Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы юридических гарантий




Понятие и элементы механизма гарантий прав человека. Сведение
прав человека лишь к их официальному провозглашению рассчитано
на идеальное общество, неуклонно следующее за нормативными пред-
писаниями и ни при каких условиях не нарушающее права своих чле-
нов. Но в реальности должное (права, выраженные в норме) — не всег-
да действительное. Поэтому вопрос о поддержании нормативных
моделей прав человека системой практических, том числе и юриди-
ческих, мер остается всегда актуальным и первостепенным.

Институты, которые сегодня существуют в России для обеспече-
ния прав человека, по единодушному мнению и прессы, и научных
кругов, недостаточны, действуют зачастую неэффективно и деформи-
рованы. Имеют место диспропорции в соотношении различных видов
прав, отсутствуют реальные механизмы осуществления или пользова-
ния правами, особенно социально-экономическими правами, не сти-
мулируются инициатива и творчество в реализации прав, переоцени-
ваются меры государственного принуждения на фоне ограничения
индивидуальных возможностей правозашиты, проявляется скепсис и
недоверие к общественным формам самодеятельности, очевидна пря-
мая незаинтересованность в систематическом обучении правам чело-
века и воспитании правовой культуры молодого поколения1.

Как следует из целей прав человека, их осуществление необхо-
димо и для повседневной, обыденной деятельности, и для будущих
перспектив человеческого сообщества. Само появление идеи прав
человека связано с социальным заказом так преобразовать общест-
венные отношения, чтобы законодательное их провозглашение га-
рантировалось и совокупностью оптимальных условий, благоприят-
ных для пользования (обладания) теми благами, что потенциально
стоят за правами. Возможность практического осуществления прав
человека подтверждает реальность законодательных установлений о
них, обеспечивает должный уровень жизни каждого члена общества
и социума в целом, является гуманистическим вариантом социаль-
ного будущего.

* По оценкам Главного судебного пристава РФ, за последние пять лет судебными
исполнителями реализовано не более 25—35% общего количества поступающих к ним
документов, причем объем нагрузки постоянно возрастал, а реальное исполнение не
превышало 30% (Качдрашов Б.П. Служба судебных приставов: стадия становления //
Журнал российского права. 1999. № 3-4. С. 12-19).


§ 3. Эф(рсктнв1юсть нрав человека проблемы юридических гарантий 277

Известно, что реализация прав человека представляет собой про-
цесс сознательно-волевых действий (поступков), осуществляемый в
формах фактического использования или распоряжения, приобрете-
ния новых прав, требования от обязанных лиц должного выполнения
их обязанностей, защиты нарушенных прав. Обладание, пользование
и распоряжение, а в случае нарушения и восстановление прав состав-
ляют содержание процесса претворения (реализации) их в жизнь.

Однако почти никогда этот процесс не проходит гладко, чаще
всего возникают всевозможные препятствия и трудности, естествен-
ного и искусственного происхождения, которые тормозят усилия лич-
ности по осуществлению прав. Препятствия — это не только то, что
мешает реализации права (что присутствует, например, противодейст-
вующее поведение других людей), но и то, чего не хватает для осу-
ществления права (что отсутствует)'. Например, отсутствие в стране
доступных для каждого информационных ресурсов делает проблема-
тичным реализацию права на информацию.

Поэтому для устранения преград и создания обстановки беспре-
пятственного удовлетворения субъективных прав необходима органи-
зация системы соответствующих средств и условий, которые могут
устранить преграды и создать благоприятную обстановку. Например,
для обеспечения права на информацию компетентные службы долж-
ны организовать сбор документированных сведений согласно специ-
альным перечням и обязать граждан, органы государственной власти
и местного самоуправления, организации и общественные объедине-
ния представлять их.

Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих
выполнимость прав человека и гражданина, именуются гарантиями
(франц. — «ручательство»). Благодаря гарантиям права человека ста-
новятся властными полномочиями, и личность приобретает возмож-
ность действовать своей властью и в своем интересе. Назначение
гарантий состоит в том, чтобы создать обстановку, при которой про-
возглашенные права и свободы стали бы фактическим положением
каждого. Наличие развитых гарантий создает в обществе и у граждан
уверенность, что нет права без возможности его осуществления.
Таким образом, гарантии — это некоторые позитивные факторы дей-
ствительности, вид обеспечительных условий.

Поскольку содержание прав и свобод человека разнообразно, то
требуется и разный набор социальных «инструментов» для их вопло-

* Подробнее см. Теория государства и права Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузо-
ва, А.В. Малько. М., 1997. С. 625.


278 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

щения. Поэтому в системе гарантий выделяется группа условий и
группа средств обеспечения прав человека*.

