Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловая игра. Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина




Цель: уяснить конституционный режим отношений между личностью и государством, содержание и гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Вопросы для обсуждения:

1. Конституционный статус личности в Российской Федерации: понятие, принципы и основные элементы.

2. Понятие и общая характеристика гражданства.

3. Принципы российского гражданства.

4. Основания и порядок приобретения российского гражданства.

5. Основания и порядок прекращения российского гражданства.

6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.

7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражда­нина в Российской Федерации: понятие, юридические свойства, класси­фикация.

8. Гражданские (личные) права и свободы.

9. Политические права и свободы.

10. Экономические, социально-культурные права и свободы.

11. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

12. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

13. Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, правовое положение.

14. Правовой статус беженцев в Российской Федерации.

15. Институт политического убежища в Российской Федерации.

16. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Принципы российского гражданства.

2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Институт политического убежища в Российской Федерации.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.

2. Экономические, социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

3. Политические права и свободы человека и гражданина.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

Семинар-диспут. Тема 5. Государственное устройство Российской Феде­рации.

Цель: изучить и уметь грамотно объяснить особенности федеративного устройства на территории России; раскрыть конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, показать основные тенденции и перспективы развития федерализма в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие государственного устройства и его формы.

2. Становление и развитие отечественного федерализма.

3. Российская Федерация как единое суверенное государство. Особен­ности российского федерализма.

4. Россия – симметричная или ассиметричная федерация?

5. Проблемы централизации и децентрализации в современной России.

6. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации.

7. Компетенция Российской Федерации. Виды компетенции. Соотно­шение компетенции Российской Федерации с компетенцией ее субъектов.

8. Государственные символы Российской Федерации и их конститу­ционно-правовой статус.

9. Институт автономии государственного устройства России. Конститу­ционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в Российской Федерации.

10. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Особенности современного российского федерализма.

2. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строи­тельства в Российской Федерации.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Становление и развитие отечественного федерализма.

2. Государственные символы Российской Федерации и их конститу­ционно-правовой статус.

3. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

Семинар. Тема 6. Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации.

Цель: анализ выборов как общественно-политического и конституционно-правового института, высшего непосредственного выражения власти народа; обсуждение и глубокое усвоение студентами принципов избирательного права и избирательной системы; избирательного процесса и его стадий.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие избирательной системы Российской Федерации. Мажоритар­ная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональная) изби­рательные системы.

2. Понятие избирательного права и его источники.

3. Основные принципы избирательного права.

4. Избирательное законодательство.

5. Международные избирательные стандарты.

6. Избирательный процесс и его стадии.

7. Субъекты избирательного процесса: виды, права и обязанности, ответственность.

8. Референдум и свободные выборы как формы народовластия в Российс­кой Федерации.

9. Назначение выборов.

10. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных участков.

11. Избирательные комиссии и их функции. Виды избирательных комиссий.

12. Повторные выборы и повторное голосование. Досрочные выборы.

13. Подведение итогов выборов.

14. Порядок организации и проведения референдума. Голосование и определение результатов референдума.

Темы докладов/рефератов:

1. Основные принципы избирательного права.

2. Международные избирательные стандарты.

3. Референдум и свободные выборы как формы народовластия в Российс­кой Федерации: проблемы теории и практики.

4. Проблемы реализации права граждан на свободные выборы в Рос­сийской Федерации.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Избирательное законодательство.

2. Субъекты избирательного процесса: виды, права и обязанности, ответственность.

3. Повторные выборы и повторное голосование. Досрочные выборы.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

«Круглый стол». Тема 7. Президент Российской Федерации.

Цель: подробное рассмотрение конституционно-правового статуса Прези­дента Российской Федерации, уяснение его роли как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина; обобщение и классификация полномочий Президента Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие института президентства.

2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

3. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

4. Место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

5. Президент – глава государства, гарант Конституции Российской Феде­рации, основных прав и свобод человека и гражданина.

6. Компетенция Президента Российской Федерации.

7. Акты Президента Российской Федерации.

8. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Ответственность Президента Российской Федерации.

9. Администрация Президента Российской Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Акты Президента Российской Федерации.

2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российс­кой Федерации.

3. Ответственность Президента Российской Федерации.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

2. Администрация Президента Российской Федерации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

 

Учебно-теоретическая конференция. Тема 8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Цель: анализ конституционно-правового статуса Федерального Собрания – парламента – Российской Федерации и его палат – Совета Федерации и Государственной Думы; обсуждение и глубокое уяснение студентами законодательного процесса в Федеральном Собрании.

Вопросы для обсуждения:

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (общая характеристика).

2. Государственная Дума: состав, структура, компетенция.

3. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

5. Совет Федерации: порядок формирования, состав, структура, компе­тенция.

6. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.

7. Правовая природа депутатского мандата. Основные формы деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

8. Основные гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Порядок формирования Совета Федерации.

2. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

3. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы и пути их решения.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Правовая природа депутатского мандата. Основные формы деятель­ности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

2. Основные гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

Семинар-диспут. Тема 9. Правительство Российской Федерации.

Цель: обсуждение и уяснение конституционно-правового статуса Прави­тельства Российской Федерации как высшего исполнительного органа госу­дарственной власти и основных направлений его деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, взаимоотношения с Парламентом и Президентом Российской Федерации.

2. Функции и компетенция Правительства Российской Федерации.

3. Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

4. Акты Правительства Российской Федерации.

5. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

6. Система исполнительных органов государственной власти в Российс­кой Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Функции и компетенция Правительства Российской Федерации.

2. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

3. Взаимоотношения Президента и Правительства Российской Федера­ции: вопросы теории и практики.

 

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

2. Акты Правительства Российской Федерации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

«Круглый стол». Тема 10. Конституционные основы статуса судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации.

Цель: обсуждение и достижение понимания конституционно-правовых основ судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, ее функций; конституционных принципов правосудия; подробный анализ порядка образования и компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, особенностей конституционного судопроизводства.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие судебной власти, ее функции.

2. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и формы деятельности.

4. Верховный Суд Российской Федерации.

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

6. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и формы деятельности.

2. Конституционно-правовые основы организации и деятельности проку­ратуры в Российской Федерации.

3. Проблемы функционирования органов прокуратуры в системе разделе­ния властей.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

Семинар. Тема 11. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Цель: обсуждение и уяснение общего и особенного в организации государст­венной власти в субъектах Российской Федерации, конституционно-право­вых основ организации и деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения:

1. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

2. Глава Республики – субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

3. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Рос­сийской Федерации. Статус депутатов.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации.

Темы докладов/рефератов:

1. Глава или Президент Республики – субъекта Российской Федерации?

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Конституционные и уставные суды в субъектах Российской Феде­рации.

2. Территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

Семинар-диспут. Тема 12. Конституционные основы местного самоуп­равления в Российской Федерации.

Цель: обсуждение и уяснение студентами роли местного самоуправления в механизме народовластии, обеспечении самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Система и принципы местного самоуправления.

3. Полномочия местного самоуправления.

4. Механизм реализации полномочий местного самоуправления.

5. Гарантии местного самоуправления и ответственность его органов.

6. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации.

7. Основные вопросы реформы местного самоуправления.

Темы докладов/рефератов:

1. Гарантии местного самоуправления и ответственность его органов.

2. Основные вопросы реформы местного самоуправления.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение, модульное обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Местное управление и местное самоуправление: проблемы соотно­шения понятий.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.