Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальное образование – территориальное звено местного самоуправления




Основные вопросы темы

1. Муниципальное образование – территориальное звено местного самоуправления.

2. Принципы формирования территории муниципального образования.

3. Виды муниципальных образований по Закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

4. Образование и преобразование муниципальных образований.

5. Границы муниципальных образований.

 

 

При анализе любого явления необходимо четко представлять себе его внешние пределы. Применительно к местному самоуправлению важно установить, где именно, на каких территориях оно осуществляется.

Согласно российской правовой терминологии, местное самоуправление как форма организации местных сообществ жителей осуществляется в границах отдельных муниципальных образований (именно так именуются обособленные территории, где оно претворяется в жизнь).

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения, в которых создаются органы местного самоуправления и уполномоченные решать вопросы местного значения в соответствии с муниципальным законодательством. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие:

· наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

· устав муниципального образования;

· обособленная муниципальная собственность;

· местный бюджет;

· выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с территориями субъектов РФ и территорией России в целом.

Муниципальные образования учреждаются с учетом федеративного устройства государства. В каждом субъекте Федерации создаются собственные муниципальные образования, границы которых не могут пересекать границ субъектов РФ. Муниципальные образования охватывают всю территорию соответствующих субъектов, за исключением территорий с низкой плотностью населения, ввиду чего их создание здесь не целесообразно (межселенные территории).

Необходимо четко понимать, что законодательство разводит понятия "муниципальная территория" и "муниципальные земли", определяя их разный правовой режим. Понятие "муниципальная территория" служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего множества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей. Муниципальная территория - это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория - объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли - объект гражданского и земельного права.

За период с 1991 по 1999 гг.в Российской Федерации было зарегистрировано в качестве муниципальных образований:

- 427 городов областного (республиканского, краевого и окружного) значения из 590 (72%);

- 1596 районов из 1856 (83%);

- 160 городов районного значения из 499 (33%);

- 453 поселков из 1900 (28%);

- 8407 сельских округов из 24275 (34%);

- 197 внутригородских районов

- 291 населенный пункт[64].

В большинстве субъектов РФ возобладала тенденция, когда права самоуправление получили города областного значения и приравненные к ним, а также все районы субъекта Федерации.

В течение времени наблюдались частные изменения в подходах органов государственной власти субъектов РФ к установлению территориальных основ местного самоуправления, но вместе с тем принципиально субъекты РФ в части решения этого вопроса разделились на несколько относительно устойчивых групп:

- муниципальные образования на уровне районов и крупных городов - в 37 субъектах РФ (Московская, Пермская, Саратовская области);

- муниципальные образования на уровне административных районов, городов и сельских округов - в 23 субъектах РФ (например, Свердловская, Челябинская области, Алтайский край);

- муниципальные образования только на уровне районов - в 6 субъектах РФ (в основном в это было свойственно северным автономиям);

- муниципальные образования только на уровне сельсоветов, поселков и малых городов - в 5 субъектах РФ (Курганская, Новосибирская, Оренбургская, Тюменская области);

- на уровне городских районов - в 2 субъектах РФ (Москва, Санкт-Петербург);

- на уровне городов и сельских округов - в 11 субъектах РФ;

-не были определены территории муниципальных образований либо только отдельные территории являются муниципальными образованиями - в 5 субъектах РФ.

При этом никаких предписаний со стороны федерального законодателя о принципах формирования той или иной территориальной основы местного самоуправления в субъекте РФ не имелось, и субъекты РФ были совершенно свободны в ее выборе. Причем анализ показывает, что в большинстве случаев модели территориальной организации выбраны неоптимальным образом: там, где необходимо было укрупнение территорий муниципальных образований, они «измельчались», и наоборот. Например, в Московской области с численностью населения приблизительно в 8 млн., проводившей в жизнь районную модель число муниципальных образований равнялось 69, а в гораздо менее населенном Алтайском крае, где функционировала двухуровневая схема – 764 (!). Все это приводило к различиям в степени реализации конституционного права граждан на местное самоуправление в различных субъектах Федерации.

Стоит ли удивляться тому, что в виду указанных недостатков законодатель в Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предельно детализировал территориальные аспекты местного самоуправления и установил несколько императивных норм на этот счет, дабы избежать ошибок 90-х годов в этом вопросе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.