Гарантии-условия определяют обстановку, которая способствует
поддержанию прав. Фактически это социально благоприятная для
прав человека среда, состоящая из элементов общественного и госу-
дарственного строя, помогающих существованию прав. Такими эле-
ментами строя являются демократический режим, социальная право-
вая государственность, развитая правовая культура, экономическое
благосостояние, устойчивое развитие и т.д.

Если конкретно-историческую обстановку жизнедеятельности об-
щества в целом представить как «поле активности» либо «поле сдер-
живания»2, то в качестве гарантий прав человека будет выступать
лишь «поле активности». Социально благожелательная для прав ин-
дивида атмосфера («положительное поле») образуется благодаря
многообразию социальных связей (политических, экономических,
идеологических, нравственно-духовных, юридических, организацион-
ных и т.п.), которые, в свою очередь, служат необходимыми предпо-
сылками для создания (появления) гарантий — средств обеспечения
прав.

Гарантии — средства обеспечения прав человека — это социальные
инструменты и технологии, используемые для целенаправленного
воздействия на среду и поведение людей для обеспечения прав, когда
одних условий оказывается недостаточно. В отличие от гарантий-ус-
ловий средства-гарантии специально создаются обществом и государ-
ством для устранения (ликвидации) препятствий, возникающих на
пути реализации прав, либо для формирования не существовавших до
этого новых способов осуществления прав.

По своей социальной природе гарантии-средства могут быть эко-
номическими, политическими, идеологическими, воспитательными,
правовыми. В системе обеспечения прав человека последние (право-
вые) играют далеко не последнюю роль, поскольку связывают идеаль-
ное (модель желаемого или должного, т.е. норму о правах человека) с
реальным результатом (получением благ и ценностей, заключенных в
правах).

Юридические средства-гарантии подразделяют на социально-пра-
вовые инструменты и юридические технологии3; Социально-правовые

* См.: Воеводин ЛД. Указ. соч. С. 229.

2 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного иссле-
дования, С.377.

3 Подробнее см.: Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебпо-
мстодичсскос пособие. Краткий учебник для вузов. М., 1999. С. 364.


§ 3. Эффективность нрав человека: проблемы юридических гарантии 279

инструменты — это средства-установления, в которые включаются
субъективные права, юридические обязанности, льготы, запреты,
поощрения, ответственность, меры наказания и т.д. Юридические тех-
нологии представляют собой средства-деяния, направленные на ис-
пользование юридических инструментов обеспечения прав. Это акты
реализации права (осуществление прав, исполнение обязанностей, со-
блюдение запретов), правоприменение, правотворчество, толкование,
правоохранительная деятельность и т.д.

В зависимости от сферы распространения существуют междуна-
родные и внутригосударственные гарантии прав человека.

Международными гарантиями являются коллективные меры
человеческого сообщества, предпринимаемые для поддержания ува-
жения достоинства личности. В них отражен широкий подход к опре-
делению того, что должно охватываться содержанием гарантий. По-
этому они касаются и создания стандартов прав человека, и формиро-
вания механизмов ответственности и восстановления нарушенных
прав, и порядка возмещения причиненного ущерба, и разработки про-
ектов глобальной безопасности, и финансирования программ обуче-
ния, и консультаций правительств по разнообразным проблемам прав,
и оказания помощи конкретным лицам, оказавшимся в затруднитель-
ных ситуациях, и т.п.

Развертывание систем международных гарантий проходит сегодня
в ускоряющихся темпах, привлекает к себе внимание все более широ-
ких кругов общественности, выражается в создании дифференциро-
ванных и оригинальных процедур и механизмов обеспечения прав.
Тем не менее международные гарантии прав человека на современном
этапе много «слабее» государственных. Основная нагрузка по поддер-
жанию прав продолжает возлагаться главным образом на государство,
она во многом зависит от доброй воли национальных властей и на-
стойчивости разнообразных инициатив представителей гражданского
общества.

Внутригосударственные гарантии, в отличие от международных,
направлены на практическую охрану прав. В демократических госу-
дарствах они образуют достаточно разветвленную систему социаль-
ных, экономических, политических, духовно-нравственных, юриди-
ческих условий и средств. Помимо нормативного (статического) за-
крепления они включают также и организационные (динамические)
элементы (например, меры по налаживанию четкого порядка деятель-
ности, объединения усилий, координации связей, бесперебойности ра-
боты, эффективного использования ресурсов, кадровой подготовки,
материально-технического обеспечения, информирования, обмена
опытом, учета и контроля, надзора и инспектирования и т.д.).


