Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 22 страница




4. В соответствии с нормой части второй п. 2 комментируемой статьи осуществление смежных прав производителя фонограммы и организации вещания поставлено в зависимость от соблюдения прав авторов, а также прав исполнителей. В данном случае зависимый характер прав определен более четко: права производителя фонограммы ограничиваются теми пределами использования произведения, которые определены заключенным с автором договором, а также пределами использования исполнения, определенными в договоре, заключенном с исполнителем. Такой же принцип применяется и в отношении смежного права организаций эфирного или кабельного вещания.

Указание законодателя на то, что производитель фонограммы и организация вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором произведения, позволяет говорить о том, что в данном случае речь идет только о соблюдении исключительных прав автора и исполнителя на использование соответственно произведения или исполнения.

5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает презумпцию обладателя смежных прав. Однако эти правила действуют только в отношении двух субъектов смежных прав: исполнителя и производителя фонограммы. Объясняется это тем, что объектом гражданского оборота выступают преимущественно экземпляры фонограмм, в том числе содержащих записи исполнений.

Данная презумпция выполняет ту же функцию, что и презумпция авторства (см. комментарий к ст. 8 Закона). Законодатель не уточняет, каким образом должно быть обозначено лицо для того, чтобы в отношении него действовала презумпция обладателя смежных прав. Поэтому возможно использование как знака охраны смежных прав, названного в п. 4 комментируемой статьи, так и любого иного сообщения о том, что указанное на фонограмме лицо является обладателем исключительного смежного права в качестве исполнителя или производителя фонограммы.

Законодатель говорит о том, что лицо должно быть указано на экземпляре фонограммы, не уточняя место, на котором данное указание может быть помещено. Поэтому основанием для использования презумпции обладателя смежных прав будет как указание имени (наименования) лица на самой кассете, диске или ином носителе фонограммы, так и указание имени (наименования) на их упаковке. Одновременно с этим следует отметить, что включение информации об управлении правами в саму фонограмму не является основанием для применения презумпции.

Презумпция действует при отсутствии доказательств иного. Законодатель не разъясняет, что следует понимать под такими доказательствами. Поэтому можно предположить, что презумпция обладателя смежных прав может применяться в случае, если отсутствуют какие-либо сведения об ином обладателе этих прав. В случае, если на признание в качестве исполнителя или производителя фонограммы претендуют несколько лиц, спор о признании в качестве обладателя смежных прав должен разрешаться в судебном порядке.

6. Условием для реализации нормы о презумпции обладателя смежного права законодатель называет то, что лицо, в отношении которого будет применяться презумпция, должно быть указано на каждом экземпляре фонограммы. Как представляется, данное положение сформулировано не совсем корректно, поскольку установить, указано ли имя (наименование) лица на всех существующих где-либо экземплярах фонограммы, в ряде случаев может быть просто невозможно. Для сравнения можно привести нормы Римской конвенции и Конвенции об охране интересов производителей фонограмм, которые, определяя условия применения знака охраны смежных прав, требуют его указания на каждом экземпляре фонограммы, предлагаемом для продажи.

7. Законодатель не уточняет временные рамки действия презумпции обладателя смежных прав. Исходя из определения условий применения данной презумпции можно говорить о том, что она действует до тех пор, пока не появятся доказательства того, что обладателем смежного права является другое лицо, либо не будет разрешен спор о принадлежности смежного права.

8. Для оповещения о своих правах исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму могут использовать знак охраны смежных прав.

Законодатель не уточняет, о каких правах происходит оповещение при использовании знака охраны смежных прав. Однако одним из элементов данного знака является указание имени (наименования) правообладателя. Если исходить из того, что для целей Закона правообладатель определен как "физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект... смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом", то можно сделать вывод о том, что знак охраны смежного права оповещает о принадлежности исключительного права на исполнение или фонограмму.

Знак охраны смежных прав состоит из трех обязательных элементов: 1) латинской буквы "P" в окружности; 2) имени (наименования) правообладателя; 3) года первого опубликования фонограммы.

