Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения




 

Конституция Российской Федерации, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует охрану труда в Российской Федерации, право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государствен­ные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В реализации этих важнейших государственных задач актив­ную роль играют органы местного самоуправления, к ведению которых Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение социальной поддержки и содействие занятости на­селения.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправ­ления в сфере социальной защиты населения также составляют: Закон Российской Федерации «О занятости населения в Россий­ской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.)*, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации» от 10 декабря 1995 г.**, Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и ин­валидов» от 2 августа 1995 г.***, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г.****, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.*****, а также другие законодательные акты.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872.

*** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.

**** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168.

***** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.

 

Функции социальной защиты, социального обслуживания на­селения в Российской Федерации осуществляют прежде всего специальные государственные органы и службы: Федеральная государственная служба занятости, территориальные органы ко­торой не являются структурными подразделениями органов мест­ного самоуправления; государственная система социальных служб, состоящая из государственных предприятий и учрежде­ний социального обслуживания, и др.

В законодательном порядке устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правитель­ством Российской Федерации, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», утверждаются государственные стандарты социаль­ного обслуживания, которые обязательны для социальных служб, независимо от форм собственности, на всей территории Россий­ской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государ­ственных пенсий осуществляют местные органы социальной за­щиты населения.

Органы местного самоуправления из собственных и привле­ченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пен­сиям и пособиям.

Органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения - одного из направлений деятельности по социальной защите населения, содействуют раз­витию сети учреждений социального обслуживания, порядок со­здания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, со­гласно Федеральному закону «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные цент­ры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и под­ростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; цент­ры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пре­бывания; специальные дома для одиноких престарелых; стацио­нарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.), иные учреждения, предо­ставляющие социальные услуги.

Значительная часть этих учреждений входит в государствен­ную систему социальных служб, управление которой осуществля­ют федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Вместе с тем действующее законодательство о социальном обслуживании населения предполагает формирование и развитие муниципального сектора социального обслуживания населения, также деятельность в этой сфере предприятий и учреждений иных форм собственности.

Муниципальный сектор социального обслуживания населения должен включать местные органы управления социальным обслу­живанием и учреждения муниципального подчинения, предостав­ляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают кон­троль за соблюдением государственных стандартов качества со­циального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления должны предоставлять му­ниципальным учреждениям социального обслуживания помеще­ния для организации социального обслуживания, а также выде­лять площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Организационную, практическую и координационную дея­тельность по оказанию различных видов социальных услуг долж­ны осуществлять муниципальные центры социального обслужи­вания. Они являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания и создаются органами местного само­управления на подведомственных территориях.

Муниципальные центры социального обслуживания призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обес­печивать их предоставление.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться цехи, производственные мастерские, под­собные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.

Органы местного самоуправления должны создавать муниципальный жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания.

Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в качестве дотаций на содержание сети учреж­дений социального обслуживания, на развитие социального об­служивания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных госу­дарством социальных услуг. Размер дотаций должен ежегодно определяться при утверждении соответствующих бюджетов Пра­вительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*. Согласно Федерально­му закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслужива­ния - как муниципальные, так и иные - пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.

 

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной сис­теме социальных служб предоставляется в объемах, определяе­мых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социаль­ных служб оказываются в порядке, установленном Правительст­вом Российской Федерации.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самосто­ятельно.

Социальное обслуживание осуществляется на основании об­ращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Важное место в деятельности органов местного самоуправле­ния по социальному обслуживанию населения занимает социаль­ное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Фе­деральный закон «О социальном обслуживании граждан пожило­го возраста и инвалидов» к числу основных принципов деятельности в этой сфере относит ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти) за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается в соответствии с Законом возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социаль­ных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных государством социаль­ных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. Он включает: а) услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и ин­валидам, проживающим в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по ор­ганизации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-тру­довой реабилитацией, правовые услуги и др.); б) услуги, предо­ставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной ут­раты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и др.); в) до­полнительные услуги, оказываемые специализированными отде­лениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных цент­рах социального обслуживания или при органах социальной за­щиты населения (социально-медицинское обслуживание на дому); г) услуги, предоставляемые отделениями срочной социаль­ной помощи, создаваемые при органах социальной защиты насе­ления или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке - содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и др.); д) услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства (услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и др.)*. Правитель­ство Российской Федерации утвердило своим постановлением от 8 июня 1996 г. Примерное положение об учреждениях социаль­ной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий**, которым предусмотрено, что расходы на содержание данных учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 4798.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3025.

