Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы, система и формы социального партнерства

Читайте также:
  1. Access 2007 как реляционная система управления базами данных
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Круговая система с распределением на подгруппы
  6. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  7. I.Формы государственного управления
  8. II. Особенности ношения предметов военной формы одежды
  9. II. Система с выбыванием после двух поражений
  10. II. Язык как особая знаковая система. Основные функции языка.
  11. III. Здравый смысл и формы заблуждений
  12. III. Формы контроля



Статья 370. право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Комментарий к ст. 370
1. Общественный контроль за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют профсоюзы, а также другие уполномоченные представительные органы работников. Помимо гл. 58 ТК РФ, общественный контроль профсоюзов регламентируется ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ и Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ (оба объявлены Приказами Министра обороны Российской Федерации соответственно от 4 июня 1996 г. N 215 и от 22 сентября 1999 г. N 425). Указанный контроль дополняет действующую систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, которую образуют федеральная инспекция труда и федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).
Профсоюзы (их инспекции труда) при осуществлении перечисленных в комментируемой статье полномочий обязаны взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля. При этом координирующая роль в надзорно-контрольной деятельности по вопросам соблюдения законов и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложена на федеральную инспекцию труда (ст. 365 ТК РФ).
2. Согласно законодательству и внутрисоюзным нормам общественный контроль осуществляется общими органами профсоюзов (всеми профсоюзными органами, создаваемыми по уставам или положениям о первичной профсоюзной организации), а также специальными - собственными инспекциями труда (правовой и технической инспекцией труда), уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюза (или трудового коллектива) и другими органами, уполномоченными (доверенными) лицами. Образование специальных контролирующих органов и их полномочия могут предусматриваться как непосредственно самими профсоюзами, так и в коллективных договорах, соглашениях.
3. Профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и т.д., а также по иным социально-трудовым вопросам, осуществляется в организациях, в которых трудятся члены данного профсоюза. В недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений командир воинской части обязан сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах. В качестве одной из форм осуществления общественного контроля общими органами профсоюза следует рассматривать и реализацию ими полномочий при принятии решений работодателем с учетом их мнения (ст. ст. 371 - 373 ТК РФ).
4. Правом создания специальных органов общественного контроля - правовых и технических инспекций труда - обладают общероссийские профсоюзы (их объединения), а также межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации. Профсоюзные инспекции труда наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами (их объединениями и ассоциациями).
5. По общему правилу сфера контроля правовых инспекций труда (состоят из правовых инспекторов труда) распространяется на выполнение требований всех нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. комментарий к ст. 1), за исключением норм по охране труда. Соблюдение последних, а также экологических требований контролируют технические инспекции труда (состоящие из инспекторов по охране труда).
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке (см. комментарий к ст. 354) вправе беспрепятственно посещать воинские части, в которых работают члены данного профсоюза. При этом для проведения проверок соблюдения законодательства и правовых актов, указанных в ч. 5 комментируемой статьи, они наделяются широкими правами (ч. 6 комментируемой статьи).
Обращения профсоюзов в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, рассматриваются в порядке, установленном ст. 195 ТК РФ.
6. Проводить контрольные мероприятия имеют право (ч. 8 комментируемой статьи) и уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов по охране труда. При разработке положений по организации работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза (либо трудового коллектива) следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 (объявлено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 414).
Институт уполномоченных создан для организации контроля в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности, независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Численность, порядок их избрания и срок полномочий (до 2 лет) оговариваются в коллективном договоре, ином совместном решении работодателя и профсоюза (иного представительного органа работников). Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании работников внутреннего подразделения из кандидатов всех действующих на предприятии профсоюзов. В организациях, где профсоюзная организация не действует, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда выдвигается от коллектива работников. В настоящее время ТК РФ их деятельность не регламентируется.
7. Функции контроля принадлежат также комитету (комиссии) по охране труда, о его создании в организации см. ст. 218 ТК РФ.
Общественный контроль за применением работодателем нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, фактически осуществляет и комиссия по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).



20. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичнойпрофсоюзной организации

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) - бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники - работодатели - орган государственной власти или орган местного самоуправления - трипартизм.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения.
Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.
Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).
Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Объединение работодателей - это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей установлены федеральным законом «Об объединениях работодателей».





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.139.105
Генерация страницы за: 0.01 сек.