Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3




Вопросы, которые подлежат правовому регулированию на уровне субъекта федерации.

Их можно сгруппировать по основам МС. Усмотрение не произвольно, отнюдь не произвольно. Есть позиция КС, которая содержит критерии того, как должно учитываться мнение населения при территориальных преобразованиях – Определение КС № 214-о-п от 06.03.2008 г. Как отмечает КС: в идеале было бы хорошо, если бы мнение населения учитывалась с помощью проведения местного референдума. Это высшая форма выражения мнения населения в данном контексте и по мнению КС самая достоверная, однако, как отмечает КС возможны и иные формы выявления мнения при территориальных образованиях. В частности если речь идет об изменении границ муниципальных образований без отнесения значительной части территории МО к другому МО, то допустимо выявление мнения населения путем привлечения представительного органа, то есть в данном случае население выражает свое мнение через своих представителей. Только в случае когда такое изменение границ не влечет отхода значительной территории одного муниципалитета другому! Если идет значительное перераспределение территории – этот метод учета мнения уже будет недостаточен и законодатель субъекта должен предусмотреть наряду с участием представительного органа возможность для населения как-то высказаться, может быть не путем референдума, но все же – опрос, к примеру, или конференция и пр. – это уже усмотрение субъекта, но что предусмотреть дополнительно он все таки должен.

1. Полномочия субъекта в сфере определения компетенции местного самоуправления

А) правовому регулированию со стороны субъекта подлежат вопросы передачи полномочий субъекта с уровня субъекта на уровень муниципальный. Осуществляется это в форме закона. ФЗ № 131 говорит – что единственная правовая форма для передачи полномочий – это форма закона, который отвечает ряду требований, установленных в ФЗ № 131. Какие ошибки субъект РФ делает, в рамках передачи полномочий, по сей день:

- используются неопубликованные акты;

- не поименованы контрольные органы – допускается контроль со стороны неопределённого круга лиц (противоречие постановлению КС по курскому делу);

- предусматривается неопределенный круг обязанностей органов местного самоуправления, то есть можно произвольно определять, когда полномочие выполнено надлежащим образом, а когда нет.

2. В сфере организационных основ местного самоуправления:

А) субъект РФ в своем законодательстве осуществляет установление наименований обязательных органов местного самоуправления (представительных органов, главы местной администрации, исполнительного органа). В Законе 1995-го года данное полномочие было оставлено за муниципальными образованиями – то есть, наименования органов местного самоуправления определялись в уставе муниципального образования. Логика здесь была вполне разумная, в каждой местности мы презюмируем наличие исторических и иных традиций, которые могут повлиять на наименование органов МУ. На сегодня субъект РФ унифицировано в рамках всей территории субъекта устанавливает наименования, здесь учет традиций – происходит только на уровне субъекта, но не уровне местного самоуправления. Это вот тоже касается возвращения к разговору о том, что такое общие принципы организации местного самоуправления – насколько мелочным должно быть регулирование и ли насколько не мелочным, наоборот.

Б) субъект РФ вправе в рамках утверждения контракта с главой местной администрации – это определяется в Законе субъекта, вправе установить дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Насколько это сообразуется с конституционно-правовым статусом местного самоуправления? С той точки зрения, что с одной стороны местное самоуправления в своих актах устанавливает требования к указанной должности, а, с другой стороны, субъект РФ устанавливает дополнительные требования к этому лицу, мотивируя это тем, что на такое лицо возлагаются отдельные обязанности по исполнению государственных полномочий. Не вторгается ли субъект в организационную самостоятельность местного самоуправления?

*КОГДА НА ЛЕКЦИИ ДАЮТСЯ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО НА ЭКЗАМЕНЕ ОНИ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ В КОЛЛИЗИИ!

Точки зрения: Независимость местного самоуправления – это не некая самоценность сама по себе, это создано, чтобы в лучшей степени обеспечивать и представлять интересы местного населения. В данном случае, повышенные требования к кандидату на должность главы местной администрации можно рассматривать, как повышение гарантии того, что он будет лучше исполнять свои обязанности по отношению к местному населению.

Нужно учитывать, что здесь не вопрос о реализации вопросов местного значения, здесь вопрос о реализации конкретных переданных полномочий! И только в этом контексте устанавливаются данные дополнительные требования. Можно было бы привести аргумент, что у нас в принципе законодательство о муниципальной службе – оно и федеральное, и региональное, и муниципалы в своих правовых актах его развивают. Можно этот довод развить,но все равно возникает определенный момент, что в рамках реализации переданных полномочий происходит сближение гос. власти и местного самоуправления, конечно нельзя сказать, что глава местной администрации - это гос. служащий - это говорить НЕЛЬЗЯ, но происходит такое сближение, что в данном случае несоответствие этим дополнительным требованиям, которые устанавливает субъект федерации, но соответствие требованиям, установленным местным самоуправлением – все таки может повлечь такую ситуацию,что такое лицо не будет назначено на должность.

В) субъект РФ в свете последних изменений устанавливает в Законе субъекта порядок деятельности фракций в представительном органе муниципального образования, тогда, когда он формируется по смешанной, пропорциональной, мажоритарной системе. Насколько это вообще полномочия субъекта? Представляется, что это является прямым вмешательством в полномочия представительного органа, установленные в его внутреннем регламенте. Можно провести определённую аналогию между Государственной Думой и представительным органом местного самоуправления(она сказала и представительным органом субъекта РФ – но, я думаю, это оговорка):
*Сразу нужно отметить: представительный орган местного самоуправления – это не законодательный орган!!! В экзамене такого ни в коем случае не писать! Это грубейшая ошибка.

На уровне местного самоуправления, это представительный орган, но также как представительный орган на уровне субъекта и на уровне РФ – представляется, что представительный орган местного самоуправления также вправе самостоятельно определять свою внутреннюю деятельность путем установления регламента. Почему вдруг это полномочие ушло на уровень законодательно-правового регулирования субъекта РФ - не совсем ясно. А если муниципалитет захочет внести изменения в порядок деятельности фракции, получается, что нужно будет вносить изменения в закон субъекта? Получается, что так.

3. Полномочия субъекта РФ в бюджетной сфере.

Их очень много по сравнению с другими сферами – список в слайдах. С точки зрения проблематичности должно быть интересно следующее:

А) Субъект РФ свои законом устанавливает порядок отбора инвестиционных программ и проектов для предоставления субсидий муниципальным образованиям из фонда муниципального развития. Пример по СПб: Есть Закон СПб «О формах, порядке и условиях предоставления МБТ бюджетам внутригородских МО» от 31.11.2007 № 538-110. В данном законе, в том числе, речь идет об отборе муниципальных программ, для предоставления субсидий, одним из оснований для отбора в этом законе является: вопрос о предоставлении субсидии местному бюджету рассматривается тогда, когда в МО имеется муниципальная целевая программа, которую нужно согласовать с ОГВ субъекта. А ведь муниципальная программа - это правовой акт МО – и его правовые акты, по вопросам местного значения не должны быть согласованы с др. уровнем власти, согласно конституции (ст.12 Конституции РФ – МС самостоятельно в пределах своих полномочий – то есть согласование муниципальных правовых актов по вопросам местного значения недопустимо!). Муниципальная правовая программа – как раз направлена на решение вопросов местного значения. Здесь конфликт не только норм, а логики законодательства в бюджетно-финансовой сфере и конституционного подхода к местному самоуправлению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.