280 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

В системе перечисленных гарантий специфические функции вы-
полняет группа юридических гарантий. Последние связаны с право-
творческой деятельностью по созданию позитивных норм, адекватно
отражающих права человека, эффективностью правового регулирова-
ния общественных отношений, контролем и надзором за реализацией
прав, профилактикой, своевременным выявлением и пресечением их
нарушений, привлечением к юридической ответственности виновных
лиц, восстановлением нарушенных прав, формированием у граждан и
государственных служащих практических навыков и умений обеспе-
чения прав и т.д.

Юридические гарантии прав человека в зависимости от стадий
применения разделяются на гарантии охраны прав и гарантии защи-
ты. На стадии охраны действуют те, что направлены на положитель-
ную реализацию прав, т.е. на создание системы условий и средств,
поощряющих и стимулирующих инициативную реализацию прав, а
также предупреждающих возможные нарушения прав либо устраняю-
щих препятствия на пути их осуществления. На стадии защиты сосре-
доточены механизмы и институты восстановления нарушенных прав,
привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения причи-
ненного ущерба.

Особенностью юридических гарантий прав человека является их
закрепление в официальных государственных нормативно-правовых
актах, в силу чего их поддержание и развитие превращается в юриди-
ческую обязанность соответствующих субъектов права.

Субъектами-адресатами, к которым апеллирует закон с требова-
ниями создания либо поддержания гарантий прав человека, являют-
ся граждане, общественные объединения, органы государства и
местного самоуправления, их служащие. Статья 12 Конституции
Японии называет, например, все население страны в качестве субъ-
екта обеспечения прав: «Свободы и права, гарантируемые народу
настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными
усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни
было злоупотреблений этими свободами и правами и несет посто-
янную ответственность за использование их в интересах обществен-
ного благосостояния»1.

Однако все же главным координатором и основным субъектом от-
ветственности за соблюдение и развитие гарантий прав человека сле-
дует считать государство, его органы и должностных лиц, поскольку
именно они контролируют выполнение законов о правах человека,

Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 1996. С. 293.


§ 3. Эффективность нрав человека: проблемы юридических гарантий 281

они содействуют их осуществлению, выявляют и пресекают посяга-
тельства на права, восстанавливают нарушенные права, наказывают
виновных лиц. Конечно, не эпизодические акции государства способ-
ны гарантировать права, а лишь устойчивая, стабильная и повседнев-
ная работа всего государственного аппарата, опирающегося на под-
держку граждан и общественных структур.

Информирование, обучение, формирование навыков и привычек
правомерного пользования правами рядовых граждан, а равно соот-
ветствующее просвещение и требования к службе для должностных
лиц и других сотрудников органов, предприятий и учреждений яв-
ляется неотъемлемым компонентом всей системы гарантий прав че-
ловека.

Все гарантии, в том числе и юридические, сами по себе в разроз-
ненном виде малоэффективны. Их практический результат (реализа-
ция прав человека) может быть достигнут только в комплексе дейст-
вия совокупного механизма, связывающего все его элементы в единое
целое. Для юридической части особенно значима отлаженность взаи-
модействия правового и иных компонентов этого механизма, исполь-
зование для осуществления прав человека в конкретных ситуациях
таких юридических приемов и средств, которые наиболее эффективно
«стыкуются» с иными блоками механизма и не вступают с ними в
коллизии.

Структурные звенья юридического механизма гарантий прав че-
ловека включают: 1) закрепление прав человека в позитивных нор-
мах; 2) определение границ и способов осуществления субъектив-
ных прав; 3) утверждение правил ограничения прав; 4) дифферен-
циацию режимов реализации прав; 5) фиксацию процедур охраны и
защиты прав; 6) установление ответственности и других мер при-
нуждения за нарушение прав; 7) указание на формы и размеры вос-
становления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда;

8) перечисление мер профилактики и предупреждения возможных
нарушений прав.

Собственно, на предупреждение нарушений прав человека направ-
лена вся совокупность элементов, входящих в механизм гарантий
прав. Среди них выделяются меры, направленные на общее оздоров-
ление экономической, социальной, политической и духовной сфер
общества, и меры целенаправленного воздействия на явления, прово-
цирующие нарушения прав. Практическая предупредительная дея-
тельность базируется на предварительном анализе нарушений, вы-
явлении порождающих их причин и условий, и соответствующем
прогнозировании. Она выражается в ограничении и устранении (ос-
лаблении, нейтрализации, блокировании) явлений и процессов, веду-


282 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

щих к нарушению прав, путем введения в общественную жизнь ряда
позитивных обстоятельств.

