Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знают цену жизни старики




(«Правы старики, охочие до жизни»)

 

Жизнь прекрасна, смерть отвратительна. Авиценна Ты не гляди с усмешкой и сомненьем. Я с виду только немощный старик. Ты знай, что я в минуты озаренья Бываю и всесилен, и велик. Г.Эмин Я никогда не думал, что старость так привлекательна. Л.Н.Толстой

Выше я знакомил вас в основном со взглядами, как бы со стороны на право стариков на жизнь. Однако полезно прислушаться к суждениям и самих героев нашего разговора. Оказывается, и они в глубокой старости отстаивают право на жизнь, считая смерть «ранней, преждевременной». Об этом реплика А. Кацнельсона:

Поздней смерти нет, поверьте. Смерть бывает только ранней. Не страшит минута смерти, А пугает умиранье.

Об этом же пишет известный философ-идеалист Шарль Рунувье (1815—1903). Чувствуя приближение смерти, он занес на бумагу последние впечатления: "Когда человек стар, даже очень стар, и привык к жизни, то умирать очень тяжело. Мне кажется, что молодые легче мирятся с мыслью о смерти, чем старики. Перейдя за 80 лет, человек делается трусом и не хочет умирать. И когда становится несомненным, что смерть приближается, то душа наполняется большой горечью. Я изу­чал этот вопрос со всех сторон: вот уже несколько дней как я переживаю все ту же мысль: я знаю, что умру, но не могу убедить себя в том, что умру. Во мне возмущается не философ: философ не верит в смерть, но против нее возмущается старик. У старика нет силы для примирения со смертью" (Цит. по: Хунданов Л., 1983, с. 42—43).

Что же можно сказать в плане комментария? Только одно: старики имеют право на жизнь, так и на собственное мнение. И мне импонирует взгляд солнечного долгожителя Л.Н. Тол­стого о "привлекательности старости", а также нашего современника, поэта Владимира Кулагина о ее "величествен­ности":

Грустим, что молодость прошла, Что золотое время сплыло. Когда она б всю жизнь была, Неинтересно жить бы было. Изведать все должна душа И испытать, что ей досталось: Познать, как зрелость хороша И как величественна старость.

Профессор Н.В. Эльштейн (1985) рассказывает, что самым старым его пациентом был И. Сойтонен, 113 лет, живший в шахтерском городе Кохтла-Ярве. Он болел воспалением лег­ких. Больной стойко переносил и болезнь, и тяготы лечения. Он хотел жить.

Наш современник Алексей Сурков в год своего 80-летия сказал о своем ощущении старости:

Не радость старость. Это, в общем, верно. И будто в воздухе не тот озон. Но разве все вокруг темно и скверно? И вешать нос на квинту есть резон? Да, молодость крылата и задорна. Да, зрелости под силу все дела, Но мудрых мыслей золотые зерна Судьба в награду старости дала.

Я полагаю, можно утверждать, что людям «третьего возраста», тем более тяжелым больным, уход из жизни нежелателен в связи с естественным протестом человека против неизбежности смерти. И для всех них каждый миг жизни дорог, ибо это "дар чудесный и прекрасный". Об этом мудрые мысли великого хирурга XIX века Н. И. Пирогова, "посетив­шие" его в пору "третьего его возраста": "Игра в переливы цветов из зеленоватого в палевый и светло-голубой на горизонте и из розового в бледно-фиолетовый, со множеством блесток на снегу, так обворожила меня, мне дышалось студе­ным воздухом так легко и привольно, что я невольно начал пародировать упрек жизни Пушкина и про себя шептать с навернувшимися на глаза слезами:

Не случайный, не напрасный, Дар чудесный и прекрасный, С тайной целью дан ты мне!

Потом я переменил этот экспромт так:

Не случайный, не напрасный, Дар таинственный, прекрасный, Жизнь, ты с целью мне дана!

И оттого, что никто не мог разгадать тебя, чудный дар жизни, неужели мы должны упрекать тебя в нелепой случай­ности, должны опошлять тебя, играть и не дорожить тобой! Нас берет зло, что не хватает силы раскрыть тайну дара, и мы со зла готовы хоть сейчас утверждать, что ни секрета, ни цели тут вовсе нет, что ларчик открывается просто рег vaginam (через родовой путь), закрывается также легко—землей" (1962, с. 110).

