Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление кадрового потенциала




Мероприятия

Развитие математического образования в ряде своих направлений будет реальным, если будет обеспечен спрос на соответствующих специалистов. Для этого необходимы инвестиции в фундаментальные исследования и математическую индустрию, в проектирование средств ИКТ (включая программирование). Эти инвестиции и их результативность, эффективность должны быть прозрачными, проходить профессиональную экспертизу и освещаться в СМИ.

С точки зрения финансовой поддержки именно развития математического образования оптимальной формой является сочетание поддержки в рамках федеральной государственной программы, государственных фондов (РФФИ, РГНФ) и негосударственных фондов. Различные формы финансирования позволят охватить различные необходимые секторы ключевых участников проекта (например, отдельных талантливых детей и педагогов).

Общими принципами такой финансовой поддержки являются следующие:

  • Улучшение математического образования не должно приводить к снижению оплаты труда учителя
  • Элементы математического образования, находящиеся на мировом уровне, должны финансироваться на мировом уровне.

Необходимо выделение подпрограммы в госпрограмме развития образования, в которой будут предусмотрены, в частности, направления, содержание которых вытекает из предыдущего раздела. Ряд из них, после запуска и апробации будет нормативно и законодательно закреплен, как постоянные.

В мероприятия этого направления входят (далее в перечислении всюду молчаливо предполагается сфера математики):

  • создание системы независимой аттестации педагогических кадров и выпускников высшего образования на квалификацию учителя
  • аттестация педагогических кадров
  • трудоустройство выпускников педагогических вузов
  • трудоустройство педагогов с пониженной квалификацией (установленной аттестацией)
  • разработка примерных учебных программ высшего профессионального образования, рассмотрение вопроса о внесении изменений в ФГОС высшего педагогического образования
  • профессионально-общественная аккредитация программ, кафедр, факультетов, институтов высшего профессионального образования на соответствии современным критериям качества, к которым относится высокий уровень:
    • осваиваемых курсов (экспертная оценка материалов в интернете) и доступных материалов по курсам (библиотека, электронная подписка, доступ к интернету),
    • педагогов (наличие степени доктора и кандидата физико-математических наук),
    • поступающих (анонимные интернет-перечни результатов вступительных испытаний – ГИА и др. и олимпиад),
    • выпускников (интернет-перечни мест работы выпускников)
    • исследовательской (публикационной, конференсной и т. д.) активности.
  • повышение вступительного порога программ бакалавриата образования
  • приведение в соответствие заработной платы педагогов высшего и дополнительного высшего профессионального образования, их квалификации по отношению к учительской.

Интенсивный приход в математическое образование новых сильных педагогических кадров должен быть обеспечен возможностью трудоустройства и дополнительным финансированием работы менее квалифицированных педагогов в соседних нишах, соответствующих их квалификации, например, для средней школы: в тьюторство для неуспевающих детей из социально незащищенных семей. Необходим выпуск рекомендаций по дополнительному финансированию тьюторов для отстающих и повышенной индивидуализации работы с высокомотивированными детьми. (Оба направления могут включать дистанционный компонент и финансироваться на федеральном уровне.)

Укрепление и расширение институтов математического образования

  • Среди центров высшего уровня – создание и федеральное финансирование исследовательского и образовательного центра на базе Института Эйлера в Санкт-Петербурге, находящегося во взаимодействии со всей системой математического образования города (районные центры) и страны (связь с мировым сообществом и системой дистанционных школ). Возможно также создание международных центров (в частности, с международным директоратом), не связанных с уже существующими учреждениями.
  • Создание и федеральное финансирование в системе высшего образования и РАН центров, в которых будут работать (в том числе, с применением дистанционных технологий) ведущие математики (в первую очередь – российского происхождения), обеспечивающие научные исследования совместно с коллегами, постоянно проживающими в России, и педагогическую деятельность в России, в том числе – подготовку математиков – исследователей и педагогов для работы в ведущих университетах.
  • Финансирование дистанционных математических курсов и программ для всех уровней образования, осуществляемых ведущими математическими образовательными структурами, в которых работники провинциальных российских университетов выполняют роль ассистентов, консультантов и тьюторов после того, как они сами успешно прошли аттестацию по этим курсам и программам.
  • Поддержка, в форме дополнительного федерального финансирования программ магистратуры и аспирантуры математических наук, кафедр и факультетов, прошедших профессионально-общественную аккредитацию (см выше)
  • В общем образовании – федеральное финансирование функционирования общеобразовательных учреждений «высшей лиги» (федеральных, национальных исследовательских школ), специализирующихся и показывающих устойчивые результаты в области математики. Это финансирование должно обеспечить: повышенную индивидуализацию образовательного процесса (доказавшая свою эффективность модель нескольких педагогов-математиков в одном классе), всех успешно осваиваемых элективных курсов, математического компонента образовательного процесса, ведущегося учреждением в других образовательных учреждениях, их расширения, добавления интернатного компонента. Финансирование создания новых таких учреждений в регионах, где их нет и формируется потребность в них;
  • В дополнительном образовании детей – федеральное финансирование деятельности школ дистанционного математического общего образования в вузах, РАН, РАО, математических программ дополнительного образования для всех успешно осваивающих эти программы детей.