 

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и ин­валидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по догово­рам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добро­вольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов» органы мест­ного самоуправления:

сохраняют за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального об­служивания, жилые помещения в домах муниципального жилищ­ного фонда, занимаемые ими по договору найма или аренды, в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении;

обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационар­ных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиро­тами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору (ст. 12).

Деятельность органов местного самоуправления в области со­циальной защиты ветеранов и инвалидов определяется также в Федеральном законе «О ветеранах», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», хотя расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых этими законами ветеранам и инвалидам, производятся в первую очередь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осу­ществляется за счет средств соответствующих местных бюд­жетов.

В соответствии с законом органы местного самоуправления:

определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов;

определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидам Великой Отечественной войны для жилищного строительства;

бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечест­венной войны (инвалидам войны I группы вне очереди), а также обеспечивают реализацию других мер социальной защиты инва­лидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых дейст­вий на территориях других государств, участников Великой Оте­чественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.

Меры социальной защиты инвалидов, осуществляемые орга­нами местного самоуправления, предусмотрены также Федераль­ным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом, инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании; они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной ком­наты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации*. Органы местного само­управления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслужи­вания инвалидов, а также предпринимают иные меры, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации».

* Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 10. Ст. 947.

 

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции участвуют в социальной поддержке семьи, материнства и Детства, которые находятся под защитой государства.

В последние годы на федеральном уровне были приняты законодательные, иные нормативные правовые акты, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере.

Указами Президента Российской Федерации были утвержде­ны: Основные направления государственной семейной политики от 14 мая 1996г.*, Основные направления государственной поли­тики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) от 14 сентября 1995г.** Правительство Российской Федерации поста­новлением от 8 января 1996г. утвердило Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации. Кроме того, на федеральном уровне приняты и реализуются целевые программы, направленные на решение задач в сфере охраны семьи, материн­ства и детства.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2460.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.

 

Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следу­ющих общегосударственных задач:

обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

улучшение охраны здоровья семьи;

увеличение помощи семье в воспитании детей;

содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

поддержка деятельности женских, молодежных, детских об­щественных организаций;

развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, уч­реждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах.

В целях координации муниципальной деятельности в сфере охраны семьи, материнства и детства в структуре органов мест­ного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, семьи и детей. Органы местного самоуправ­ления вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

Органы местного самоуправления создают условия и оказыва­ют поддержку развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости. Они стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лаге­рей. В последние годы наметились негативные тенденции, отра­жающие кризисные явления в семье, обществе: возрождение детской беспризорности как социального явления, обострение проблем социального сиротства, угрожающий рост детской и подростковой преступности, которые также должны учитываться органами местного самоуправления в их практической деятель­ности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. утвержден Порядок организации централизован­ного учета детей, оставшихся без попечения родителей*, в соот­ветствии с которым органы местного самоуправления (выполняю­щие функции органов опеки и попечительства) осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Данный учет необходим в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

* Российская газета. 1996 г. 15 авг.

 

Одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17 июля 1996г.* Согласно данному Поло­жению орган опеки и попечительства заключает договор с при­емными родителями и выдает им удостоверение установленного образца.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3721.

 

Органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемного ребен­ка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приоб­ретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, ма­газинам, снабжающим образовательные учреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг,по получению земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г*.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст. 3936.

 

Органы местного самоуправления осуществляют ряд полномо­чий, закрепляемых Семейным кодексом Российской Федерации*. Органы местного самоуправления, при наличии уважительных причин, вправе разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечитель­ства, предусмотренные Семейным кодексом Российской Феде­рации.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

 

Переход к рыночной экономике, осуществляемый в нашем государстве, выдвинул перед органами местного самоуправления проблемы обеспечения социальной защиты в области занятости населения. Эту функцию органы местного самоуправления осу­ществляют, основываясь на Законе Российской Федерации «О за­нятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.), в тесной связи с органами государственной службы занятости.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сочетание самостоя­тельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости насе­ления с согласованностью их действий при реализации федераль­ной программы содействия занятости населения*. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе:

в случаях массового высвобождения работников и затрудне­ний в их дальнейшем трудоустройстве по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представи­тельных органов работников приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов;

принимать решения, предусматривающие иные, не противоречащие закону, условия и порядок выплаты пособия по безра­ботице, прохождения безработными перерегистрации и другие меры, направленные на усиление социальной защищенности граждан;

организовывать по предложению и при участии органов служ­бы занятости в целях обеспечения временной занятости населе­ния проведение оплачиваемых общественных работ в организа­циях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

 

Кодекс законов о труде Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления осуществлять квотиро­вание рабочих мест для трудоустройства молодежи. В соответст­вии со статьей 181 КЗоТа Российской Федерации работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих труд­ности в поисках работы (сирот, выпускников детских домов и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой орга­нами местного самоуправления.

 

Глава 23. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» выделяют в качестве одной из функций органов местного самоуправления охрану общественного по­рядка.

Охрана общественного порядка - необходимое условие под­держания на территории муниципальных образований режима законности, который обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства.

Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах. Уголовный кодекс Российской Федерации (раздел IX) предусматривает уголовную ответствен­ность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, относя к данному виду следующие пре­ступления: а) преступления против общественной безопасности (массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, нарушение пра­вил пожарной безопасности и др.); б) преступления против здо­ровья населения и общественной нравственности (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, организация объедине­ния, посягающего на личность и права граждан, организация или содержание притонов для занятий проституцией и др.); в) эколо­гические преступления (загрязнение вод, атмосферы, незаконная охота и др.).

Федеральная целевая программа по усилению борьбы с пре­ступностью на 1996-1997 гг., утвержденная постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г., указывает на тревожные процессы, которые наблюдаются в динамике улич­ной преступности. На улицах и в других общественных местах совершается каждое десятое преступление, отмечается рост со­вершенных здесь убийств и изнасилований. Происходят негатив­ные изменения в демографической структуре и ценностных ори­ентаций лиц, совершивших преступления, что находит свое отра­жение в интенсивном пополнении преступной среды несовер­шеннолетними, женщинами, лицами, не имеющими постоянного источника дохода. Пока еще не получила развития практика создания домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий, не создана сеть и материально-тех­ническая база специальных учебно-воспитательных учреждений. Вместе с тем увеличена плотность сил обеспечения порядка на улицах и в других общественных местах, а также на объектах транспорта. В 53 регионах созданы центры психолого-педагоги­ческой реабилитации несовершеннолетних*. Основные задачи по охране общественного порядка на территории муниципальных образований призвана решать милиция общественной безопас­ности (местная милиция). Она была сформирована на основе Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г.

* См.: Российская газета. 1996. 24 июля.

 

В соответствии с этим Законом милиция в Российской Феде­рации подразделяется на криминальную, основными задачами которой являются предупреждение, пресечение и раскрытие пре­ступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от правосудия, и милицию обществен­ной безопасности (местную милицию).

Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение обще­ственной безопасности, предупреждение и пресечение преступ­лений и административных правонарушений, раскрытие пре­ступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах ком­петенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям*. Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. было утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации**. Милиция общественной безопасности (местная ми­лиция) является составной частью милиции Российской Феде­рации и входит в структуру Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации. В районах, городах милиция общественной безопасности (местная милиция) создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соот­ветствующих отделов (управлений) внутренних дел. В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) соглас­но Положению о ней входят: дежурные части; участковые ин­спектора милиции; изоляторы для временного содержания за­держанных и заключенных под стражу лиц; специальные при­емники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственной автомобильной инспекции и другие подразде­ления. Эти подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции) содержаться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления с учетом местных ус­ловий и необходимости усиления борьбы с нарушениями об­щественного порядка вправе выделять дополнительные финан­совые средства для создания новых или увеличения сверх нор­мативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), а также для укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов предпри­ятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан.