Позитивное закрепление прав человека. Изначальным и универ-
сальным гарантом прав человека следует признать закон, поскольку
естественные права, получившие юридическую форму, приобретают
все достоинства и преимущества официального права, а именно: стро-
гую и точную определенность по содержанию; обязательность предпи-
саний для всех — граждан, организаций и в первую очередь государст-
ва, его органов и должностных лиц; обеспеченность выполнения норм;

принудительность и наказуемость при неисполнении. Позитивное за-
крепление прав человека означает, что они получают не только офи-
циальное признание, но и подкреплены необходимыми механизмами
претворения их в жизнь.

Оценка позитивной нормы как приоритетной гарантии прав чело-
века является признанной точкой зрения в странах романо-герман-
ской правовой семьи. Так, Э. Црллер утверждает, что во Франции
специфика защиты прав человека держится на «абсолютной и почти
слепой вере в силу законодательной власти, которой отводится роль
самого эффективного правозащитного механизма. Суды отступают на
второй план, так как они не правомочны противодействовать исполне-
нию законодательных актов либо приостанавливать их действие...
Законодатель является центральным звеном правоохранительной
системы»'.

В Австрии права человека понимаются и обеспечиваются в рамках
строго позитивистского термина «конституционно гарантируемые
права». В механизме их защиты изначально отказались от попытки
трактовать права как надпозитивные. При этом конституционно га-
рантируемыми считаются только те субъективные права, которые ос-
новываются на предписаниях объективного права в рамках конститу-
ционного2.

В США, Англии, странах англосаксонского влияния система зако-
нодательных гарантий прав, напротив, явно недостаточна и неполна,
зато она компенсируется богатейшими традициями судебной защиты
прав личности.

В современных демократических государствах сложилась практи-
ка закрепления прав, касающихся фундаментальных основ жизни че-
ловека, на уровне высших, основных (конституционных) законов

* Цоллер Э. Защита прав человека во Франции // Государство и право. 1992. № 12.
С. 108-118.

2 Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Государство и право. 1993. № 1.
С. 101.


§ 3. Эф<рективпос1ь прав человека проблемы юридических транши 283

страны, благодаря чему права приобретают вид формализованных
правил, «предметно очерченной целостной (в чем-то даже грубой,
зримой) реальности, чуть ли не вещественности»*, позволяющей не-
двусмысленно понимать и производить вполне определенные юриди-
ческие операции — реализацию прав, толкование, их защиту, восста-
новление и т.п.

Совершенно справедливо замечает В.Н. Старцун, что «их консти-
туционное закрепление обеспечивает наиболее благоприятные усло-
вия реализации и создает зримые правовые ориентиры для дальней-
шей деятельности законодателя, который в издаваемых актах не
может нарушать основные права и свободы личности. Любой законо-
дательный акт, отступающий от этих требований, является антиправо-
вым и подлежит отмене или изменению»2.

Однако почти в каждом законе кроется опасность, что он неаде-
кватно отражает суть прав человека, ограничивает либо ущемляет их.
А ведь некачественные и противоречивые законы подрывают автори-
тет и всего законодательства в целом, и органа, его издавшего, трудно
реализуются, обрастают массой разъяснений и ведомственных ин-
струкций, которые зачастую искажают и сводят на нет суть основных
положений.

Создание законов, тождественных идеям естественных прав, га-
рантирующих насущные потребности и интересы человека, закрепля-
ющих прогрессивные тенденции, — правотворческая задача отнюдь не
из простых. Для ее реализации законодательная деятельность должна
следовать ряду требований. Прежде всего главному — не забывать, что
логическая структура правового правила требует ясных и четких отве-
тов на вопросы гипотезы, диспозиции и санкции.

Во-первых, содержание создаваемых законов и иных нормативно-
правовых актов о правах человека должно быть максимально прибли-
жено к реалиям политической, социокультурной и экономической си-
туации в стране, стабилизировать и прогрессивно развивать их.

Во-вторых, нормативно-правовые акты о правах человека не долж-
ны дублировать политические декларации, а прописывать правила
производства конкретных акций по реализации прав.

В-третьих, моделировать с помощью юридического инструмента-
рия выгодность соблюдения закона и опасность его нарушения, ис-
пользуя для этого стимулирующие и ограничивающие средства.

' Алексеев С С. Указ. соч. С. 238

2 Юридические гарантии прав человека в Российской Федерации (по материалам
«круглого стола») // Государство и право. 2000. № 11. С. 98.


284 Глава 5 Полнгико-правовая сущность нрав человека

В-четвертых, определять четкий круг субъектов (органов, долж-
ностных лиц), на которых возлагаются обязанности принимать меры
к безусловному обеспечению прав.

В-пятых, предусматривать ответственность физических и юриди-
ческих лиц, органов государства и их служащих за ущемление прав, а
также за несвоевременное принятие мер по их защите.

