Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 15 страница




(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

24. ГЕтьман-Павлова 2005

 

15.4. Международная подсудность

 

Понятие «юрисдикция» в аспекте международного публичного

права означает сферу суверенной власти государства в области зако­

нодательства, суда и управления. В данном случае термин «юрисдик-ция» равнозначен термину «государственная власть». В аспекте меж-

дународного частного права и международного гражданского

процесса понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это по­

нятие употребляется как тождественное термину «международная

подсудность», т.е. компетентность судебного аппарата данного го­

сударства по разрешению гражданских дел с иностранным элемен-

том.

Понятие «юрисдикция» в аспекте международного частного

права шире понятия «международная подсудность», так как юрис­

дикция подразумевает не только компетенцию судебной власти, но

и компетенцию административных, нотариальных и иных право­

применительных и правоохранительных органов государства.

Международное публичное право содержит некоторые начала,

касаюш;иеся юрисдикции в понятии «международная подсудность»:

органы государства не могут совершать процессуальные действия за

пределами своей юрисдикции, нарушать иммунитет от юрисдикции

дипломатических агентов иностранных государств, закрывать ино­

странцам доступ в свои суды для защиты их прав. Однако междуна­

родное право не содержит норм, разграничивающих компетенцию

между органами разных государств по конкретным видам граждан­

ских дел. Каждое государство, исходя из собственных правил о ме­

ждународной подсудности, принимает к рассмотрению такие спо­

ры, которые считает нужным.

Вопрос о международной подсудности, как и вопрос о юрисдик­

ции административных органов по гражданским делам с иностран­

ным элементом, сводится к тому, как государство само определяет

такую компетенцию. В случае, когда в одном государстве опреде­

ленные дела находятся в компетенции административных органов,

а в другом — подсудны судебным органам, более уместно говорить

о юрисдикции, а не о международной подсудности. В договорах о

правовой помощи вообще употребляется иной, более широкий тер­

мин — «компетенция» (а не подсудность или юрисдикция).

Законы некоторых государств предусматривают, что нацио­

нальные суды могут принимать к рассмотрению дела, касающиеся

гражданского состояния иностранцев, при условии, что решение су­

да получит признание в государстве гражданства иностранца. Од- нако такое условие подсудности существует только во внутреннем

праве и не продиктовано требованиями международного оборота

или международного права. В данном случае можно говорить о

«прямой» и «косвенной» международной подсудности. Прямая

подсудность основана на предписывающих правилах и предполага­

ет решение вопроса, подлежит ли данный спор компетенции судов

данного государства. «Косвенная» подсудность основана на оценоч­

ных правилах и предполагает решение вопроса, обладал ли суд ино­

странного государства компетенцией для вынесения судебного ре­

шения, которое должно быть признано на территории другого госу­

дарства. Правила «косвенной» подсудности касаются подсудности

по признанию судебных решений.

От понятия международной подсудности необходимо отличать

понятие международной подведомственности — компетенции опре­

деленных звеньев судебной системы данного государства рассмат­

ривать конкретные категории гражданских дел с иностранным эле­

ментом. Например, в ст. 22 ГПК РФ и в ст. 27 АПК РФ преду­

смотрено, что суды и арбитражные суды РФ рассматривают и разре­

шают подведомственные им де.да с участием иностранных граждан,

лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с

иностранными инвестициями и международных организаций.

С точки зрения национального процессуального нрава, подве­

домственность гражданских дел судебным органам означает преде­

лы их компетенции по рассмотрению гражданских дел, О подве­

домственности дела какому-либо органу государственной власти

говорится во внутригосударственном смысле, в смысле противопос­

тавления компетенции судебных органов компетенции админист­

ративных органов власти. Участники спора могут избрать подсуд­

ность, но не подведомственность.