* См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 563.

** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.

 

Однако следует учитывать, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осу­ществление контроля за их деятельностью. Таким образом, Закон предполагает формирование и функционирование муниципаль­ных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осу­ществлении охраны общественного порядка.

В целях создания правовых, организационных и материальных основ реализации положений Закона Президент Российской Фе­дерации издал Указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 г. *

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2755.

 

 

Предполагается разработка и принятие законов, предусматри­вающих комплексный подход к решению задач, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел, с учетом определения условий и порядка контроля со стороны государства за реализацией муниципальными органами охраны общественно­го порядка своих полномочий, форм и методов их взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации. Органам местного самоуправления рекомендуется предусматривать в уста­вах муниципальных образований выборность населением руково­дителей муниципальных органов охраны общественного порядка*. В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования участвуют комис­сии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюда­тельная, которые создаются при органах местного самоуправле­ния (при местной администрации).

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2755.

 

Административная комиссия образуется для рассмотрения дел о совершении административных проступков и наложения на виновных лиц взысканий в административном порядке. Административные комиссии рассматривают дела об административных проступках, отнесенные к их ведению Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главными задачами комиссии по делам несовершеннолетних являются организация работ по предупреждению безнадзорнос­ти, правонарушений; устройство и охрана прав несовершеннолет­них; координация усилий всех заинтересованных органов, орга­низаций, учреждений по решению указанных вопросов. Комис­сии по делам несовершеннолетних рассматривают в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях дела о правонарушениях, совершенных несовершен­нолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих (в случаях, указанных в законе).

Наблюдательные комиссии участвуют в осуществлении кон­троля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граж­дан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждаю­щихся в такой помощи.

Представительные органы местного самоуправления вправе формировать постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, которые не наделены какими-либо властными полномочиями: они осу­ществляют подготовку к рассмотрению представительным ор­ганом проектов решений, предложений по проблемам общест­венной безопасности на территории муниципального образо­вания.

Для обеспечения охраны общественного порядка органы мест­ного самоуправления могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные орга­низационно-правовые формы. Одной из таких форм являются народные дружины, получившие в прежние годы широкое раз­витие в городах, поселках, селах. Используется эта форма участия граждан в охране общественного порядка и сегодня. Более того, в ряде случаев деятельность народных дружин стимулируется государством. Так, Правительство Российской Федерации приня­ло специальное постановление «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», которым был утвержден Порядок привлечения граждан к охране государственной границы*. В соответствии с этим постановлением в районе, городе решениями соответствующих органов мест­ного самоуправления могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, команди­ров народных дружин, структурных подразделений Пограничных войск Российской Федерации.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1545.

 

Органы местного самоуправления в пределах своих полномо­чий содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образо­вания. Правоохранительные органы осуществляют подготовку и направление в необходимых случаях информационных материа­лов по вопросам борьбы с преступностью органам местного само­управления. Координацию деятельности правоохранительных ор­ганов на территории городов, районов осуществляют в соответ­ствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Фе­дерации»* соответствующие прокуроры. Руководители органов местного самоуправления могут приглашаться на координацион­ные совещания, которые созываются прокурорами городов, рай­онов**.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

** См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № Ст. 1958.

 

Охрана общественного порядка предполагает неукоснитель­ное соблюдение прав и свобод граждан, пресечение любых дей­ствий, направленных на их нарушение. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления по вопросам реализа­ции и защиты своих конституционных прав и свобод. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуп­равления обязаны рассматривать индивидуальные и коллектив­ные обращения граждан и давать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) предоставляет органам местного самоуправления обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с иска­ми о признании действий продавца или организаций, выполняю­щих функции продавцов, противоправными в отношении неоп­ределенного круга потребителей и прекращении этих действий*. Органы местного самоуправления муниципальных образований, не имеющих органов внутренних дел, являются органами реги­страции учета граждан, которые реализуют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства**. Органы местного самоуправления решают организационно-правовые и иные вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.140.

** См.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 17 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2939.

 

Трудовые арбитражи, рассматривающие в соответствии с за­коном* коллективные трудовые споры, информируют в случае необходимости органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного спора, ибо работники в целях защиты своих трудовых прав вправе использовать собра­ния, митинги, демонстрации, пикетирование, а также право на забастовку. Органы местного самоуправления обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка. В тех случаях, когда остановка работы в организациях и на предприятиях связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Он опреде­ляется соглашением сторон коллективного трудового спора со­вместно с органом местного самоуправления. В случае недости­жения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанав­ливается органом местного самоуправления.

* См.: Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4558.

 

Органы местного самоуправления принимают в пределах своей компетенции меры по обеспечению безопасности дорож­ного движения, самостоятельно решая в соответствии с Федераль­ным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 де­кабря 1995 г.* эти вопросы. Органы местного самоуправления принимают меры к обустройству дорог, которые находятся в их ведении; вводят временное ограничение или прекращение дви­жения транспортных средств на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.

 

Органы местного самоуправления в соответствии с законом обеспечивают противопожарную безопасность в муниципальном образовании. К их ведению относится организация муниципаль­ной пожарной службы. В настоящее время, согласно Федераль­ному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г., действуют государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана. Муни­ципальную пожарную службу еще предстоит сформировать.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожар­ной безопасности:

организацию выполнения и осуществления мер пожарной без­опасности;

участие ввыполнении федеральных и региональных целевых программ;

выделение в местных бюджетах расходовна пожарную без­опасность;

создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном по­рядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местно­го бюджета (муниципальной пожарной службы);

установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объеди­нений пожарной охраны.

Органы местного самоуправления предоставляют доброволь­ным пожарным социальные гарантии, определяют предельную численность добровольных пожарных и график дежурств населе­ния службы в подразделениях пожарной охраны.

Закон возлагает на органы местного самоуправления обязан­ность организовывать обучение населения мерам пожарной без­опасности.

Органы местного самоуправления могут входить в состав уч­редителей фонда пожарной безопасности - не имеющей членст­ва некоммерческой организации, создаваемой в целях реализации мер пожарной безопасности. Типовой устав фонда пожарной безопасности утверждает постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 12 июля 1996 г. *

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 3653.

 

В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпи­демий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные законодательством действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав.

До недавнего времени руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами на территории муниципальных образований, осуществляли штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, яв­лявшиеся подразделениями органов местного самоуправления. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996г. * признал необходимым реорганизовать эти штабы в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соста­ве или при органах местного самоуправления. Порядок реоргани­зации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям устанавливается Председателем Правительства Рос­сийской Федерации, являющимся по должности Начальником гражданской обороны Российской Федерации.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2671.

 

По согласованию с органами местного самоуправления уста­навливается численность военнослужащих Войск гражданской обороны, проходящих военную службу в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления.

Органы местного самоуправления совместно с военными ко­миссариатами организуют воинский учет и призыв граждан на военную службу*. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г.**, воинский учет граждан осу­ществляется военными комиссариатами по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный учет граждан осуществляют органы местного самоуп­равления.

* См.: Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер­ховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 326; Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1152.

 

Первоначальная постановка гражданина мужского пола на воинский учет осуществляется районной или городской комис­сией по постановке граждан на воинский учет в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Состав комиссии утвержда­ется соответствующим органом местного самоуправления. Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование гражданина в целях определения его категории годности к воен­ной службе и принять решение о постановке гражданина на воинский учет или об освобождении его от воинской обязан­ности по состоянию здоровья. Порядок освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу утвержден постановлением Пра­вительства от 20 апреля 1995 г.* Согласно этому постановлению персональный состав врачей-специалистов и среднего медицин­ского персонала утверждается соответствующим органом мест­ного самоуправления.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19. Ст. 1758.

 

Призыв граждан на военную службу организует соответст­вующий орган местного самоуправления (местная администра­ция) совместно с военным комиссаром.

 

Раздел V. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 24. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.