Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время 4 часа 1 страница




Цель занятия: - закрепить теоретические знания, полученные на лекции и выработать первоначальные умения определять основные и факультативные признаки объективной стороны преступления, устанавливать обстоятельства, характеризующие непреодолимую силу, физическое и психическое принуждение и влияние их на решение вопроса об уголовной ответственности, а также влияние юридической и фактической ошибки на квалификацию преступления;

- вырабатывать общекультурные компетенции: умение анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс (ОКу-3);

- формировать следующие профессиональные компетенции: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2); способность формировать свой уровень правовой культуры на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2).

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления. Мотив, цель, состояние сильного душевного волнения (аффект) и их уголовно-правовое значение.

2. Понятие ошибки. Юридическая и фактическая ошибка. Влияние ошибки на квалификацию преступления.

 

Нормативные акты:

Уголовный кодекс РФ: ст. ст. 14, 24, 25, 26, 27 28.

 

Решить задачи.

Задача 1

Работник одного из государственных предприятий Берсанов недобросовестно относился к сво­им обязанностям, систематически нарушал производственную дисциплину, на замечания не реагировал в связи с чем его руководитель Маслова в конце концов добилась объявления емувыговора, а через некоторое время увольнения. Затаив обиду, Берсанов поздно вечером подкараулил Маслову избил ее в результате чего она получила инвалидность.

Каковы мотив и цель преступного поведения убийцы? Дайте отличие мотива от цели.

Задача 2

Пенсионер Завьялов заметил, что кто-то в его отсутствие на садовом участке собирает выращенный им урожай. Будучи охотником, Завьялов привез на дачу охотничье ружья и, с эмитировал что он уехал, стал поджидать похитителя. Ранним утром он услышал шаги, а затем увидел мужчину, который стал выкапывать картошку. Завьялов сначала громко окрикнул неизвестного со словами «ты выращивал этот урожай?!» и прицелившись в него скомандовал, что тот лег на землю. Неизвестный мужчина бросил лопату и мешок стремительно побежал. Тогда Завьялов выстрелил в него, причинив ему тяжкое телесное повреждение.

Содержится ли в действиях Завьялова вина? Если да определите форму и вид вины. Имеет ли место мотив совершенного деяния? Если да определите вид мотива.

Задача 3

Ершов периодически, будучи в нетрезвом состоянии издевался над своей женой, иногда на глазах сына Петра. Видя это, сын решил его проучить. В один из вечеров, когда Ершов пришел пьяным и вновь начал приставать к матери, Петр вышел на улицу, где выпил «для решимости» и, возвратившись в квартиру, битой избил отца, от чего тот скончался. На следствии Петр показал, что избил отца умышленно за то, что издевался над матерью, но лишать его жизни не хотел. По его словам, вероятно, он был слишком пьян.

Определите форму и вид вины.

Задача 4

Идигов на почве кровной месте решил лишить жизни Арсаева, работавший следователем в прокуратуре. Для реализации своего намерения он изготовил самодельное взрывной устройство, которое подвесил на входной калитке частного дома, где проживал Арсаев. Утром, ничего не подозревая, Арсаев, выходя из дома на работу, при открытии калитки в результате произошедшего взрыва получил множество осколочных ранений, от которых до приезда скорой помощи скончался.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянного Идиговым. Какая форма вины имеется в действиях Идигова? Определите мотив и цель преступления.

Задача 5

Долгов и Лебедянский, члены преступной группировки, занимавшейся вымогательством, получили от своего «руководителя» Селуянова задание устранить лидера преступной группировки Бандекидзе и его помощника Кобакова. С этой целью возле ресторана, где всегда обедали Бандекидзе и Кобаков, они заминировали их автомашины. Когда Бандекидзе и Кобаков сели в свои автомобили, те взорвались. В результате оба погибли, погибли и их водители.

Определите форму и вид вины Долгова и Лебедянского. Назовите цель и мотив совершенного деяния.

Задача 6

Аджоев, возвратившись из мест лишения свободы, решил отомстить следователю Чермезову, который вел его уголовное дело. Для реализации своего намерения он изготовил самодельное взрывное устройство, которое поместил в коробку из-под конфет и направил по почте по служебному адресу Чермезова. Секретарь канцелярии ГОВД Уразбекова вскрыла бандероль, произошел взрыв. От полученных ран она скончалась.

Какая форма вины имеется в действиях Аджоева по отношению к гибели Уразбековой? Как отразится на ответственности Аджоева то обстоятельство, что он не достиг преступной цели? Какой мотив преступления имеет место в данном эпизоде?

Задача 7

Светлана Овчинникова шла на свадьбу своей подруги. Во дворе ее остановил Смирнов, которого пытался ухаживать за Светланой и которого она отвергла. Будучи в алкогольном опьянении Смирнов стал оскорблять Светлану, а потом сорвал с девушки нарядное платье и кулаком ударил несколько раз по лицу. Овчинникова в слезах побежала домой. Подойдя к зеркалу, она увидела окровавленное лицо, разбитые губы. Обида и гнев охватили ее. Не помня себя, Светлана схватила со стола кухонный нож, выбежала во двор и нанесла им Смирнову два удара, причинив вред здоровью средней тяжести.

Нет ли препятствий для признания в действиях Овчинниковой аффекта? Кто решает вопрос о наличии или отсутствии аффекта по уголовному делу? Какое уголовно-правовое значение имеет наличие аффекта при совершении преступления?

Задача 8

Вооруженный преступник Волков, пытаясь избежать задержания, выстрелил несколько раз из пистолета в преследовавшего его работника милиции. В результате пуля попала не в участника захвата, а в бедро случайно оказавшегося на месте происшествия Злобина. Последний, от полученного ранения скончался.

Имеет ли место фактическая ошибка? Как следует квалифицировать действия Волкова?

Задача 9

Миронов, находясь на вещевом рынке, с целью похищения денег, совершил кражу свертка из сумки Скрыпниковой. Денег в нем не оказалось. Миронов с похищенным пытался скрыться, но был задержан сотрудниками полиции.

Имела ли место ошибка? Назовите виды фактических ошибок, раскройте их уголовно-правовое значение.

Задача 10

Сомов, испытывая ненависть к прокурору Кузина, который поддерживал обвинение против него в суде, выйдя на свободу, решил лишить его жизни. Реализуя свой преступный замысел, он незаконно приобрел пистолет и поздно вечером устроил засаду возле дома, где жил Кузин. Увидев приближающегося человека и полагая, что это идет Кузин, Сомов выстрелил и убил Кочергина, проживавшего в том же доме и который по внешним признакам был похож на Кузина.

Какой вид ошибки имеется в действиях Сомова?

Задача 11

Житков, желая похитить с выставки картину, представляющую значительную художественную ценность, по ошибке похитил другую картину, которая большой ценности не представляет.

Какой вид ошибки имеется в действиях Житкова?

Задача 12

Николаев, подымаясь по лестнице, увидел пьяного Лаврова, преградивший ему путь. Николаев в раздражении оттолкнул Лаврова, который от полученного толчка потерял равновесие и свалился по ступенькам на нижнюю лестничную площадку с высоты 150 см. Падая, Лавров ударился головой о стенку и от сотрясения мозга скончался. Николаев был привлечен к ответственности за неосторожное убийство.

Установите форму и вид вины?

Выполнить упражнения

(1) Двигателями воли человека, а, следовательно, и психологическими разновидностями мотивов следует считать …

1. потребности человека, т.е. ту нужду, которую в чем-либо испытывает человек в определенной ситуации

2. эмоции (чувства)

3. интерес

4. потребности, эмоции и интерес

(2) Мотив деяния (п. «б» ч.2 ст. 244 УК РФ надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий … по мотивам политической, идеологической, расовой, национально или, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) выполняет функцию …

1. обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание

2. признака, придающего деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

3. квалифицирующего признака состава преступления

4. признака, отграничивающего один состав преступления от другого

(3) Часть 1. ст. 145-1 УК гласит: «Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности из корыстной или иной личности заинтересованности, - наказывается …». В диспозиции данной статьи законодатель закрепил мотив в качестве …

1. потребности

2. эмоций

3. интереса

(4) Мотив деяния (ч.1 ст. 145 УК РФ - необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины, имеющих детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам) выполняет функцию …

1. обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание

2. признака, придающего деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

3. квалифицирующего признака состава преступления

4. признака, отграничивающего один состав преступления от другого

(5) Пункт «е-1» части 2 ст. 105 УК РФ изложен»: «убийство – по мотиву кровной мести». В приведенной норме законодатель закрепил мотив в качестве …

1. потребности

2. эмоций (чувств)

3. интереса

(6) Ст. 153 УК РФ гласит: «Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений – наказывается…». В диспозиции данной статьи законодатель закрепил мотив в качестве …

1. потребности

2. эмоций

3. интереса

(7) Указания на мотивы и цели преступления содержатся …

1. только в статьях Особенной части УК

2. только в статьях Общей части УК

3. как в статьях Особенной части, так и в статьях Общей части УК РФ

4. в статьях Особенной и Общей частях УК РФ, а также в иных нормативных актах

(8) Преступления, совершённые с неопределённым (неконкретизированным) умыслом, квалифицируются...

1. по фактически наступившим последствиям

2. как покушение на причинение наиболее тяжки последствий, входивших в содержание такого умысла

3. как идеальная совокупность фактически причинённых последствий и покушения на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла

(9) Деяния, относимые в законе к формальным составам преступлений, применительно к неосторожности могут совершаться по …

1. легкомыслию

2. небрежности

3. прямому умыслу

4. косвенному умыслу

(10) Ошибочное представление лица о юридических последствиях совершённого преступления …

1. всегда имеет юридическое значение

2. безусловно смягчает назначаемое наказание

3. никогда не имеет юридическогозначения

4. имеет юридическое значение лишь когда такое ошибочное представление носит извинительный характер

(11) Обусловленное определенными потребностями и интересами внутренне побуждение, которое вызвало у лица решимость совершить преступление и которым оно руководствовалось при его совершении, есть …

1. вина

2. мотив

3. умысел

4. цель

5. эмоции

6. аффект

(12) В п. «м» ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего) цель деяния выполняет функцию …

1. признака, придающий деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

2. квалифицирующего признака состава преступления

3. признака, отграничивающего один состав преступления от другого

4. обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание

(13) С субъективной стороны состав подмены ребенка (ст. 153 УК - подмена ребенка, совершенная с корыстных или иных низменных побуждений) характеризуется …

1. только прямым умыслом

2. прямым или косвенным умыслом и специальными мотивами совершения преступления

3. прямым или косвенным умыслом

4. прямым умыслом и специальными мотивами совершения преступления

(14) Если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение их последствий – приведенным утверждением определяется понятие …

1. косвенного умысла

2. преступной небрежности

3. преступного легкомыслия

4. прямого умысла

(15) Мотив преступления есть …

1. составной компонент умышленной формы вины

2. составной компонент умышленной или неосторожной формы вины

3. обязательный признак субъективной стороны состава преступления

4. факультативный признак субъективной стороны составапреступления

(16) От цели, которая превращает таящиеся внутри психики лица влечения, чувства в движущие мотивы, зависит …

1. вид преступного деяния

2. выбор способов совершения преступления

3. выбор средств совершения преступления

4. форма вины

(17) Диспозиция ст. 277 УК РФ гласит: «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращение его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность … наказывается». Цель и мотив здесь выступают в качестве …

1. признаков, придающих деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

2. квалифицирующих признаков состава преступления

3. признаков, отграничивающих один состав преступления от другого

4. обстоятельств отягчающих наказание

(18) Преступления с двумя формами вины могут быть составами преступлений …

1. материальными и формальными

2. только формальными

3. только материальными

4. усеченными и формальными

(19) Лицо, знающее о преступности хищения в целом, но ошибочно полагающее, что он вправе в конкретном случае изъять имущество у другого лица и совершающее тем самым хищение, допускает ошибку …

1. фактическую

2. юридическую

3. смешанную юридико-фактическую

4. в объекте преступления

(20) В зависимости от характера заблуждения субъекта различают следующие виды ошибок …

1. ошибка в предмете

2. фактическая ошибка

3. юридическая ошибка

4. ошибка относительно фактических обстоятельств, образующих объективную сторону состава преступления

(21) Юридическая ошибка включает следующие виды ошибок …

1. ошибочное представление о совершенном деянии как преступном

2. ошибочное представление о совершенном деянии как непреступном

3. ошибочное представление о квалификации совершенногодеянии

4. ошибочное представление о виде и размере наказания за совершенное преступление

5. ошибочное представление об объекте преступления

(22) Фактическая ошибка включает следующие виды ошибок …

1. ошибка в объекте преступления

2. ошибка в развитии причинной связи

3. ошибка относительно фактических обстоятельств, образующих объективную сторону состава преступления

4. ошибка относительно характера совершенного деяния

5. ошибка в предмете преступного посягательства

6. ошибка в личности потерпевшего

(23) Ошибка относительно фактических обстоятельств, образующих объективную сторону состава преступления включает …

1. ошибку в развитии причинной связи

2. ошибку относительно характера совершенного деяния (действия, бездействия)

3. ошибку относительно наступления общественно опасных последствий

4. ошибку относительно места, времени, обстановки, способа, орудий и средств совершения преступления

(24) Если лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего действий (бездействия), то возможны …

1. косвенный умысел

2. преступная самонадеянность

3. преступная небрежность

4. казус (случай)

(25) Ошибка, выразившаяся в незнании уголовно-правового запрета, не имеет юридического значения, поскольку...

1. незнание закона никого не извиняет

2. каждый предполагается (презюмируется) знающим закон

3. осознание противоправности деяния не является компонентом интеллектуального элемента умысла

4. осознание общественной опасности деяния как компонент интеллектуального элемента умысла равнозначно осознанию противоправности деяния

(26) Фактическая ошибка в личности потерпевшего...

1. всегда имеет юридическое значение

2. никогда не имеет юридического значения

3. имеет юридическое значение, но лишь тогда, когда особые свойства личности потерпевшего изменяют объект посягательства

(27) Лицо, ошибочно полагавшее, что поражённая им цель является не человеком, а охотничьей дичью,...

1. никогда не несёт уголовной ответственности

2. несёт уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности как в случае извинительности допущенной ошибки, так и в случае её неизвинительности

3. несёт уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности только в случае неизвинительности допущенной ошибки

(28) Цель как факультативный признак субъективной стороны состава преступления выступает в качестве...

1. признака, придающего деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

2. квалифицирующего признака состава преступления

3. признака, отграничивающего один состав преступления отдругого

4. обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание

5. обстоятельства, исключающего преступность деяния

(29) «Это неправильное представление субъекта о преступности или неприступности совершенного им деяния и его последствий, юридической квалификации содеянного, а также о виде и размере наказания, которое может быть назначено за совершенное деяние». Сформулированные определения относятся к …

1. ошибке в предмете

2. юридической ошибке

3. фактической ошибке

4. ошибке в объекте

(30) «Неправильное представление лица о фактических обстоятельствах, относящихся к объекту и объективной стороне совершенного преступления». Сформулированные определения относятся к …

1. ошибке в предмете

2. юридической ошибке

3. фактической ошибке

4. ошибке в объекте

(31) Иванов с целью убийства сбрасывает Радкевича с моста в воду, думая, что тот утонет, но потерпевший умер от удара головой о каменный выступ. В данном случае имеет место ошибка …

1. фактическая

2. техническая

3. ошибка в развитии причинной связи

4. отклонения действия

 

2.9. Тема 9.Лекция: Субъект преступления.

Время – 1 часа

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная, лекция-исследование;.

Цель лекции:- раскрыть вопросы, касающиеся: понятия и признаков субъекта преступления; возраста уголовной ответственности; ответственности несовершеннолетних в том числе отстающих в психическом развитии: вменяемости как обязательного условия ответственности; понятия невменяемости; юридических и медицинских критериев невменяемости; ответственности лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления; понятия психического расстройства, не исключающего вменяемости; ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости; понятия и видов специального субъекта преступления;

- вырабатывать общекультурные компетенции: способность уважительно относиться к праву и закону (ОКз-6);

- формировать следующие профессиональные компетенции: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2); уметь формировать свой уровень правовой культуры на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2).

Вопросы лекции

1. Понятие субъекта преступления.

2. Вменяемость. Ограниченная вменяемость. Совершение преступления в состоянии опьянения. Невменяемость и ее критерии.

3. Возраст, как признак субъекта преступления.

4. Специальный субъект преступления.

 

1. Понятие субъекта преступления.


С приведенного законодательного определения следует, что субъектом преступления может быть только

v физическое лицо, совершившее преступление, если оно обладает следующими признаками;

v вменяемое;

v и достигшее возраста уголовной ответственности.

это человек, гражданин, который является антиподом юридическому лицу.  


Анализ статей 11, 12 и 13 УК РФ свидетельствует, что субъектами преступления и уголовной ответственности могут быть

граждане РФ,

иностранные граждане

и лица без гражданства.

Субъектами преступления не могут быть

¨ юридические лица, т.е. предприятия, учреждения, организации, партии

¨ животные, которые могут выступать лишь в роли средств и орудий, если их используют в преступных целях.

От понятия субъекта преступления необходимо отличать понятие личности преступника.

Понятия «субъект преступления» и «личность преступника» относятся к одному и тому же лицу — лицу, совершившему преступление. Однако содержание этих понятий и главное — их юридическое (уголовно-правовое) значение не совпадают.

Субъект преступления — это совокупность тех признаков (вменяемость, возраст уголовной ответственности), без которых нет и не может быть

q ника кого состава преступления (общие признаки),

q либо определенного состава преступления (признаки специального субъекта преступления).

Отсутствие любого из этих признаков означает и отсутствие в конкретном случае состава преступления, а, следовательно, и непривлечение лица к уголовной ответственности.

Признаки личности преступника не сводятся к признакам состава преступления. В криминологии признаки личности принято сводить к трем основным компонентам:

1) социальному статусу личности, что определяется принадлежностью лица к определенной социальной группе (или классу) и социально-демографическойхарактеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение и т. д.);

2) социальным функциям (роли) личности, включающим совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина и т. д.;

3) нравственно-психологической характеристике личности, отражающей ее отношение к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям (напр., случайные преступники, профессиональные преступники и т. д.).

Признаки личности преступника также могут иметь уголовно-правовое значение, влияя в ряде случаев на индивидуализацию наказания либо на освобождение от наказания. Так, напр., личность виновного учитывается

· при определении вида и размера наказания (ст. 60 УК РФ),

· в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. 61,63,64 УК РФ),

· при решении вопроса об условном осуждении (ст. 73 УК РФ),

· при решении вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ).

Однако признаки личности (в отличие от признаков субъекта преступления) могут и не иметь уголовно-правового значения. Так, для большинства преступлений безразличным является пол виновного, его возраст в рамках совершеннолетия, его образование и род занятий. Все эти признаки, как правило, не влияют на уголовную ответственность и наказание. Для криминологической же характеристики как преступлений, так и лиц, их совершающих, эти признаки не только не безразличны, но имеют важное значение. Именно с учетом этих признаков могут быть, например, определены меры предупреждения соответствующих преступлений.

Признание физического лица субъектом преступления еще не означает, что любой человек, совершивший преступление будет нести уголовную ответственность.

Для того, чтобы признать лицо субъектом преступления оно должно обладать специальной деликтоспособностью, т.е. быть: вменяемым и достичь возраста уголовной ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.