Знак (Р) исторически возник как знак охраны прав производителей фонограмм ("P" - сокращенное от phonogram - звукозапись). Использование знака (P) предусмотрено Римской конвенцией и Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм как инструмент для преодоления формальностей, которые могут быть установлены национальными законодательствами участвующих в конвенциях государств для предоставления охраны исполнениям и фонограммам; согласно нормам указанных конвенций эти формальности считаются выполненными, если на экземплярах фонограммы используется названный знак охраны смежных прав.

Нормой ст. 5 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм предусмотрено, что в тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде буквы "Р" (в окружности) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной.

В Республике Беларусь использование знака охраны смежных прав не имеет значения для возникновения и (или) осуществления смежных прав. Этот знак может использоваться по желанию исполнителя или производителя фонограммы для оповещения всех третьих лиц о том, что данные исполнение и (или) фонограмма охраняются и обладателем исключительных прав на них являются указанные лица. Отсутствие на фонограмме знака охраны смежных прав не лишает исполнителя и (или) производителя фонограммы каких-либо прав, предусмотренных Законом. В то же время знак охраны смежных прав может иметь значение для использования презумпции обладателя смежных прав.

 

Статья 25. Права на исполнение

 

1. Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат личные неимущественные права:

право авторства в отношении исполнения, то есть право признаваться исполнителем;

право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать исполнение под подлинным именем исполнителя, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

право на неприкосновенность исполнения, то есть право, обозначающее, что без согласия исполнителя не допускается внесение в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Исполнитель вправе возражать против всякого искажения или иного изменения своего исполнения, способных нанести ущерб его репутации.

Личные неимущественные права принадлежат исполнителю независимо от исключительного права на исполнение и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права к другому лицу.

Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав исполнителя, ничтожны.

2. Исполнителю или иному правообладателю принадлежит исключительное право на исполнение.

Исключительное право на исполнение означает право исполнителя или иного правообладателя использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом исполнителю или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать исполнение.

3. Использованием исполнения признаются:

запись исполнения;

воспроизведение записи исполнения;

распространение записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности. Если запись исполнения была произведена с разрешения исполнителя или экземпляры записи исполнения были правомерно введены в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;

прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;

публичное исполнение записи исполнения, а также публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи;

передача исполнения или его записи в эфир;

передача исполнения или его записи по кабелю;

иное сообщение исполнения для всеобщего сведения;

иные возможные способы использования исполнения.

4. Исключительное право на исполнение не действует в отношении воспроизведения, передачи в эфир или передачи по кабелю, а также публичного исполнения записи исполнения в случае, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, передача в эфир или передача по кабелю либо публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

5. Заключение договора на исполнение в составе аудиовизуального произведения между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения влечет предоставление исполнителем производителю аудиовизуального произведения исключительного права на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.

Предоставление исполнителем такого права ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если иное не предусмотрено договором, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

6. Исполнитель (наследники исполнителя) имеет право на получение вознаграждения за каждый способ использования исполнения третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 настоящего Закона и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого исполнителю (наследникам исполнителя) за использование исполнения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

 

Комментарий к статье 25

 

1. Комментируемая статья определяет содержание смежного права исполнителя.

Отечественное законодательство исходит из традиционного дуалистического понимания смежного права исполнителя. Статья 982 ГК устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат личные неимущественные и имущественные права. Закон, конкретизируя данное положение ГК, признает за исполнителем личные неимущественные и имущественные права, а также раскрывает их содержание.

2. Согласно норме п. 1 комментируемой статьи исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право авторства в отношении исполнения, определяемое как право признаваться исполнителем;

- право на имя, определяемое как право использовать или разрешать использовать исполнение под подлинным именем исполнителя, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

- право на неприкосновенность исполнения, означающее, что без согласия исполнителя не допускается внесение в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Указание на случаи, предусмотренные Законом, относится к норме ст. 27 Закона, определяющей правовой режим служебного исполнения по аналогии со служебным произведением и признающей за нанимателем, обладающим исключительным правом на служебное исполнение, право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации исполнения к конкретным условиям его использования.

