Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм




Любая отрасль права состоит из определенных право­вых норм.

Согласно положениям теории права, норма права представляет собой "исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений".

Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства.

Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государ­ственного управления, а также отношения управленче­ского характера, которые возникают в процессе осуществ­ления государственной деятельности.

Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность

Предметом регулирования норм административного права высту­пают следующие группы общественных отношений в сфере админи­стративного права:

1)отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т. е. своих задач, функций и полномочий вовне;

2)отношения внутриорганизационные отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

3)отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения уча­стников управленческих отношений. Устанавливают пра­вовые положения и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламенти­руют формы и методы осуществления исполнительной вла­сти и определяют порядок взаимоотношений между субъек­тами управления.

Административно-правовые нормы имеют ряд особен­ностей:

1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

2)определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

3)административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

4)с помощью административно-правовых норм обеспе­чивается регулирование таких общественных отноше­ний, как финансовые, земельные, трудовые и другие;

5) административно-правовые нормы часто устанавлива­ются в процессе реализации исполнительной власти.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порож­дают конкретные правовые отношения. Следовательно, об­стоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, явля­ются юридическими фактами, порождающими админист­ративно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нор­мой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, доз­воления или в виде предписаний, обязанностей, а так^ке запрета или ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нор­мы содержит указание на меры административного воз­действия, применяемые к правонарушителю.

Административно-правовые нормы по различным ос­нованиям классифицируются на определенные виды.

I. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленче­ских отношений, т. е. фактически их административно-право вой ста­тус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой ре­жим, в рамках которого должна функционировать система исполни­тельной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Подобные ад­министративно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жало­бу гражданина или основы компетенции того или иного субъекта ис­полнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений; исполнение, применение и соблюдение норм административного права обеспечиваются в необходимых слу­чаях мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государ­ственного управления. Например, эти нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; по­рядок производства по делам об административных правонарушени­ях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нор­мами материального административного права, в рамках регулируе­мых управленческих отношений.

Соотношение материальных и процессуальных норм админист­ративного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в каче­стве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксиру­ют возможность приобретения гражданином Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимае­мая статичность и, соответственно, материальность. Этот же Закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государст­венную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2, По методу воздействия на поведение субъектов. Административ­но-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участни­ков общественных отношений: они могут:

обязывать к действию,

предписывать совершать определенные действия,

управомочивать совершать те или иные действия,

запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил адми­нистративно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;

б) поведение граждан;

в) деятельность об­щественных и религиозных организаций;

г) деятельность государст­венных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на терри­тории Российской Федерации.

4. По форме предписания административно-правовые нормы де­лятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекоменда­тельные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно опре­деляющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу це­лесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории не­скольких государств в соответствии с двусторонними или многосто­ронними соглашениями. Расширение подобной практики стало зако­номерным для взаимоотношений между суверенными государства­ми — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т. е, с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют вплоть до своего официального изменения либо отмены. В ряде слу­чаев возможно установление определенных сроков их действия, на­пример, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайно­го или военного положения. Законную силу административно-пра­вовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административ­но-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраня­ют свою силу впредь до момента установления обноатенных норм за­конодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Они
подразделяются на:

—обще федеральные нормы;

—нормы субъектов Российской Федерации.

8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

— общие, т. е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего подобного рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

- межотраслевые, т, е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются об­щими или сопредельными для всех или многих отраслей государст­венного управления и имеют при этом специальный характер. Напри­мер, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологи­ческого законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся стати­стики, тарифов) и т. п.;

— отраслевые, т. е. регламентирующие различные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закреп­ленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (на­пример, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административ­но-правовых норм. Например, они могут носить либо внутрисистем­ный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их дей­ствие распространяется на всех участников регулируемых отноше­ний) характер.

Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде все­го необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочение и совершенство­вание отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Посредством административно-правовых норм опреде­ляются правовое положение и компетенция субъектов государствен­ного управления, регламентируются формы и методы их деятельно­сти, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы адми­нистративного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.

Также необходимо отметить, что нормы административного пра­ва также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспе­чивают охрану и защиту общественных отношений в сфере админист­ративного права от нарушений. Эти нормы предписывают воздержи­ваться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздейст­вия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.

По конкретному содержанию общественных отноше­ний административно-правовые нормы подразделяются на:

общие — нормы, регулирующие общественные отно­шения общего характера (для всех сфер и отраслей);

особенные —нормы, регулирующие общественные от­ношения в конкретной сфере управления.

По предмету регулирования:

материальные — нормы, которые юридически зак­репляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отно­шений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус;

процессуальные— нормы, определяющие методы (спо­собы, порядок, процедуры) деятельности по реали­зации государственного управления и регламентиру­ющие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъектов администра­тивного права нормы подразделяются на:

обязывающие— нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нор­мах указания могут быть выражены как обязатель­ное предписание;

запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определен­ных условиях. Запреты могут носить общий (напри­мер, запрещение действий (бездействий), подпадаю­щих под признаки административного правонаруше­ния) или специальный характер (например, запре­щение применения специальных средств и огнестрель­ного оружия милицией в отношении женщин и не­совершеннолетних);

дозволительные (разрешительные)— нормы, в которых выражается возможность адресата действо­вать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление на­логовых льгот, льготное кредитование и так далее);

—рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной вла­сти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату отмечают нормы, регламентирующие:

—организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата го­сударственного управления;

—административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

—вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

—административно-правовой статус общественных объе­динений;

—отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

—административно-правовой статус гражданина.
По пределу действия нормы разделяют на три вида:

1. По территориальному масштабу административно-правовые нормы подразделяются территориальные — действующие в границах государства, государственно-тер­риториальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударствен­ные, но правила охоты, установленные местными органа­ми, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах не­скольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах).

2.По действию во времени административно-правовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом.

3. По кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридиче­ских лиц), либо на отдельных юридических лиц (напри­мер, порядок уплаты налогов страховыми организация­ми), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот на осуществление кредитования жилищного строи­тельства для военнослужащих).

И, наконец, с учетом федеративного устройства России существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федера­ции, и общефедеральные нормы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.