Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 5-6 мес.при нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно перехо­дит в лепет




Первые условные связи между слуховыми и артикуляционными образами произносимых звуков образуются именно в период лепета. Ребенок подражает собственным звукам. Закрепление этих звуков происходит благодаря самоподражанию и подражанию речи других.

 

В период лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается ей подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

 

Важное условие нормального развития предречевых реакций: ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, доступные для восприятия движения органов артикуляции разговаривающего с ним человека.

 

С 5-6 мес. у ребенка появляются речевые шумы (губные, гортанные, язычные звуки), которые постепенно дифференцируются в фонемы (Н.И. Красногорский). Произно­симые детьми звуки начинают напоминать звуки их родного языка (С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Ф.М. Розенгард-Пупко и др.).

 

Сначала появляются губные звуки в сочетании с гласными (мааа, бааа). Затем появляются переднеязычные согласные звуки (т.ть, д,дь) в сочетаниях «та; да; тя-тя-тя», с 5 до 12 месяцев - с меняющимся вокальным концом (те-тя-те). Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся в небольших звукосочетаниях. Дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя. де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми.

Постепенно звуки становятся продолжительными и певучими, с изменением интонации. Таким образом, ребенок овладевает структурой открытого слога, который является основной (минимальной) единицей русской речи.

 

 

*Считается, что в лепете участвует артикуляция с включением мышц языка и происходит соединение отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. В лепете преобладают гласные. Это может объясняться тем, что они наиболее легки для произнесения, так как воспроизводятся не с помощью специальных сокращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых складок. Губные и переднеязычные согласные ребенок может произносить с помощью мышц, подготовленным актом сосания. У спящего ребенка при пассивном выдыхании реализуются звуки П и Ф. (И.А. Сикорский).

Фонематический слух формируется в очень раннем возрасте (Т.А. Чистович, В.И. Бельтюков, М.Х Швачкин и др.). Сначала ребёнок учится отделять звуки окру­жающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Ребёнок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых (Д. Слобин и др.).

 

В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подра­жать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается по­вторить за взрослыми.

 

В 8,5-9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с раз­нообразными интонациями.

В возрасте девяти-десяти месяцев происхо­дит качественный скачок в речевом развитии ребенка. Появляются первые «нормативные», «предметно отнесенные» слова (соответствующие лексической системе данного языка).

 

Первые слова в фонетическом отношении элементарны, просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые (ба-ба, ма-ма, па-па, би-би), напоминает повторение слогов в лепете. Постепенно ребенок выделяет из слова ударный слог, который характеризуется динамическим напряжением и занимает в большинстве случаев начальную позицию.

 

 

Многие ученые именно период с 9 до 18 мес. связывают с начальным этапом речевого развития ребенка (Е.Н. Винарская). Для этого периода характерно интенсивное развитие артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук. Появляется активная манипулятивная деятельность.

 

 

В возрасте 10-12 месяцев ребёнок употребляет все существительные в именительном падеже в единственном числе.

*Существительные являются практически единственной представленной в «грамматике» ребенка частью речи.

Таким образом, к концу года ребенок произносит простые в артикуляционном отношении звуки: гласные А, У, И, некоторые согласные: М, П, Б, Н, Д, Т, К, Г. Количество и четкость произнесения звуков может варьировать, завися от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата. Постепенно увеличивается количество произносимых звуков.

Овладение звуками происходит в определенной онтогенетической последовательности:

- губные раньше, чем язычные;

- взрывные раньше, чем щелевые. Это связано с тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать приближенными друг к другу для образования щели, необходимой для прохода воздуха.

- затем осваиваются аффрикаты Ц и Ч и сонорные звуки Л,Рь,Р.

 

Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонематической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.

 

Но не у всех детей этот процесс одно­значен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом (Т.Б. Филичева и др.).

 

На втором году жизни дети четко начинают произносить гласные А, У, И, О. Но звуки Ы, Э заменяют звуками И, Е; большинство согласных дети или совсем не произносят, или заменяют их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

 

Голосовой аппарат еще не окреп, слабый речевой выдох, поэтому голос недостаточно громкий, поэтому возможны замены звонких согласных глухими, допустима замена ряда твердых согласных (в основном переднеязычных Т, Д, С, З) мягкими согласными звуками. Из-за недостаточно окрепшего артикуляционного аппарата у ребенка еще отсутствуют шипящие звуки, аффрикаты и звуки Л, Рь, Р.

 

На этом этапе речевого развития детей допускается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще ударный или первый (ко, моко – молоко). Но дети уже в состоянии менять интонацию голоса.

Таким образом, в преддошкольный период у детей имеются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки дети пропускают (не произносят совсем), переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи (определяемые понятием «физиологическая дислалия») объясня­ются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также не­достаточным уровнем развития фонематического восприятия (восприятия и дифференциации фонем).

 

Вместе с тем, характерным для это­го периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интона­ционно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямидкя (пирамидка), итая (гитара), камейка (скамейка) и т.п.

 

 

Следует обратить внимание на то, что осваивая язык как целостную систему знаков, ребёнок осваивает звуки сразу как фонемы. К примеру, фонема [р]может произноситься ребенком по-разному – в нормативном варианте, грассирующе, или картаво (велярный и увулярный вариант ротацизма). Но в русском языке эти различия не носят смыслоразличительного признака (не являются существенными для общения, потому что не ведут к образованию разных по смыслу слов или разных форм слова). Несмотря на то, что ребёнок пока не обращает внимания на раз­личные варианты произнесения фонем, он достаточно быстро схватывает существенные признаки звуков своего языка.

Так в три года ребенок хорошо различает и слышит ошибки, особенно в чужой речи.

 

Это иллюстрируемся следующим примером диалога взрослого с ребенком:

—Как тебя, девочка, зовут?

—Малина. (Т.е. – Марина)

—Малина?

—Нет, Малина.

—Ну, я и говорю — Малина!

—Малина, Малина!

―А, так тебя Мариной зовут?

—Да, Малиной!

 

Из приведенного примера видно, что ребёнок, не умеющий произносить звук [р], адекватно дифференцирует его с оппозиционным звуком. Поэтому он отвергает взрослую имитацию своего произношения, хотя сам ещё не может в своём произношении выразить различие между правильным и ненормативным вариантом.

 

Уже к 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя различные грамматические формы (идиидетидемне иду; куклакуклекуклу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.