Термин «подсудность» может иметь различный смысл: не толь­

ко распределение компетенции между различными судами данного

государства, но и установление признаков и свойств дел, по кото­

рым они относятся к компетенции данного суда. В этом смысле тер­

мин «международная подсудность» употребляется для установле­

ния пределов компетенции судов определенного государства при

рассмотрении дел с иностранным элементом. Таким образом, тер-МИН «подсудность» употребляется как для распределения дел меж-

ду судами данного государства, так и лля разрешения вопросов

компетенции судебного аппарата данного государства в целом. Это

вполне обоснованно, так как и признаки, посредством которых раз­

решаются вопросы внутренней территориальной подсудности, в

принципе совпадают с признаками международной подсудности —

в законодательстве большинства государств критерий места житель-

ства ответчика имеет именно такое двоякое значение.

О международной подсудности можно говорить только при воз­

никновении вопроса о компетенции судов какого-либо государства.

Однако аналогичный вопрос может возникнуть относительно ком­

петенции административных органов определенного государства.

В данном случае уместно говорить не о подсудности, а о юрисдик­

ции. Например, по некоторым видам гражданских дел (усыновле­

ние, опека) в разных государствах установлена различная подве­

домственность — или судам, или административным органам. В си­

туации, когда одно и то же дело в одном государстве входит в

компетенцию административных органов, а в другом — в компетен­

цию судебных, имеет место конфликт юрисдикции (а не подсудно­

сти).

В национальном праве для определения компетенции судов и

международной подсудности употребляются различные коллизион­

ные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства

ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наибо­

лее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории дан­

ного государства; «закон суда». Пределы компетенции националь­

ных судебных органов определяются национальным гражданским

процессуальным законодательством.

Признаки, используемые при разрешении вопросов междуна­

родной подсудности, необходимо отличать от признаков, лежащих

в основе разрешения коллизий законов. Здесь несомненно внешнее

сходство, но это две абсолютно различные правовые категории.

При решении коллизионного вопроса суд определяет, право какого

государства подлежит применению в данном конкретном случае.

Это решение гражданско-правовых вопросов (вопросов о матери­

альном праве), т.е. коллизионные нормы позволяют разрешить кон- фликт материально-правовых норм, преодолеть столкновение мате­

риальных законов.

При разрешении вопросов международной подсудности суд ус­

танавливает пределы компетенции органов юстиции своей страны и

не затрагивает вопроса о том, компетентен ли суд какого-либо ино­

странного государства рассматривать данный спор. Это проблема

не гражданского права, а гражданского процесса, т.е. конфликт

юрисдикции. Таким образом, между коллизионной проблемой (кон­

фликтом законов) и конфликтом юрисдикции существует огромное

противоречие, которое завуалировано внешним сходством исход­

ных критериев (в обоих случаях применяются признаки гражданства,

места жительства, места нахождения вещи и т.п.).

Конфликт юрисдикции является одной из самых сложных про­

блем международного гражданского процесса. Он может прояв­

ляться в двух вариантах: отрицательный конфликт — два и более

государства отвергают подсудность данного дела своим органам юс­

тиции; положительный — два и более государства претендуют на

подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о

международной подсудности предназначены именно для разреше­

ния конфликта юрисдикции.

Термин «конфликт» в данном случае имеет иное значение, чем

термин «конфликт законов»: в случае конфликта законов устанав­

ливаются критерии для решения коллизионного вопроса, а в случае

конфликта юрисдикции речь идет о признаках, посредством кото­

рых устанавливаются пределы только собственной юрисдикции.

Конфликт юрисдикции необходимо также отличать от конфликта

квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о ре­

шении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать

данное дело, а во втором — по праву какого государства следует

толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нор­

мах.

Коллизионный вопрос и вопросы юрисдикции тесно связаны,

что зачастую приводит к совместному рассмотрению этих проблем.

Установление собственной юрисдикции не исключает применения

иностранного права, так же как привязка отношения к иностранно­

му праву не исключает установления собственной юрисдикции. Не-

совпадение понятий «конфликт законов» и «конфликт юрисдик-

ций» и их различное решение обусловлены политическими устрем­

лениями: государства ревниво оберегают сферу своей юрисдикции

как публично-правового отношения, но достаточно легко идут на

применение иностранного права в отношениях с иностранным эле-

ментом, связанных с международным гражданским оборотом и

имеющих частноправовой, а не публичный характер. %

Именно с этой политикой связано повсеместное распростране­

ние принципа национального режима относительно доступа ино­

странцев к правосудию: принцип национального режима расширяет

юрисдикцию местных судов и одновременно — сферу применения

иностранного права.

Виды международной подсудности:

1. Исключительная международная подсудность — спор подсу­

ден только судам определенного государства с исключением его из

подсудности судам любого другого государства.

2. Альтернативная международная подсудность — стороны име­

ют право выбора между судами своих государств, если эти суды в

равной степени компетентны рассматривать данный спор.

3. Договорная международная подсудность — определение под­

судности на основе соглашения сторон в пользу суда любого госу­

дарства. По соглашению сторон конкретное дело может быть отне­

сено к юрисдикции иностранного государства, хотя по законам дан­

ной страны оно подсудно местному суду, или наоборот — дело, по

местным законам подсудное иностранному суду, по соглашению

сторон может быть отнесено к юрисдикции местного суда.

Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по

внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих

контрактов путем соглашения могут установить любую подсуд­

ность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по со­

глашению сторон к сделке может применяться материальное право

любого государства. Международные договоры о торговле и море­

плавании устанавливают возможность договорной подсудности по

всем имущественным спорам с участием иностранных лиц.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее

сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возмож-ность изменить правила международной подсудности по соглаше­

нию сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгацион-

ных и дерогационных соглашениях (обычно употребляется обоб­

щающий термин — пророгационные соглашения). Дерогационные

соглашения — это исключение дела из компетенции суда данного

государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и

передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Про­

рогационные соглашения — дело, неподсудное местному суду по за­

конам данного государства (подсудное судам другого государства),

в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение

именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновре­

менно является дерогационным. По общему правилу, пророгацион­

ные соглашения не могут изменить родовую (предметную) подсуд­

ность.

 

15.5. Международная подсудность в национальном законодательстве

- - - - - -

Общая компетенция российских судов и арбитражных судов по

разбирательству дел с иностранным участием определена в ст. 22

ГПК РФ и ст. 28 АПК РФ. Международная подсудность по законо­

дательству РФ установлена в гл. 44 ГПК РФ и в гл. 32 АПК РФ.

Подсудность дел с иностранным элементом может определяться и

по общим правилам подсудности (п. 1 ст. 402 ГПК РФ). Основное

правило для установления международной подсудности — это

территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2

ст. 402 ГПК РФ). В законодательстве закреплен перечень случаев

возникновения специальной подсудности дел с иностранным уча­

стием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК РФ):

1. Орган управления, филиал или представительство иностран­

ного лица находится на территории РФ.

2. Ответчик имеет имущество на территории РФ.

3. По делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, повреж­

дением здоровья, смертью кормильца, если вред причинен на тер­

ритории РФ или истец имеет место жительства в РФ.

4. По делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, если

действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для

предъявления требования, имело место на территории РФ. 5. Иск вытекает из договора, по которому полное или частичное

исполнение должно иметь место на территории РФ.

6. Иск вытекает из неосновательного обогащения, которое име­

ло место на территории РФ.

7. По делам о расторжении брака истец имеет место жительства

в РФ или хотя бы один из супругов является гражданином РФ.

8. По делу о защите чести, достоинства и деловой репутации ис-

тец имеет место жительства в РФ.

Российский законодатель определил также перечень дел с уча­

стием иностранных лиц, подсудных исключительно российским су­

дам (ст. 403 ГПК РФ):

1. Дела о праве на недвижимости, находящиеся на территории РФ.

2. Дела по спорам из договора перевозки, если перевозчики на­

ходятся на территории РФ.

