Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина




Дайте ответы на контрольные вопросы

1. В каком значении применяется термин «конституционное право»?

2.Какое место занимает конституционное право в системе юридических наук?

3. Раскройте содержание методологии науки конституционного права.

4.Прерчислите функции науки конституционного права?

5. Для чего необходимо изучать конституционное право как отрасль прав и как отрасль юридической науки?

6. Чем конституционное право как учебная дисциплина отличается, от конституционного права как отрасли прав и отрасли юридической науки?

7.Какие задачи решает конституционное право как учебная дисциплина?

Вариант 2.

1.Понятие, предмет и функции науки конституционного права.

2.Понятие, цель и задачи конституционного права как учебной дисциплины.

3.Приведите примеры применения методов науки конституционного права в изучении учебной дисциплины конституционного права.

 

Литература

Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное и конституционное право / Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. - СПб., 2003.*

Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. № 7.*

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.

Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2001.*

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Саликов М.С. Конституционно-процессуальная наука, отрасль права и учебная дисциплина // Право и политика. 2000. № 4.

Тема 3. Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права. Иные источники конституционного права

Дайте ответы на контрольные вопросы

1. Можно ли в настоящее время в России применять нормативные правовые акты Союза ССР?

2. Какие из известных вам источников конституционного права являются традиционными, а какие ‑ новыми, появившимися в российской правовой системе относительно недавно? С чем связано появление новых источников?

3. Раскройте понятие и назначение федеральных конституционных законов.

4. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права? Если да, то все ли виды решений Конституционного Суда следует относить к источникам конституционного права?

5. Является ли Классификатор правовых актов нормативным правовым актом?

6. Дайте письменное определение следующих терминов: «текст правового акта», «реквизиты правового акта», «раздел закона», «глава закона», «статья закона», «пункт статьи (закона)», «часть статьи», «преамбула закона». Схематично соотнесите их между собой.

7. Письменно представьте структуру текста Конституции РФ 1993г. Перечислите содержащиеся в ней реквизиты.

8. Проведите анализ текста Конституции 1993 г. на предмет выявления законов (иных нормативных правовых актов), принятия которых прямо или косвенно требует Конституция. Составьте перечень данных актов с выделением тех из них, что еще не приняты.

9. Какие виды законов включает в себя понятие «законы», используемое в ч.ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ? Свою позицию изложите письменно.

10. Подготовьте на отдельном листе тестовое задание, состоящее из восьми вопросов с пятью вариантами ответов на каждый из них. Цель задания ‑ проверка знания источников конституционного права. При подготовке тестового задания желательно использовать соответствующий материал курса теории права. По каждому вопросу может быть не более одного правильного ответа. Ключ правильных ответов выполните отдельно и сохраните у себя.

Вариант 3.

1.Правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права.

2. Конституция как основной источник конституционного права. Иные источники конституционного права.

3. Составьте схему отражающую порядок принятия конституционных поправок.

 

Нормативные правовые акты

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998г. N 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ 1998. № 10. Ст. 1146.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» N 8 от 31 октября 1995г. // Бюллетень Верховного Суда РФ 1996. № 2.

 

Литература

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.

Колесников Е.В. Источники российского конституционного права Саратов. 1998. Конституция, закон, подзаконный акт. - М., 1994*.

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М., 2002.*

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Марченко М.Н. Источники права. - М., 2005*.

Митюков М.А. О преобразовании Конституции Российской Федерации // Право и власть. 2001. № 1*.

Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение 2001. № 5.

Хабриева Т.Я.. Чиркин В.Е. Теория современной конституции - М., 2005.*

Задача 1.

На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин А.Р. указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин А.Р. – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен.

В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства?

Задача 2.

Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.

Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента, каковы их особенности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.