Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7-8: Правовые и организационные основы местного самоуправления




Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. С учетом различных уровней правового регулирования эти акты можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на
федеральном уровне: Конституция Российской Федерации и федеральные
законы, закрепляющие основные положения и общие принципы построения и
функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав
местного самоуправления. Кроме того, правовыми актами данной групп»
осуществляется разграничение полномочий федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области местного самоуправления.

Основополагающая роль, которую играет Конституция Российской Федерации в правовой системе нашего государства, в полной мере проявляется и в вопроса* правового регулирования местного самоуправления. Правовые нормы, так или иначе касающиеся местного самоуправления, содержатся во многих статьях Конституции РФ. Основной Закон признает и гарантирует местное самоуправление в качестве одной из форм осуществления народом своей власти; закрепляет самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, устанавливает основы финансово: экономической самостоятельности местного самоуправления, определяв основные формы осуществления местного самоуправления и гарантий муниципальной деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному, ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерацией

В сфере государственного регулирования местного самоуправления основным правовым актом является Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Он развивает конституционные начала местного самоуправления определяет единые принципы формирования и развития правовыми территориальных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления, конкретизирует содержание гарантий муниципальной деятельности.

Большое значение в становлении и развитии местного самоуправления в Российской Федерации, защите избирательных прав граждан имеет Федеральный; закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября, 1996 г. Он устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию, конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного;

самоуправления в субъектах Федерации, не осуществивших законодательного
регулирования данного вопроса в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".

Вторую группу образуют указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты данной группы существенно восполняют Пробелы правового регулирования общественных отношений в области местного самоуправления, создают юридическую основу для применения положений Конституции РФ, исполнения законов Российской Федерации.

Третью группу составляют нормативные правовые акты по вопросам Местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и местных традиций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить Конституции Российской Федерации и действующим федеральным законам.

Субъекты Российской Федерации по вопросам местного самоуправления могут принимать примерные, рекомендательные или модельные акты. Спецификой последних является то, что они получают юридическую силу только после их принятия, одобрения (возможно в переработанном виде) представительными органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования.

В четвертую группу входят нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами местного самоуправления или населением Непосредственно. Это, прежде всего, уставы муниципальных образований и общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривается уставом муниципального образования. Уставы муниципальных образований являются необходимым элементом правовой основы местного самоуправления. В уставе указываются территориальная и финансово-экономическая основа местного самоуправления, вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов (Лестного значения, структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, другие важнейшие положения об организации и деятельности местного самоуправления.

Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно на основе законов Российской Федераций и законов соответствующего субъекта Федерации и принимается либо представительным органом местного самоуправления, либо населением непосредственно. Принятый устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Отказ в его регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования (обнародования).

Виды, порядок принятия и вступления в силу иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.