Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративная форма политико-территориального устройства:понятие,виды. 1 страница




Унитарная форма государственного устройства. Унитарные государства и принципы их организации Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании, т.е. установить преграду произвольного применения насилия со стороны государства и вместе с тем обеспечить выполнение закона всеми субъектами на территории данного государства.

Глава правительства

Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).

Глава правительства наделен большими полномочиями:

  • устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;
  • вносит на рассмотрение парламента законопроекты;
  • докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;
  • осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;
  • организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
  • руководит внешней политикой, заключает договоры;
  • организует гражданскую службу;
  • составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;
  • издает правительственные указы;
  • принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

По общему правилу, министры, как члены правительства, должны подчиняться главе правительства. В последние годы отмечается усиление роли премьер-министра и ограничение коллегиальности в его работе.

58Правительственный аппарат.

59. Понятие и социальная функция судебной власти
В соответствии с принципом разделения властей основным направлением деятельности суда является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть, в отличие от законодательной, как правило, не создает общих правил поведения (за исключением судебного прецедента). Кроме того, она действует в правовой сфере (на основе закона, по установленной законом процедуре, применяя законодательство), а не в сфере политики, как законодатели.

Роль установленной законом процессуальной формы работы суда настолько велика, что несоблюдение ее при осуществлении судебной власти ведет к отмене судебного решения, даже правильного по существу. В определенных случаях дело может (в рамках подсудности и подведомственности) быть принято к рассмотрению вышестоящим судом. От исполнительной власти она отличается децентрализацией, так как осуществляется комплексом судов от низовых до центральных. Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая руководствуется в своей деятельности принципами независимости судей, коллегиальности, судейского самоуправления. Не опираясь на непосредственную поддержку избирателей, характерную для законодателей, и не имея в своем распоряжении силовых механизмов, свойственных исполнительной власти, судебная власть, тем не менее, является достаточно сильной. Сила судебной власти основана на неуклонном исполнении закона, уважении судебного решения и его непререкаемости.

В демократических государствах судебные учреждения нередко включают в свой состав различных государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярий судов, секретарей судебных заседаний и т.д.

Вопрос о том, относится ли прокуратура к органам судебной власти, не знает однозначного решения. Все зависит от места, занимаемого прокуратурой в системе государственных органов. В большинстве государств прокуратура действует под общим руководством министра юстиции, представляет собой более или менее централизованную систему, но в ряде стран эта система не только соответствует судебной системе, но и организационно связана с ней; прокуроры состоят и действуют при судах. Более того, и судьи и прокуроры равным образом входят в единый профессиональный корпус, именуемый магистратурой, и именуются магистратами. При такой системе можно говорить о том, что прокуратура охватывается понятием судебной власти. В тех странах (Китай, Венгрия и др.), где прокуратура является организационно обособленной самостоятельной системой, она занимает как бы промежуточное положение между судебной и исполнительной ветвями власти, но нередко ближе к последней. В США министр юстиции является одновременно Генеральным атторнеем (прокурором), однако в целом, в силу особенностей американской федерации, прокуратура носит в значительной мере децентрализованный характер.

Примером первой модели может служить Франция. Здесь при судах первой инстанции состоят так называемые республиканские прокуроры, при каждом суде второй (апелляционной) инстанции - Генеральный прокурор с группой помощников, первый из которых именуется Генеральным адвокатом. При высшей инстанции состоит Генеральный прокурор Кассационного Суда со своим аппаратом. Прокуроры представляют государство в уголовном и гражданском судопроизводстве, осуществляют контроль за деятельностью следственных органов. Общее руководство прокуратурой осуществляет министр юстиции. Поскольку прокуроры имеют статус магистрата, они оказываются также и в компетенции Высшего Совета магистратуры. Аналогичная модель существует в Германии, а в Испании прокуратура совсем не связана с министерством юстиции, ею руководит Генеральный прокурор, назначаемый главой государства с учетом мнения Высшего Совета судебной власти. В иерархии этой власти он считается вторым лицом после председателя Верховного Суда.

Многие из указанных служащих в том или ином качестве участвуют в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протоколы заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судьям, даже если народные заседатели имеют равные с судьей процессуальные права.

