Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология как наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности




Классификация юридических наук.

Современную правовую науку можно подразделить на три группы правовых наук:

1. Общетеоретические и исторические науки: ОТП, история государства и права, проблемы теории государства и права, история политических и правовых учений.

2. Отраслевые юридические науки: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т. д.

3. Специальные (прикладные) дисциплины: криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика. Назначение данных наук состоит в том, чтобы использовать достижения неюридических наук для решения проблем юридического характера.

 

 

1.5.Структура и система учебного курса «Общая теория права».

Курс общей теории права как учебная дисциплина далеко не исчерпывает всего содержания одноименной отрасли научного знания. Последняя во всем богатстве ее фундаментальных теоретических и методологических проблем, интерпретируемых с разных методологических позиций, представляет собой сложную противоречивую совокупность знаний, усвоение которых под силу лишь специалисту, имеющему надлежащую юридическую подготовку.

Изучаемый в юридических институтах курс общей теории права призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью.

система курса общей теории права.

В первой теме краткого конспекта приводится характеристика правовой науки в целом и ее фундаментальной отрасли – общей теории права, служащей теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями общей теории права, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания.

В последующих темах содержится развернутое описание права как социально обусловленного нормативного регулятора общественных отношений, характеризующегося особыми функциями, многоуровневыми структурами и сложными механизмами. Наряду с описанием причин возникновения и закономерностей развития права первостепенное внимание уделяется обоснованию его функциональных связей с другими социальными явлениями, а также экономическим базисом общества.

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть центральную для данного курса проблему понятия и сущности права, рассматриваются процессы происхождения государства и права, раскрываются специфические признаки и тесная взаимосвязь этих явлений на различных этапах истории развития человеческого общества. Разъяснение роли права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм – морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д. – органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Именно степень демократичности права, его способности защищать и охранять демократические институты на уровне как властных структур государства, так и отдельной личности является тем надежным критерием, который позволяет отличать подлинное право от возведенного в закон произвола, от любых волюнтаристских устремлений в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Внутренние свойства, связи права, его структура, формы проявления наиболее полно раскрываются в темах, посвященных проблемам формы (источников) права, нормам права и их классификации, системе права. Студентам предлагается углубленная, развернутая характеристика процессов правотворчества и реализации права в конкретных отношениях. В самостоятельные главы выделены проблемы правотворчества, правоотношений, законности и правопорядка, реализации и толкования норм права.

Благодаря такому многоаспектному изложению удается показать специфику права как особого регулятора общественных отношений, раскрыть механизмы реализации этой основополагающей функции права в современном обществе, выявить общее и особенное, что характеризует процессы правотворчества и реализации права.

В теме 13 дается развернутая характеристика романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых семей, а также индусского права и обычного права Африки. Обстоятельный фактографический материал о действующем в разных странах праве позволяет конкретизировать теоретический анализ сущности и взаимосвязей права, проиллюстрировать многообразие форм проявления всеобщего в конкретных, наиболее характерных правовых системах, их научном, идеологическом освещении и обосновании.

С механизмом действия права неразрывно связан процесс восстановления нарушенного права и возложения юридической ответственности. Данные проблемы рассматриваются в темах, посвященных анализу понятия и видов правонарушений, а также сущности и принципов возложения юридической ответственности в демократическом цивилизованном обществе.

 

 

Литература

1. Глыбовская Н.А., Лебедев А.Д., Трахименок С.А. Общая теория права: учеб.-метод. Комплекс. 4-е изд. / Н.А. Глыбовская, А.Д. Лебедев, С.А. Трахименок; под общ. Ред. Д-ра юрид. Наук, проф. С.А. Трахименка; Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 260 с.

2. Глыбовская Н.А. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Н.А. Глыбрвская, Д.В. Мазарчук. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

3. Общая теория права. Учебник для юридических вузов.Под общ. Ред. Д-ра юр. наук. Проф. А.С. Пиголкина. Издание 2-е, перераб. и доп. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. – 383с.

 

 

Тема 2: Методологическая основа и методы научного познания.

2.1. Методология как наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности.

2.2. Особенности современной методологии.

2.3. Системный анализ как один из основных методов научного познания.

2.4. Моделирование, эксперимент и иные частные методы научного познания в сфере права.

2.5. Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включённое наблюдение.

 

Методология (от метод и греч. λόγος – учение; учение о методе) – философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике.

Методология возникла и развивалась как аспект философского осмысления мира под углом зрения критического исследования методов познания – как общефилософских, так и конкретно-научных. Философы не только разрабатывали определённые методы на основе обобщения развития науки и творчества в целом, но и теоретически их обосновывали, выявляли их место в системе средств познания, взаимосвязь методов различных наук.

Процесс формирования научной методологии завершился созданием диалектического материализма. Возникнув в условиях всестороннего развития науки, когда теоретическое естествознание полностью освободилось от натурфилософских умозрений, и опираясь на конкретно-научные теории основных форм движения материи, диалектический материализм стал философией нового типа – наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а в качестве таковой – общей методологии научного исследования любой конкретной науки. Методологическая роль выполняет не только материалистическая диалектика, ее категории и законы, но и материализм. Применительно к истории общества роль всеобщей методологии играет диалектический материализм в единстве с историческим материализмом. Марксистская философия – это универсальная методология, поскольку она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Отличительная черта марксистской методологии состоит в том, что она выступает не только в качестве орудия познания, но и революционного преобразования мира. Методологическое значение диалектического материализма неизмеримо возросло по сравнению с философией старого типа. Теоретические и методологические основы конкретных наук разрабатываются не только философией, но и ими самими. Конкретные науки, являясь по отношению к философии специальными, в свою очередь могут выступать как методологические по отношению к более узким разделам данной области знания. Так, общая биология вооружает общими методами исследования, например, ботанику, зоологию и т.д. Общая биология, опираясь на философию, разрабатывает методологические проблемы, относящиеся ко всем разделам биологической науки и в то же время, использует и обобщает их достижения. Аналогичные отношения существуют и во всех других науках, например, основания математики и все другие разделы этой науки, политическая экономия и отраслевые экономики и т.д. Но единственной научной методологической основой для теоретических дисциплин, которые сами выступают как методология по отношению к частным научным дисциплинам в составе определённой конкретной науки, является диалектический материализм. Последний является содержательной логикой познавательного процесса – логикой диалектической. Использование марксистско-ленинской философии в качестве методологии научной и практической деятельности исключает толкование ее как догмы, как серии «рецептов» или технических приемов, а предполагает раскрытие объективной диалектики конкретного содержания процессов, происходящих в действительности. Поэтому диалектико-материалистическая методология является руководством для живого, творческого процесса познания и преобразования мира в соответствии с его законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.