Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип суверенного равенства государств 3 страница




Принцип стал формироваться в глубокой древности вместе с развитием отношений между государствами и веками развивался как региональный правовой обычай, содействуя организации связей между государствами, разрешению их бесчисленных споров и способствуя формированию норм, принципов и институтов международного права.

Однако общее признание и конвенционное закрепление принцип получил лишь в ХХ в. В основу системы норм Устава ООН положена идея сотрудничества государств. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Принцип зафиксирован также в уставах и актах международных организаций, в тысячах международных договоров.

Развивая положения Устава ООН, Декларация 1970 г. определила цели и содержание принципа:

· поддержание международного мира и безопасности, содействие международной стабильности, прогрессу и общему благосостоянию народов;

· установление всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод и ликвидация всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости;

· принятие совместных и индивидуальных мер, предусмотренных Уставом ООН;

· содействие всеобщему прогрессу в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники, культуры и образования.

Следовательно, обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН

Иногда утверждают, что обязанность сотрудничать носит не правовой, а морально-политический, декларативный характер. Эти не соответствуют действительности. Безусловно, было время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государства, однако объективные факторы мирового развития и логика развивающихся международных отношений со временем привели к превращению сотрудничества из добровольного акта в правовую обязанность государств.

В условиях глобализирующегося и все более взаимозависимого мира значение принципа сотрудничества с каждым годом возрастает. Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов международного права сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.28

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 10.6. Принцип равноправия и самоопределения народов

quest13Право каждого народа свободно, без всякой дискриминации, выбирать пути и формы своего развития - одна из коренных основ современных международных отношений и права. Поэтому рассматриваемый принцип включает в себя два элемента – право на равноправие и право на самоопределение.

Равноправие – это обладание каждым народом одинаковыми правами в рамках той или иной социально-политической общности: например, автономии, федерации, мирового сообщества.

Самоопределение – это право народа или какой-либо этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своей социально-политической жизни.

Данный принцип утвердился в середине ХХ в. Его появлению предшествовал «принцип национальности», согласно которому в ХVII-XIX вв. за нациями признавалось право создать «свое» национальное государство: «одна нация - одно государство». Однако он не стал господствующим, т.к. предполагал самоопределение лишь по признаку национальности и распространялся только на «цивилизованные», «христианские» народы Европы.

Принцип впервыенашел международно-правовое признание в Уставе ООН. Одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1 Устава). Но в Уставе формулировки о самоопределении были довольно туманными и еще не подразумевали самое радикальное право народов – право на независимость (даже для колоний). Учредители ООН тогда, в 1945 г., еще не были готовы пойти на признание столь радикального права народов.

Создание и деятельность ООН, повсеместная гуманизация и демократизация как международных, так и внутригосударственных отношений вошли в явное противоречие с сохраняющимися колониальными империями, охватывавшими обширные регионы и целые континенты. Во многих колониях развернулись национально-освободительные движения, которые нуждались в политико-правовой и материальной поддержке. И она была им оказана. По инициативе СССР 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1514(XV) приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой впервые было раскрыто содержание данного принципа. Оно выражалось в следующем:

· все народы имеют право на самоопределение;

· все народы вправе свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

· недостаточная политическая, экономическая, социальная и образовательная подготовленность народов не должны быть препятствием для достижения независимости;

· любые военные и репрессивные меры против зависимых народов должны быть прекращены для обеспечения мирной и свободной реализации права на независимость;

· должна уважаться целостность территорий самоопределяющихся народов;

· на территориях зависимых народов должны быть срочно приняты меры для передачи власти этим народам согласно свободно выраженной ими волей, без всяких условий и дискриминации.