Принятие законодательного акта должно сопровождаться соответ-
ствующими финансовыми, организационными и кадровыми меро-
приятиями, создающими изначально благоприятные условия дейст-
вия новых законоположений. Документы о правах человека должны
широко освещаться в средствах массовой информации, они должны
получать доктринальные разъяснения, подвергаться социологическо-
му мониторингу, сопровождаться воспитательно-информационной
деятельностью среди населения. В таком случае «книжные права» за-
конов приблизятся к фактическому положению граждан.

Пределы осуществления прав человека. Права человека, будучи
позитивной категорией, выражающей меру возможного поведения,
имеют свои пределы осуществления. Без них право превращается в
противоположность — произвол. Фиксация границ дозволенного оп-
ределяет рамки юридического содержания права субъекта, оптималь-
но сочетая в нем личные и общественные интересы.

Для словесного выражения границ того или иного права чаще
всего используются оговорки, примечания, запреты, исключения. На-
пример, ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помо-
щи и гарантиях прав граждан при ее оказании»' устанавливает, что
все лица, страдающие психическими расстройствами, имеют право на
«содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока,
необходимого для обследования и лечения». Часть 2 ст. 6 УК РФ
предусматривает, что «никто не может нести уголовную ответствен-
ность дважды за одно и то же преступление».

Предметное содержание субъективного права выявляется бла-
годаря:

• указанию на возможность совершить строго определенные дей-
ствия, которое не распространяется для совершения похожих, но дру-
гих действий. Например, участники процесса имеют право заявить
отвод судье, слушающему дело (по предусмотренным законом основа-
ниям), но они не вправе ставить вопрос о рассмотрении дела конкрет-
но определенным судьей (судьями);

* ВВС 1992 № 33 Ст 1913


§3 Эф(рскгивносты1рав человека проблемы юридических lapanniri 285

• ограничению субъектного состава носителей тех или иных прав,
например, специфические права предусмотрены для особых групп на-
селения (инвалидов, женщин-матерей, несовершеннолетних, бежен-
цев, избирателей);

• временным границам их существования, например, право на об-
жалование ограничено сроками исковой давности, ограничение или
лишение свободы — сроками содержания под стражей по постановле-
нию либо сроками наказания по приговору;

• определению способов осуществления прав. Известны, напри-
мер, явочный, заявительный, разрешительный, регистрационный спо-
собы, способ судебных санкций и т.д.

Сложился и широко известен общий принцип осуществления
прав: права должны осуществляться так, чтобы при этом не наруша-
лись права и интересы других лиц. Недопустимым считается и зло-
употребление правами, т.е. использование своих прав в явном проти-
воречии с их назначением или с превышением своих полномочий.

Определение границ осуществления субъективных прав не следу-
ет расценивать как их ограничение, это ответ лишь на социальный
запрос точно обозначить формальное положение человека в системе
общественных отношений, его возможностей с учетом уровня разви-
тия общества. Однако в механизме гарантий прав человека невозмож-
но обойтись вообще без ограничения прав.

Ограничения прав человека. Под ограничением прав, собственно,
понимаются две разные ситуации: с одной стороны, речь идет об уста-
новлении пределов (границ, рамок) юридического содержания права
(о чем было сказано выше), с другой — об изъятии (уменьшение, су-
жение, умаление) объема уже ранее установленного законом содержа-
ния права. Сходство между этими аспектами ограничения чисто
внешнее.

Первый касается определения границ возможной свободы. По-
скольку право — это официально признаваемая за личностью мера
свободы, поэтому конкретизация и ограничение свободы как тако-
вой — имманентная черта правового типа социального регулирования.
Конкретизированная (ограниченная) субъективным правом свобода
становится инструментом защиты личности как от произвола властей,
так и общества, а также отдельных лиц от произвола правопользовате-
ля. Ограничение свободы, присущее природе права, таким образом,
становится необходимым элементом защиты права вообще.

Второй аспект — это вопрос об уменьшении (изъятии) ранее при-
знанной меры свободы индивида в силу каких-то ситуативных
причин, требующих «перераспределения свободы» между обществом
и интересами обладателя права. При этом следует иметь в виду, что


286 Гчава 5 Политико-правовая сущнос tti прав человека

ограничение может быть как позитивным, предпринимаемым во имя
общественной пользы, так и негативным, квалифицируемым как на-
рушение прав человека*. Негативные ограничения прав могут быть
связаны также с ошибками, намеренными соображениями законодате-
ля, невключением в национальные акты международные обязательст-
ва государства и т.п.

