КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой "исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений". Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них. Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность Предметом регулирования норм административного права выступают следующие группы общественных отношений в сфере административного права:
1)отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т. е. своих задач, функций и полномочий вовне; 2)отношения внутриорганизационные отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы; 3)отношения, связанные с организацией административного судопроизводства. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей: 1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; 2)определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; 3)административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы; 4)с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие; 5) административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти. Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а так^ке запрета или ограничений. Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. I. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-право вой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Подобные административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина или основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений; исполнение, применение и соблюдение норм административного права обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, эти нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права, в рамках регулируемых управленческих отношений. Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможность приобретения гражданином Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же Закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах. 2, По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участников общественных отношений: они могут: обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.
3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих. Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. 4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные. Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. 5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ). 6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т. е, с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют вплоть до своего официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обноатенных норм законодательными или иными органами Российской Федерации. Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы. 7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Они —обще федеральные нормы; —нормы субъектов Российской Федерации. 8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на: — общие, т. е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего подобного рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации; - межотраслевые, т, е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся статистики, тарифов) и т. п.; — отраслевые, т. е. регламентирующие различные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств). Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут носить либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер. Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде всего необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления. Также необходимо отметить, что нормы административного права также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере административного права от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом. По конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы подразделяются на: — общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей); — особенные —нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления. По предмету регулирования: — материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус; — процессуальные— нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения. По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на: — обязывающие— нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; — запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних); — дозволительные (разрешительные)— нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; — стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее); —рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям. По адресату отмечают нормы, регламентирующие: —организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления; —административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата; —вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; —административно-правовой статус общественных объединений; —отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур; —административно-правовой статус гражданина. 1. По территориальному масштабу административно-правовые нормы подразделяются территориальные — действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах). 2.По действию во времени административно-правовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом. 3. По кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот на осуществление кредитования жилищного строительства для военнослужащих). И, наконец, с учетом федеративного устройства России существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные нормы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |