Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметы ведения муниципальных образований г. Москвы




Согласно московского закона «Об организации местного самоуправления в городе Москве» к предметам ведения муниципального образования относятся:

1. Вопросы перспективного развития и обеспечения жизнедеятельности территории:

- утверждение и исполнение местного бюджета;

- владение и распоряжение муниципальной собственностью;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений;

- принятие планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территорий;

- учет жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности, в соответствии с правовыми актами города Москвы;

- содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности;

- контроль использования земель, благоустройства, санитарного состояния, пожарной безопасности;

- содержание и эксплуатация объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков;

- содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;

- проведение мероприятий в области обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- принятие мер пожарной безопасности, обороны, защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций.

2. Работа с детьми и несовершеннолетними по месту жительства:

- организация и осуществление опеки и попечительства;

- принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

- принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

3. Принятие важных для жителей решений по развитию инфраструктуры района:

- внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов;

- внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

- сохранение памятников истории и культуры местного значения, развитие местных традиций.

4. Работа с населением:

- информирование жителей, содействие средствам массовой информации, взаимодействие с общественными организациями, действующими на территории муниципального образования;

- развитие самоуправления на территории, содействие созданию и деятельности территориальных общин и органов территориального общественного самоуправления, взаимодействие с ними и осуществление контроля за их деятельностью;

- взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления в жилищной сфере;

- участие в организационном и информационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, города Москвы, органы местного самоуправления;

- организация местных и участие в городских праздничных и зрелищных мероприятиях, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно-политических мероприятий.

Для обеспечения решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются муниципальной собственностью. Перечень объектов муниципальной собственности определяется законом города Москвы, а порядок ее использования - муниципальным собранием. Последнее принимает местный бюджет и утверждает отчет о его исполнении. Город гарантирует районам обеспечение минимальных местных бюджетов.

Органы государственной власти города вправе на основании закона Москвы передавать органам местного самоуправления осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для этого материальных и финансовых средств и контролировать их осуществление. Органы государственной власти оказывают содействие органам местного самоуправление в осуществлении их полномочий. Согласно «Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве», принятой в 2001 г., к таким полномочиям могут быть отнесены следующие:

· текущий ремонт и эксплуатация городского жилого и нежилого фонда, расположенного на территории муниципального образования;

· ремонт и содержание улиц 3-й и 4-й категорий;

· вопросы озеленения и благоустройства дворов и внутриквартальных проездов

Органы местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования в интересах жителей муниципального образования вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

Фактически, закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве», принятый в 2002 г., кардинально изменил перечень полномочий органов местного самоуправления, полностью лишив их каких-либо контролирующих функций. Эти функции были переданы Управам районов и префектурам административных округов. При этом были значительно расширены их «виртуальные» и совещательные полномочия. К совещательным полномочиям можно отнести: внесение в органы исполнительной власти г. Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта; предложений по строительству на территории районов социально значимых объектов.

«Виртуальными» можно считать все полномочия, связанные с управлением муниципальной собственностью, – это, в частности, содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, объектами социальной сферы, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, находящимися в муниципальной собственности, и т.п. При том, что муниципальная собственность отсутствует, все данные положения носят декларативный характер. На настоящий момент муниципалитеты вынуждены арендовать даже те помещения, где расположены их офисы.

Реальными полномочиями, которые предполагают принятие решений и организацию предоставления услуг органами местного самоуправления самостоятельно, являются полномочия по снижению брачного возраста, организации опеки и попечительства, содействию организации регистрации животных, принятию решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних и т.п. второстепенные задачи.

Можно заключить, что на уровне районов, местное самоуправление занимает крайне «слабые» позиции, большинство реальных полномочий и финансовых ресурсов выделяемых из городской казны на местные нужды находится в «зоне влияния» управ и вышестоящих над ними префектур. Фактически местное самоуправление в Москве имеет большую степень фиктивности[116].

6.Основные принципы, структура организации и полномочия местного
самоуправления в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге после того, как в октябре 1993 года Указами Президента Б.Ельцина местные Советы были упразднены, их функции были переданы администрациям районов и главам этих администраций, которые в подавляющем большинстве были назначены мэром Санкт-Петербурга. Районы являлись крупными территориальными единицами - всего их было 20.

В 1996 г. был принят Закон «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга»[117], который определил, что муниципальными образованиями города являются 8 городов, 21 поселок и 82 муниципальных округа (фактически они созданы на внутрирайонном – микрорайоном уровне)[118]. В пределах этих территориальных единиц и предполагалось осуществлять местное самоуправление, формирование структур которого планировалось на 1997-1998гг.

В дальнейшем в июне 1997 года был принят закон «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге»[119] и внесены изменения в закон Санкт-Петербурга «О структуре Администрации Санкт-Петербурга»[120]. Этот пакет законов позволил окончательно сформировать систему управления городом, существующую до сегодняшнего дня. Она является трехуровневой и сочетает в себе элементы государственного управления (на общегородском и районном уровнях) и местного самоуправления (на нижнем микрорайоном уровне). На верхнем уровне органами власти города стали Законодательное собрание и администрация Санкт-Петербурга под руководством губернатора. На уровне административных районов было создано 24 подчиненных губернатору территориальных органа городской исполнительной власти (территориальные районные управления (аналог районных администраций)[121]), низший уровень управления составили автономные от властей города формируемые местными жителями органы местного самоуправления (муниципальные советы и производные от них местные администрации) 111 муниципальных образований.

Таким образом, в Санкт-Петербурге реализована одноуровневая система местного самоуправления – на уровне микрорайонов, пригородов, поселков. Создателям этой модели, благодаря применению микрорайонного уровня, удалось избежать ситуации, имеющей место в Москве, когда на одной и той же территории функционируют и органы государственной власти (управы) и органы местного самоуправления (муниципальные собрания, муниципалитеты). В Санкт-Петербурге органы местного самоуправления на своем уровне являются полновластными и ни с кем не делят свои полномочия.

Согласно городского законодательства, действующие на нижнем этаже системы управления, представительные органы местного самоуправления муниципальных районов (муниципальные советы) избираются на 4 года, составом от 9 до 30 человек в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования. Выборы проводятся в один тур по мажоритарной системе в многомандатных округах. Первоначально они признавались состоявшимися, если в них принимало участие более 25% избирателей. Однако, после провала первых муниципальные выборы в сентябре 1997 г. и феврале 1998 г. когда была зафиксирована рекордно низкая явка избирателей[122] (16,5% и 13,5% соответственно) этот барьер был снят.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования и урегулирован порядок его избрания (то есть фактически признается факультативность, необязательность этой должности). Администрация муниципального образования (местная администрация) формируется муниципальным советом.

Во многих муниципальных образованиях Санкт-Петербурга сложилась практика, когда, с одной стороны, избранные населением в муниципальный совет депутаты работают в нем на постоянной основе, с другой, стороны, руководящие должности в исполнительном органе муниципального образования (администрации) замещаются также депутатами. То есть фактически депутаты, по существу, одновременно выполняют две классически несовместимые функции: функцию представителей населения, которые должны обеспечивать организацию и контроль деятельности местной исполнительной власти, и функцию муниципальных чиновников, работающих в этой исполнительной власти. Такая форма близко напоминает комиссионную модель местного самоуправления популярную в США.

Необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге много внимания уделяется проблемам взаимодействия между органами муниципальной и государственной власти. В 1998 г. был создан Совет по местному самоуправлению. Целью создания Совета была координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся процесса становления местного самоуправления в городе. В состав Совета вошли губернатор, вице-губернатор, главы нескольких муниципальных образований, председатели ряда отраслевых комитетов и руководители администраций отдельных районов. В городе утвержден порядок взаимодействия отраслевых и территориальных органов администрации города с органами местного самоуправления41, принято временное положение об информационном взаимодействии между различными органами власти[123].В отдельных административных районах города созданы координационные советы по местному самоуправлению – совещательные органы при территориальных районных управлениях, которые принимают участие в обсуждении программ развития района, рассмотрении основных вопросов жизнедеятельности населения, решение которых требует координации действий государственной и муниципальной власти, разрабатывают заключения на проекты законов, касающихся местного самоуправления.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге был утвержден Законом города «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» в 1997 г. и с тех пор практически не менялся. Необходимо отметить, что этот перечень в Санкт-Петербурге изначально был несколько шире, чем в Москве, и в большей мере соответствует федеральному законодательству. В ведение органов власти муниципальных округов Санкт-Петербурга отданы такие полномочия, как создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организация снабжения топливом; организация и содержание за счет средств местного бюджета органов охраны общественного порядка; развитие муниципального транспорта; организация и содержание муниципальных архивов. Пригородным муниципалитетам были переданы дополнительные полномочия по муниципальному дорожному строительству и содержанию дорог местного значения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, организации парковок и автостоянок, созданию условий для организации спортивных и зрелищных мероприятий и ряд других полномочий.

В 2003 г. к этому перечню были добавлены полномочия по осуществлению текущего ремонта и озеленению придомовых и внутридворовых территорий, осуществлению регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, и по формированию списка народных заседателей федеральных районных судов города. Полный перечень полномочий органов местного самоуправления Санкт-Петербурга представлен в приложении 3.3.

Как видно уже из этого краткого описания полномочий, исполняемых муниципальными округами и пригородными муниципалитетами Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления имеют несколько большее влияние на жизнедеятельность своих округов, чем такие же органы в Москве.

Однако, по сравнению с возможностями, предоставленными федеральным законодательством районным и поселенческим муниципальным образованиям, полномочия органов местного самоуправления Санкт-Петербурга безусловно сильно урезаны: в первую очередь это касается управления и распоряжение муниципальной собственностью, жилым и нежилым фондами. В сентябре 1997 г. принят в первом чтении закон «О пообъектном составе собственности муниципальных образований Санкт-Петербурга». Согласно этому закону в состав собственности муниципальных образований не передается земля, жилой фонд, практически не передается нежилой фонд, объекты здравоохранения и многое, многое другое (фактически, ничего не передается, кроме детских садов и яслей)[124].

Как показывает проведенный анализ, система местного самоуправления в Санкт-Петербурге оказалась гораздо более стабильной, чем в Москве. Однако в последнее время дискуссии по проблемам муниципальной власти в городе существенно активизировались. Один из предлагаемых вариантов – создание в городе двухуровневого местного самоуправления: на уровне существующих муниципальных образований и на уровне городских районов. Другой – выделение территории городского ядра в качестве самостоятельного муниципалитета (Ленинграда), который бы функционировал в рамках региона Санкт-Петербурга, наряду с другими муниципальными образованиями – крупными районами, включающими в свой состав, как части города, так и примыкающие к ним пригороды. Фактически эта схема подразумевает укрупнение муниципальных образований.

Именно второй вариант похоже нашел отклик в политическом руководстве г. Санкт-Петербурга. Так, губернатор города В. Матвиенко выступила с инициативой создать муниципальные органы в более крупных муниципальных образованиях - 18 районах, отдельных городах (пригородах) и поселках. В развитие этой инициативы Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 18 мая 2005 года приняло новый Закон «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»[125]. Ст.2 этого закона определяет, что внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга (муниципальное образованиями) признаются (муниципальный округ, город, поселок) части территории города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальные округа, города, поселки. Данный же в статье 10 этого закона перечень вопросов местного значения муниципальных округов состоящий из 41 (!) пункта, поселков из 43 (!) пунктов и городов (пригородов) из 46 (!) пунктов не оставляет сомнений: в «северной столице» пошли по пути создания одноуровневой системы местного самоуправления, с наделением муниципальных образований очень существенными полномочиями. Каков будет итог этой очередной перестройки муниципальной власти в Санкт-Петербурге – покажет время.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

2. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008.

3. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учеб. пособие. – М.: Юстицинформ, 2009.

4. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2008.

6. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах / Под ред. А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Местное самоуправление и муниципальное самоуправление: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Белявского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Муниципальное право России: Учебник (Гриф УМО) / Под ред. А.Н. Кокотова. – М.: Юрайт, 2009.

9. Муниципальное право России: Учебник (Гриф УМО) / Под ред. Н.В. Постового. – М.: Юриспруденция, 2008.

10. Муниципальное право России: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.

11. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник (Гриф УМО). – М.: ЭКСМО, 2007.

12. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: Учеб. пособие. – М.: КноРус, 2008.

13. Уваров А.А. Местное самоуправление в России: Учебный курс. – М.: Норма, 2008.

14. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008.

 

 


[1] Впрочем, муниципальное право некоторыми авторами рассматривается также в качестве подотрасли административного и управленческого права. – Прим. авт.

[2] Помимо этого отраслевой статус муниципального права обеспечивается присущими только ему специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурой норм.

[3] См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2002. С. 16, 17.

[4] Под муниципальными образованиями - понимаются городские или сельские поселения, иные по наименованию территории (например, городские округа, муниципальные районы), где действуют органы местного самоуправления, есть обособленная муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков, означает, что данная территория муниципальным образованием не является. – Прим. авт.

[5] Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов, 2000. С. 54 - 55.

[6] См.: Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997. С. 26.

[7] См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 1999. С. 28 - 31

[8] См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 32 - 34.

[9] Далее по тексту: Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

[10] Ст.3 ФЗ №131 содержит норму о возможности ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления, но только федеральным законом и в ограниченной мере. В этой связи целесообразно указать на Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. от 30 июня 2003 г.), в соответствии со ст. 11 которого "Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления".

[11] Следует заметить, что между государственными и местными делами действительно прослеживается принципиальное различие. «Государство иммет дело с гражданами. Местное самоуправление имеет дело с жителями». Это образное выражение принадлежит видному российскому юристу М. Краснову и имеет глубокий смысл. – Прим. авт.

[12] Впоследствии за общиной закрепились и иные названия – «мир», «земля». – Прим. авт.

[13] См.: Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. С. 34.

[14] См.: Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 394 - 401.

[15] См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1987. С. 51 - 69.

[16] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 335.

[17] См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. С. 152.

[18] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 345.

[19] См.: Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве: происхождение земской избирательной системы 1864 г. и ее дальнейшие изменения // http:/www.ifes.ru/library/pablications/vote/special/page18.html

[20] Напомним, что именно с эти связано название советский в наименованиях нашего государства в период с 1918 по 1993 гг.: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Союз Советских Социалистических Республик. – Прим. авт.

[21] См. об этом: Дементьев А.Н. О "системе Советов" и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право. 1996. N 8. С. 112 - 119.

[22] См.: Ведомости СССР. 1978. N 49. Ст. ст. 795, 796, 797; 1980. N 27. Ст. 526.

[23] См.: Ведомости РСФСР. 1979. N 32. Ст. ст. 785, 786, 787; 1980. N 48. Ст. 1593.

[24] Ведомости РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1306.

[25] См.: Ведомости СССР. 1989. N 20. Ст. 373.

[26] Известия. 1991. 18 февр.

[27] Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. ст. 1010, 1011

[28] Большинство исследователей комментируя события сентября-октября 1993 г. проявляют осторожность. Например по мнению А.Н. Кокотова и А.С. Саломаткина: «Следует признать, что разрешение политико-государственного кризиса осени 1993 г., частью которого был кризис местной власти, принятием новой российской Конституции в декабре 1993 г. стало наименее болезненным выходом из тупика - события могли развиваться и по худшему сценарию». (См.:). Автор не разделяет подобную положительную точку зрения на комментируемые события.

[29] См.: Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 12 окт

[30] Российская газета. 1993. 29 окт.

[31] Проект нового закона был подготовлен комиссией под руководством Д.Н. Козака. – Прим. авт.

[32] Во многих субъектах Федерации местное самоуправление в поселениях ранее не создавалось, а только в районах. Новый закон устранил эту практику. – Прим. авт.

[33] См. об этом: Муниципальное право/ Отв. ред. Коваленко А.И. – М., 1997. С.167; Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов н/Д., 1999.

[34] Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 96—102.

[35] Емельянов Н.А. Местное самоуправление: международный опыт. Тула, 1996. С. Ю.

[36] Емельянов Н.А. Указ. соч. С. 22.

[37] Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправле­ния в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996. С.47

[38] См. об этом: Холлис Г., Плоккер К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. Brussels: Tacis services DG IA, European Commission, 1995. C. 197—200.

[39] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправ­ления и российская практика. Ростов н/Д, 1999. С. 33.