Содержание признаваемых за исполнителем личных неимущественных прав (права авторства, права на имя и права на неприкосновенность исполнения) идентично содержанию одноименных прав автора произведения (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Так же как и одноименное право автора, право исполнителя на неприкосновенность дополняется признаваемым за исполнителем правом возражать против всякого искажения или иного изменения своего исполнения, способных нанести ущерб его репутации. Отличие состоит в том, что в отношении исполнителя законодатель использует не понятия "честь и достоинство", а понятие "репутация". Несмотря на различие в терминологии, объектом правовой охраны в данном случае также будут такие принадлежащие исполнителю нематериальные блага, как честь и достоинство (ст. 151 ГК).

3. Законодатель, определяя содержание личных неимущественных прав исполнителя, указывает на то, что они принадлежат исполнителю независимо от исключительного права на исполнение и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права к другому лицу. Указанная норма повторяет положения ст. 982 ГК, согласно которой личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу. Тем самым законодатель подчеркивает тесную связь личных неимущественных прав с личностью исполнителя.

Норма о том, что личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы, означает, что эти права не участвуют в гражданском обороте и не могут быть предметом каких-либо сделок.

Указание на то, что любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав исполнителя, ничтожны, означает, что любой договор или условие договора, заключаемого исполнителем, согласно которому исполнитель либо отказывается от своих прав, либо соглашается на их ограничение, либо берет на себя обязательство не обращаться за защитой этих прав, изначально не имеют юридической силы и к ним должны применяться правила, установленные гражданским законодательством в отношении недействительных сделок.

4. Норма п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что исполнителю принадлежит исключительное право на исполнение. О понятии исключительного права как самостоятельного вида гражданских прав см. комментарий к ст. 16 Закона.

Закон редакции 1998 года определял исключительное право на исполнение через исчерпывающий перечень действий, которые вправе осуществлять и разрешать осуществлять исполнитель. В отличие от него, комментируемый Закон определил исключительное право исполнителя как право использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Характеристика исключительного права исполнителя дополнена указанием на то, что ему принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать исполнение. Тем самым норма п. 2 ст. 25 Закона привела определение исключительного права исполнителя в полное соответствие с определением исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, данным в ст. 983 ГК.

5. Для более подробного определения содержания исключительного права на исполнение законодатель в п. 3 комментируемой статьи приводит перечень действий, которые рассматриваются как использование исполнения. Указание действий, признаваемых использованием исполнения, позволяет четко определить, какие именно действия третьих лиц в отношении исполнения требуют согласия исполнителя, а также являются основой для определения предмета возможных договоров об использовании исполнения.

Перечень, приведенный в п. 3 комментируемой статьи, является открытым, поскольку в нем указаны и иные возможные способы использования исполнения. Следует сказать о том, что такое определение содержания исключительного права является более предпочтительным по сравнению с ранее существовавшим определением через исчерпывающий перечень возможных действий по использованию исполнения, поскольку оно придает нормам Закона большую гибкость, автоматически распространяя действие исключительного права на те новые сферы, которые могут появляться с развитием технологий использования исполнения.

В приведенном в норме п. 3 ст. 25 Закона перечне действий, признаваемых использованием исполнения, названы известные на сегодняшний день способы эксплуатации исполнения, а именно:

- запись исполнения;

- воспроизведение записи исполнения;

- распространение записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности;

- прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;

- публичное исполнение записи исполнения (публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи);

- передача исполнения или его записи в эфир;

- передача исполнения или его записи по кабелю;

- иное сообщение исполнения для всеобщего сведения;

- иные возможные способы использования исполнения.

6. Запись определена в ст. 4 Закона как фиксация звуков и (или) изображений или их отображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических устройств. К записи относятся все возможные виды фиксации при помощи любых возможных технических средств при условии, что это позволяет осуществить последующее использование зафиксированного исполнения. Кроме того, понятие "запись" должно распространяться и на случаи записи исполнения, содержащегося в передачах вещательных организаций, при условии, что сама передача исполнения осуществляется без предварительной записи.

Право исполнителя разрешать или запрещать запись своего исполнения является ключевым, поскольку любое последующее использование исполнения осуществляется на основании сделанной записи.

7. Использованием исполнения признается воспроизведение записи исполнения. Термин "воспроизведение" определен в ст. 4 Закона как изготовление, в том числе тиражирование, одного или более экземпляра исполнения в любой объективной форме. Соответственно воспроизведение записи исполнения означает изготовление копий записи исполнения на любом материальном носителе. Понятие "воспроизведение" включает в себя также постоянное или временное хранение записи исполнения в цифровой форме в электронном средстве или на другом материальном носителе.

