Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и состав элементов налогообложения




Элементы налогообложения представляют собой набор парамет-ров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения. Нечеткое определение того или иного элемен-та налогообложения порождает неоднозначное толкование налогово-правовых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплатель-щика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность.

КС РФ неоднократно указывал, что налог и сбор можно считать за-конно установленным только в том случае, если законом прямо зафикси-рованы все существенные элементы налогового обязательства. По мнению КС РФ, установить налог или сбор – не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств; одно лишь перечисление налогов и сборов в федеральных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств; федераль-ный законодатель при установлении налога связан требованиями полного, четкого и непротиворечивого определения правового содержания каждого из элементов устанавливаемого налога, чтобы исключить двойственность их толкования в правоприменительной практике и не допустить основан-ных на неопределенности налогового регулирования возможных способов уклонения от уплаты налогов (Постановления КС РФ от 18.02.97 № 3-П, от 11.11.97 № 16-П, Определения от 04.10.2001 № 183-О, от 23.06.2005 № 274-О).

Простую констатацию в законе о том, что устанавливается новый на-лог или сбор, судья КС РФ Н.В. Витрук очень точно назвал фикцией, по-скольку в данном случае законом признается существующим то, чего на самом деле не существует, и такая норма не может быть признана соответ-ствующей Конституции РФ1.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы на-логообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; нало-говая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Указанные элементы являются основными, их опре-деление для законодателя обязательно. Факультативным элементом вы-ступают налоговые льготы, которые могут предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель сочтет это необходимым.

В литературе неоднократно делались попытки расширить перечень

1 Особое мнение судьи Н.В.Витрука к Постановлению КС РФ от 11.11.97 № 16-П // Вестник КС РФ. – 1997. – № 6.


элементов налогообложения. Отдельные авторы предлагают дополнить его такими категориями, как «предмет налога», «метод учета налоговой базы», «масштаб налога», «источник налога», «налоговый оклад», «носитель на-лога», «отчетность по налогу» и др. Полагаем, что в целях научного иссле-дования отдельных аспектов налогообложения выделение новых элемен-тов налогообложения может быть полезным. Но при этом нужно разгра-ничивать атрибутивные (нормативные) и вспомогательные (доктриналь-ные) элементы налогообложения. Дело в том, что любой системный объект научного исследования можно разложить на множество элементов, клас-сифицируемых по самым разным основаниям. Общее число таких элемен-тов объективно неограниченно и определяется задачами научного поиска или практическими потребностями.

Налог как объект правового регулирования также представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества элементов, взаимо-связанных между собой. Задача законодателя состоит не в том, чтобы нор-мативно определить всю возможную совокупность характеристик налога (да это и невозможно), а в том, чтобы указать необходимый минимум эле-ментов, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным. Это, однако, не исключает возможности выделе-ния и иных элементов налогообложения, способствующих решению от-дельных проблем налоговедения. Вопрос о включении новых элементов в перечень, закрепленный в ст. 17 НК РФ, должен решаться не с позиции то-го, входит ли новый элемент в налог как сложную правовую конструкцию (систему), а с позиции того, возможно ли исчислить и уплатить налог без нормативного указания этого элемента или нет.

Объект налогообложенияюридические факты (действия, собы-тия, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое за-конодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объек-тами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных то-варов (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличи-ем которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ). В данном определении есть неточности. В частности, стоимость товаров (ра-бот, услуг) выступает налоговой базой, а объектом налогообложения в данном случае является реализация товаров (работ, услуг).

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономиче-ское основание и не могут быть произвольными. Тем самым предполагает-ся, что в объекте налогообложения всегда выражается некоторое благо экономического характера, значимое для налогоплательщика. Производ-ность налогообложения от хозяйственной деятельности (и, как следствие, обусловленность объекта налогообложения отношениями собственности)


неоднократно подчеркивалась в литературе1. «Не любые факт, событие, действие могут стать юридически значимыми, влекущими за собой воз-никновение налогового обязательства, а только те, следствием которых становится экономическая выгода налогоплательщика, которые приводят к увеличению его экономического потенциала и позволяют «делиться» с го-сударством»2.

