Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голосование




Итоги голосования на соответствующем избирательном участке подводит участковая избирательная комиссия, которая составляет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную (окружную) избирательную комиссию.

На основании данных нижестоящих избирательных комиссий, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после выборов подводит общие итоги голосования.

Муниципальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися:

- если в выборах приняло участие менее 20% зарегистрированных избирателей (законом указанный процент может быть снижен). Законом субъекта Федерации также может быть предусмотрено, что минимальный % от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися не устанавливается.

Муниципальная избирательная комиссия признает выборы недействительными:

- если нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, не позволяют достоверно установить волеизъявление избирателей

- если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков (1/4 часть от общего числа избирателей).

- а также по решению суда.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии не предусмотрено, назначаются новые основные выборы не позднее чем через 6 месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Официальное опубликование результатов выборов осуществляется соответствующей комиссией не позднее чем через месяц со дня голосования.

 


.Голосование по отзыву выборного должностного лица

1) Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24 ФЗ «Об общих принципах …).

Институт отзыва депутатов был предусмотрен еще в советский период.

Право на отзыв депутатов было закреплено во всех Конституциях СССР и Конституциях РСФСР. Порядок отзыва депутата предусматривался и текущим законодательством, например, Законом РСФСР 1979 г. «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР».

В Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено, что «депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке».

В 1960-1980 гг. были отозваны из местных Советов свыше 8 тысяч депутатов.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 1995 г. институт отзыва как форма осуществления местного самоуправления закреплен косвенно.

Этим Законом установлена возможность отзыва депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, если такой отзыв предусматривался уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации. Т.е. всё зависит как от воли каждого субъекта Федерации, так и от воли каждого муниципального образования.

В настоящее же время право отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления закреплено на федеральном уровне (в Законе 2003 г., ст.24).

Право отзыва депутата или выборного должностного лица избирателями является не только средством контроля избирателей за осуществлением ими своих полномочий, но и формой ответственности выборных лиц перед избирателями. Депутаты получают свои полномочия от избирателей и отзыв народных избранников может осуществляться только избирателями.

В соответствии со ст. 24 Закона 2003 г. голосование по отзыву проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ «Об основных гарантиях…» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Согласно данной статье, основания для отзыва и процедура отзыва устанавливаются в уставе муниципального образования. Как свидетельствует практика, процедура отзыва депутатов и избранных населением должностных лиц регламентируется не только в уставах муниципальных образований, но и в законах субъектов Федерации.

В большинстве субъектов Федерации приняты законы, регулирующие порядок отзыва выборных лиц местного самоуправления. Их можно разделить на 4 группы:

1) законы, регулирующие порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления (Чувашская республика. Красноярский край, Кировская, Нижегородская, Саратовская области);

2) законы, регулирующие порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Хакасия, Чувашская республика, Кировская, Нижегородская, Пермская, Тамбовская, Тюменская области);

3) законы, регулирующие порядок отзыва и депутата представительного органа, и выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская области);

4) кодексы о выборах, референдуме, в которые включены нормы о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Алтайский край).

Законы субъектов Федерации подробно определяют порядок назначения голосования по отзыву, образования участков голосования, составления списков участников голосования, деятельности комиссии по проведению голосования; гарантии для участников кампании по отзыву депутата; порядок проведения агитации и финансирования в период кампании по отзыву; порядок голосования по отзыву, подсчета голосов участников голосования и обработки итогов голосования, а также порядок обжалования решений и действий, связанных с голосованием по отзыву и ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву.

Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда от 2 апреля 2002 г. законы субъектов Федерации не могут препятствовать муниципальным образованиям самостоятельно решать, какие основания и какой порядок отзыва должностных лиц местного самоуправления должны быть предусмотрены уставом. На это следует обратить внимание. Т.е. отсутствие закона субъекта, регламентирующего данный вопрос, не является основанием для отказа населению в праве отзыва того или иного депутата или выборного должностного лица.

Кроме того, в своем Постановлении от 7 июня 2000 г. Конституционный Суд отметил, что отзыв как одна из форм непосредственной демократии не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и искажения смысла выборов. В силу этого, облегченная процедура отзыва недопустима.

К праву на отзыв необходимо подходить взвешенно, обоснованно и принципиально. Право на отзыв должно, как правило, использоваться в случаях, когда исчерпаны иные средства.

Право отзыва не должно быть использовано для ограничения самостоятельности депутатов или выборных должностных лиц, для создания препятствий их законной деятельности. Например, Законом Саратовской области в числе обстоятельств, которые не могут являться основанием для отзыва, названы: несогласие с политическими взглядами либо с политической деятельностью депутатов, с позицией, выраженной ими при голосовании.

Такой же позиции придерживается и Конституционный Суд. В своем Постановлении от 24 декабря 1996 г. Конституционный Суд указал, что по смыслу Конституции, закрепляющей принципы идеологического и политического многообразия, многопартийности, основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.

Это логично, когда речь идет, например, о депутатах Государственной Думы, которые (как вы знаете) обладают свободным мандатом, т.е. не могут быть отозваны избирателями, не связаны наказами избирателей и голосуют свободно, исходя из своих убеждений.

По смыслу же Закона 2003 г. депутаты представительных органов местного самоуправления обладают императивным мандатом, т.е. могут быть отозваны, и в этом смысле связаны наказами избирателей. Т.е. в данном случае депутаты несвободны в выборе своей позиции при голосовании, обязаны действовать в соответствии с наказами избирателей.

Проясняя данную ситуацию, Закон 2003 г. подчеркивает, что основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия(бездействие) депутатов (выборных должностных лиц), подтвержденные в судебном порядке.

Итак, как уже было сказано, основания для отзыва депутата, члены выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура их отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.

Во многих уставах одним из оснований для отзыва депутата (выборного должностного лица) выступает утрата доверия избирателей.

Под утратой доверия населения, как правило, понимается неудовлетворенность деятельностью депутатов (выборных должностных лиц), связанная с такими причинами, как: нарушение законодательства, невыполнение депутатских полномочий и предвыборной программы, ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений, совершение действий, порочащих звание депутата, выборного должностного лица (т.е. совершение им проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и этики) и т.д.

Вообще, вопрос закрепления оснований для отзыва депутатов (выборных должностных лиц) в законах субъектов, а также в уставах различных муниципальных образований решается по-разному. В одних муниципальных образованиях ограничиваются дублированием в уставе положений Федерального закона (2003 г.), в качестве примера – устав городского округа «Уссурийск»:

«основаниями для отзыва … могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) … – в случае подтверждения в судебном порядке».

Уставы других муниципальных образований закрепляют подробный перечень оснований для отзыва.

В целом же, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, позволяет выделить следующие основания для отзыва указанных лиц:

1) систематическое невыполнение депутатом (выборным должностным лицом) обязанностей, возложенных на него законом или правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

2) превышение депутатом (выборным должностным лицом) полномочий либо злоупотребление ими;

3) нарушение законодательства РФ, субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также нормативных актов, принятых представительным органом местного самоуправления;

4) совершение действий, порочащих звание депутата (выборного должностного лица местного самоуправления);

5) отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений, систематическое уклонение от отчета перед избирателями;

6) нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме (сходе) и т.п.

Закон подчеркивает, что процедура отзыва должна обеспечить отзываемому лицу возможность дать объяснения избирателям по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве, в том числе путем их размещения в СМИ муниципального образования.

Далее. Как уже было сказано, конкретные противоправные решения или действия (бездействие) должны быть подтверждены в судебном порядке. Возникает вопрос, каким образом это происходит на практике?

Например, согласно закону Тамбовской области:

факты систематического без уважительных причин и умышленного уклонения выборного должностного лица местного самоуправления от осуществления своих обязанностей констатируются решением представительного органа. Это решение представительного органа направляется в суд. Если суд установит, что то или иное действие (бездействие) не имело места - отзыв отменяется. Если же суд подтвердит факты, указанные в решении представительного органа, граждане имеют право инициировать процедуру отзыва.

Согласно Закону право отзыва реализуется гражданами в порядке, установленном для проведения местного референдума. Мы с вами подробно рассмотрели порядок подготовки и проведения местного референдума, поэтому остановимся на особенностях, характерных для такой формы непосредственной демократии, как отзыв.

Если речь идет об отзыве депутата представительного органа, то голосование организуется на территории того избирательного округа, от которого избирался депутат.

Если речь идет об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления, то голосование организуется на всей территории муниципального образования.

Порядок отзыва:

Граждане реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) коллективно (инициативной группой).

Граждане - инициаторы отзыва подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву и протокол собрания инициативной группы, как правило, в соответствующую избирательную комиссию, иногда – в представительный орган местного самоуправления.

К заявлению прилагается судебное решение, подтверждающее совершение депутатом (выборным должностным лицом) противоправных действий или решений.

Инициаторы отзыва обязаны письменно известить депутата (выборное должностное лицо) о времени и месте проведения собрания инициативной группы для того, чтобы дать тому возможность представить соответствующие объяснения.

