Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения, принятые органами местного самоуправления и их должностными лицами




В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). В этой же статье закрепляются наимено­вания актов органов местного самоуправления и их должностных лиц следующим образом.

1. Представительный орган принимает решения. Это могут быть решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

2. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения. Этими актами могут регулироваться вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председате­лем представительного органа муниципального образования. Если глава муниципального образования является главой местной администрации, то постановлениями регулируются вопросы местного значения, вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, а распоряжениями регулируются вопросы организации работы ме­стной администрации.

3. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения. Этими актами регули­руются вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования.

4. Глава местной администрации издает постановления по вопро­сам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

5. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Ранее вопрос о муниципальных актах регулировался иначе. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определялись уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В зависимости от своих юридических свойств муниципальные правовые акты органов местного самоуправления подразделяются на нормативные и индивидуальные акты. В отдельных случаях органы местной го самоуправления или их должностные лица заключают нормативные договоры. Нормативный акт - это односторонний, властный юридический документ, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное использование и регулирующий типовые (повторяющиеся) отношения.

На практике во многих уставах муниципальных образований закреплялось, что нормативные акты называются постановлениями, ненормативные - распоряжениями. Однако этот подход не решал проблему со­отношения муниципальных актов различных органов местного само­управления и их должностных лиц по юридической силе.

На основе анализа законов и особенно уставов ряда муниципаль­ных образований можно сделать вывод о соотношении актов представи­тельных органов, глав муниципальных образований и глав администра­ций, о юридической силе этих актов. В одном случае (законы Воронеж­ской и Омской областей) устанавливается, что правовые акты местной администрации не могут противоречить актам, принятым соответствую­щим представительным органом. В другом (Устав г. Хабаровска) опре­деляется, что акты главы муниципального образования (он же глава ад­министрации) издаются в соответствии с решениями представительного органа. В третьем (г. Ярославль) указывается, что акты главы муници­пального образования (он же глава администрации - мэрии) издаются только во исполнение законов Российской Федерации, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства РФ и законов субъекта Рос­сийской Федерации. Но вместе с тем этот глава руководит администра­цией, выполняющей исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения муниципального образования. В конечном счете по­лучается, что акты представительных органов обладают большей юри­дической силой, чем акты глав муниципальных образований и глав ад­министраций. При этом у представительных органов нет права отмены актов глав муниципальных образований и глав администраций. Таким образом, на соотношение актов органов местного самоуправления в ка­кой-то мере проецируется соотношение актов органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации».

Другой достаточно существенной проблемой являлось разграниче­ние компетенции между представительными и исполнительными орга­нами местного самоуправления, которая была не всегда четко прописана в уставах муниципальных образований. Это, в частности, проявлялось, в неопределенности разграничения круга вопросов, по которым могут быть приняты постановления представительного органа или постанов­ления исполнительного органа.

Например, несколько лет назад представители некоторых общест­венных объединений города Новосибирска решили написать проект нормативно-правового акта о муниципальном социальном заказе. Ана­лиз устава города Новосибирска не дал ответа на вопрос, в чьей компе­тенции находится правовое регулирование данного вопроса - главы го-Рода или городского совета. Было очень сложно объяснить этой инициативной группе, проект какого акта лучше готовить - проект постановления главы об утверждении положения о муниципальном социальном заказе или проект постановления городского совета об утверждении положе­ния о муниципальном социальном заказе.

В некоторых уставах муниципальных образований Красноярского края для решения проблемы разграничения компетенции между органа­ми местного самоуправления предложен очень интересный механизм. В уставе закрепляется перечень вопросов, которые могут регулировать­ся представительными органами. Причем предусматривается, что часть этих вопросов находится в исключительном ведении депутатов, другая часть (как правило, менее значимые вопросы) может передаваться ис­полнительным органам. Иными словами, некоторые представительные органы могут наделять исполнительные органы некоторыми своими полномочиями. Естественно, это оформляется соответствующими реше­ниями депутатов. Но следует помнить, что существуют такие вопросы, которые могут регулироваться только решениями депутатов, например принятие бюджета, установление налогов и т. п.

Как уже говорилось, органы местного самоуправления, их должност­ные лица вправе подписывать договоры и соглашения в пределах своих полномочий. Договоры - добровольное соглашение равноправных сто­рон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. Договоры могут быть нормативными и ненормативными. К первым относят, например, договоры о разграничении полномочий между муни­ципальными образованиями. В отличие от нормативных ненорматив­ные договоры не содержат норм права, к их числу относятся граждан­ские договоры, трудовые и некоторые иные. Особую разновидность до­говоров представляют международные договоры. Являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, международные до­говоры не должны противоречить Конституции РФ и общепризнанные принципам и нормам.

Нетрудно предположить, что нормативные договоры будут играть все большую роль. Именно договор лежит в основе формирования ассо­циаций, союзов муниципальных образований; договорами может осуществляться перераспределение полномочий; договоры могут заключаться с иными субъектами гражданских правоотношений. Кроме того, органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.