Объект налогообложения должен быть так или иначе связан с реали-зацией права частной собственности, с экономическими отношениями, с приобретением материальных благ или выгод. «С экономической точки зрения существует только два источника, из которых государство может черпать налоговые средства: результат хозяйственного процесса (прибыль, доход) и наличное имущество налогоплательщика»3. Плательщиком нало-га, по справедливому замечанию С.Г. Пепеляева, является собственник, а не гражданин. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества4. Прав Г.А. Гаджиев, отмечая, что «ориентир в нало-гообложении – не наличие трудоспособности, а определенный экономиче-ский успех в области труда, в использовании капитала или в обмене»5. На-личие экономического основания характеризует налоговые отношения как экономико-правовые, в которых экономические и правовые элементы пе-реплетены и взаимосвязаны.

В соответствии с принципом однократности налогообложения каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Традиционно свое наименование налоги и сборы получают именно по экономическому осно-ванию – налог на прибыль, сбор за право торговли, налог на имущество, земельный налог, налог на доходы физических лиц и т.д. Важное значение для определения объекта налогообложения имеют следующие дефиниции, закрепленные в НК РФ.

Имущество – виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Налоговое законодательство (в отличие от гражданского) не охватывает понятием «имущество» имущественные права. Так, в судебной практике вексель не признается доходом физического лица, подлежащим налогооб-ложению. Действительно, вексель удостоверяет обязательство займа; явля-ясь долговым обязательством, он не может отождествляться ни с денеж-ными средствами, ни с иной формой эквивалента, используемого в товар-ном обращении; более того, вексель не обладает (как иное имущество) по-требительскими свойствами, позволяющими квалифицировать его как до-ход в натуральной форме.

1 См.: Налоговое право: Учеб. пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2000. – С. 142; Чуркин А.В. Объ-
ект налогообложения: правовые характеристики. – М., 2003. – С. 16-17 и др.

2 Новоженов А.Ю. Проблемы принципов налогового права. // Ваш налоговый адвокат. – 2002. – № 4.

3 Государственное право Германии: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 119.

4 См.: Налоговое право: Учеб. пособие./ под. ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2000. – С. 31.

5 Гаджиев Г.А. Комментарий к статьям главы 1 «Законодательство о налогах и сборах и иные норматив-
ные правовые акты о налогах и сборах» // Ваш налоговый адвокат. – Вып.2. – М., 2000. – С. 21.


Товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работа - деятельность, результаты которой имеют материаль-ное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребно-стей организации и (или) физических лиц. В отличие от работы услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального вы-ражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой дея-тельности.

Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой та-кую выгоду можно оценить. Доходом могут признаваться поступления в денежной и натуральной форме, а также материальная выгода – экономи-ческие льготы и преимущества, используемые лицом по сравнению со «среднестатистическим» налогоплательщиком (например, получение бес-процентной ссуды или приобретение товаров по сниженным ценам).

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов. Дивиденд – любой доход, полученный ак-ционером (участником) от организации при распределении прибыли, ос-тающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по при-вилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) ак-циям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Процент – любой заранее заяв-ленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, по-лученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Реализация товаров, работ или услуг – передача на возмездной осно-ве (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собствен-ности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для друго-го лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случа-ях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, ре-зультатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание ус-луг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физи-ческая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить пара-метр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложе-ния. Но налоговая база – не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. По верному замечанию О.А.Ногиной, элемент налога, именуемый «налоговая база», служит для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения с примене-нием той или иной меры исчисления1. Таким образом, налоговая база

1 См.: Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / отв. ред. Н.А. Шевелева. – М., 2004. – С.50.


представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в едини-цах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждо-му налогу отдельно. Задача законодателя состоит в том, чтобы из множе-ства возможных параметров объекта налогообложения выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие па-раметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному. Ниже приводится соотношение объектов налогообложения и на-логовых баз по ряду налогов:


 

Вид налога Объект налогообложения Налоговая база (в единицах налого-обложения)
Налог на добавлен-ную стоимость Реализация товаров (работ, услуг) Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в рублях
Акцизы Реализация подакцизных то-варов Количество реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении либо их стоимость в рублях
Налог на доходы физических лиц Доход Стоимостная характеристика (денежное выражение) доходов в рублях
Единый социальный налог Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц Стоимостная характеристика (денежное выражение) выплат и вознаграждений в рублях
Налог на прибыль организаций Прибыль Стоимостная характеристика (денежное выражение) прибыли в рублях
Налог на добычу полезных ископае-мых Полезные ископаемые Стоимость добытых полезных ископаемых в рублях
Транспортный на-лог Транспортное средство Мощность двигателя в лошадиных силах либо валовая вместимость в регистровых тоннах либо количество единиц транс-портного средства
Налог на игорный бизнес Игровой стол, игровой авто-мат, касса тотализатора, кас-са букмекерской конторы Общее количество
Земельный налог
Земельный участок

Кадастровая стоимость земли в рублях

Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогово-го периода на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) пе-риодам, в текущем периоде перерасчет налоговых обязательств произво-дится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определе-ния конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчет-ного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по ито-гам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расхо-дов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ.

Остальные физические лица исчисляют налоговую базу на основе по-лучаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых


доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуще-ствляемого по произвольным формам.

В НК РФ предусматривается два метода учета налоговой базы – кас-совый и накопительный.

При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) на-логоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.

При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. До-ходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возник-ло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактиче-ского поступления. Аналогичным образом при накопительном методе оп-ределяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая ставкавеличина налоговых начислений на единицу изме-рения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Проще говоря, налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообло-жения.

В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) – так называемые адвалорные ставки; 2) в твердой денежной сумме, когда не единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (большинство акцизов, транс-портный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и про-центную составляющие (налог на имущество, переходящее в порядке на-следования или дарения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

Налоговые ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной – уменьшается (единый социальный налог).

Размер налоговой ставки определяет такую категорию, как налоговое бремя. Еще А. Смит указывал, что от снижения налогового бремени госу-дарство выиграет больше, чем от наложения непосильных податей: на ос-вобожденные средства может иметь дополнительный доход, с которого может быть получен налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных рас-ходов на сбор налогов.

В 1728 году английский писатель и сатирик Джонатан Свифт преду-преждал налоговых политиков своего времени о том, что при повышении налогов действие дважды два вовсе не означает получение результата, равного четырем. Одинаково возможно получить при этом единицу. Так, чрезмерное повышение пошлин на импортируемые товары весьма вероят-


но приведет к снижению таможенных поступлений, поскольку эти товары дороги и люди не станут более покупать их1.

Согласно теории Лэффера рост налогового бремени может приво-дить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального про-изводства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговых ставок при-ведет не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лэффер считал 30 % от суммы доходов частного лица. При больших изъятиях сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и общее сокращение налоговых поступле-ний.

Чрезмерное, необоснованное повышение налоговых ставок не только не приводит к росту бюджетных поступлений, но стимулирует налогопла-тельщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае, – к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или предпринимательской деятельности). Уплата налога, не со-ответствующего экономическому состоянию налогоплательщика, по вер-ному замечанию А.Ю. Новоженова, ведет к уменьшению его капитала и вероятному банкротству, ослабляет воспроизводящую функцию капитала и тем самым влечет за собой ухудшение экономического потенциала госу-дарства и общества в целом2. «Результатом чрезмерных налогов, – отметил Ф. Рузвельт в своей речи в Питтсбурге 19 октября 1932 года, – являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фермы и толпы голод-ных людей, бродящих по улицам в поисках работы»3.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной пе-риод времени применительно к отдельным налогам, по окончании которо-го определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период со-ставляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход – квартал, по акцизам – календарный месяц. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог, поскольку большинству объектов налогообложения свойственна протяженность существования во времени либо цикличность возникновения. Поэтому уплата налогов пред-полагает определенную регулярность, систематичность. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчет-ных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый период по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископае-мых, налогу на игорный бизнес, а также при использовании ряда специ-альных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, единый

1 См.: Все начиналось с десятины: Пер. с нем. – М., 1992. – С. 389.