[40] Об этом подробнее: Сологуб В.А. Местное самоуправление в со­временном российском обществе: изменение принципов социаль­ного строительства. Ростов н/Д, 2000. С. 64—65.

[41] Фадеев В.И. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации // Регио­нальное управление и местное самоуправление. М., 1994. С.6.

[42] Осавелюк A.M. Канада: местное управление и самоуправление // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1995. С.40.

[43] Органы муниципального управления в зарубежных странах: срав­нительное исследование. М., 1994. С. 25.

[44] Фадеев В. И. Территориальная организация местного самоуправле­ния в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996. С. 44—45; Сологуб В. А. Указ. соч. С. 64.

[45] Фадеев В. И. Территориальная организация местного самоуправле­ния в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М. 1996. С. 45

[46] Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии. - Союз местных органов самоуправления Финляндии, 1996.

[47] См.: Опыт работы органов местного самоуправления на примере германского города Бергиш Гладбах. Центр германских исследований. Институт Европы РАН. Москва, 1997

[48] Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. Москва, 1996

[49] OECD, Revenue Statistics 1965-1999 (Paris: OECD, 2000), Tables 133, 134

[50] Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

[51] Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 638; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863

[52] Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503; 1998. N 31. Ст. 3822; 1999. N 14. Ст. 1665.

[53] СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497; 1998. N 26. Ст. 3005.

[54] СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 2002. N 30. Ст. 3029.

[55] СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2004. N 33. Ст. 3368.

[56] Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые итоги и прогнозы. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 186.

[57] СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3576.

[58] СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011.

[59] СЗ РФ. 2005. N 24. Ст.2370.

[60] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 36.

[61] См.: Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий / Сост. И.В. Гранкин, М.В. Деменков, В.Б. Исаков и др. М., 1997. С. 124.

[62] См. например: Постановления Конституционного Суда РФ: от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708; от 16 октября 1997 г. "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4002; от 3 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда" // СЗ РФ. 1997. N 45. Ст. 5241; от 30 ноября 2000 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" // Российская газета. 2000. 19 дек.; от 2 апреля 2002 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3.

[63] Высказываются мнения, о том, что, нормы муниципальных правовых актов не могут признаваться нормами права, так как они, как правило, создаются органами местного самоуправления, которые Конституцией исключены из системы государственной власти. В противоположность этому – норма права есть правило установленное государством. – Прим. авт.

[64] См.: Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, т.3, с.129-133. М., 1999 г.

[65] Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.- Прим авт.

[66] К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения, также утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

[67] К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

[68] Городские округа это крупные или крупнейшие городские поселения с прилегающими пригородами (как правило столицы субъектов Федерации), которые в отличии от городских поселений первого уровня местного самоуправления (городов небольшого, среднего, большого размера) обладают необходимыми ресурсами для самостоятельного реализации всех полномочий местного самоуправления. – Прим. авт.

[69] Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях (в Москве это 125 районов), именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей. – Прим. авт.

[70] Например, г. Озерск (Челябинск-40).

[71] Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.

[72] Сюда относятся города – Дубна, Обнинск, Королёв, Кольцово (Новосибирской области). Количество ЗАТО превышает их число почти в 10 раз.

[73] Сведения получены с сайта Минэкономразвития РФ http // www.economy.gov.ru

[74] Например, в Московской области к лету 2006 г. было принято около 80 законов, каждый из которых посвящен конкретизации границ различных муниципальных образований. – Прим. авт.

[75] Этот вывод соответствует и позиции Конституционного Суда РФ, указавшего, что должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области). – Прим. авт.

[76] Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. – Прим. авт.

[77] Необходимо предостеречь от достаточно частой ошибки, встречающейся у некоторых студентов, которая заключается в попытках отнесения к муниципальным органам мировых судей и даже районных судов общей юрисдикции. К структуре местного самоуправления органы судебной власти, являющиеся органами государственной власти, не относятся. – Прим. авт.

[78] Речь идет об участии должностных лиц (или представителей) субъекта Федерации к процедурам проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации (муниципального менеджера) и расторжения контракта с ним. – Прим. авт.

[79] См.: Шутова Т. Псковский эксперимент: самоуправление как езда в незнаемое // Российская газета. 1996. 24 окт.

[80] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2005. – С.68.