3. Дела о расторжении браков российских граждан с иностран­

цами, если оба супруга имеют место жительства в РФ.

4. Любые споры по делам, возникающим из публичных правоот­

ношений.

5. Отдельные категории дел особого производства.

В российском международном гражданском процессе признает­

ся договорная подсудность (п. 1 ст. 404 ГПК РФ). Поскольку в за­

коне употребляется конкретный термин «пророгационное соглаше­

ние», то может возникнуть мысль, что российский законодатель

предусмотрел возможность изменения подсудности по соглашению

сторон только в пользу юрисдикции российских судов, исключив

при этом возможность дерогации. Однако текст п. 2 ст. 404 ГПК

РФ показывает, что российское законодательство разрешает дого­

ворную подсудность и в пользу юрисдикции иностранных судов. Из

общего принципа признания права сторон на выбор подсудности

есть исключения — по делам, относящимся к исключительной под­

судности российских судов, а также по делам, подсудным верхов­

ным судам субъектов Федерации и Верховному Суду РФ, договор­

ная подсудность не допускается.

Специальные правила о подсудности установлены по делам о

расторжении брака (ст. 160 СК РФ): 1- Граждане РФ вправе расторгнуть брак с иностранцами в россий­

ском суде, даже если оба супруга не проживают на территории РФ.

2. Граждане РФ, проживающие за границей, в определенных

случаях вправе расторгнуть брак с иностранцами в дипломатиче­

ских и консульских представительствах РФ.

3. Граждане РФ, проживающие за границей, вправе расторг­

нуть брак между собой или с иностранцами в компетентных органах

иностранного государства.

Положения о международной подсудности ст. 247 АПК РФ ус­

танавливают общее правило: российские арбитражные суды компе­

тентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответ­

чик находится или имеет место жительства либо имущество на

территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел россий­

скому арбитражу:

1. Нахождение органа управления, филиала или представитель­

ства иностранного лица на территории РФ.

2. Исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ.

3. Деликтное обязательство связано с территорией РФ.

4. Неосновательное обогащение имело место на территории РФ.

5. Истец по делу о защите деловой репутации находится на тер­

ритории РФ.

6. Спор связан с ценными бумагами, которые были выпущены

на территории РФ.

7. Заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридиче­

ское значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ.

8. Спор возник из отношений, связанных с государственной ре­

гистрацией имен и других объектов, оказанием услуг в международ­

ной ассоциации сетей «Интернет» на территории РФ.

9. Спорное правоотношение имеет тесную связь с территорией РФ.

Кроме того, возможна и подсудность по выбору истца: иск к от­

ветчику, находящемуся или проживающему на территории ино­

странного государства, может быть предъявлен в Арбитражный суд

РФ по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика

(ст. 36 АПК РФ).

Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам

с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК РФ: 1. Споры в отношении государственной собственности РФ, в

том числе споры, связанные с приватизацией государственного иму­

щества и принудительного отчуждения имущества для государст­

венных нужд.

2. Споры, предметом которых является недвижимое имущество

или права на него, если недвижимость находится в РФ.

3. Споры, связанные с регистрацией или выдачей патентов, сви­

детельств на товарные знаки, промышленные образцы и полезные

модели, с регистрацией других прав на результаты интеллектуаль­

ной деятельности, которые требуют регистрации, выдачи патента

или свидетельства в РФ.

4. Споры о признании недействительными записей в государст­

венные реестры (регистры, кадастры), произведенных соответст­

вующими органами РФ.

5. Споры, связанные с учреждением, ликвидацией или регист­

рацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, с оспариванием решений органов этих юридиче­

ских лиц.

6. Любые споры, возникающие из административных и иных

публичных правоотношений.

В исключительной компетенции арбитражных судов РФ нахо­

дятся также споры между российскими организациями, осуществ­

ляющими деятельность или имеющими имущество на территории

иностранного государства (ст. 38 АПК РФ). Такие заявления пода­

ются в Арбитражный суд РФ по месту государственной регистра­

ции на территории РФ организации ответчика. Если такие органи­

зации не имеют государственной регистрации на территории РФ, то

заявления подаются в Арбитражный суд Московской области.