Модернизация содержания и методов математического образования

В процессе постепенной (при наличии профессионально установленных долгосрочных ориентиров) модернизации содержания и методов математического образования должен быть соблюден баланс «вечных» приоритетов и реальности современного мира (из которой вытекают направления развития математического образования — см. выше). При этом в своих объемных показателях (число часов, кредитов и т. д.) математическое образование не будет сокращаться, а его качество будет расти. Опыт реформирования математического образования в нашей стране и в мире показывает высокую степень риска этого процесса, ключевого во всей реализации Концепции (см. также далее, раздел «Риски»). Концепция предлагает следующие обязательные элементы развития содержания математического образования:

  • профессионально-государственные решения о необходимых изменениях
  • государственный заказ на изменения
  • профессионально-общественная экспертиза последовательности материалов, реализующих изменения, каждый из которых должен соответствовать принятому предыдущему (стандартов, программ, образцов аттестационных материалов, аннотированного плана учебника, самой учебной литературы, результатов апробации и т.д.)
  • широкая апробация, обсуждение, постепенное введение изменений, обязательное дополнительное профессиональное образование педагогов и руководителей, методическое сопровождение изменений.

Необходимость изменений, управление ими, снижение рисков являются основными причинами государственной поддержки, в том числе – в форме грантов, перечисленных выше направлений.

Профессиональное сообщество педагогов-математиков будет формировать:

  • открытые источники (в том числе – теоретический материал, аннотированные задания, проекты)
  • требования к инструментам (для математических построений, вычислений, визуализации, эксперимента)
  • стандарты и программы (в том числе – индивидуальные, авторские)

В частности, среди открытых источников будут иметься основные классические тексты учебной литературы, современная российская учебная литература (в случае получения грифа министерства — свободная для копирования с соблюдением авторского права), образцы зарубежных заданий по математике (и их переводы).

Все это будет использовано при проектировании аттестационных материалов и процедур, в свою очередь влияющих на содержание.

Одним из частных направлений является совершенствование различных форм государственной итоговой аттестации, в частности, использование инструментов ИКТ (которые применяются в практической деятельности и учебном процессе) в ходе аттестации, выделение профильного уровня.

Направления подготовки и программы высшего образования должны получить конкретизацию, должны быть разработаны примерные программы математических курсов, от «общеобразовательных» до соответствующих потребностям конкретных предприятий и их групп.

Необходимо обеспечение образовательных учреждений информационными (программными) инструментами и средами математической деятельности (например, средами динамической геометрии или системами символьных вычислений, или программирования – в общем образовании), их технической и методической поддержкой. Основной механизм – приобретение массовых лицензий на федеральном уровне.

Профессиональные сообщества и институты, в деятельности членов которых используется математическая компетентность, будут оценивать перечисленные выше компоненты содержания формируемые педагогами, будут самостоятельно вырабатывать процедуры и критерии оценивания, согласовывая их с государством.

Участие в международных сравнительных исследованиях и банках заданий (в том числе – открытых) будет служить одним из механизмов сопоставления идущих изменений с мировыми тенденциями и прошлым опытом.

Необходима разработка инструктивной базы по дополнительному финансированию тьюторов для отстающих и повышенной индивидуализации работы с высокомотивированными детьми. (Оба направления могут включать дистанционный компонент и финансироваться на федеральном уровне.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.