КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки к экзамену 1 страница
Споров Тема 25. Международно-правовые средства разрешения международных Тема 24. Международное экономическое право План: 1. Понятие международного экономического права. 2. Принципы международного экономического права. 3. Международные экономические организации (ЮНКТАД, ЮНИДО). 4. Роль Международного Валютного Фонда (МВФ) в международной экономике. 5. Роль Всемирной торговой организации (ВТО) в международной экономике. Литература: (Смотри дополнительную литературу в разделах «Список основной и дополнительной литературы», «Темы семинарских занятий и самостоятельной работы студентов») Декларация об установлении нового международного экономического порядка 1974 г. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. Декларация о международном экономическом сотрудничестве, принятая 18-й специальной сессией ГА ООН в 1990 г. Декларация Боннской конференции по экономическому сотрудничеству в Европе 1990 г. Богуславский М. М. Международное экономическое право. - М., 1986. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. - М., 1994. Ковалев А. А. Самоопределение и экономическая независимость народов. - М., 1988. Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок. - Киев, 1988. Хлестов О. Н., Родионов Ю. А. ЮНИДО. Орган Объединенных Наций по промышленному развитию. - М., 1990.
План: 1. Понятие споров и спорных ситуаций. Виды споров по Уставу ООН. 2. Средства примирения сторон: переговоры, консультации, добрые услу- ги, посредничество, международная согласительная процедура, смешанные согласительные комиссии. 3. Международное арбитражное разбирательство. 4. Международные суды. Международный Суд ООН и региональные суды.
Литература: (Смотри дополнительную литературу в разделах «Список основной и дополнительной литературы», «Темы семинарских занятий и самостоятельной работы студентов»)
Устав Организации Объединенных Наций. Статут Международного Суда ООН. Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. Образцовые правила арбитражного процесса 1958 г. Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства разрешения междуна- родных споров (конфликтов). - Ленинград, 1975. Беджауи М. Международный Суд ООН: прошлое и будущее//Московс- кий журнал международного права. 1995. № 2. Клименко Б. М. Мирное решение территориальных споров. - М., 1982. Кожевников И. Ф., Шармазанашвили Г. В. Международный Суд ООН: организация, цели, практика. Крылов С. Б. Международный Суд. - М., 1958. Лазарев С. В. Международный арбитраж. - М., 1991. Международно-правовые проблемы урегулирования международных кон- фликтов: Обзор. - М.: Академия Наук СССР, 1985. Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных споров. - М., 1974. Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. - М., 1984.
1. Международное право: понятие, сущность, особенности. Мп – это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера, возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования. Мп является отдельной обособленной правовой системой со своими отраслями и институтами. Оно не является отраслью внутригосударственного права и не входит в его правовую систему. Нормы мп создают права и обязанности только для субъектов мп. Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем трансформации норм мп в нормы внутригосударственного права. Мп следует отличать от международных отношений и дипломатии. Международные отношения намного шире, чем международное право.Международные отношения становятся международно-правовыми отношениями в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного права, содержащих правовые нормы и регулирующих их поведение.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права. Возникновение и развитие мп связано с образованием государств. МП существовало уже в период рабовладельческого строя. По мере развития общества, смены общественно-экономических формаций развивалось и совершенствовалось мп. В эпоху феодализма международное признание получили сборники, обычаи морского права, начало складываться консульское право. Французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательство во внутренние дела. В XIX столетии была произведена кодификация дипломатического, морского права, приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны. В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация - Лига Наций, - целью которой являлось обеспечение международного мира и безопасности. В 1928 г. заключается Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. На конференциях в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь основополагающих принципов современного международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе положил начало процессу сближения европейских государств, формированию системы мер доверия. На месте бывшего СССР возникли самостоятельные государства, создано СНГ. 3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины и механизмы воздействия. Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. Мп влияет на национальное законодательство. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Существуют дуалистическая и две монистические концепции соотношения международного и внутригосударственного права. Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного). Дуалистическая концепция придерживается точки зрения, согласно которой международное право и право внутригосударственное - самостоятельные, равноправные правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.
Российская международно-правовая доктрина придерживается дуалистической концепции соотношения международного и национального права. Внутригосударственное право играет активную роль в процессе осуществления норм международного права. 4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве. Норма межд права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Классификация норм. Можно предположить следующую классификацию межд-прав норм: 1. по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы; 2. по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные. Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников. 3. по юр силе - императивные, диспозитивные. Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. 4. по функциям в системе - материальные, процессуальные(те, кот регулируют процессы создания и осуществления мп); 5. по источнику - обычные, договорные, нормы решений межд организаций. 6. По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. 5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Термин “источники права” употребляется в двух значениях — материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права — это те формы, в которых находят свое выражение нормы права.