Статья 38 АПК РФ не уточняет, какое имущество должно нахо­

диться на территории иностранного государства, чтобы дело могло

рассматриваться в Арбитражном суде РФ. Следует предположить,

что речь идет только о движимом имуществе (если спор касается

именно прав на такое имущество), поскольку споры о недвижимо­

сти по законодательству всех государств подлежат исключительной

компетенции судов места нахождения недвижимости.

Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации), — допускаются иностранные соглашения о компетен­

ции российских арбитражных судов — соглашения о компетенции

(ст. 249 АПК РФ). Наличие соглашения сторон об определении

компетенции предполагает исключительную компетенцию Арбит­

ражного суда РФ по рассмотрению данного спора. Соглашение о

компетенции будет признано недействительным, если оно изменяет

исключительную компетенцию иностранного суда. Для соглашений

о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2

ст. 249 АПК РФ).

 

15.6. Международная подсудность

в международных соглашениях

 

Проблемы международной подсудности разрешаются и в межго­

сударственных соглашениях. Двусторонние договоры (о правовой

помощи, о торговле и мореплавании) разграничивают подсудность

судов договаривающихся государств на основе комбинированного

использования единообразных критериев гражданства и домицилия

сторон, места нахождения имущества. Основными критериями (как

и при решении коллизионных вопросов) являются принципы граж­

данства (договоры РФ с Польшей и Румынией) и домицилия сто­

рон (договоры РФ со странами Балтии и Италией). Решение вопро­

сов о подсудности связано с вопросами выбора права (общая тен­

денция — применение судом своего собственного права). Договоры

устанавливают правила об альтернативной, договорной и исключи­

тельной подсудности, правила разграничения подсудности по кате­

гориям дел, правила о специальной подсудности отдельных видов

гражданско-правовых споров (договоры РФ с Италией, Испанией,

Польшей, Болгарией, Румынией).

В договоре о правовой помощи между РФ и Италией закрепле­

но, что критериями для установления компетенции судов являются:

постоянное место жительства ответчика, место исполнения обяза­

тельства, место причинения вреда, постоянное место жительства

или место пребывания истца (по делам о взыскании алиментов).

Исключительная компетенция установлена по спорам о вещных

правах на недвижимость (суд места нахождения недвижимости), по делам о личном статусе физических лиц (суд государства граждан-

ства лица в момент предъявления иска).

Торговый договор РФ с Данией фиксирует компетенцию суда

по месту заключения или гарантирования сделки, если отсутствует

оговорка о третейском разбирательстве. Приоритет имеет компетен­

ция того суда, которая особо предусмотрена принятыми условиями

контракта.

Некоторые двусторонние договоры разрешают вопросы между­

народной подсудности косвенным образом: решения судов одного

государства подлежат признанию в другом, если дела, по которым

вынесены ренюния, по закону государства, на территории которого

решепР1я должны быть признаны, могут быть подсудны местному

суду (альтернативная подсудность). Решения иностранных судов

не признаются, если дела подлежат исключительной компетенции

местных судов. Косвенные критерии разграничения подсудности

применяются, если договор прямо не разграничивает компетенцию.

Если в договоре отсутствуют нормы о разграничении компетен­

ции, применяются внутригосударственные нормы о международной

подсудности.

Многие многосторонние международные соглашения (регио­

нальные и универсальные) также содержат правила установления

международной подсудности. Конвенция об унификации некото­

рых правил, относящихся к гражданской юрисдикции но делам о

столкновении судов, 1952 г. специально посвящена вопросам меж­

дународной подсудности: иски, вытекающие из столкновения су­

дов, могут быть предъявлены:

1. В суд по месту постоянного жительства ответчика или по од­

ному из мест его деятельности.

