Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения правонарушений и санкций за их совершение




Основные принципы законодательного

Понятия права, правонарушения и санкции неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права — зашита общества (или его І-осподству юте й либо наиболее влиятельной части) от вредных или опасных деяний Право потому и обеспечивается (охраняется) государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.

Применение мер государственного принуждения за те или иные деяния всегда привлекало повышенное внимание общества, классов, социальных групп, так как оно острее всего затрагивает интересы людей и их объединений. Повышенное внимание к этой проблеме обусловливается также и возможностью ошибок, произвола иди попустительства государе гиен ных органов или должностных,іиіі, применяющих принуждение. В обыденном правов сознании право нередко ассоциируется прежде всего с принуждением и наказанием. Поэтому при массовых опросах населения об основных действующих законодательных актах чаще других называется уголовный кодекс, хотя жизнь подавляющего бо.іь-шинеіва опрошенных Іраждан никак не связана ми с преступлениями, ни с наказаниями.

В процессе становлення гражданского общества, основанного на правовом равенстве людей, сложились принципиальные положения теории права и практики законотворчества относительно определения составов правонарушений и санкций за их совершение. Некоторые из этих принципиальных положений закреплены в международных документах1, признаны и воплощены в законодательстве Российской Федерации.

Основные принципы законодательного определения запретов и санкций за нарушение сложились в процессе развития и обсуждения уголовного права, определяющего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципы относятся не только к уголовному праву, но и ко всем вообще нормам, определяющим составы правонарушений и санкции за их совершение.

Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности, или правовой обоснованности, выраженный известной формулой: nullum crimen. nulla рос па sine lege (без закона нет ни преступления, ни наказании). 'Это означает, что правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

Важной составной частью обоснованности применения санкции за нарушение запрета является признание вины обязательным элементом состава правонарушения. Право древности и средних веков знало так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством, церковью, социальной группой последствия каких-либо действий, совершенных без рины. В связи со становлением гражданского общества, основанного на всеобщем правовом равенстве и юридической свободе, индивидуальная ответственность каждого Іражлани-іі:і за свои собственные, осознанные действия Приобрела иринСм.; Всеобщая Декларация нрав челіїнски І1*1*" ''' Международный пакт»(> чконіїмнчсских. ешшпльїші и культурных правах и Международный Пикт л траж-

ципиальное значение как одно из первостепенных условий обвинения в совершении противоправных деяний-

Наконец, правовая обоснованность запретов и санкций заключается в том, что по смыслу всех декларации прав и свобод человека и гражданина запреты не должны вступать в противоречие с этими документами и пресекать или существенно ограничивать реализацию прав и свобод граждан, деятельность их союзов и объединений.

Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот принцип сложился в противовес практике устрашающих наказаний за вес вообще правонарушения, свойственной средневековью. Значение его многогранно.

Наказание (или взыскание) не должно быть жестоким Международными пактами запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижаюшие достоинство человеческой личности В странах, в которых не отменена смертная казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лии, лишенных скободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого являются их исправление и перевоспита-: ние.

Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения Если, скажем, кража или разйой караются так же, как убийство, или даже строже, человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.

Кроме корм и принципов, закрепленных в международных документах и в законодательстве, правовой наукой и практикой разработан ряд принципиальных положений, определяющих общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение-Каждый запрет должен быть понятен и воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему. Если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень стро-шчи санкциями.

Запрещать можно только деяния, которые могут быть дока.«І-Ны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государстве иного принуждения. В противном случае они будут безнаказанно совершаться, что приведет к падению авторитета права и государства.

Запретов не должно быть слишком мною; в общественном создании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно были обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много, практически невозможно покарать за каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.

По той же причине нельзя каждый яапрет сопровождать чреч-мерно строгой санкцией; помимо того, что это неизбежно приведет к обесценению угрозы государственным принуждением, несоразмерность правонарушений и санкций породит неблагоприятные социальные последствия: если одинаково строго караются преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанным, порождать широкое недоверие к справедливости законодателя, а также чрезмерно частое смягчение наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но и недостаток налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения. Меры принуждения, предусмотренные санкцией, должны содействовать охране и восстановлению правопорядка, исправлению и перевоспитанию правонарушителя. Наказание или взыскание должно быть предельно строгим для намного вида правонарушений, достаточным для их предупреждения. Эта соразмерность определяется здравым смыслом, практикой, статистикой.

R настоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе нашего, яиляюгся декриминализация и депеналнзацня, пол которыми понимаются общее сокращение количества правовых запретен, отмена наказуемости некоторых деяний, а также перевод менее опасных преступлений в разряд проступков

Суть дела в том. что в процессе развития уголовного нрава в ряле стран уголовная ответственность была установлена за очень большое количество составов правонарушений. Рост преступности, в первую очередь преступности особенно опаеной, организованной. СНЯІЯННОЙ с насильственными действиями, е наркома-иней, с терроризмом, с коррупцией государственных служащих, привел к тому, что уголовная юстиция и правоохранительные органы практически не справляются с предупреждением и раскрытием преступлений, назначением и исполнением наказаний. Практика показала, что лишение свободы, как основная мера уголокного наказания, недостаточно эффективно для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку среди отбывших это наказание высок решідив. В то же время доказана порой большая по сравнению с наказанием;>ффективность применения административных взысканий за менее опасные преступления. особенно те, та которые суды и судьи стремятся не применять предусмотренные законом наказания, считая их чрезмерно строгими. 6 таких случаях высокий штраф, лишение специальных прав и другие административные взыскания оказываются более действенными мерами, чем судебное порицание или условное осуждение.

Нуждается в пересмотре и сокращении общее количество запретов. С усложнением общественной жизни, развитием научно-технической революции возникает необходимость установления новых запретов, определения новых составов правонарушений и санкции та их совершение. В то же иремя практика свидетельствует об устарелости или неэффективности немалою числа ранее установленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот, нарушаются практически безнаказанно, потому что меры государственного кон пиля и принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения и пресечения-

Серьезной практической проблемой, особенно для нашей страны, является соотношение правовосстшювительпых и штрафных, карательных санкций. В гражданском обшестне в случаях, коша правонарушением причинен урон правам гражданина или организации, первоочередная задача состоит в восстановлении нарушенных прав, возмещении вреда насчет правонарушителя. ІІ тех обществах, где ксе огосударствлено, даже сфера обслужива-

нил, главное значение придается штрафным, карательным санкциям. Поэтому в случаях, когда права гражданина нарушались противоправными действиями работников государственных opni-низаііий. он получал не возмещение вреда и убытков, а сообшс-ние о том, что на виновных наложены дисциплинарные изыскания. Формирование гражданского общества повышает 'значение правовосста новотельных санкций, при мечен и е которых непо-ерслсшенно служит поддержанию и восстановлению правопорядка,

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борись только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно. Очевидно, что число врел-НЫХ и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, или, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь иелыо исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими (так называемая частная превенция) и иными лицами (общая превенция). Эта цель осуществляется в Процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности за правонару-

 

Глава XXI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.