2 См.: Новоженов А.Ю. Проблемы принципов налогового права // Ваш налоговый адвокат. – 2002. – № 4.

3 Цит. по: Чибинев В.М. Понятие налогов в истории налогового права // История государства и права. –
2003. – № 5.


налог на вмененный доход для определенных видов деятельности) не име-ет отчетных периодов и не подразумевает уплату авансовых платежей. В то же время единый социальный налог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов. На отчетные периоды разбиваются дли-тельные налоговые периоды, прежде всего, размером в календарный год. Это обусловлено требованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финансового года.

НК РФ устанавливает общие правила расчета налогового периода, применяемого ко всем налогам. Если организация создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем созда-ния организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период вре-мени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца ка-лендарного года, последним налоговым периодом для нее будет период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганиза-ции). Если организация, созданная после начала календарного года, ликви-дирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорга-низации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликви-дирована (реорганизована) раньше следующего за годом создания кален-дарного года, налоговым периодом для нее будет период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько органи-заций (ст. 55 НК РФ).

В отношении налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, при создании (ликвидации, реоргани-зации) лица изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было при-обретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала кален-дарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном ка-лендарном году определяется как период времени фактического нахожде-ния имущества в собственности налогоплательщика.

Порядок исчисления налога состоит в определении сумы налога (т.н. налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) на-логовым агентом; 3) налоговым органом.


В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога произво-дится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налого-вой базы – для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налого-вой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалор-ных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме – для комбинирован-ных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ра-нее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В по-следнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетно-го) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, зе-мельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить гра-ждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требую-щей знания налогового законодательства и специальной квалификации. Кроме того, у налогового органа больше возможностей собрать и обрабо-тать сведения, необходимые для исчисления этих налогов, чем у физиче-ского лица.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтвер-ждающим факт и дату его получения. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказ-ным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяца-ми, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно на-ступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Согласно ст. 6.1 НК РФ сроки в налоговом праве определяются кален-дарной датой или истечением определенного периода времени, исчисляе-мого годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может оп-ределяться также указанием на событие, которое должно неизбежно на-ступить. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или насту-пления события, которыми определено его начало.

Истечение срока, установленного налоговым законодательством, оп-ределяется по следующим правилам:

1. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календар-


ного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

2. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день послед-него месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, от-счет кварталов ведется с начала года.

3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календар-ный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет со-ответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

4. Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Налог должен быть уплачен до двадцати четырех часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денеж-ные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех ча-сов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Подлежа-щая уплате сумма налога уплачивается в безналичной форме либо налич-ными денежными средствами. Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме (за редкими исключениями), переводя денежные средства со своих банковских счетов в бюджет. Физические лица уплачи-вают налоги, как правило, путем внесения наличных денежных средств в учреждения Сбербанка России. При отсутствии банка физическое лицо может уплачивать налог через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи (ст. 58 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте Российской Федерации. Иностранными организа-циями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми рези-дентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностран-ной валюте.

Налог должен быть уплачен за счет средств налогоплательщика, то есть налоговый платеж носит личный характер. До вступления в силу НК РФ это требование не носило характера безусловного требования. Так, Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в на-логообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» предусматривалась возможность бесспорного взыскания недоимок в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его де-биторов. В настоящее время возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК РФ (налоговые агенты, наследники налогоплательщика, правопреемники по реорганизуе-мым организациям), и осуществляется исключительно за счет имущества самого налогоплательщика. Какие-либо соглашения об уступках или пере-


воде налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими ли-цами признаются ничтожными, не порождая правовых последствий.

Очень важно точно определить адресата налогового платежа, то есть тот бюджет или внебюджетный фонд, в который согласно налоговому законодательству должно произойти зачисление суммы налога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.237 сек.