2. В суд того места, где был осуществлен арест судна-ответчика

или любого другого принадлежащего тому же ответчику судна, на

которое может быть в законном порядке наложен арест.

3. В суд того места, где арест мог быть осуществлен и где ответ­

чик предоставил иное обеспечение.

4. В суд того места, где произошло столкновение, если оно про­

изошло в пределах порта, на рейде или во внутренних водах.

5. Допускается договорная подсудность по соглашению сторон. Конвенция о правовой помощи СНГ 1993 г. (как и Конвенция

2002 г.) содержит расширенный круг норм о международной под­

судности (разграничении компете^щии): общие положения о под­

судности и специальная подсудность отдельных видов гражданских

и семейных дел. Основные критерии — место жительства ответчика

(физического лица) и место нахождения органа управления юриди­

ческого лица. Гражданство сторон не имеет значения. Дополнитель­

ные критерии: место осуществления хозяйственной деятельности,

место исполнения обязательства, место жительства истца.

Конвенция закрепляет правила об исключительной компетен­

ции: по искам о праве собственности и других вещных правах на не­

движимое имущество компетентен только суд по месту нахождения

имущества; иски к перевозчику, вытекающие из договора перевоз­

ки, предъявляются по месту нахождения управления транспортной

организацией, к которой предъявляются претензии. Установлена и

возможность договорной подсудности на основе письменного согла­

шения сторон. Подсудность по соглашению сторон не может проти­

воречить нормам Конвенции и национального законодательства об

исключительной компетенции.

Брюссельская конвенция о юрисдикции и о признании и испол­

нении судебных решений по гражданским и торговым делам ЕС

1968 г. содержит детальную унификацию норм МГП вообще и пра­

вил международной подсудности в частности. Основной принцип

для определения международной подсудности — домицилий сто­

рон. Главный критерий — место жительства ответчика — отражает

стремление субъектов Конве1Щии распространить ее действие на

всех лиц, проживающих в государствах-участниках (независимо от

их гражданства). Различаются случаи, когда ответчик проживает в

одном из государств-участников и когда его место жительства нахо­

дится вне территории этих стран. В Конвенции установлено сле­

дующее:

1. Если лицо проживает в одном из государств-участников, то с

исками в суды этого государства оно должно обращаться по прави­

лам подсудности, установленным для собственных граждан этой

страны.

2. Если лицо проживает в одном из государств-участников, то иск к нему может быть предъявлен в судах другого государства

только в случаях, когда компетенция этих судов определена Кон­

венцией.

3. Если лицо не имеет места жительства ни в одном из госу­

дарств-участников, то к нему применяются действующие в каждом

из государств-участников правила о международной подсудности.

Гражданство лиц, проживающих в государствах-участниках, не

имеет значения. Это связано с тем, что категория гражданства (на­

циональности) отражает государственно-правовую связь между ли­

цом и государством, а категория домицилия отражает физическую и

экономическую связь. Конвенция определяет понятие места житель­

ства, основания разграничения подсудности, закрепляет правила о

специальной подсудности и о признании договорной подсудности.

Понятие места жительства определяется по праву с^^да, в который

подано заявление, если решается вопрос о проживании лица в стра­

не суда. Вопрос о том, проживает ли лицо в другом государстве-уча­

стнике, решается по праву этого государства. Закон гражданства

учитывается только в том случае, если в соответствии с его предпи­

саниями место жительства лица зависит от другого лица или места

нахождения учреждения.

Правила Конвенции о подсудности не распространяются на де­

ла о личном статусе, право- и дееспособности, законном пред­

ставительстве физических лиц, имуществе супругов, наследовании.

В Конвенции наряду с общими правилами о подсудности содержат­

ся и специальные предписания, когда истец вправе обращаться аль­

тернативно в суд по месту жительства ответчика или в другой суд:

1. По спорам, вытекающим из договоров, — в суд места испол­

нения обязательства.

2. По искам о содержании — в суд места жительства или места




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.233 сек.