Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный контроль за соблюдением прав человека




Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека

Устав ООН содержит юридические обязательные общие положе­ния о необходимости осуществления международного сотрудниче­ства в поощрении и развитии уважения к правам и основным сво­бодам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.

Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регули­рующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие наро­дов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискримина­ции по признакам расы, пола, языка, религии.

После одобрения Устава ООН международным сообществом, глав­ным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержа­щих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.

Представляется, что их можно было бы классифицировать сле­дующим образом.

Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории меж­дународных отношений документом универсального характера, про­возглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авто­ритетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имею­щей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм).

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Между­народный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и яв­лялись самыми общими по охвату проблематики прав человека ак­тами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных органи­заций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

В Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах признаются такие права, как право на труд, на спра­ведливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятст­венную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на об­разование, участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах га­рантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обраще­ние и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом.

Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей деклараци­ей прав человека права и свободы государства – участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить пре­творение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе огра­ничений, необходимых, например, для охраны государственной без­опасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.

Особую группу актов по правам человека представляют докумен­ты, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказы­ваясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвен­ция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давнос­ти к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расо­вой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразд­нении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания кон­кретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности.

Ряд договоров имеет своей целью защиту интересов индивида от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о лик­видации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав лич­ности на своих территориях, а также по восстановлению нарушен­ных прав.

Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав чело­века. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о граж­данстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоя­тельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматри­вает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политичес­ких правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства

1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участни­ками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности.

Наконец, следует отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стан­дарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда раз­работала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных кате­горий трудящихся и т.д.

Значительную роль играют документы, не имеющие обязательно­го юридического характера, но в которых отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы прав человека. Среди них решения международных конференций по правам чело­века в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и дру­гие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, при­нятые в цивилизованном обществе.

Важные документы такого характера принимаются и спецучреж­дениями ООН. Так, ЮНЕСКО приняла Декларацию о распростра­нении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаи­мопонимания между народами 1965 года, Декларацию принципов международного культурного сотрудничества 1966 года, Декларацию социального прогресса и развития 1969 года, Декларацию об исполь­зовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларацию об основных принципах, касаю­щихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года, заложившую основы формирования нового международ­ного информационного порядка.

Такие документы, носящие первоначально лишь рекомендатель­ный характер, нередко ложатся затем в основу принимаемых дого­ворных актов, закрепляющих соответствующие положения уже в качестве обязательных для соблюдения государствами.

Хотя международные организации и органы уже в течение десяти­летий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном между­народном контроле за их фактическим соблюдением.

В Секретариате ООН до 1997 года был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных ис­точников о положении с правами человека в мире. С 1997 года его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.

При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека дейст­вует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, по­скольку не зависит от согласия государств, ею может воспользовать­ся гражданин любого государства.

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она долж­на отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верхов­ного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, при­ведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время явля­ется бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело­века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные орга­ны положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Конвенции по правам человека универсального характера преду­сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение со­ответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докла­дов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является глав­ной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.

Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей.

Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, со­гласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных орга­нов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.

В то же время в Комитете по правам человека и других конвен­ционных органах значительное развитие получила контрольная функ­ция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответст­вующее государство.

При рассмотрении петиций международные конвенционные орга­ны руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего прави­лом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства го­сударства по правовой защите (это правило не действует в тех случа­ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).

Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.

Однако недостатком ее функционирования является то, что на сегодняшний день такого рода петиции поступают почти исключи­тельно от жителей Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.

К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не дела­ют заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 года вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств–членов Совета Европы по это­му вопросу, как это имело место до настоящего времени.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в част­ности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.