К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению от имени государства судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требования (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (иметь незапятнанную репутацию) и определенным жизненным опытом (обычно в законе предусматривается повышенных возраст для занятия должности судьи).

 

60.Статус судей.
К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низших судов также избираются гражданами или представительными органами, а вышестоящих - представительными органами (например, областные суды - областными советами, обычно на пять лет). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста, либо на определенный срок. Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение.

Важнейшим элементом статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя (принцип: судья остается в должности, пока хорошо себя ведет), мо может уйти в отставку по собственному желанию. Смещение судьи с должности может быть осуществлено только органами судейского самоуправления, они же принимают решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (в тоталитарных странах такие органы обычно не создаются). Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей. В странах тоталитарного социализма судьи, как и депутаты, могут быть досрочно отозваны избирателями, их избравшими, или соответствующими представительными органами.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи.

Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Вне судебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. В Швеции, например, судья может проводить принудительную инвентаризацию имущества, на Украине запрещать отчуждение имущества до судебного решения, в США издавать так называемые судебные, а по существу - административные приказы, являющиеся специфической формой осуществления судебной власти. Такими приказами можно приостановить распространение газеты, приостановить забастовку, временно, до решения суда, отложить публичное собрание в общественном месте или на открытом воздухе и т. д.

Судебная власть имеет специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности судей. Этот орган инспектирует суды, представляет кандидатуры для назначения на судейские должности или сам назначает судей (в разных странах он называется по-разному). Существуют также квалификационные коллегии судебной власти.
61.Конституционно-правовые принципы организации организации и деятельности судебных систем.
Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

- осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

- независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.

- свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

- коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

- ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

- гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

- возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом).

- ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

К числу особых принципов в сфере уголовного процесса относятся:

- право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности;

- право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран - с момента задержания);

- право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

- презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

- никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление;

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

- закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Некоторые из этих принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность).


62.Конституционный контроль(надзор) и конституционная юстиция.
Фактическая и юридическая конституции могут, как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция или же конституционный контроль (надзор).

Существует несколько моделей конституционного контроля.
Европейская модель конституционного контроля получила самое широкое распространение после Второй мировой войны, постоянно совершенствовалась, и теперь она воспринимается на других конти­нентах. Распространение этой модели, в основном связано с двумя обстоятель­ствами. Первое — это желание не допускать повторения грубейших нарушений прав человека и гражданина, имев­ших место до и во время Второй мировой войны. Второе обстоятельство связано с концентрацией власти в руках исполнительных органов, которые в ряде стран к тому же опираются на послушное парламентское большинство. Конститу­ционный контроль в этих условиях становится заметным барьером на пути возможных нарушений конституции.

Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории12. Органическая теория исходила из того, что по­скольку конституция — акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоя­щей по отношению к учредительной, не должны противоречить акту учредительной власти,. Институциональная, теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение разграничения сфер компетенции центра и субъектов федерации. Естественно-пра­вовая теория, или теория общественного договора, считает, что кон­ституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституцион­ный контроль призван следить за их соблюдением. Все эти теории верны и дополняют друг друга.
При тоталитарных режимах устанавливается порой политико-идеологический конституционный контроль. Впрочем, сами конституции в странах с такого рода режимами можно считать таковыми лишь ус­ловно: никакого конституционного строя там, разумеется, быть не может.

Зарубежная история и некоторые до сих пор существующие поли­тические режимы знают и другие основания и подходы для проверки издаваемых в стране актов.
В настоящее время в ряде мусульманских стран существует про­цедура, похожая на институт конституционного контроля— проверка соответствия законов принципам ислама.


63. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах.
Существуют две основные формы политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство». Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико.

Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.

Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико- территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации. Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы.

Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

64.Территориальная автономия.
Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже — национальными особенностями. Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания, Финляндия. Типичный пример — автономные сообщества в Испании (Страна Басков, Каталония, Андалусия и др.), Корсика во Франции, Аландские острова в Финляндии. Автономные регионы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов образования, культуры, социальной сферы, местного хозяйства. Высоким уровнем самоуправления характеризуется статус Гренландии, Фарерских островов, находящихся под суверенитетом Датского Королевства.