[81] Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // Гражданин и право. 2002. №7,8

[82] В уставах многих муниципальных образований вместо слова "сессия" используется понятие "заседание". – Прим. авт.

[83] По Закону о местном самоуправлении 1995 г. она была факультативной, могла вводиться в структуру органов местного самоуправления, а могла и не вводиться.

[84] Прежде даже сам термин «местная администрация» не находил отражения в Законе о местном самоуправлении 1995 года. – Прим. авт.

[85] В настоящее время не требуется согласия представительного органа местного самоуправления на лишение местного депутата неприкосновенности. – Прим. авт.

[86] См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 97.

[87] Народному депутату: сборник нормативных актов. М.,1987. С.5

[88] Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ обладают свободным мандатом, т.е. не связаны с наказами избирателей, и граждане РФ не обладают возможностью отзыва депутата за невыполнение наказов избирателей. Это продиктовано тем, что в условиях демократической процедуры принятия законов, парламентарии вынуждены идти на компромиссы (иначе невозможно согласованно принимать большинство законов) и в тактических целях частично нарушать данные избирателям обещания. – Прим. авт.

[89] Руденко В.Н. Институты "отзыва" и "роспуска" в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 4.

[90] Императивный мандат предусматривает обязательность для избранного лица наказов избравших его избирателей и право отзыва его этими избирателями, если он не выполняет упомянутые наказы.- Прим. авт.

[91] По данным Центризбиркома РФ, в 1996-1998 гг. отзыв выборных лиц местного самоуправления инициировался в 20 субъектах РФ: в отношении депутатов - 23 раза (в итоге отозвано 2 депутата), в отношении глав муниципальных образований – 66 раз (отозвано 13, а 9 глав муниципальных образований сложили свои полномочия, не дожидаясь голосования). – См: Вестник Центризбиркома РФ. 1998. №11.

[92] См.: Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С.241, 243.

[93] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (С приложением нормативных актов). М., 1997. С. 405—409.

[94] Мачульская И. Государственные полномочия местного самоуправления // Федерализм. 1998. N 3. С. 177

[95] Непосредственно означает - без промежуточных ступеней, без посредников, лично. – Прим.авт.

[96] См.: Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. N 10. С. 82.

[97] См. об этом: Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 236.

[98] Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г. Москве имеет определенные особенности. Он установлен Законом г. Москвы от 10 июля 1996 г. N 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве».

[99] Для обозначения территории, на которой осуществляется ТОС законодатель без ухищрений применяет тот же термин «территориальное общественное самоуправление» («в собственности у территориального общественного самоуправления», «устав территориального общественного самоуправления» и т.п.). По нашему мнению лингвистически более верным будет в учебных целях применять здесь термин «местная община». – Прим. авт.

[100] Собрания и конференции как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления необходимо отличать от собраний (конференций), проводимых в соответствии с уставами общественных объединений, жилищных товариществ и жилищных кооперативов. Которые не являются предметом муниципально-правового регулирования. – Прим.авт.

[101] Напомним, что граждане РФ не обладают прямым правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ и в большинстве законодательных органов субъектов РФ (могут это делать только опосредованно, через своих депутатов). На муниципальном уровне власти таких ограничений нет, что демонстрирует демократическую сущность местного самоуправления. – Прим. авт.

[102] Предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ особенности, организации местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга, не затрагивают Московскую и Ленинградскую области, имеющие статус самостоятельных субъектов Федерации. По мнению ряда исследователей это может привести к значительному неравенству в уровне жизни населения двух мегаполисов и соседствующих с ними регионов. – Прим. авт.

[103] Наблюдающаяся в настоящее время тенденция по переводу ряда государственных органов в Санкт-Петербург (в первую очередь речь идет о Конституционном Суде РФ), функционирование там парламентских структур СНГ, подтверждает элементы столичного статуса этого города. – Прим. авт.

[104]Цитируется по книге А. Кольева «Мятеж номенклатуры. (Москва 1990-1993)». М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1995, 496 стр. (стр. 33).