Христианская религия учит: если немощных стариков, к тому же потерявших близких и друзей, окружить любовью, вниманием, у них постепенно восстанавливаются и усилива­ются их привычные связи с жизнью, не усугубляется гнетущее " одиночество, стихают ранее невыносимые боли, возрождается надежда, что спасение возможно, что дар жизни — дар "таин­ственный, прекрасный".

Инна Евсикова в статье " Прикосновение Ювенты" рассказывает: "На светлую Пасху у нижегородки М. П. Козуниной был праздник: ей исполнилось 95 лет. Но если еще год назад усердно молили она Бога успокоить поскорее ее душу грешную (зачем дальше жить — одна как перст на белом свете со своими годами и болезнями), то сегодня, словно сама богиня юности Ювента прикоснулась к ее немощному телу. За несколько меся­цев пребывания в этой больнице настолько окрепла, что считает: не грех еще задержаться на родной земле-матушке" (1993).

Моя мать, Александра Ильинична, "университетов не кон­чала", имела скромное начальное церковно-приходское образование, сохраняла и в возрасте 82 лет счастливый характер, светлый ум, солнечную доброту, радостное жизне­любие, живую душу и глубокую веру в Бога. На мой вопрос о праве ее на жизнь, ответила, что она уповает на милость Всевышнего. К нему она обращается с молитвой, в частности, с такими словами: "Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня". В качестве аргумента в защиту своих прав на жизнь она цитировала Иова: "В старцах мудрость, и в долголетии разум" (1989, с. 696 и 636). Примечательно, что моя мать воспринимала как вели­чайшее счастье "каждый божий день и час", поскольку и на закате жизни не испытывала чувства одиночества, покинутости, ненужности родным и близким, была любима и любила ближних, ее не мучили опасения физической и умственной немощи, страх голода и нищеты.

И я, вступивший на порог "третьего возраста", получивший от матери в наследство ее счастливый характер, физическое и духовное здоровье и благоприятную судьбу, находясь в здравом уме и твердой памяти, утверждаю:

Надо жить щедрей и бескорыстней, Надо так суметь прожить свой век, будто у тебя десяток жизней, будто ты бессмертный человек. Жить хочу не тихой сыроежкой, что сидит под елками в бору, не печной чадящей головешкой, а костром, гудящим на ветру… Г. Пагирев

 

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Риторика //Античные риторики. М., 1978.

Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета Жуд ши. М., 1991.

Бартко А.Н. С соавт. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1-2. М., 1995, 1999.

Бейлин П. Поговори со мною, доктор. Киев, 1980.

Богомолец А.А. Продление жизни. Киев, 1938.

Василев К. Любовь. М., 1979.

Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П Д. Тищенко, М., 1998.

Воронцов В. Симфония разума. М., 1977.

Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996.

Деонтология в медицине. 2т. Ред. Б В Петровский. М., 1988.

Долецкий С. Мысли в пути. М., 1974.

Зощенко М., Исповедь. М., 1987.

Иванюшкин А.Я., Дубова Е.А. Эвтаназия: проблемы, суждения, поиск альтернативы. Вестн. АМН СССР, 1984, №6, с.72-77.

Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.

Иванюшкин А.Я. Этика сестринского дела. М., 1998.

Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. М., 1980.

Кондратович А. Этот беспокойный Андронников. Лит. Россия, 1983, 23 сентября.

Косарев И.И. Антигуманизм в медицине. М., 1985.

Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1984.

Ларин А.П. Хроника Харона. М., 1993.

Леви В. Разговор в письмах. М., 1982.

Леви В. Психология счастья. М., 1984.

Марков К. Тайная вечеря. Юность, 1981, №5, с.31.

Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. М., 1956.

Монтень М. Опыты. М., 1979.

Орлов А.Н. Милосердна ли легкая смерть? Красноярск, 1995.

Основы биоэтики. Ред. А.Н.Орлов. Красноярск, 1997.

Постовит В.А. Наука, учение, молодежь. СпБ, 1992.

Равдин Д., Ханютин А. Роковые яйца для диктатуры пролетариата. «Свой голос». Красноярск, 1992, №21.

Романец В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. Киев, 1989.

Семке В.Я. Умейте властвовать собой. Новосибирск, 1991.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.

Углов Ф., Дроздов И. Живем ли свой век. М., 1983.

Хунданов Л. Раздумья врача. М., 1983.

Чирков Ю.Р. Стресс без стресса. М., 1988.

Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. Таллин, 1985.

Яровинский М.Я. Лекция по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). М., 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.