Практикуются льготы в налогообложении, государственные субсидии местным хозяйствующим субъектам. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответство- вать общенациональному законодательству. Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством.

Территориальная форма автономии в последние десятилетия утвердилась и в некоторых афро-азиатских государствах (Индия, Китай, Филиппины, Шри-Ланка).

Две основные черты: (1) правовой статус административно-территориальных образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной властью. Она же определяет, на какие административно-территориальные единицы делится государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др. (2), центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах.

Часто закрепляется в законе право на вмешательство центральной власти в дела местного управления.

Имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства (президента или монарха, парламент, правительство); единую судебную систему.

С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

В централизованном унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави, Болгария, Польша, Индонезия)

Относительно децентрализованное: наряду с назначенными из центра чиновниками (например, префектами во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (в той же Франции - мэры, советы в департаментах), чьи права существенно ограничены. Франция

Децентрализованное: нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ. (Англия)

В децентрализованных унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия - конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части террито рии государства. В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию. Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса, закрепленного в специальном законодательном акте, а также право издания законов по вопросам местного значения. Органы административной автономии (1) не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфере несколько шире, чем в обычных административных единицах и (2) могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной формы автономии.

Примеры: в составе Великобритании политической автономией обладает Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет собственный парламент (стормонт) и собственное правительство. Областная политическая автономия существует и в Италии, где она отражает исторические различия в традиционном укладе жизни отдельных регионов (Сицилия, Сардиния) и национальный состав территорий (Трентино-Альто-Адидже, Венеция-Фриулия-Джулия).

Автономный статус: Фарерские островам и Гренландия в составе Датского королевства и Аландские острова в составе Финляндии.

В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель — снять напряженность в межнациональных отношениях. Это, в частности, лежало в основе предоставления политической автономии курдам на севере Ирака.

Возможность образования политической автономии предусматривается, как правило, в конституции и находит детальное регулирование либо в отдельном общегосударственном законе (Дания, Финляндия), либо в особом статуте (законе), который разрабатывается законодательным органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания). В каждом автономном образовании имеется свой законодательный орган (например, лигтинг на Фарерских островах, ландстинг в Гренландии, ассамблея в Каталонии) и свой исполнительный орган (например, джунты в автономных областях Италии). Последний имеет двойное подчинение: местному представительному органу и центральному правительству. Иногда центральная власть может иметь в автономном образовании своего представителя (губернатора —в Гренландии и на Аландских островах), который обладает контрольными функциями.

За центральной властью сохраняется право вмешательства в деятельность органов государственной власти автономных образований. Так, по Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества "к исполнению своих обязанностей". В Италии возможен роспуск областного совета в случае нарушения им Конституции и по соображениям национальной безопасности.

Административная автономия распространена не столь широко. Наибольшее число административных автономных образований (свыше сотни) имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы. Разрешено использование местного языка (суды, преподавание в школе, вещание в СМИ).

Обычно административная автономия отражает специфику национального состава соответствующей административной единицы. (Пример: в Молдове два административных округа, где проживают гагаузы.

 

Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
Составные части этого государства - субъекты федерации - обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти закрепляет децентрализацию государственных функций.

Примеры: "классические" федерации: США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария + новые федерации в Европе (Бельгия), Азии (Индия, Пакистан) и Африке (Нигерия).

Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Исключения: федерации с монархической формой правления относятся Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия (последние две по чисто формальным основаниям). В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть — монархическую.

Признаки федерации:

1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти.

2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации: территория Бразилии состоит из штатов — субъектов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами — субъектами федерации имеется 7 союзных территорий.

Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза.

3. Субъекты федерации не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария).

4. Часто наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. Отсутствуют конституции у субъектов федерации - Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия.

5. Часто наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Это не двойное гражданство, а два уровня гражданства одного государства.

6. Отличительный признак - двухпалатная структура парламента – бикамерализм. При этом нижняя палата повсеместно — орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. В одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте союзного государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.