Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями




Местное самоуправление, являясь элементом единой системы народовластия и действуя в рамках предметов ведения, определенных для него в Конституции и законодательстве, не может считаться абсолютно самостоятельным и автономным от проводимой государственной политики и деятельности соответствующих органов государственной власти.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления, а также основания и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Данный Закон (ст.ст. 5,6) такого рода полномочия федеральных и региональных органов государственной власти связывает с их возможностями осуществлять правовое регулирование:

- организации местного самоуправления в Российской Федерации и ее субъектах;

- прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

Несмотря на единство указанных выше сфер правового регулирования, объем и содержание полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области местного самоуправления является разным и зависит от их компетенции, определяемой, прежде всего предметами ведения Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может осуществляться в двух формах: во-первых, передача; во-вторых, делегирование.

Передача – способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, предусматривающий исключение полномочия государственного органа из его компетенции и включение этого полномочия в компетенцию органа местного самоуправления[276].

Делегирование – это разовое предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления[277].

Процесс наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями должен соответствовать следующим основным требованиям, определенным в п.п.1-5 и 7 ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

1. Осуществляется только в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но при условии, что второй не противоречит первому по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

2. Распространяется только на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

3. Может предусматривать неограниченный, либо определенный срок действия;

4. Предусматривает финансовое обеспечение только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

5. Предусматривающие его положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, вводятся в действие ежегодно соответствующими законами о бюджете на очередной финансовый год при условии, если в них предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий;

6. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, указанным требованиям, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

В п.6 ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены обязательные требования, предъявляемые к законам, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В частности, такие законы должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются такими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, органов государственной власти при их осуществлении;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления государственных полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления таких полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением таких полномочий, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В ст.20 указанного Федерального закона определяются также следующие требования, предъявляемые к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий:

1. При ее осуществлении в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции органы государственной власти вправе издавать обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением;

2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно ст.21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, в том числе:

- право органов государственной власти контролировать использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

- обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением таких полномочий;

- право уполномоченных государственных органов давать обязательные для исполнения письменные предписания органам и должностным лицам местного самоуправления по устранению нарушений, выявленных в процессе исполнения теми государственных полномочий. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.