КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 2. Система административного права и его принципы. Рассматривая вопрос о системе административного права, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие
Рассматривая вопрос о системе административного права, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие «система административного права». С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права - подотрасли - правовые институты — правовые нормы. Однако рассмотрим и иные мнения. Так, например, по мнению профессора Ю.А. Тихомирова, отрасль административного права возможно разделить на следующие подотрасли: 1.Нормативно-регулятивная: предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правонарушения. 2.Органы исполнительной власти. 3.Государственная служба. 4.Административно-правовые режимы. 5. Административный процесс, законность в управлении. 6.Организация государственного управления. 7.Информационное право. 8.Правовое регулирование нормативов. Профессор К. С. Вельский в свою очередь выделяет институциональный, отраслевой и процессуальный критерии построения системы административного права, отмечая, что критерий предмета правового регулирования разграничивает нормы административного права на три основные подотрасли: 1)управленческое право; 2)полицейское право; 3)право административной юстиции. Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм. Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений. Нормы административного права традиционно подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.
Иной подход к определению системы административного права предлагает А.П. Коренев. Он считает, что административное право состоит из трех частей. Помимо Общей и Особенной, он ввел административную юрисдикцию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые определяют административную ответственность, а также производство по делам об административных правонарушениях. Нормы административного права.группируются также по правовым институтам. Например, институты государственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы и Общей и Особенной части. В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления. Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде: 1.Нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления. 2.Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц). 3.Нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления. 4.Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих. 5.Нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей. 6.Нормы, определяющие формы и методы государственного управления. 7.Нормы, регулирующие административно-юрисдикци-онную деятельность. 8.Нормы, обеспечивающие законность управления. Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она состоит из трех частей:
1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью). 2.Управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан). 3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией). Это еще раз подтверждает, что административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. И, прежде всего, это обусловлено его предметом, широким кругом управленческих отношений.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |