Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм




Существенный шаг был сделан в сформировавшем­ся в России во второй пол­овине XIX в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Я.Л. Бердяе­ва, И. В. Киреевского, В. С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и многими другими. Это была не шко­ла в научном ее понимании, а скорее особое умонастрое­ние в кругах русской интеллигенции.

Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек — составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рас­сматривать в единстве, что Человек и все, что его окружа­ет, — это частицы единого, Вселенной. Противоречие меж­ду Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения.

Русский космизм обосновал необходимость новой мо­ральной основы взаимодействия Человека с Природой, сме­ны принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплу­атирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», — писал Н.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела»[2]в 90-х гг. прошлого века, когда до экологического кризиса в его тех­нократическом понимании было еще далеко.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы полу­чили свое развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского[3].

Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то вре­мя, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума — ноосферу. Разви­тие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволю­ция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого на­правления американского инвайронментализма, как эколо­гизм. Экологисты (Марш, Ист, Росс, Клементе, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественнонаучном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного хо­лизма, морального сообщества и экологичной этики.

1. Идея экосистемного холизма (от греч. Ьо1оз — целое)
сформулирована О. Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумно все то, что стремит­ся к обратному.

2.Если принцип холизма распространяет закономернос­ти развития экосистемы на общество, то понятие морального
сообщества
переносит сферу действия норм морали «и на
«не-человеческие» элементы экосистемы. В то же время оно
признает «право на индивидуальность» для «нечеловеческих» элементов и гарантирует возможность их существова­ния лишь на уровне популяций, видов, но не отдельных особей. Для экологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, а не уникальность
каждого отдельного ее элемента.

3. Идея экологичной этики требует не простого распрос­транения человеческой этики на все природное в рамках
«морального сообщества», а создания принципиально но­
вой этики, которая должна органично соответствовать, с
одной стороны, «природе человека», а с другой — законам
окружающей среды.

В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм обосновали необходимость единства человека и при­роды, начали формировать представление и о ее опреде­ленной непрагматической ценности. Но тем не менее в них сохраняется объектное восприятие природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.