Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, основные направления совершенствования




Нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации по вопросам организации местного самоуправления:

(на примере г. Москвы)

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общественные отношения в области местного самоуправления могут также регулироваться конституциями (уставами), законами и иные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Системно-правовой анализ позволяет сделать вывод о наличии в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе в городе Москве, достаточной нормативной правовой базы для регулирования указанных общественных отношений.

Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. наряду с конституциями (уставами) других субъектов Российской Федерации объявлен Основным Законом, нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим законам, правовым актам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В Уставе уделяется значительное внимание правовой регламентации основ организации местного самоуправления в столице Российской Федерации. Так, в ст.ст.6 и 7 Устава, во многом с учетом уже упоминавшихся выше формулировок Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, определяются понятие, формы и принципы осуществления местного самоуправления в Москве.

Кроме этого, рассматриваемым проблемам посвящена отдельная глава 9 “Организация местного самоуправления в городе Москве”. В ней закрепляются территориальные основы организации местного самоуправления (ст.54); особенности правового регулирования организации местного самоуправления (ст.55); порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст.56); гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления (ст.57); основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы (ст.58)[184].

К числу законов Москвы по вопросам организации местного самоуправления следует отнести законы: от 5 июля 1995 года № 13-47 "О территориальном делении города Москвы"; от 6 ноября 2002 г. № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"; от 25 июня 1997 г. № 21 "О консультативном опросе граждан в районе города Москвы"; Закон г. Москвы от 30 июня 2004 г. № 43 "О референдумах в городе Москве"; от 18 июня 1997 г. № 25 "Об обращениях граждан"; от 4 июня 1997 г. № 18 "О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве"; от 10 июля 1996 г. № 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве"; от 15 октября 2003 г. № 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве"; от 11 июня 2003 г. № 36 "Избирательный кодекс города Москвы"; от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве"; от 25 февраля 2004 г. № 10 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве"; от 28 сентября 2005 г. № 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"; от 14 июля 2004 г. № 50 "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)"; от 24 марта 2004 г. № 15 "О муниципальной службе в городе Москве" и др.

Общественные отношения в области организации местного самоуправления подлежат правовому регулированию не только конституциями (уставами) и законами, но и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К их числу следует отнести, прежде всего, подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с Уставом города Москвы от 28 июня 1995 г. (ст. 48) к правовым актам органов исполнительной власти и должностных лиц органов исполнительной власти города относятся указы и распоряжения Мэра Москвы[185], распоряжения Вице-мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, распоряжения и приказы руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также акты других должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, принятые в рамках их компетенции, и акты, изданные органами исполнительной власти города Москвы и должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы совместно с иными органами и должностными лицами органов исполнительной власти.

Примерами таких актов в области организации местного самоуправления, могут являться: распоряжение Мэра Москвы от 6 июня 2001 г. № 565-РМ "О Совете по вопросам развития местного самоуправления в городе Москве"[186]; распоряжение Мэра Москвы от 17 мая 2004 г. № 132-РМ "О Плане мероприятий органов исполнительной власти города Москвы по реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на 2004-2005 годы"[187]; постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. № 792-ПП "О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города Москвы"[188]; постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 474-ПП "О работе территориальных органов исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с органами местного самоуправления и развитию инициатив граждан"[189]; распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 26 октября 2000 г. № 932-РЗП "О создании Рабочей группы по разработке Концепции и проекта Программы дальнейшего поэтапного развития местного самоуправления в городе Москве"[190].

Существенное дополнение Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части разграничения и финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стали важной вехой поэтапной реформы, связанной с разграничением полномочий между органами власти различных уровней.

Они не просто разграничили полномочия, а предоставили новые возможности для принятия и оформления законодателем решений о том или ином распределении прав, обязанностей и ответственности между федеральными органами, органами государственной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления в конкретных отраслях хозяйства и управления. Задействован механизм, использование которого в целях разграничения полномочий - не право, а обязанность нормотворческих органов всех уровней[191].

Закрепленные в федеральном законодательстве принципиально новые принципы разграничения нормотворческой деятельности в области местного самоуправления между Российской Федерацией и ее субъектами обязывают органы государственной власти Москвы определить оптимальный состав городских нормативных актов по данным вопросам уже не только исходя из содержания бланкетных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но - из их логической системы, предполагающей объединение тематически близких правовых актов и выделение других актов по их особым признакам[192].

В каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона в области организации местного самоуправления должны приниматься законы по вопросам:

- определения, изменения и преобразования границ муниципальных образований, в том числе путем голосования;

- голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

- организации и проведения местного референдума;

- определения полномочий представительных органов муниципальных образований;

- организации муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, статусу муниципального служащего, условиям и порядку прохождения муниципальной службы;

- формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроля за его исполнением органами местного самоуправления.

К числу законов субъектов Российской Федерации, в принятии которых они обладают определенной самостоятельностью, можно отнести законы по вопросам: наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации; наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) с учетом исторических и иных местных традиций.

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения было бы целесообразно специально регламентировать в федеральном законе, четко разграничивающим полномочия органов местного самоуправления и территориальных органов государственной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.