closetest12Принцип получил подтверждение и в других актах ООН, в частности, в Пактах о правах человека 1966 г., Декларации 1970 г., в которых выражено главное в его нормативном содержании. Положения этих актов ООН и рассматриваемого принципа были направлены в тот период против колониальной системы. Но к 70-м годам ХХ в. завершался распад колониальных империй, большинство колониальных народов уже освободились и создали независимые государства. Поэтому многие государства стали расширительно подходить к содержанию данного принципа. Наиболее полно новое содержание принципа было раскрыто на региональном уровне - в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. В этом Акте государства уже отошли от прежней антиколониальной направленности принципа и его содержание распространили на все народы. 30

К концу ХХ в. после развала колониальных империй вопрос о самоопределении народов в форме образования независимых государств в основном был решен. Однако и сегодня данный принцип продолжает оставаться весьма актуальным для многих народов мира. Но теперь субъекты права на самоопределение - это в основном народы суверенных государств.

Новое содержание принципа - в следующем. Право на самоопределение принадлежит всем народам. Оно не исчезает, если народ образовал независимое государство или вошел в состав другого государства. Это право с достижением национального самоопределения лишь меняет свое содержание, отражаясь в различных политико-правовых и административно-территориальных формах его реализации – полного суверенитета, автономии или иной формы самоуправления

Каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без вмешательства или давления извне, решать, поддерживать ли существующие социально-политический строй и устройство в данном государства или требовать их изменения, трансформировать свой политический статус внутри этого государства или выйти из его состава, выражая при этом свою волю любыми возможными и доступными ему мирными способами, создавая на демократических условиях публичные органы власти, которые его официально представляют и руководят его борьбой. Так, вопрос о выходе может решаться только свободным волеизъявлением народа (чаще всего референдумом или плебисцитом), в результате которого выясняется, отделяется ли данный народ, да еще и со своей территорией (например, Сингапур от Малайзии в 1980 г., Черногория от Сербии в 2006 г.) или не отделяется (Квебек от Канады в 1989 и 1995 гг., архипелаг Токелау от Новой Зеландии в 2006 г.). Но нередко это решаются и в ходе вооруженной борьбы (например, отделение Эритреи от Эфиопии в 1993 г.). Главный здесь критерий – явно выраженное желание подавляющего большинства того или иного народа.

В содержании права на самоопределение все чаще выделяют неполитические аспекты, например, право народа распоряжаться естественными ресурсами, осуществлять культурное развитие и т.п.

Современное содержание принципа включает в себя как права народов, так и корреспондирующие им обязанности государств.31 Так, праву народов на самоопределение соответствует обязанность государств не только уважать это право, но и реально содействовать его реализации. Государства обязаны воздерживаться от силовых действий, лишающих народы их права на самоопределение. Если государство силой препятствует борющемуся народу реализовать это право, то народ имеет право на сопротивление и вправе добиваться поддержки и получать ее от других государств и международных организаций в соответствии с принципами и нормами международного права. Таким образом, в тех государствах, где не соблюдается принцип равноправия, в органах власти представлен не весь народ, отдельные этнотерриториальные части страны подвергаются грубой дискриминации, ущемленный народ имеет право реализовать свое право на самоопределение даже в ущерб целостности государства.

Принцип включает в себя право, но не обязанность народов. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб целостности и единству государств.32

Попытки реализации на практике принципа самоопределения отдельными народами, пребывающими в составе уже сложившихся государств, породили множество политических и правовых проблем (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Северный Кипр, Косово, Курдистан и др.). В их основе - глубокая коллизия между двумя императивными принципами: самоопределения народов и территориальной целостности государств. Борющийся народ ссылается на свое право самоопределения, а власть государства, на чьей территории пребывает данный народ, объявляет борьбу незаконной, т.к. она нарушает территориальное единство государства, ведет к ущемлению прав других народов на территории этого государства. Но в этом вопросе государства мира проявляют непоследовательность, признавая правомерность борьбы за одними народами (Косово) и считая её противоправной у других (Абхазия, Приднестровье и др.).

Самоопределение, таким образом, означает право народов выбирать путь развития, в наибольшей степени соответствующий их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и взглядам. Но в последние годы возникла и стала реальностью угроза злоупотребления принципом. Часто побудительным мотивом для его использования в своекорыстных целях становятся националистические, политические, сепаратистские, криминальные и другие факторы. Для многих государств - реальна угроза территориальной целостности. Поэтому реализация принципа не должна вести к разрушению государств.33

Право на самоопределение не абсолютно. Все народы и государства в современном мире взаимосвязаны. Нельзя решать свои национальные интересы за счет нарушения и ущемления законных прав и интересов других народов. Поэтому реализация народом его права на самоопределение должна осуществляться в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства (или государств) его проживания, с учетом законных прав и интересов других народов, проживающих на этой и/или сопредельной территориях, а также с должным учетом других основных принципов международного права.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 10.7. Принцип неприменения силы и угрозы силой

opentest7Это базовый принцип дляобеспечения мира, ставящий вне права войну и иные силовые методы ведения внешней политики.opentest10Он стал формироваться лишь в ХХ в. Его появление - огромное достижение мирового сообщества и благодатная новелла международного права. История человечества до ХХ в.– это история войн. Каждое государство имело ничем не ограниченное и легальное право на войну – jus ad bellum. Формирование и признание данного принципа шло трудно и поэтапно. Серьезной предпосылкой для его становления стали решения Первой и Второй Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг., несколько ограничившие средства и методы ведения войны. Невиданная ранее масштабность и кровопролитность Первой мировой войны, создание первой в истории организации по обеспечению мира – Лиги Наций, антивоенные акты Советской России и 14 пунктов президента США Вильсона, широкое пацифистское движение создали благоприятную политико-правовою основу ограничения применения силы и её запрета. Но государства еще не были готовы пойти на полный запрет войны. В Статуте Лиги Наций государства лишь решились «для гарантии их мира и безопасности … принять некоторые обязательства не прибегать к войне». Они обязались при возникновении спора сначала использовать мирную процедуру его разрешения (передать спор на рассмотрение Совета Лиги, Постоянной Палаты Международного Правосудия или третейского суда) и не прибегать к войне до истечения 3-х месяцев после вынесения решения каким-либо из этих органов.

В этих условиях ряд государств пошли по пути заключения двусторонних договоров о ненападении друг на друга. Большую активность в этом проявил и Советский Союз. Значимым событием на пути запрещения войн стало принятие 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакта Бриана-Келлога) – первого в истории международно-правового акта, содержавшего юридические обязательства государств не прибегать к войне для решения проблем своей внешней политики.

Ужасы Второй мировой войны, разгром объединившимися народами фашизма, триумф победы и создание ООН, демократизация международных отношений с неизбежностью поставили вопрос о полном ограничении применения силы. Эта объективная закономерность и жизненная потребность были реализованы в качестве принципа международного права в Уставе ООН. Устав закрепил одной из главных целей Организации избавление будущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы правил и механизмов, когда военная сила применялись бы только в общих интересах мирового сообщества. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, все государства-члены ООНотказались«в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, т.к. поддержание мира требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались указанного принципа. Однако ни в ст. 2, ни в других статьях Устава не указывается, какие конкретные действия государств и при каких условиях должны рассматриваться как запрещенные. А это важно, поскольку нередко государства прибегают к использованию силы, тенденциозно толкуя нормативное содержание самого понятия «сила», содержащегося в Уставе.

Устав ООН запрещает не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Термин «сила» в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, нужно толковать не изолированно, а во всей совокупности прав и обязанностей государств, определенных Уставом. Следует признать, что применение вооруженной силы представляет собой наибольшую опасность для дела мира, и в п. 4 ст. 2 Устава речь идет, прежде всего, о запрещении применения вооруженной силы.

Приведенная формула Устава позже была конкретизирована в ряде других актов ООН. В их числе упоминавшаяся Декларация 1970 г., Определение агрессии, принятое в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. В последнем акте нормативное содержание принципа выражено наиболее полно. Содержание этого принципа было конкретизировано также в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в ряде других документов Хельсинкского процесса.34

quest14Наиболее полно содержание принципа раскрыто в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. «Определение агрессии». closetest13Самое открытое, явное и грубое нарушение принципа - агрессия. Согласно ст.1 Определения, агрессия представляет собой применение каким-либо государством первым вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН. Использование иных средств (экономических, политических), может быть квалифицировано как применение силы, если по своему воздействию и результатам они подобны военным мерам.

Согласно нормативному содержанию данного принципа (ст. 3 Определения), запрещаются:

· вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого;

· военная оккупация;

· полная или частичная аннексия территории другого государства;

· применение любого оружия одним государством против другого даже без вторжения;

· нападение частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого государства;

· действия вооруженных сил одного государства, находящихся по договору на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных договором;

· продолжение пребывания вооруженных сил одного государства на территории иностранного государства после прекращения действия договора об их пребывании;

· действия государства, предоставившего свою территорию в распоряжение другого государства для для совершения последним актов агрессии против третьего государства;

· блокада одним государством портов или берегов другого государства;

· засылка (или поддержка) государством вооруженных групп, регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях борьбы против него с применением вооруженной силы.

В Определении закреплено, что Совет Безопасности уполномочен признать и другие действия государств агрессивными, если они создают угрозу или уже нарушили мир. Никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии. Начиная с 70-х гг. в содержании принципа особо подчеркивается обязанность государств воздерживаться от угрозы и применения силы как средства разрешения территориальных или пограничных споров. Нарушением принципа следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить право на самоопределение и т.п. Все это, бесспорно, свидетельствует о том, что международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении.

Согласно Уставу, Совет Безопасности уполномочен принять против государства-агрессора меры принудительного характера, включающие в себя последовательное применение невооруженных, а затем, в случае необходимости, и вооруженных мер (ст.ст. 41-42). quest15Согласно Уставу ООН, в мире существуют лишь два случая правомерного применения вооруженной силы:

1. По решению Совета Безопасности ООН в виде санкций против государства-правонарушителя в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 42 Устава).

2. В порядке самообороны государства при вооруженном нападении на него, но до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для восстановления нарушенного мира (ст.51).

Недопустимо применение вооруженной силы одним государством против другого в ответ на принятие последним враждебных мер. В подобных ситуациях или даже при наличии угрозы нападения государство может принять ответные меры при соблюдении принципа соразмерности.

Кроме понятия «агрессия» международное право знает понятие «вооруженное нападение». При внешнем сходстве этих действий юридические последствия при их совершении могут быть различными. Например, Совет Безопасности может квалифицировать в качестве агрессии действия, не связанные с прямым вооруженным нападением государства. Напротив, не всякое вооруженное нападение может быть агрессией.

Нападение 11 сентября 2001 г. террористической группировки «Аль-Кайеда» на США внесло коррективы и в трактовку самой категории «нападение», которое уже не может восприниматься лишь как нападение государства на государство. Совет Безопасности ООН в резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. расширил трактовку данной категории, квалифицировав подобные акты терроризма как действия, представляющие собой угрозу международному миру и безопасности, и признав за потерпевшим государством неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН.35

Серьезные международные проблемы в последние годы возникли в связи с появлением доктрины и практики «гуманитарного вмешательства», когда военная сила государств или международных организаций применялась против другого государства под предлогом защиты прав человека, массово нарушаемых в данном государстве. При проведении таких «гуманитарных интервенций» может допускаться политизация ситуации, отдаваться приоритет политике, а не праву, применяться непропорциональное использование силы и т.п.36 Наиболее яркий пример этого - военная акция НАТО против Югославии в 1998 г.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 10.8. Принцип мирного разрешения международных споров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.