Исключительное право исполнителя разрешать или запрещать воспроизведение записи исполнения ограничивается нормой п. 4 комментируемой статьи.

8. С воспроизведением непосредственно связано распространение. Право осуществлять и разрешать осуществлять распространение экземпляров исполнений появилось в Законе редакции 1998 года и было обусловлено стремлением его разработчиков адаптировать указанный нормативный правовой акт к положениям Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года. Однако это право определялось узко и касалось только исполнений, воплощенных в фонограммах, что также объясняется буквальным повторением в белорусском законодательстве положений названного международного договора. В комментируемой ст. 25 Закона понятие "распространение" применяется в отношении любых записей исполнения.

Распространение является самостоятельным способом использования исполнения, при котором число лиц, знакомых с результатом деятельности исполнителя, увеличивается при переходе права собственности на экземпляр исполнения от одного лица к другому. Смежное право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает исполнителю ограничить территорию, на которой изготовленные с его согласия копии записанного исполнения будут находиться в гражданском обороте. Поэтому законный интерес обладателя смежного права состоит не только в том, чтобы дать разрешение какому-либо лицу изготовить определенное количество экземпляров записи исполнения, но и в том, чтобы иметь возможность ограничивать круг лиц, которым в результате станет известно его исполнение.

В отношении права исполнителя разрешать или запрещать распространение записи исполнения действует принцип исчерпания. Однако определение этого принципа в отношении записи исполнения отличается от принципа исчерпания права на распространение произведения; отличие состоит в том, что дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения возможно не только в случае введения экземпляров в гражданский оборот, но и в том случае, если запись исполнения была произведена с разрешения исполнителя. Тем самым сам факт изготовления записи с согласия исполнителя является основанием для исчерпания права исполнителя разрешать или запрещать распространение экземпляров записи исполнения. Поэтому реальное значение права исполнителя разрешать или запрещать распространение экземпляров записи исполнения состоит в том, чтобы дать исполнителю возможность пресекать распространение экземпляров неправомерно изготовленной записи его исполнения.

9. Прокат оригинала или экземпляров записи исполнения означает их предоставление во временное пользование на возмездной основе (ст. 4 Закона). В отличие от Закона редакции 1998 года, комментируемая норма п. 3 ст. 25 Закона применяется не только в отношении проката исполнений, записанных на фонограммах, но и в отношении любых иных записей исполнения.

Несмотря на расширение сферы действия права исполнителя на прокат записи его исполнения, по-прежнему неурегулированным остается вопрос о соотношении прав на прокат, признаваемых одновременно за исполнителем и за производителем фонограммы. Особенностью использования путем сдачи в прокат в этом случае является то, что объект исключительного права - исполнение воплощен в другом объекте - фонограмме, производитель которой также пользуется правом сдавать фонограмму в прокат. В Законе не урегулированы взаимоотношения исполнителя и производителя фонограммы, на которую записано исполнение, возникающие при осуществлении признаваемого за обеими категориями правообладателей исключительного права на распространение и прокат. Поэтому данный вопрос должен быть урегулирован в договоре, заключаемом производителем фонограммы с исполнителем. В таком договоре, в частности, должна быть определена доля исполнителя в доходах, получаемых от проката фонограммы.

10. Публичное исполнение записи исполнения означает представление записи исполнения при помощи технических устройств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, организующего такое представление (ст. 4 Закона).

В силу нормы п. 4 комментируемой статьи исключительное право исполнителя не действует в отношении публичного исполнения записи исполнения, если такая запись была произведена с согласия исполнителя, а публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Также следует учитывать норму ст. 41 Закона, которая допускает свободное использование исполнения, содержащегося в опубликованной в коммерческих целях фонограмме, путем публичного исполнения такой фонограммы, но с выплатой вознаграждения как производителю фонограммы, так и исполнителю.

Отдельное указание публичного исполнения постановки режиссера-постановщика спектакля было обусловлено желанием законодателя сохранить существовавшую до принятия Закона систему выплаты режиссерам вознаграждения, которое определялось в виде процента от валового сбора (выручки от продажи билетов на спектакль). Указание на возможность использования постановки путем публичного исполнения является основанием для выплаты режиссеру-постановщику вознаграждения за использование результата его творческого труда, который в соответствии с комментируемым Законом определяется как разновидность исполнения.