Инициативная группа (при соблюдении требований законодательства) получает от избирательной комиссии регистрационное свидетельство и начинает сбор подписей в поддержку инициативы отзыва. Эту деятельность они осуществляют за свой счет.

Собранные подписи направляются в избирательную комиссию для проверки. По результатам проверки избирательная комиссия принимает решение: о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении голосования. Во многих муниципальных образованиях такое решение принимает представительный орган.

Депутат (выборное должностное лицо) имеет право на свободную агитацию за сохранение своего мандата и голосование граждан против отзыва в допускаемых законом формах и законными методами.

Инициативная группа также имеет право свободной агитации за отзыв депутата (выборного должностного лица) в допускаемых законом формах и законными методами.

Агитация при проведении кампании по отзыву депутата (выборного должностного лица) начинается со дня регистрации инициативной группы и заканчивается за сутки до дня голосования.

В период кампании по отзыву депутата (выборного должностного лица) действуют все условия ведения агитации, установленные ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 50% избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (или муниципального образования).

В случае если итоги голосования окажутся недействительными (мы называли эти случаи применительно к местному референдуму), назначаются повторные выборы.

Депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

Выборное должностное лицо считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Итоги голосования и принятое по результатам голосования решение подлежат официальному опубликованию.

В различных субъектах Федерации существуют разные подходы к реализации результатов голосования.

Например, согласно законодательству Тамбовской области, полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются со дня официального опубликования итогов голосования. В Саратовской области иной подход. Если в результате голосования депутат был отозван, представительный орган в течение 10 дней после официального опубликования итогов голосования принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с его отзывом.

Полномочия отозванного выборного должностного лица прекращаются, как правило, с момента назначения временно исполняющего его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования.

 

 

Сход граждан

Правовые основы:

1. - Конституция РФ (ч.2 ст.130)

2. - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г. (ст.24 и 25 соответственно).

3. - законы субъектов РФ (о местном самоуправлении, а также специальные законы о сходах, устанавливающие порядок созыва сходов, принятия и изменения его решений, пределы компетенции и т.д.)

4. - уставы муниципальных образований

5. - специальные положения, принимаемые представительными органами о проведении сходов

 

Более чем в 4% муниципальных образований полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют сходы граждан (534 муниципальных образования в 15 субъектах РФ) в соответствии с уставами муниципальных образований и действующим законодательством.

Сходы являются одной из самых древних форм непосредственного народовластия. Они позволяют местным сообществам коллективно обсуждать необходимые вопросы и принимать по ним решения. Их преимущество, в сравнении с референдумом и выборами, состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие.

Положения о сходах нашли свое отражение и в Законе 1995г. Однако данный Закон не проводит различий между сходами и собраниями граждан. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) согласно этому закону должен устанавливаться в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.

Другое дело - Закон 2003 г., который разделяет 2 эти формы (сходы и собрания). Причем, Закон называет сход граждан в качестве института публичной власти в поселениях с небольшой численностью населения, а собрание – в качестве консультативного института непосредственной демократии.

Сход как институт непосредственной демократии муниципальных образований отличает от собраний то, что он выступает в качестве высшего органа местного самоуправления, его созыв, подготовка и проведение осуществляются при строгом соблюдении всех процессуальных правил. Только решения сходов, при условии их правомочности, обладают на территории муниципального образования общеобязательным характером.

Итак, согласно Закону 2003 г. сходы проводятся для решения вопросов местного значения в поселениях с небольшой численностью населения, а именно – в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Причем сход будет считаться правомочным, если в нем участвуют более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Поскольку (в соответствии с ч.3 ст.35 Закона) в поселениях с такой численностью представительный орган не образуется, его полномочия, в том числе исключительные полномочия, осуществляет сход граждан.

Сход граждансозывается:

- либо главой муниципального образования

- либо населением (по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек).

О времени и месте проведения схода, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через СМИ.

Согласно Закону участие в сходе выборных должностных лиц (речь идет, прежде всего, о главе муниципального образования) является обязательным. Глава муниципального образования, как правило, председательствует на сходе граждан. Возможна также ситуация, когда председателем на сходе является не глава муниципального образования, а другое лицо, которое избирается на сходе.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решение может приниматься открытым либо тайным голосованием.

Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующее действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами на соответствующей территории. Оно не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию.

В ряде субъектов этот вопрос решается следующим образом: решения, принятые на сходе граждан, доводиться до сведения населения главой муниципального образования через СМИ или иными доступными способами не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.