Формально законодатель может ограничить любое право в любом
объеме, в конечном счете, вообще выхолостить его содержание. Чтобы
не допустить этого на самом высшем правовом уровне (международ-
ном и конституционном), установлены правила, которым нужно сле-
довать при решении вопросов ограничения прав человека. Так, умень-
шение объема права, коррекция его содержания возможны, когда это
продиктовано, во-первых, особыми причинами высокой публичной
или частной значимости, и во-вторых, устанавливаемые ограничи-
тельные меры не являются чрезмерными и адекватны требующим их
ограничения обстоятельствам.

В Российской Федерации, например, основные права и свободы
могут быть ограничены только федеральными законами по причи-
нам, исчерпывающим образом перечисленным в ст. 55 и 56 Консти-
туции.

При уменьшении объема прав должно сохраняться их сущностное
содержание, т.е. исключаться только тот минимум, что необходим для
обеспечения возникшей потребности. При этом содержание права не
должно сводиться на нет. Так, при конфискации имущества следует
сохранять основу права собственности, при защите от клеветы прини-
мать во внимание право каждого на собственное мнение.

Ограничение прав человека чаще всего имеет место вследствие
противоправного поведения лица как санкция за нарушение прав дру-
гих лиц или государственных и общественных интересов. Ограниче-
ние ряда правомочий граждан возможно в связи с введением чрезвы-
чайного положения (например, по Федеральному конституционному
закону «О чрезвычайном положении» 2001 г.) либо необходимостью
функционирования правоохранительной системы страны (в Россий-
ской Федерации это предусмотрено, например, законами «Об органах

) Примером последнего можсч служить информация в прессе о приказе директора
департамента ЗАГС мэрии Санкт-Петербурга № 6 от 26 января 1993 г о запрете посто-
ронним лицам производить фото- и видеосъемку в торжественном зале дворцов брако-
сочсэапия Приказ был опротестован прокуратурой города, поскольку введенные им
запреты не диктовались общественной необходимостью, при эчом ограничивали право
[раждан самим организовывать торжественные события личной жизни и не диктова-
лись особыми или чрезвычайными обстоятельствами (Российская газега 1996 27 янв)


§3 Эффекчцвносгьправ человека проблемы юридических i арат ни 287

федеральной службы безопасности» 1995г., «О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации» 1997 г.,
.«О милиции» 1991 г., «Об оперативно-розыскной деятельности»
1995 г., «О государственной охране» 1996 г. и др.).

Правовой режим осуществления прав человека. Правовой режим
устанавливает особый порядок регулирования субъективных прав
путем применения к ним многообразных юридических средств в раз-
личных сочетаниях и комбинациях, благодаря чему действиям по реа-
лизации прав придается необходимая эластичность и достигается
дифференциация, позволяющая сбалансировать интересы и потенци-
альные возможности индивидов, разных социальных групп и госу-
дарства.

Характер правового режима определяется совокупностью объек-
тивных и субъективных факторов: сферой общественных отношений,
в которой осуществляются права, природой самих прав, местом и
ролью в обществе субъектов — носителей этих прав, отношением госу-
дарственной власти к оценке тех или иных социальных или индивиду-
альных потребностей, значимостью в данном государстве вообще идеи
прав человека и т.д.

Фактически для отдельных групп прав создается свой неповтори-
мый режим правового регулирования (осуществления). Поэтому пра-
вомерно говорить о существовании разных видов режимов реализа-
ции прав: конституционного, административного, уголовно-правового,
гражданско-правового, налогового, таможенного; режима для граждан
и иностранцев, беженцев, военнослужащих, жертв военных действий
и преступлений; международного, регионального, внутригосударст-
венного; законного, договорного и т.д.

Например, особый режим осуществления прав создается для соци-
ально незащищенных слоев населения (женщин-матерей, престаре-
лых, детей и т.п.) путем предоставления им дополнительных преиму-
ществ, льгот, поощрений, дозволений, освобождения от обязанностей.
Установление преференциального режима призвано оказать поддерж-
ку той социальной группе, которая находится в наиболее неблагопри-
ятном положении, чтобы фактически «подтянуть» ее до уровня ос-
тальной части населения.

Применение такого режима получило наименование позитивной
дискриминации, возникшей в ответ на социальное требование смяг-
чить фактическое неравенство, а также предупредить негативные пос-
ледствия проведенного до конца принципа формального правового
равенства. Позитивная дискриминация как преференциальный режим
выполняет важную компенсационную функцию в системе гарантий
прав прежде всего для особых групп населения.


288 Глава 5 Поли гико-правовая сущность прав человека

Известны общедозволительный и разрешительный правовые ре-
жимы Реализация прав под воздействием первого осуществляется по
формуле «дозволено все, кроме запрещенного», второго — «запрещено
все, кроме разрешенного». В основе их разделения лежат соображения
обеспечить максимальную безопасность для окружающих в случае,
если управомоченные субъекты будут безответственно пользоваться
своими правами. Общедозволительный режим устанавливается чаще
всего для прав, большей частью присутствующих в личной сфере жиз-
недеятельности (свобода творчества, мысли, частной жизни, вероис-
поведания) и которая в меньшей степени касается остальных людей.