К источникам МП относятся: a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. b) международный обычай. Международным обычаем может стать такое правило поведения субъектов мп, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы. c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют специализированные учреждения ООН. 6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права. Принципы МП - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также содержание мп. Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах мп. Принцип неприменения силы: избавить грядущие поколения от бедствий войны. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд споры с другими гос-вами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе межд мир, безопасность и справедливость. Принцип уважения прав человека. Осведомляет о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, о ликвидации расовой дискриминации, о правах ребенка и др. Принцип суверенного равенства: Каждое гос-во имеет право свободно выбирать и развивать свою полит, соц, эк и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все гос-ва обладают равными основными правами и обязанностями. Принцип невмешательства: не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого гос-ва.. Принцип территориальной целостности: обязывает уважать и сохранять против всякого внешнего нападения террит целостность государств-членов. Принцип нерушимости границ.Каждое гос-во обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих межд границ другого гос-ва или в качестве средства разрешения межд споров. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой полит статус и осущ свое эк, соц и культурное развитие. Принцип сотрудничества. Принцип обязывает гос-ва сотрудничать друг с другом, независимо от различий их полит, эк и соц систем. Принцип добросовестного выполнения обязательств по мп. Принцип закрепил соглашение гос-в о признании юр силы за нормами межд права. 7. Субъекты международного права: понятие и виды. Субъекты международного права — участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Основной отличительной чертой субъектов международного права является юридическая способность к самостоятельным юридическим действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм и независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами Свойства субъектов[править | править вики-текст] Если придерживаться классического взгляда на понимание субъекта международного права, то среди его свойств можно выделить три основных[2]: Субъект международного права самостоятельно и автономно может осуществлять юридически значимые действия, среди которых, в первую очередь, можно выделить участие в создании международно-правовых согласованных норм. Субъект международного права независимо осуществляет возникшие на основе установленных международно-правовых согласованных норм права и обязанности. Субъект международного права также несет международную ответственность за невыполнение международных обязанностей. Однако существуют также иные точки зрения, согласно которым субъектом международного права может являться любой субъект, несущий права и обязанности, проистекающие из международно-правовых согласованных норм[3]. Тем самым к субъектам международного права можно отнести и частных лиц (физических лиц,юридических лиц, транснациональные корпорации). Однако общепринятая точка зрения заключается в том, что субъектами международного права признаются лишь те образования, которые создают правовые нормы[4]. Вопрос о физических лицах как субъектах международного права до сих пор является спорным По своей природе: Основные субъекты: государства Производные субъекты: Международные межправительственные организации (ООН) Государствоподобные образования (Святой Престол, Мальтийский орден) Отдельно выделяются: Народы, борющиеся за независимость Международные неправительственные организации (Международный комитет Красного Креста[7],Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца[8]). Субъекты федераций и административно-территориальные единицы унитарных государств[9]. По характеру деятельности: Правоустанавливающие Правоприменяющие (частные лица) По отраслям международного публичного права: Субъекты права международной ответственности Субъекты международного экономического права Субъекты международного гуманитарного права Субъекты права консульских сношений Субъекты права дипломатических сношений и др.
8. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия. Признание — односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект мп и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства. 1.Признание де-факто — выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. 2.Признание де-юре — полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. Виды признания.Можно выделить традиционные виды признания и предварительные или промежуточные. Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем;. Согласно второй, признание не сообщает дестинатору соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. 9. Правопреемство в международном праве. Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. - государство предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения; - государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государства; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому. 10. Международный договор: понятие, виды. Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме. I. По количеству участников: 1) односторонний юридический акт в виде нотификации, т.е. сообщения в установленной форме факта, из которого могут вытекать юридические последствия; 2) двухсторонние, в которых участвуют два субъекта; 3) многосторонние, в которых участвуют более двух субъектов; 4) общие многосторонние договоры, которые заключаются между несколькими государствами, по вопросам которые интересуют большинство гос-в. II. По силе действия: 1) универсальные, в них участвуют все государства; 2) региональные, в них участвуют государства определенного региона; 3) субрегиональные, в них участвуют государства внутри определенного региона. 1) открытые, в них участвуют любое государство; 2) закрытое, в них участвуют определенные государства по определенному списку. 11. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Стадии заключения международного договора: 1.Согласование воли государств или других субъектов международного права относительно правил поведения и текста договора. 2.Парафирование (подписание, ратификация или утверждение международного договора).Оно осуществляется путем проставления инициалов этих представителей в нижнем правом углу каждого листа текста договора. Ратификация – это одобрение текста международного договора высшим органом государственной власти. 12. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров. Существуют следующие наименования международных договоров: 1.трактат - многосторонний международный договор, который устанавливает взаимоотношения между его участниками по политическим вопросам; 2. договор - разнообразная форма соглашений между гос-ми по пол-м, эк-м, культурным, социальным и др вопросам; 3. пакт - двухстороннее или многостороннее соглашение между государствами, по какой либо проблеме; 4. соглашение - межгосударственный договор, который подписывается от имени правительства и, как правило, не подлежит ратификации; 5. конвенция - международное соглашение межправительственного характера по технологическим вопросам; 9. обмен нотами - носит тогда характер международного соглашения, когда тексты нот по своему содержанию совершенно идентичны. Договор может заключаться в письменной или устной форме. К структуре договора относятся его составные части: 1) название договора, 2)преамбула - в ней часто формулируется цель договора, 3)основная часть - делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. 5)подписи сторон. Оговорка - одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. 13. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация. Общие основания прекращения действия договора: а) согласие сторон для замены международного договора на новый; б) истечение срока действия международного договора; в) прекращение действия международного договора в связи с достижением целей; г) денонсация международного договора; д) прекращение существования одного из субъектов международного договора; е) невозможность исполнения договора; ж) оговорка об изменившихся обстоятельствах; з) неисполнение договора одной из сторон. Условия недействительности договора: - абсолютная недействительность: Договор с самого начала его заключения является недействительным. - относительная недействительность договора: 1) государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвовавшего в переговорах государства; 2) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа; 3) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате принуждения или угрозами; 4) при подписании договора была допущена ошибка, касающаяся факта или ситуации. Денонсация – это правомерное прекращение действия международного договора. Выражается в виде заявления одной из сторон о прекращении действия международного договора в пределах, предусмотренных самим договором. 14. Понятие и виды международных споров. Одним из принципов гос-в является обязанность государств разрешать свои “международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”.
Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности: мирные средства разрешения споров; всеобщая и региональная безопасность; меры по ослаблению напряженности и прекращению гонки вооружений; меры по предотвращению ядерной войны; меры по пресечению актов агрессии; действия международных организаций; нейтрализация и демилитаризация территорий; меры по укреплению доверия между государствами. В соответствии с Уставом ООН международные конфликты делятся на: При возникновении конфликта государства используют международные средства разрешения споров исходя из определенных оснований: 15. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов). 1. Мирные средства - единственно правомерный способ разрешения споров между государствами. 2. Непосредственные переговоры и консультации. 5. Международные третейские суды. 6. Международная судебная процедура. 7. Институт пограничных представителей. В соответствии с нормами международного права все государства обязаны разрешать возникающие между ними разногласия мирными средствами. Статья 33 Устава ООН предлагает следующие средства разрешения споров: переговоры; посредничество; примирение; арбитраж; судебное разбирательство; разрешение споров в международных организациях. 16. Понятие и основания международно-правовой ответственности. Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения. а) за правомерные действия; б) за неправомерные действия: - юридическое основание – международное правонарушение, т.е нарушение международного договора, обычая, решения односторонней декларации государства; - фактическое основание – такие противоправные действия, которые нарушают интересы другого государства или других государств или международный правопорядок в целом: 1.Международный деликт – нарушение международного договора, нарушение чести или достоинства иностранного государства или его имущественных интересов, нарушение прав иностранцев, нарушение неприкосновенности дипломатических или консульских представительств, их персонала и сотрудников. 2.Международное преступление – особо опасное деяние, которое заключается в посягательстве на мир и безопасность государств и народов, добрососедские отношения между народами и государствами, нарушения или посягательство на право народов или наций на самоопределение, а также нарушение или посягательство на общепринятые правила поведения войны. 17. Виды и формы международной ответственности. Известны два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная. - сатисфакция - заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны; - реплессалия - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом; - реституции - восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения; - репарация - денежной или иной компенсации убытков потерпевшему. 18. Население и гражданство в международном праве. Под населением в МП понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения входят: 1)граждане данного г-ва; 2)иностранные граждане; 3)лица имеющие двойное гражданство; 4)лица не имеющие гражданства. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным гос, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Гражданство обозначает совокупность правовых связей между индивидом и гос и указывает при этом на принадлежность лица к определенному гос. Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с гос явл его постоянное проживание на территории гос. Гражданство представляет собой такой институт, в котором соотносятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам гражданства существуют двусторонние и многосторонние соглашения гос, регулирующие вопросы гражданства.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |