о системе административного пра­ва, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие «систе­ма административного права».

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль пра­ва - подотрасли - правовые институты — правовые нормы.

Однако рассмотрим и иные мнения. Так, например, по мнению профессора Ю.А. Тихомирова, отрасль админист­ративного права возможно разделить на следующие под­отрасли:

1.Нормативно-регулятивная: предмет административ­ного права, сферы регулирования, принципы, нормы, пра­вонарушения.

2.Органы исполнительной власти.

3.Государственная служба.

4.Административно-правовые режимы.

5. Административный процесс, законность в управлении.

6.Организация государственного управления.

7.Информационное право.

8.Правовое регулирование нормативов.

Профессор К. С. Вельский в свою очередь выделяет ин­ституциональный, отраслевой и процессуальный критерии построения системы административного права, отмечая, что критерий предмета правового регулирования разгра­ничивает нормы административного права на три основ­ные подотрасли:

1)управленческое право;

2)полицейское право;

3)право административной юстиции.

Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокуп­ность относительно обособленных административно-пра­вовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

Нормы административного права традиционно под­разделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного пра­ва как учебной дисциплины.

Иной подход к определению системы административ­ного права предлагает А.П. Коренев. Он считает, что ад­министративное право состоит из трех частей. Помимо Общей и Особенной, он ввел административную юрисдик­цию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые определяют административную ответственность, а также производство по делам об административных пра­вонарушениях.

Нормы административного права.группируются также по правовым институтам. Например, институты государ­ственной службы, административной ответственности. Каж­дый такой правовой институт может включать в себя нор­мы и Общей и Особенной части.

В Общей части сгруппированы административно-пра­вовые нормы по основным, обобщающим проблемам, от­носящимся ко всей системе государственного управления.

Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:

1.Нормы и институты, закрепляющие принципы госу­дарственного управления.

2.Нормы и институты, регулирующие административ­но-правовой статус граждан (физических лиц).

3.Нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления.

4.Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих.

5.Нормы, упорядочивающие административно-право­вые статусы негосударственных объединений, их служа­щих и представителей.

6.Нормы, определяющие формы и методы государствен­ного управления.

7.Нормы, регулирующие административно-юрисдикци-онную деятельность.

8.Нормы, обеспечивающие законность управления.

Административно-правовые нормы, регулирующие об­щественные отношения, возникающие в отдельных отрас­лях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она со­стоит из трех частей:

1. Управление экономикой (промышленностью, сельс­ким хозяйством, строительством и жилищно-коммуналь­ным хозяйством, коммуникациями, использованием и ох­раной природных ресурсов, торговлей, финансами и кре­дитом, внешнеэкономической деятельностью).

2.Управление социально-культурной сферой (образо­ванием, здравоохранением, наукой, культурой, социаль­ной защитой граждан).

3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностран­ными делами, юстицией).

Это еще раз подтверждает, что административное пра­во действительно является одной из самых крупных и слож­ных отраслей российского права. И, прежде всего, это обус­ловлено его предметом, широким кругом управленческих отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.