Разрешительный режим практикуется в областях, в которых ма-
лейшая активность индивида чревата для прав других субъектов
(предпринимательская деятельность, участие в государственном уп-
равлении, судебная защита и др.). В связи с этим создаются специаль-
ные институты, контролирующие осуществление субъективных прав
и имеющие возможность своевременно вмешаться (предупредить,
пресечь) опасные для окружающих последствия.

В зависимости от предпочтений, отдаваемых тем или иным благам,
заключенным в правах, устанавливаются стимулирующие или ограни-
чивающие режимы реализации прав Стимулирующий режим приме-
няется для повышения положительной активности индивидов, по-
скольку в ее результатах заинтересовано общество и государство (на-
пример, в сфере развития образования, предпринимательства,
благотворительности). В этих целях предусматриваются определен-
ные льготы, освобождение от обременении, вознаграждения.

Ограничивающий режим включает сдерживающие средства, необ-
ходимые для обеспечения повышенной защиты контрсубъектов (про-
тивостоящей стороны) или предупреждения возможного причинения
вреда самому субъекту — носителю прав (например, ограниченный
статус праводееспособности несовершеннолетних или режим чрезвы-
чайной ситуации служат профилактическими средствами). В этом
случае уменьшается объем возможностей личности, увеличивается
количество обязанностей, запретов и наказаний.

Установление того или иного режима для реализации прав челове-
ка зависит в конечном счете от сфер жизни индивида, в которых он
пребывает и осуществляет свои права: частной или публичной.

Режимы обеспечения прав в этих сферах производны от правового
статуса личности: частноправовой режим основывается на автономии
и саморазвитии индивида, его самостоятельности и активности, пуб-
лично-правовой работает на интересы всех вместе, общество, государ-
ство, совместную деятельность граждан и государственно-обществен-
ных структур Задача не допустить их деформации и перекоса в поль-


§ 3 Эффск1ивнос|ь прав человека проблемы юридических гарантий 289

зу того или другого, установить оптимальные пропорции использова-
ния каждого режима для полноценного гарантирования прав человека
возложена на законодательство и в первую очередь на Конституцию.

Цель прав человека не в том, чтобы дойти до полного обособления
индивида от общества, но и не в том, чтобы общество поглотило инди-
видуальность. История свидетельствует, что общество и государство
привыкли бесцеремонно, произвольно и безгранично вмешиваться в
существование человека и перешли в этом некоторые границы. Этот
переход мешает и препятствует саморазвитию и самореализации пер-
сональности, что снижает творческие потенции личности и в итоге
сказывается на прогрессе общества в целом. Частноправовой и пуб-
лично-правовой режимы призваны найти эффективные рычаги воз-
действия для функционирования обоих начал (индивидуального и
общих) в жизнедеятельности людей.

Как частному лицу правовой режим гарантирует свободное усмот-
рение и инициативу в реализации своих прав, возможность риска и
предприимчивости, равноправие и договорность отношений, соблюде-
ние тайны личных и семейных обстоятельств жизни, помощь органов
публичной власти при злоупотреблениях недобросовестных лиц, за-
щиту более слабой стороны и т.д. Частноправовой режим при осу-
ществлении прав создает больше возможностей для возникновения
«требуемого хаоса», который необходим для нововведений, модерни-
зации и активизации человеческой деятельности.

Публично-правовой режим ограничивает активность индивида
только формами, соответствующими его статусу как лица — предста-
вителя части коллектива. Публично-правовой режим отдает приори-
тет общественным интересам, полагая, что через их удовлетворение
могут быть реализованы и частные потребности. Его лозунги: со-
вместная деятельность посредством человека и для человека, эффект
работы на себя достигается посредством работы на общество. Он
основывается на принципах сотрудничества, взаимовыгоды и взаимо-
уважения, доверия, солидарности, партнерства, демократичности, вза-
имоподдержки и ответственности. Публично-правовой режим стиму-
лирует граждан содействовать общим интересам посредством реали-
зации собственных прав как своего гражданского долга.

В публичной сфере партнером личности становится государство в
лице своих органов и должностных лиц, которые обладают властными
полномочиями и имеют право решать вопросы по существу. Нередко
они решают их не должным образом (в результате выбора не лучшего
варианта, небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупот-
ребления правом и т.д.). Поэтому в системе гарантий прав человека
правомочию государственных органов (его должностных лиц) ис-


290 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

пользовать власть противопоставляется право гражданина обжало-
вать и требовать пересмотра принятых ими решений.