11. Право исполнителя разрешать или запрещать передачу исполнения в эфир или по кабелю применяется в случаях передачи исполнения в эфир или по кабелю "вживую", без предварительной записи. Если исполнение уже зафиксировано в записи, законодатель говорит о передаче записи исполнения в эфир или по кабелю. Термины "передача в эфир" и "передача по кабелю" определены в ст. 4 Закона.

Указание на данные способы использования имеет принципиально важное значение в связи с тем, что сообщение исполнения для всеобщего сведения как путем передачи в эфир, так и по кабелю дает возможность публике не только ознакомиться с исполнением, но и записать его, что существенно сокращает возможности исполнителя получить доход от продажи и иных способов коммерческой эксплуатации записи своего исполнения.

В отношении данных способов использования исполнения также действует изъятие, установленное нормой п. 4 комментируемой статьи, а именно: исключительное право исполнителя не действует в отношении передачи в эфир или передачи по кабелю записи исполнения в случае, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее передача в эфир или по кабелю осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Если речь идет об использовании путем передачи в эфир или по кабелю исполнения, воплощенного в фонограмме, опубликованной в коммерческих целях, должны применяться нормы ст. 41 Закона, согласно которым такая фонограмма может использоваться без согласия исполнителя, но с выплатой ему вознаграждения.

12. Иное сообщение для всеобщего сведения согласно ст. 4 Закона охватывает случаи доведения исполнения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору. Наиболее распространенным способом такого сообщения для всеобщего сведения является размещение записи исполнения в сети Интернет.

В случае, если до всеобщего сведения доводится исполнение, записанное на фонограмму, реализация исключительного права исполнителя разрешать или запрещать сообщение записанного на фонограмму исполнения осложняется коллизией, существующей между нормами комментируемой статьи и нормой ст. 41 Закона, которая допускает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, путем "иного сообщения для всеобщего сведения" без согласия исполнителя и производителя фонограммы. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 41 Закона.

13. Пункт 4 комментируемой статьи определяет случаи использования записи исполнения, на которые не распространяется признаваемое за исполнителем исключительное право. К таким случаям относятся:

- воспроизведение;

- передача в эфир и по кабелю;

- публичное исполнение.

Условиями, при соблюдении которых на данные действия по использованию исполнения не распространяется исключительное право исполнителя, являются следующие: во-первых, запись исполнения произведена с согласия исполнителя, во-вторых, использование записи осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Для того чтобы понять содержание нормы п. 4 ст. 25 Закона, необходимо обратиться к тексту Римской конвенции. Согласно пункту 1(c) статьи 7 Римской конвенции исполнители должны иметь возможность не допускать воспроизведение записи исполнения: i) если сама первоначальная запись была осуществлена без их согласия; ii) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие; iii) если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями статьи 15 Римской конвенции, которая перечисляет допускаемые случаи свободного использования объектов смежных прав, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях.

Как видно из указанного, нормы Закона, ограничивающие право исполнителя на воспроизведение, являются "вывернутым" повторением конвенционного положения, а суть их состоит в том, что исключительное право исполнителя на воспроизведение действует лишь в случаях, когда запись исполнения сделана без согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те цели, которые определил исполнитель, давая согласие на запись.

Согласие исполнителя, упоминаемое законодателем, предполагает заключение договора, на основании которого можно не только оформлять разрешение на осуществление записи, но и определять пределы последующего использования записи.

14. Норма п. 5 комментируемой статьи устанавливает презумпцию перехода исключительного права на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения к производителю этого произведения. Термин "производитель аудиовизуального произведения" определен в абз. 19 ст. 4 Закона.

Исполнения, которые могут использоваться в составе аудиовизуального произведения, - это игра актеров, игра и пение артистов, создающих музыкальное сопровождение, речь диктора, работа актеров, озвучивающих или дублирующих фильм.

Использованная законодателем конструкция презюмируемого перехода исключительного права на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения аналогична конструкции перехода исключительных прав авторов этого произведения (см. комментарий к ст. 12 Закона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.