[105] В 90-х годах доходило до того, что стремясь не создавать органы местного самоуправления в муниципальных районах города Москвы органы государственной власти столицы исключили из их названия определение «муниципальный». Правда, в законах города Москвы, распоряжениях Мэра, постановлениях Правительства Москвы продолжало использоваться определение «муниципальный»: муниципальное имущество, муниципальные здания, муниципальные зелёные насаждения, муниципальные платные парковки и даже муниципальная баня[105][6], но муниципальные образования в виде муниципальных районов исчезли из всех документов Московской городской Думы и мэра Москвы вплоть до 2001 г.

[106] Фактологический материал заимствован из обзора: Стародубровская И., Славгородская М., Жаворонков С. (Научный консультант: Катаев Д.) Организация местного самоуправления в городах федерального значения. – М.: ИЭПП, 2004.

[107] Численность городской администрации Торонто составляет примерно 1000 человек, численность служащих, занятых в муниципальном секторе, – 47 тыс. человек.

[108] Напомним, что согласност.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местным в нашей стране считается любой уровень власти ниже уровня субъекта федерации, т.е. районный (в том числе внутригородской), городской, поселковый и т.д. Федеральный закон 1995 г. конкретизировал положения Конституции и установил, что государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя функции, принадлежащие, согласно закону, органам местного самоуправления (п.5 ст.14), а также не могут формировать органы местного самоуправления и назначать их должностных лиц (п.3 ст.17) - это прерогатива населения и избранных им представительных органов.

[109] Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 12.

[110] Утверждено постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов" // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. N 1.

[111] Закон г.Москвы от 6 ноября 2002 г. N 54 "О внесении изменений в статьи 13, 15, 16, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы" // Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 12.

[112] В районах проживает в среднем 65–70 тыс. человек, при этом наблюдается достаточно большой разброс этого показателя между районами (от 1,4 тыс. в районе Куркино до 150,1 тыс. в Отрадном). – Прим. авт.

[113] Это деление сохраняется и на сегодняшний день, при этом численность населения административных округов, по данным на 1 января 2002 г., колеблется от 200 тыс. (г. Зеленоград) до 1,3 млн. человек (Южный округ).

[114] Префект – (от. лат. practectus - начальник) - в ряде стран представитель центрального или регионального правительства на местах.

[115] Положение о префектуре административного округа г. Москвы утверждено постановлением правительства Москвы от 28 мая 2002 г. № 407-ПП.

[116] Характерно, например, что общая численность сотрудников управ районов - 4396 человек, число же служащих во всех органах местного самоуправления городских районов - 1208 человек[116].

[117] Закон Санкт-Петербурга от 31 декабря 1996 г. № 186-59 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга».

[118] Созданные 111 муниципальных образований сильно различались как по численности населения (от 106 жителей в пос. Серово до 142 тыс. жителей в г.Колпино), так и по социально-экономическим показателям.

[119] Закон Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. № 111-35 «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге».

[120] Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 1996 г. № 112-44 «О структуре администрации Санкт-Петербурга».

[121] Необходимо отметить, что 24 административных района (Московский, Невский, Адмиралтейский, Павловский, Пушкинский, Кировский, Курортный, Выборгский и Василеостровский и др.) существенно различаются как по численности населения, так и по числу муниципальных образований, расположенных на их территории. Численность их населения может колебаться от 23,4 тыс. человек в Павловском районе до 456 тыс. жителей в Калининском районе. В границах района могут располагаться от 1 (Кронштадтский район) до 11 муниципальных образований (Курортный район).

[122] Главной причиной неучастия граждан в выборах специалисты называли незаинтересованность жителей в создании предлагаемой модели местного самоуправления (результаты опросов показывали, что людей не устраивают органы, не имеющие ни прав, ни финансовых возможностей). – Прим. авт.

[123] Распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 17 октября 2001 г. № 1024-ра «Об утверждении временного положения об информационном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга между собой и с органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

[124] Иллюстрацией к вышесказанному являются бюджеты муниципальных образований. До 1992г. суммарный бюджет всех районов, поселков и городов в Санкт-Петербурге составлял более 15% бюджета города. В 1998г. суммарный бюджет всех 111 муниципалитетов составлял уже не более 2% городского бюджета, в июне 1999г. - также не более 2%.

[125] 7 июня 2005 года этот закон за N 237-30 был подписан губернатором города и полностью вступил в силу с 1.01.2006г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.