Процедуры реализации прав человека. Права человека наиболее
эффективно осуществляются, если субъекты — их носители придер-
живаются требований юридической технологии (процедуры) их вы-
полнения, т.е. некой последовательности реализации строго опреде-
ленных законом действий и подтверждения их совершения официаль-
ными документами.

Если субъект права знает не только то, что можно, нужно или
нельзя делать, но и как сделать, к кому обратиться, в какой форме, в
какие сроки, то его усилия, затраченные на реализацию прав и получе-
ния благ, в них содержащихся, во много раз снижаются. Цепочка юри-
дических средств, задействованных в процессе (процедуре) реализа-
ции прав, оптимизирует результат, она ориентирует индивида на наи-
более целесообразную программу поведения. Тем самым юридическая
процедура (процесс) в целом способствует и гарантирует права че-
ловека.

Юридическая процедура предусмотрена как для деятельности
граждан и их объединений, осуществляющих свои права, так и для
должностных лиц и государственных органов, способствующих им в
реализации прав, а также для составления официальных актов, фик-
сирующих итоги этой деятельности, подтверждающих факт и закон-
ность их производства.

В зависимости от целей, на которые сориентированы конкретные
права, устанавливаются разные процедурные правила. Например, су-
ществующий порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой
экспертной комиссии определился как наиболее оптимальный для
подтверждения обоснованности и законности назначения пенсии по
инвалидности; процедура принятия законов — для создания норм,
адекватно отражающих индивидуальные и общественные интересы.

Юридическая процедура в целом является правовым механизмом
организации и управления пользования правами, гарантирующими
равноправное и демократическое признание прав за всеми людьми.

Правила производства юридических действий могут быть просты-
ми и более развернутыми, они характеризуются прохождением ряда
этапов — стадий. Каждая стадия отличается: 1) своими целями и зада-
чами; 2) особым кругом участников и спецификой их правового статуса;

3) комплексом процессуальных действий, возможных и запрещенных
к совершению; 4) кругом юридически значимых фактов, порождаю-
щих, изменяющих либо прекращающих определенные права и обя-
занности; 5) правовыми результатами и их процессуальным оформ-
лением.


§ 3. Эффективность прав человека: проблемы юридических гарантий 291

Для юридических процедур большое значение всегда имеют сроки
совершения тех или иных действий. Например, заявление о психиат-
рическом освидетельствовании лица без его согласия рассматривается
судьей в трехдневный срок. Такая срочность обусловлена тем, что
больной может представлять опасность для себя и окружающих, он
может быть неспособен удовлетворять свои основные жизненные по-
требности, либо промедление может ухудшить его психическое состо-
яние (ст. 25 и 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании» 1992 г.). Если сроки прямо в законода-
тельстве не указаны, то соответствующие действия, опосредующие ре-
ализацию субъективных прав, должны быть выполнены в разумное
время, чтобы предупредить волокиту.

При рассмотрении вопросов, касающихся прав граждан, компе-
тентные органы обязаны, как правило, привлекать их к участию, при-
нимать во внимание их позицию, а сами граждане вправе требовать от
должностных лиц исправления допущенных ошибок, жаловаться
вышестоящей администрации либо в суд.

Режим юридических процедур предполагает их обеспеченность
правовыми санкциями, в результате которых деятельность, проведен-
ная не в соответствии с установленными правилами, не приводит к
желаемым результатам и признается недействительной, ничтожной.

Выделяются две группы юридических процедур обеспечения прав
человека: процедуры непринудительной реализации прав и юрисдик-
ционный (принудительный) процесс.

Непринудительные процедуры используются органами представи-
тельной и исполнительной власти для содействия гражданам в поло-
жительной реализации их прав. К ним относятся учредительные, пра-
вотворческие, правоприменительные, контрольные и т.п. процедуры.

Юрисдикционный процесс имеет место в случае нарушения прав
человека для восстановления нарушенных прав и возмещения причи-
ненного ущерба. Он касается главным образом порядка деятельности
суда, прокуратуры, следствия, дознания, адвокатуры, других участни-
ков процесса и связан с применением санкций для защиты субъектив-
ных прав, а также для раскрытия преступлений, изобличения и нака-
зания виновных лиц либо осуществления конституционного контроля
за содержанием нормативных предписаний.

Юрисдикционный процесс осуществляется в форме рассмотрения
конституционных, уголовных, гражданских, арбитражных и админи-
стративных дел. Он сложен и детализирован, влечет серьезные сан-
кции за невыполнение правил его производства, а поэтому в системе
процессуальных гарантий прав человека является достаточно эффек-
тивным инструментом.


292 Глава 5 Политико-правовая сущность нрав человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.463 сек.